Межэтнические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:21, контрольная работа

Описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
Дать определение понятию «межэтнический конфликт», выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
Рассмотреть межэтнические отношения в Приморском крае.
Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………........................3
1 Понятие, причины и предпосылки межэтнических конфликтов…………………………...5
2 Межэтнические отношения в Приморском крае……………....…………………………….8
3 Пути выхода из межэтнических конфликтов……………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………....16
Список использованых источников 17

Работа состоит из  1 файл

Контр работа Исслед-ие соц-эк и полит-х процессов.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. Но в последнее время взаимодействия между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов. Наиболее опасными являются межэтнические конфликты, поскольку они разрушают межличностные и деловые связи между регионами, падает авторитет органов государственной власти.

     Острота межэтнических конфликтов в современной  России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

     В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий

     Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ - это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходит интернализация культурных норм и гармонизации ценностей.

     Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:

  1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
  2. Рассмотреть межэтнические отношения в Приморском крае.
  3. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

     Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может  возникнуть  только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства.

     В условиях интенсивных миграций и  взаимодействия культур, современная  система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

     Роль  национальной принадлежности становится всё более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени

конфликтности современных межнациональных отношений.  

      
 
         1 Понятие, причины и предпосылки межэтнических конфликтов

     Межэтнические конфликты (нередко их называют просто этническими) стали распространенным явлением в современном мире. Один из принципиальных вопросов для понимания таких конфликтов — вопрос об их связи с самим феноменом этничности: является ли связь между ними сущностной, заложенной в самом этническом многообразии человечества, или она сугубо функциональна? Если признать истинным первый подход, то тогда ингушей и осетин, арабов и евреев, армян и азербайджанцев следует признать «несовместимыми». Если исходить из второго, то надо сделать вывод: не этничность составляет суть таких конфликтов, она — форма их проявления.

     В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между  общностями людей, консолидированными на этнической основе. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту. По существу конфликт есть способ разрешения противоречий, проблем, а они могут быть самыми разными.

     Обострение  этнических проблем во всём мире усилило  внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов. Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

     1. Национальный состав региона  конфликта (выше его вероятность  в смешанных регионах);

     2. Тип поселения (вероятность выше  в большом городе);

     3. Возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые»  дают более высокую вероятность конфликта);

     4. Социальное положение (выше вероятность  конфликта при наличии маргиналов);

     5. Уровень образования (корни конфликта  гнездятся в массе невысокого  уровня образования, однако, следует  помнить, что идеологами его  всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

     6. Политические взгляды (конфликты  значительно выше у радикалов).

     Какими  бы причинами ни вызывались межэтнические  конфликты, они приводят к массовому  нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

     - последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

     - результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

     - следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

     Немаловажны и факторы субъективного порядка.

     Межнациональные конфликты по причине и характеру  происхождения могут быть:

      - социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

      - культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

      - этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

      - этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

      - историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

      - межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

      - сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

     Самый простой принцип определения формы этнического конфликта — это от несение его к ненасильственным или насильственным. Но те и другие бывают разными. Центр этнополитических и региональных исследований среди насильственных конфликтов на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья выделил следующие:

     Региональные  войны (шесть из них длительные — не менее не скольких месяцев), т.е. вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Это Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский конфликты (сюда же относится Чеченский конфликт);

     Краткосрочные вооруженные столкновения, продолжавшиеся несколько дней и сопровождавшиеся жертвами. К ним относятся, в частности, столкновения в Фергане, Оше, Осетино-ингушское, а также в Сумгаите, — всего около 20. Такие столкновения называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».

     Другие  конфликты отнесены к невооруженным. Их насчитывают на постсоветском пространстве более 100. Среди них достаточно четко, на наш взгляд, выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Не всегда такая форма конфликтов сопровождается межобщинными конфликтами.

     Еще одна форма — манифестирующие проявления конфликтов, к числу которых следует отнести митинги, демонстрации, голодовки, акции «гражданского неповиновения».

     Наконец, как уже говорилось, существует идеологическая форма конфликтов, когда разгорается «конфликт идей».

     Каждая  из указанных форм отличается «действующими  лицами», или основными субъектами, конфликта. При доминирующей институциональной  форме главными действующими лицами являются властные структуры, партии, организаторы общественных движений, обычно действующие через институты власти. При манифестирующей форме конфликта субъектом выступают уже значительные массы людей, поэтому данную форму называют еще конфликтами «массовых действий». И, наконец, участниками идеологических по форме конфликтов являются группы элиты — политической, научной, художественно-творческой. Их идеи транслируются работниками средств массовой информации и сферы образования.  
 

     2 Методы и виды обмена информацией

     Исследования показывают, что враждебность, уходящая корнями в культурные различия, активизация этнических групп, исторические прецеденты и структура социальных и политических систем сами по себе или в совокупности не приводят в большинстве случаев к организованному межэтническому конфликту. Наблюдения показывают, что сотрудничество между русскими и китайцами на повседневном уровне исходит от осознания обеими группами экономической необходимости и выгод взаимодействия (например, для противостояния одним и тем же преступным группам, ищущим доходов на стороне чиновникам или для обхода казуистических правил и законов), а также в результате изоляции от славянского населения и так небольших и рассредоточенных, мест проживания и деятельности китайских мигрантов. 
Эти же наблюдения свидетельствуют о том, что экономическая заинтересованность должна, по всей вероятности, сдерживать антикитайскую активность на Дальнем Востоке, особенно среди элит. Более того, экономическая заинтересованность должна быть мощным фактором в политической ситуации Приморского края, где элементы правового государства и этические нормы развиты слабо и не способны ограничивать чисто утилитарные формы поведения.

Информация о работе Межэтнические отношения