Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-3
Глава 1. МВФ, его структура и функции……………………………………….4
Структура органов управления и их функции…………………………..4-10
1.2 Основные механизмы кредитования……………………………………10-15
1.3 Курсовая политика МВФ………………………………………………...16-18
Глава 2. Начало взаимоотношений МВФ и России………………………..19-21
2.1 Россия и МВФ: смена ролей…………………………………………….21-24
2.2 Россия и МВФ: утверждение нового курса…………………………….24-28
Глава 3. Проблемы МВФ…………………………………………………....29-32
Заключение…………………………………………………………………...33-34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word курсак сашкин.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)

     Кудрин  также отметил, что в ближайшие  выходные в Лондоне произойдет встреча  министров финансов «двадцатки», на которой будет обсуждаться вопрос о том, какие страны смогут кредитовать  страны, находящиеся в сложной ситуации, в обмен на специальные права заимствования.

     «Россия пока не будет участвовать в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку мы осуществляем серьезный объем поддержки по другим линиям и в других формах», сказал Кудрин.

     В частности, по его словам, речь идет о предоставлении ресурсов МВФ в  качестве размещения своих золотовалютных резервов на 10 млрд долларов, внесении ресурсов в фонд ЕврАзЭС. Путин также  поручил министру финансов в диалоге  с руководством МВФ обратить внимание на необходимость поддержки «некоторых наших партнеров по СНГ».

     Кудрин  на это заметил, что кредитная  поддержка стран СНГ «является  нашим серьезным вопросом при  обсуждении проблем в МВФ». Он подчеркнул, что Россия поддерживает предоставление МВФ кредитов Украине, Белоруссии, Армении  и другим странам СНГ.

     «Мы всегда участвуем в голосовании  и голосуем за предоставление кредитов этим странам. Поэтому мы и впредь будем работать над тем, чтобы  ресурсы МВФ и наше взаимодействие с МВФ обеспечили поддержку стран, с которыми мы имеем наиболее тесные связи», заключил Кудрин.

     Стоит отметить, что отказ России «накачивать SDR» свидетельствует о том, что  наше правительство отказалось от идеи новой валюты на базе этого финансового  инструмента. Напомним, что после  начала мирового экономического кризиса  знаменитый американский инвестор Джордж Сорос предложил именно на основе специальных прав заимствования  создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Планировалось  также расширить базовую валютную корзину.

     За  эту идею ухватился Китай. Россия эту идею поддержала. В конце марта  президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с министрами финансов стран СНГ заявил, что система  мировых резервных валют нуждается  в радикальном изменении.

     «По этому поводу существует дискуссия. Ряд наших партнеров придерживаются точки зрения, что в этой сфере  все в порядке, что достаточно немного укрепить базовые мировые  валюты, в том числе доллар, чтобы  наступили спокойствие и порядок. Мы придерживаемся другой точки зрения», заявил Медведев.

     По  его словам, Россия «считает, что  мировой финансовый кризис связан с  определенными проблемами в функционировании мировых резервных валют». Говоря о повышении статуса SDR, президент  отметил, что эта тема «безусловно, может стать актуальной в самом  ближайшем будущем».

     Однако  теперь, видимо, Россия не только отказывается от участия в программе SDR, но и  прощается с идеей создания мировой  валюты на базе специальных прав заимствования. По мнению аналитиков, перспектив у  этого проекта немного.

     «Идея единой наднациональной валюты на базе расчетной единицы МВФ немного  поутихла. Главный сторонник нашей страны в этом вопросе - Китай видимо, решил пойти по-другому, более эволюционному пути, подготавливая почву для создания региональной резервной валюты. В одиночку же России продвигать подобные идеи бессмысленно. Поэтому вряд ли на нынешнем саммите министров финансов и глав Центробанков G20 вопрос о новой резервной валюте будет затронут», считает Андрей Ганган.[3] 
 
 
 
 
 
 

3 Проблемы МВФ

     Резервы фонда

     Глобальный  финансовый кризис, масштаб которого показался бы абсолютно невероятным  еще год назад, начинает настигать  тех, кто по долгу службы должен препятствовать его возникновению. Ставшие уже  привычными аббревиатуры международных  финансовых институтов, весьма вероятно, уйдут в историю уже в скором будущем. Первой кандидатурой на попадание  в этот печальный список является Международный валютный фонд.

     Текущий финансовый кризис, казалось бы, не дает повода усомниться в необходимости  и значительности роли МВФ. Тревожные  известия приходят из все новых мест. Перепуганные инвесторы только за последний  месяц вывезли из страны почти 13 млрд долларов.

     Не  удивительно, что руководство МВФ  предпринимает все, чтобы его  главный "акционер", Соединенные  Штаты, увеличил финансирование фонда. Ведь ресурсы организации практически  исчерпаны. Сейчас, по словам заместителя  директора МВФ Стенли Фишера, резервы  фонда, которые он реально может  использовать для экстренных стабилизационных кредитов странам, терпящим финансовые бедствия, упали до минимального за всю историю уровня - 5-9 млрд. долларов. По данным МВФ, отношение его несвязанных  резервов к ликвидным обязательствам, так называемый коэффициент ликвидности, составляет сейчас около 30% против "уровня комфорта" в 70% . Проблема нехватки ликвидности  действительно мучает фонд как никогда. Однако абсолютизировать ее не стоит. Во-первых, потому, что МВФ все-таки периодически возвращают выданные кредиты. А во-вторых, помимо обращения за помощью к своему главному "акционеру" (конгресс США недавно отклонил просьбу  МВФ о выделении дополнительно 18 млрд долларов), фонд всегда может  апеллировать к другим странам-членам. Кроме того, он может задействовать  механизм эмиссии специальных прав заимствования (SDR), своего рода мировых  денег. Несмотря на бюрократическую сложность подобной процедуры (для ее запуска требуется решение Совета управляющих фонда и последующее одобрение тремя пятыми состава членов МВФ), сила нынешних финансовых потрясений заметно влияет на сговорчивость чиновников. Наконец, МВФ может быстро привлечь необходимые средства для безотлагательных нужд в рамках так называемого Генерального соглашения о заимствовании, базирующегося на экстренных кредитах стран "большой десятки". При работе с последним пакетом помощи России в июле 1998 года использовалась как раз такая схема.[15]

     Шум, который сейчас поднят вокруг МВФ, следует  объяснить скорее не кризисом ликвидности, а кризисом доверия или интеллектуальным кризисом в самом фонде. Его программы  потерпели фиаско практически во всех странах, пострадавших от азиатского кризиса. Более того, своим вмешательством МВФ часто скорее способствовал  дальнейшей дестабилизации.

     Действительно, финансовые кризисы в разных частях планеты заметно участились и  стали куда масштабнее после того, как деятельность МВФ по поддержке  пострадавших стран приобрела регулярный характер.

     Одна  из возможных причин, помимо неадекватности антикризисных программ фонда, состоит  в том, что инвесторы при работе на развивающихся рынках стали принимать  все более рискованные решения. Растущие надежды на помощь МВФ, которая  позволит стране рассчитаться по долгам, снизили ответственность и внесли сильный дестабилизирующий фактор в мировую финансовую систему.[9]

     Естественно, с таким подходом категорически  не согласны в самом фонде. Стенли Фишер заявил, что "международная  финансовая система нуждается в  функционировании МВФ" в будущем, так как возможные опасности  будут требовать быстрой реакции  в большей степени, чем сегодня. Впрочем, оперативности-то фонду как  раз и не хватает. Как правило, программы помощи МВФ запускались только тогда, когда валюты и рынки развивающихся стран уже обваливались.

     России  фонд также не смог предложить эффективную  программу. И здесь бессмысленно все сваливать на скверную исполнительность россиян - МВФ позволял обманывать себя с 1993 года. Фискальная система страны так и не была толком усовершенствована, государство так и не научилось  жить по средствам. В конце концов, даже формальных обязательств по бюджетному дефициту мы так ни разу за пять лет  и не выполнили.

     Получается, что МВФ все это время спокойно наблюдал за углублением долговой ямы, в которую сползала Россия. А ведь можно было требовать выполнения обязательств и даже останавливать  программу помощи при их невыполнении.

     Помощь  России при построении либеральной  экономики многие политики, и не в последнюю очередь функционеры  МВФ, считали исторической миссией  фонда. Ее полный провал скомпрометировал руководство организации и саму идею ее существования.

     Впрочем, некоторые аналитики полагают, что  атаки на МВФ имеют весьма отдаленное отношение к насущным проблемам  мировых финансов и скорее являются отражением американских внутриполитических процессов. Существует большая опасность, что решение о необходимости  существования такого рода организации  будет принято не на основании  реальной оценки ее необходимости, а  исходя из расклада политических сил  в Вашингтоне.[14]

     Несмотря  на отказ увеличить американские вложения в МВФ, конгресс одобрил  ассигнования в размере 16,2 млрд долларов на программы иностранной помощи в рамках двусторонних отношений. Во-первых, это достаточно точно отражает недовольство конгрессменов существованием международной  бюрократической организации, которая  тратит деньги американских налогоплательщиков, причем часто неэффективно и уж во всяком случае бесконтрольно. И, во-вторых, их стремление сосредоточить всю полноту решений о финансовой поддержке иностранных государств в своих руках. А значит, сдвинуть баланс влияния на американскую внешнюю политику в пользу законодательной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     За  время своего существования МВФ  превратился в подлинно Универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных  отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта  платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть большую роль в  реализации решений «Семерки» ведущих  государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования  мировой экономики, международной  координации, Согласования национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым  валютным институтом, накопил большой  и полезный опыт.

     Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и сопернечества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены  согласовать свою линию поведения  с главными государствами Западной Европы и Японией.

     Одновременно  в МВФ усиливается влияние  развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого потребность в более  эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных  интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость  совершенствования как институциональных  структур Фонда, так и реализуемых  им програмных политических установок.

     Результаты  взаимоотношений России с МВФ  неоднозначны. Оценки этих результатов  различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Дробынин А.И. (редакция). Экономическая теория. - Санкт-Петербург, 2007г.
  2. Егоров А. В. Международная финансовая инфраструктура. -  М.: Линор, 2009г.
  3. Камнева Г. Россия обойдется без МВФ // Взгляд - Деловая газета, от 3 сентября 2009 г. С. 7-8.
  4. Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. - М.: ТК Велби, 2007г. - 656 с.
  5. Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2005г. - № 17 (3101). С. 18-25.
  6. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1.- под ред. Хасбулатова Р.И. - М.: Гардарики, 2006г. - 627 с.
  7. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / под ред. Круглова В.В. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.
  8. Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. - Изд.”Новое знание” 2007г.
  9. Симионов Ю.Ф, Лыкова О.А. Международная экономика и международные экономические отношения. -  Изд. Феникс,2010г.
  10. Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения - М.: КноРус, 2010г. - 448 с.
  11. Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г. С. 13-16.
  12. www.mvf.ru/o_fonde.php.
  13. www.mvf.ru/history.php.
  14. www.imf.org.
  15. www.krugosvet.ru/articles/63/1006379/1006379a3.htm.

Информация о работе Международный валютный фонд