Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-3
Глава 1. МВФ, его структура и функции……………………………………….4
Структура органов управления и их функции…………………………..4-10
1.2 Основные механизмы кредитования……………………………………10-15
1.3 Курсовая политика МВФ………………………………………………...16-18
Глава 2. Начало взаимоотношений МВФ и России………………………..19-21
2.1 Россия и МВФ: смена ролей…………………………………………….21-24
2.2 Россия и МВФ: утверждение нового курса…………………………….24-28
Глава 3. Проблемы МВФ…………………………………………………....29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word курсак сашкин.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-3

Глава 1. МВФ, его  структура и функции……………………………………….4

    1. Структура органов управления и их функции…………………………..4-10

1.2 Основные механизмы  кредитования……………………………………10-15

1.3 Курсовая политика  МВФ………………………………………………...16-18 

Глава 2. Начало взаимоотношений МВФ и России………………………..19-21 

2.1 Россия и МВФ: смена ролей…………………………………………….21-24

2.2 Россия и  МВФ: утверждение нового курса…………………………….24-28

Глава 3. Проблемы МВФ…………………………………………………....29-32

Заключение…………………………………………………………………...33-34

Список использованной литературы…………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В системе международных экономических  отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они  создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет  использовать его целенаправленно  и эффективно. Международный валютный фонд играет значительную роль, как  в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики  в целом. Поэтому изучение его  сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.

     Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного  фонда и его роли в регулировании  международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и  структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ  в системе международных валютно-финансовых отношений.

     При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного  фонда. Предмет исследования - роль этой международной организации  в регулировании международных  валютно-финансовых отношений.

     Степень изученности данной темы можно назвать  сравнительно высокой. Из авторов литературы, в которой рассматривается деятельность МВФ и его роль в мировой  экономике, следует отметить Герчикову  И.Н., Цыганкову Т.М., Козака Г.О. и  Ковалевского В.В. Кроме того, о роли МВФ в регулировании международных  валютно-финансовых отношений можно  судить из подробной статьи Мазуровой  Е.К. “Роль международных организаций  в регулировании глобальных экономических  процессов” в Вестнике Московского Университета, посвящённой не только исключительно этой узкой теме, но и всей деятельности Фонда в целом.

     Исследование  в данной работе будет включать как  анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так  и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его  работы с соответствующими структурами  стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы  в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной  валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован  так же исторический подход к становлению  данной организации, а так же к  значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 МВФ, его структура и функции

    1.1 Структура органов  управления и их  функции

     Необходимость в организации, подобной МВФ, стала  очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Большинство знает об этой эпохе по мрачным фотографиям, показывающим ферм, разрушенные пылевыми бурями, и лица безработных, стоящих в длинных очередях за бесплатным супом. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, оставив негодующих вкладчиков без единого цента, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли, покинутые фермы заросли бурьяном, не работали заводы, суда простаивали в ожидании несуществующих грузов, а десятки миллионов рабочих искали работу, которой не было.

     Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в  меньшей степени пострадал и  не столь видимый мир международных  финансовых и денежно-кредитных  рынков. Общее недоверие к банкнотам  породило спрос на золото, намного  превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран, прежде всего  Соединенное Королевство, были вынуждены  отказаться от золотого стандарта, который  определял стоимость валюты в  золоте, и тем самым на протяжении многих лет служил установленной  стабильной ценой денег. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого  золотого содержания, крайне затруднился  обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем  и частоту денежных операций, что  вело к потере рабочих мест и падению  жизненного уровня. Более того, некоторые  правительства жестко ограничили обмен  национальной валюты на иностранную  и даже пытались ввести бартерную  торговлю (например, один локомотив  обменивался за 100 тонн кофе), которая полностью исключила бы использование денег. Другие правительства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем, чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Данная практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в виде подобной же девальвации валюты торговым соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между стоимостью валют. Это вызвало спад мировой экономики. В период с 1929 по 1932 годы цены на товары во всем мире упали на 48 процентов, а объем мировой торговли сократился на 63 процента.[13]

     Созванные в 30-е годы несколько международных  конференций для рассмотрения мировых  валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения  были, очевидно, недостаточны. Требовалось  добиться сотрудничества всех стран, в  невиданных ранее масштабах, для  создания новой валютной системы  и международного учреждения для  контроля за ней. По счастливому совпадению, два смелых и оригинально мыслящих человека, Гарри Декстер Уайт в  Соединенных Штатах и Джон Мэйнард  Кейнс в Соединенном Королевстве, почти одновременно предложили в  начале 40-х годов создать именно такую систему, контроль за которой  осуществлялся бы посредством не отдельных международных совещаний, а постоянно действующей организацией сотрудничества. Данная система должна реагировать на существующие условия  и способствовать неограниченному  обмену валют, четкому определению  единой стоимости каждой валюты и  устранению ограничений и такой  практики, как, например, конкурентная девальвация, приведших почти к  полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных  условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля за ней. Окончательные переговоры о создании Международного Валютного Фонда состоялась в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир, США, в июле 1944 года с участием представителей 44 стран. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 года, имея в своем составе 39 стран.[12]

     Для начала выясним, что такое МВФ  и чем он занимается.

     Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

     На  Бреттон-Вудской конференции ООН  по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад  в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший  британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - заместитель государственного секретаря США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года -официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 186 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

     Международный валютный фонд является кооперативной  организацией, объединяющей страны на добровольной основе. Целью этого  института является проведение консультаций друг с другом для поддержания  стабильности системы покупки и  продажи валют с тем, чтобы  платежи в иностранной валюте протекали гладко и вовремя. Члены  МВФ считают, что открытый обмен  мнениями относительно политики, которой  руководствуются правительство  и резиденты одной страны, осуществляя  платежи правительству и резидентам другой, выгодно всем. Они также  считают, что проводимые время от времени коррекции политики в  случае, если все члены согласны, что они в общих интересах, могут способствовать росту международной торговли и созданию дополнительных и более высокооплачиваемых рабочих мест в развивающейся мировой экономике .[4]

     МВФ ссужает деньги своим членам, которые  сталкиваются с трудностями по погашению  обязательств перед другими членами, с условием, что они предпримут экономические реформы, способствующие устранению этих трудностей для их собственного блага и блага остальных. Однако МВФ не имеет эффективных  рычагов вмешательства во внутреннюю экономическую политику своих членов. Он не может заставить правительство  некоторого своего члена больше тратить  на школы и больницы и меньше - на военные закупки. Но он может побудить своего члена к лучшему использованию  скудных ресурсов, не допуская финансовых излишеств. Если страна пренебрегает этими  советами, МВФ может лишь попытаться убедить ее в выгодах принятия политики, одобренной сообществом в  целом, как во внутренних, так и  международных делах. [8]

     МВФ может лишь требовать от своих  членов, чтобы они раскрывали информацию о валютной и финансовой политике и, по возможности, не применяли ограничений  на обмен национальной валюты на иностранную  и на осуществление платежей другим членам.

     Члены МВФ уступают часть полномочий организации  в том, что касается платежной  политики, поскольку эта политика имеет огромное значение для денежных потоков между странами. Кроме  того, опыт подсказывает, что без  глобального мониторингового центра современная система платежей в  иностранной валюте не работает.

     Структура органов управления:

     Высший  руководящий орган МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.[2]

     Уставный  капитал составляет около 217 млрд СДР. Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

     В МВФ действует принцип «взвешенного»  количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования  определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых»  голосов независимо от величины его  взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР  суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии  СДР, ее число голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал  Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим  государствам.

     Решения в Совете управляющих обычно принимаются  простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим  оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

     Существенную  роль в организационной структуре  МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (англ. International Monetary and Financial Committee, IMFC). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в  том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет  является совещательным органом  Совета управляющих и не имеет  полномочий для принятия директивных  решений. Тем не менее он выполняет  важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся  к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения  о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF -- World Bank Development Committee). [10]

     Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который  несёт ответственность за ведение  дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление  надзора за их политикой валютного  курса.[6]

     Исполнительный  совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. -- около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) -- Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель -- Джон Липски (США).

Информация о работе Международный валютный фонд