Автор работы: a*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:21, контрольная работа
Изучение развивающихся стран начинается с теоретических основ внешнего финансирования этих стран. Основные теоретические положения вывоза капитала в отсталые страны были сформулированы А. Смитом. К. Маркс и его последователи отметили его эксплуататорский характер и усиление финансовой зависимости принимающих стран. В 1950-1970 гг. основным содержанием политики промышленHO развитых стран в отношении постколониальных и других слаборазвитых государств было оказание им помощи для перехода от экономической стагнации к самоподдерживающемуся росту. Модель самоподдерживающегося роста предполагает формирование экономики, которая привлекает иностранный частный капитал и не зависит от официальных кредиторов.
Ведение…………………………………………………………………………….
Теории международного финансирования развития……………………………
Концепции помощи развитию……………………………………………………
Теории партнерства………………………………………………………………..
Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны…………….
Японская модель торгово-направленных прямых иностранных инвестиций….
Официальное кредитование экспорта…………………………………………….
Особенности международного финансирования развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……
Товар | Страна А | Страна В |
X | 100 | 150 |
У | 150 | 300 |
В
приведенном примере
Развитой стране А выгодно увеличивать внутренние инвестиции в производство товара Х, сокращать инвестиции в производство товара У и вкладывать прямые инвестиции в производство товара У в стране В. В свою очередь, развивающаяся страна должна сосредоточиться на производстве товара У и сократить или вовсе отказаться от производства товара Х.
В
результате произойдет углубление международного
разделения труда, расширение международной
торговли и улучшение внешнеторговых
позиций обеих стран. Прямые инвестиции
в традиционные отрасли развивающихся
стран, по мнению Кодзимы Киеси, будут
способствовать расширению их экспорта
принимающих стран в страны-
Кодзима Киеси в своих более поздних исследованиях утверждает, что политика промышленно развитых стран, будучи направленной на восполнение экономики стран Юга, должна осуществляться по двум направлениям:
- оказание помощи развитию;
- либерализация импорта товаров из развивающихся стран.
На
первом этапе помощь осуществляется
в форме прямых инвестиций в первичные
отрасли; затем инвестиции направляются
в производственную инфраструктуру.
На следующем этапе
Японская модель торгово-направленных
прямых иностранных инвестиций
Среди работ, посвященных теоретическому анализу прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны, наибольший интерес представляет модель японского экономиста Кодзимы Киёси. Автор утверждает, что при определенных условиях прямые инвестиции в развивающиеся страны следует рассматривать как помощь развитию. Он разделил все прямые инвестиции на торгово-направленные и антиторгово-направленные.
К группе торгово-направленных инвестиций были отнесены прямые ино-
странные инвестиции в добывающие и трудоемкие отрасли, где развивающиеся страны обладают сравнительными преимуществами. Во вторую группу автор
включил прямые инвестиции, не учитывающие сравнительные преимущества
стран-партнеров и препятствующие развитию внешней торговли. Японские
компании, по мнению автора, осуществляют в основном торгово-направлен-
ные инвестиции, американские компании — антиторгово-направленные инвестиции.
По теории японского экономиста, прямые иностранные инвестиции являются
торгово-направленными, если они способствуют углублению участия в международном разделении труда и развитию взаимной торговли стран-экспортеров и импортеров прямых иностранных инвестиций. Это происходит в том случае, если экспорт прямых инвестиций осуществляют компании отраслей, не имеющих сравнительных преимуществ в национальной экономике. Их производство основано на не избыточном (дешевом) факторе, а наоборот, на редком и дорогом факторе. Такая компания осуществляет прямые инвестиции в те отрасли, где принимающая страна обладает сравнительными преимуществами.
Потеря преимуществ в трудоемкой отрасли X будет сопровождаться значи-
тельным сокращением занятости. Чтобы не допустить такого положения, потребуется введение протекционизма в стране. А против более конкурентоспособных
аналогичных товаров из страны В, а также установление жесткого контроля компаний — экспортеров капитала над производством страны В. Все это мешает проведению необходимых структурных улучшений в экономике обеих стран и ухудшает международную торговлю. К. Кодзима утверждает, что для развитой страны, где заработная плата растет и постоянно создаются новые, более капиталоемкие продукты, более прибыльно и рационально освободиться от собственных трудоемких отраслей и передать их производство в страны с низкой заработной платой. Модель японского экономиста отражает стратегию ТНК, прежде всего японских, которые создают в развивающихся странах свои предприятия по добыче сырья, изготовлению полуфабрикатов и других трудоемких, матер иалоемких, энергоемких, экологически грязных производств,
К. Кодзима считает, что политика развитых стран, будучи направленной на
восполнение экономики стран Юга, должна осуществляться по двум направлениям: (1) оказание помощи развитию, преимущественно по правительственным каналам, и (2) либерализация импорта товаров из развивающихся стран. По его мнению, именно Япония оказывает эффективную помощь развитию в строгой последовательности.
На первом этапе помощь осуществляется в форме прямых инвестиций в пер-
вичные
отрасли; затем инвестиции направляются
в производственную инфраструктуру.
На следующем этапе
Официальное кредитование экспорта
В систему официального финансирования развивающихся стран включаются
официально поддержанные экспортные кредиты, К официальным экспортным кредитам (ОЭК) относятся кредиты или займы для экспорта товаров и услуг, которым официальные агентства по кредитованию экспорта стран-кредиторов предоставляют гарантии, страхование или прямое кредитование. При этом гарантии страхование обеспечивают официальные власти, а кредитование возможно как из государственных, так и из частных источников. Кредит на экспорт товаров и услуг может предоставить сам экспортер; коммерческий банк может дать кредит экспортеру/импортеру; кредит может быть получен непосредственно от официального экспортно-кредитного агентства чаще всего в форме среднесрочного финансирования в дополнение к ресурсам частногосектора. Такие кредиты обычно предоставляются на экспорт капитального оборудования в рамках крупномасштабных среднесрочных проектов. По существующим правилам стран — членов ОЭСР официальные агентства кредитуют 85 %стоимости экспортного контракта сроком на 2 года и более. Официальные агентства по кредитованию экспорта входят в Международный союз страховщиков кредита и инвестиций (Бернский союз). Бернский союз существует с 1934 г. и представляет собой ассоциацию кредитно-страховых экспортных агентств, которые участвуют в союзе как независимые страховщики, а не как
представители
своих правительств. Главными целями
союза являются выработка принципов
страхования экспортных кредитов и
поддержание дисциплины выполнения
условий кредитования в международной
торговле. С этой целью члены союза
обмениваются информацией, консультируются
и тесно сотрудничают, они также
снабжают союз информацией о своей
деятельности. В поставках из стран
членов Бернского союза экспорт
с государственной страховкой/
В 1990-1995 гг, среднегодовой темп новых поступлений по экспортным кредитам составил 11 %; в 1995 г. приток достиг максимума в 110 млрд долл., к 1999 г.сумма новых поступлений снизилась до 70 млрд долл. Общая сумма полученных экспортных кредитов в 1995 г. составила 475,3 млрд долл., к 1999 г. она упала до 410 млрд долл. Экспортные кредиты получают страны с наиболее развитым рынком; на первые 20 стран-получателей приходится 80 % от общей суммы,
в которой две трети составляют новые поступления, 1Д — просроченные обязательства, страховые платежи и т. п.
В 1999 г, по суммарному объему полученных экспортных кредитов основными реципиентами были Россия — 55,5 млрд долл. (13 % от общей суммы) и Китай —46,4 млрд долл. (11,3 %). Обязательства по официальным экспортным кредитам составляют значительную часть совокупной внешней задолженности стран развивающихся и с переходной экономикой: в 1996 г. они составляли 24 %, в 1999 г. —19 %;
в составе
задолженности официальным
В 2000 г. долги по экспортным кредитам составили 27 % совокупного внеш-
него
долга крупных получателей
Особенности международного финансирования развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой
Финансовые потоки в развивающиеся страны имеют следующие особенности. Во-первых, значительную часть внешних ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и субсидий на основе межправительственных соглашений и от международных финансовых институтов {«официальное финансирование развития» ОФР). Отбор стран, которые могут претендовать на льготные ресурсы, осуществляется в зависимости от уровня экономического развития. Но в расчет принимаются также политические и военно-стратегические факторы. Средства по линии ОФР получают также страны, переживающие экономические кризисы.
Во-вторых, для каждой страны в зависимости от уровня экономического развития, экономической ситуации, состояния внутреннего финансового рынка, роли в мировой экономике и политике формируется свой особый механизм международного кредитования и финансирования. Развивающиеся страны делятся на две категории. Первые (слабо развитые) — привлекают внешние ресурсы преимущественно из официальных источников. Частные ресурсы им мало доступны из-за их жестких условий. К тому же такие страны непривлекательны для частных инвесторов.
Вторые (относительно развитые) — привлекают преимущественно частные ресурсы. Это страны с развивающимися финансовыми рынками (emerging markets). В таких странах внутренние финансовые рынки уже получили определенное развитие и произошла их интеграция в мировую систему при посредстве как кредитного, так и фондового рынка.
В-третьих, международное кредитование и финансирование развивающихся стран сводятся преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран.
Роль
внешних ресурсов для экономического
развития развивающихся стран оценивается
неоднозначно. Большинство стран, добившихся
экономических успехов, активно привлекают
внешние ресурсы, хотя и опирались преимущественно
на внутренние сбережения. Однако ряд
стран не смог продвинуться существенно
вперед по пути социально-экономического
прогресса, несмотря на крупные внешние
вливания. Эффективность использования
внешних ресурсов определяется преимущественно
поведением заемщиков (государственных
институтов и хозяйствующих субъектов).
Вместе с тем важное значение имеет поведение
кредиторов.
Заключение
Несмотря на очевидные перемены, происходящие в мировой экономике, причины движения капитала, по-прежнему, рассматриваются с позиций традиционных научных школ, прежде всего, неоклассической, неокейнсианской и марксистской, не потерявших, тем не менее, своей актуальности. Эти теории выступают составными частями более широких методологических концепций, в основном, неоклассической теории международной торговли, неокейнсианской теории экономического роста и теории общественного воспроизводства.
Страны обмениваются между собой не только товарами и услугами, но и ресурсами, необходимыми для их производства (факторами производства). Капитал, трудовые ресурсы, научно-технические знания в современных условиях обладают высокой международной мобильностью: капитал активно инвестируется за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы и более благоприятных условий жизни, технологии передаются между странами.
Международная
миграция (перемещение) товаров и
факторов производства взаимосвязаны,
они дополняют и замещают друг
друга. Страна с относительно избыточными
трудовыми ресурсами и