Международное посредничество

Автор работы: a*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание

Изучение развивающихся стран начинается с теоретических основ внешнего финансирования этих стран. Основные теоретические положения вывоза капитала в отсталые страны были сформулированы А. Смитом. К. Маркс и его последователи отметили его эксплуататорский характер и усиление финансовой зависимости принимающих стран. В 1950-1970 гг. основным содержанием политики промышленHO развитых стран в отношении постколониальных и других слаборазвитых государств было оказание им помощи для перехода от экономической стагнации к самоподдерживающемуся росту. Модель самоподдерживающегося роста предполагает формирование экономики, которая привлекает иностранный частный капитал и не зависит от официальных кредиторов.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….
Теории международного финансирования развития……………………………
Концепции помощи развитию……………………………………………………
Теории партнерства………………………………………………………………..
Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны…………….
Японская модель торгово-направленных прямых иностранных инвестиций….
Официальное кредитование экспорта…………………………………………….
Особенности международного финансирования развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

межд.финансирование развития.docx

— 35.73 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Ведение…………………………………………………………………………….

Теории международного финансирования развития……………………………

Концепции помощи развитию……………………………………………………

Теории партнерства………………………………………………………………..

Теории поощрения  прямых инвестиций в развивающиеся  страны…………….

Японская модель торгово-направленных прямых иностранных  инвестиций….

Официальное кредитование экспорта…………………………………………….

Особенности международного финансирования развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Изучение  развивающихся стран начинается с теоретических основ внешнего финансирования этих стран. Основные теоретические  положения вывоза капитала в отсталые страны были сформулированы А. Смитом. К. Маркс и его последователи отметили его эксплуататорский характер и усиление финансовой зависимости принимающих стран. В 1950-1970 гг. основным содержанием политики промышленHO развитых стран в отношении постколониальных и других слаборазвитых государств было оказание им помощи для перехода от экономической стагнации к самоподдерживающемуся росту. Модель самоподдерживающегося роста предполагает формирование экономики, которая привлекает иностранный частный капитал и не зависит от официальных кредиторов.

В связи  с этим были разработаны теории и  модели помощи развитию. Неэф-

фективность политики помощи и нарастающий разрыв в уровнях экономического развития между развитыми и развивающимися странами стимулировали поиск и разработку других направлений во взаимодействии двух групп стран. Большое распространение получили концепции перестройки международного разделения труда, поощрения прямого инвестирования, урегулирования проблемы внешнего долга. Международное финансирование развития в данном контексте трактуется

коротко, в него включаются не только система официального финансирования развивающихся стран, ее структура, механизмы, объем, но и приток частного капитала, который с 1990-х гг. стал преобладать в совокупном финансировании стран. 
 
 
 
 
 

     Теории  международного финансирования развития

     Международное финансирование развития основано на предоставлении средств развивающимся  странам. Часть этих средств предоставляется  иностранными государствами и международными организациями на льготных условиях по линии официальной помощи развитию.

     В первые послевоенные десятилетия приток официального капитала в развивающиеся  страны рассматривался в качестве фактора, который позволит обеспечить самоподдерживающее или самостоятельное развитие их экономики ("поддерживающая помощь", "помощь развитию"). Значительная часть средств, поступавших в  эти страны, выступала в качестве двусторонней или многосторонней помощи со значительной долей даров (грантов).

     С 1970-х гг. доля помощи в общем потоке внешних ресурсов в развивающиеся  страны стала снижаться. 2000-е гг. были отмечены масштабным притоком частных  капиталов в развивающиеся страны и сокращением притока официальных  средств, доля которых снизилась  до 1/5. Однако и в настоящее время  официальная помощь развитию помогает многим неблагополучным странам  поддерживать экономику. 

 

     Концепции помощи развитию

     Американский  экономист Дж. Пинкус. выдвинул тезис  о том, что субсидии (дары, гранты) в свободно конвертируемой валюте являются помощью в полном смысле этого  слова. Валютные займы и коммерческие кредиты содержат только элемент  помощи, под которым понимаются выгоды в пользу заемщика, если он получает эти кредитные средства на более  льготных, чем обычно, условиях.

     С точки зрения страны-донора, средства, предоставленные развивающейся  стране, можно рассматривать как  помощь, если сроки и условия более  благоприятны, чем на внутреннем рынке  капитала кредитора. С точки зрения получающей страны, такие кредитные  средства являются помощью, если, во-первых, ставка процента будет ниже процентной ставки национального государственного банка и, во-вторых, заем имеет субсидийный  или грант-элемент.

     Исходным  моментом для обоснования необходимости  притока финансовых ресурсов в развивающиеся  страны послужили выводы об особенностях накопления капитала в слаборазвитой  экономике, сделанные американскими  экономистами С. Кузнецом и К. Курихарой.

     По  мнению С. Кузнеца, экономически слаборазвитая  страна в процессе накопления капитала сталкивается со следующими основными  проблемами:

     - во-первых, в этих странах не  хватает сбережений в финансовом  смысле вследствие низкой склонности  к сбережениям;

     - во-вторых, сбережений не хватает  и в реальном смысле, ибо нет  склонности использовать часть  капитальных ресурсов, занятых в  производстве предметов потребления,  для осуществления производственных  инвестиций;

     - в-третьих, эти страны испытывают  острый дефицит иностранной валюты  для приобретения импортных ресурсов  вследствие хронического отрицательного  сальдо платежного баланса1.

     Из  такой ситуации следует только один выход - привлечение иностранного капитала. Приток иностранного капитала дает иностранную  валюту и восполняет нехватку сбережений. В связи с этим были разработаны  два типа моделей помощи развитию - это модели заполнения разрыва  в сбережениях и инвестициях  и модели восполнения иностранной  валюты.

     По  проблемам пополнения сбережений одним  из первых выступил американец П. Роузенстейн-Родан  в начале 60-х гг. Автор полагал, что основной целью притока иностранного капитала в экономически слаборазвитые  страны по программе помощи является создание условий для перехода от экономической стагнации к самоподдерживающему  росту.

     К помощи он относил государственные  средства, предоставленные на нерыночных условиях, которые не имеют своей  непосредственной целью получение  прибыли. Помощь оказывается для  поднятия сбережений соответственно уровню инвестиций, которые обеспечивают заданный темп роста. Приток иностранного частного капитала ожидается после того, как  с помощью иностранных государственных  вложений будет достигнут заданный темп роста.

     Американские  экономисты Х. Ченери и А. Страут в  середине 1960-х гг. предложили модель трехфазового развития слаборазвитой  экономики. Весь период времени, в течение  которого страна нуждается в интенсивном  привлечении иностранных средств, авторы разделили на три фазы, или  этапа развития. На каждом этапе  выделялся главный фактор, тормозящий экономическое развитие.

     На  первом этапе таким фактором авторы считали нехватку квалифицированных  кадров, занятых в производстве и  управлении, что не позволяет достичь потенциально возможной при данных условиях наивысшей нормы инвестиций.

     На  второй фазе развития авторы модели считают  лимитирующим фактором ограниченность сбережений, уровень которых не обеспечивает развитие экономики без помощи извне. Поэтому разность между инвестициями, соответствующими потребностям самоподдерживающего  развития, и сбережениями, формирующимися на базе данной склонности к сбережениям, должна восполняться внешними ресурсами. Окончанием второй фазы считается момент достижения уровня склонности к сбережениям, равного необходимой норме инвестиций, вследствие чего необходимый приток иностранной помощи снижается до нуля.

     В третьей фазе развития главным ограничителем  роста является неспособность экспорта компенсировать импорт. Задача этой фазы развития состоит в сохранении самоподдерживающего  развития и превращении его в  постоянный фактор. Этому препятствует недостаточная способность экономики  к производству экспортной продукции  и к замещению импорта. С этой целью авторы трехфазовой модели предложили структурную перестройку  экономики за счет перераспределения  инвестиций.

     В ходе структурных преобразований должно быть обеспечено превышение темпов роста  экспорта над темпами роста импорта, при этом предельная склонность к  импортированию снижается. Сокращающийся  дефицит текущего платежного баланса  покрывается притоком иностранной  валюты.

     С критикой использования помощи развитию выступили многие западные экономисты. Они отмечали, что правительства  развивающихся стран используют средства помощи в качестве замены государственных сбережений, которые  благодаря этому используются не в целях расширения инвестиционных программ, а для увеличения потребительских  правительственных программ, не имеющих  отношения к экономическому развитию страны.

 

     Теории  партнерства

     В связи с кризисом помощи развитию западные экономисты разработали различные  теории партнерства. Идея партнерства  нашла воплощение в создании смешанных  компаний как формы иностранного инвестирования с участием местного капитала, которые получили развитие с 1950-х гг.

     Многие  западные экономисты полагали, что  смешанная компания обеспечивает согласие между иностранным частным капиталом, правительством и местными предпринимателями  при определенных условиях.

     По  их мнению, смешанная компания обеспечивает:

     - реализацию целей национального  инвестора;

     - согласование ее деятельности  с планом национального развития;

     - приток иностранного капитала;

     - подготовку местных кадров;

     - развитие производственной и  социальной инфраструктур;

     - формирование импортозамещающего  производства.

     Иностранный инвестор, как считают те же исследователи, вкладывая средства в смешанные  предприятия, стремится получить большую  прибыль, чем он может получить в  развитой экономике, за счет более низких издержек производства и льгот по налогам. Кроме этого, иностранному инвестору нужен свободный вывоз  доходов на капитал, а также страхование  от передачи лицензий на новую технологию конкурирующим предприятиям.

     П. Роузенстейн-Родан высказал ряд  соображений по поводу построения взаимоотношений  иностранных кредиторов и принимающих  стран. Прямые инвестиции следует осуществлять преимущественно в отрасли тяжелой  промышленности, а также в наиболее современные отрасли, где требуются  специальные знания и большой  опыт управления. В остальные сферы  экономики желателен приток портфельных  инвестиций. Гармония интересов иностранных и местных инвесторов обеспечивается при достижении между ними наиболее оптимального соотношения инвестиций и раздела прибылей2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теории  поощрения прямых инвестиций в развивающиеся  страны

     Среди работ, посвященных теоретическому анализу прямых иностранных инвестиций в слаборазвитые страны, наибольший интерес представляет модель японского  экономиста Кодзимы Киеси и его  концепция торгово-направленных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции являются торгово-направленными, если они способствуют углублению участия в международном  разделении труда и развитию внешней  торговли стран-экспортеров и импортеров прямых иностранных инвестиций.

     Это происходит в том случае, когда  экспорт прямых инвестиций осуществляют компании отраслей, не имеющих сравнительных  преимуществ в национальной экономике. Их производство основано не на избыточном (дешевом) факторе, а, наоборот, на редком и дорогом факторе. Такая компания осуществляет прямые инвестиции в те отрасли, где принимающая страна обладает сравнительными преимуществами. 

Информация о работе Международное посредничество