Мировой рынок кофе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание

Кофе — напиток, изготавливаемый из жареных зёрен кофейного дерева. Благодаря содержанию кофеина оказывает стимулирующее действие. Кофе всегда ценили за ту бодрость и свежесть, которую приносит чашка этого божественного напитка. На мусульманском Востоке, где запрещено употребление спиртных напитков, кофе является обязательной составляющей любого праздничного стола. В России, несмотря на свободное употребление вина и более крепких напитков, кофе так же очень популярен.

Содержание

Введение
Глава 1: Все о кофе
1.1 История кофе
1.2 Сегментация рынка
1.3 Сорта и виды кофе
1.4 Влияние кофе на здоровье человека
Глава 2: Мировой рынок кофе
2.1 География кофе
2.2 Международные соглашения о кофе
2.3 Обзор мирового рынка кофе
Глава 3: Рынок кофе в России
3.1 Обзор российского рынка кофе
3.2 Динамика и перспективы рынка кофе в России
3.3 Таможенное регулирование экспорта и импорта
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 781.00 Кб (Скачать документ)

  Сегодня доля растворимого кофе равна приблизительно 85  %  и  можно предположить, что этот сегмент сможет удержать наибольшую часть кофейного рынка России. Несколько компаний активно работают над продвижением категории  зернового кофе в России, но,  по  расчетам,  на  его  долю  в  будущем  едва  ли  будет приходиться более 20 % рынка[24].

  Тем не менее, формирование устойчивого спроса на зерновой и молотый  кофе остается основной тенденцией отечественного  кофейного  рынка.  Эти  позиции представляют все больший коммерческий интерес и реализуются во  все  больших объемах.

Рис.3.2. Динамика объема производства, тыс. тонн

Источник: Камбаров А.О., Зиновьева С.В., Кожин Н.А. и др. Совершенствование развития пищеконцентратной отрасли на перспективу до 2020 года /А.О. Камбаров [и др.] //Промышленная политика в Российской Федерации – 2010.– №4-6. – С. 22.

 

В  крупных  промышленных  российских  городах,  которые  являются  основными потребителями зернового и молотого  кофе,  в  последнее  время  обозначилась тенденция изменения  пропорций  между  продажами  этих  двух  ассортиментных категорий. Если раньше преобладал объем зернового кофе,  то  сейчас  молотый кофе почти поднялся до его уровня.

Продвижение зернового и молотого кофе в регионах - перспективное,  но  очень непростое дело, -  там не только меньше платежеспособность населения,  но  и ниже культура потребления кофе. Размышляя о  перспективах  развития  кофейного  рынка,  надо  отметить,  что натуральный  кофе  сохранил  характер  "доступной  роскоши"  -  продукта  не повседневного, но позволительного - и подобное восприятие  его  потребителем во многом обеспечивает стабильность продаж.

Работа с зерновым кофе представляет интерес  для  компаний,  ориентирующихся на заполнение различных рыночных ниш.

Успех продвижения зернового кофе можно видеть  в комбинации  двух  подходов: прямой  рекламы  и,  обязательно,  дегустаций  на  местах  продаж,   которые позволяют  конечному  потребителю  знакомиться  с  новым  для  него   вкусом достаточно дорогого продукта.

Говоря о перспективности кофе верхнего ценового сегмента, нужно  отметить  и рост объемов реализации в России дорогостоящего сублимированного кофе. Однако и более дешевый кофейный продукт  -  порошок,  произведенный  методом "spray-dried" -  по-прежнему  прочно  удерживает  позиции  в  регионах,  где покупательная  способность  населения  значительно  ниже,  чем  в  Москве  и нескольких развитых городах.

Повышение требований конечного потребителя к качеству (как самого кофе,  так и его упаковки)  отразилось  на  запросах  оптовых  компаний,  что,  в  свою очередь, вынудило поставщиков привести  свое  производство  в  более  точное соответствие нормам российского рынка.

Проблемы, с которыми в 1998 году столкнулись дистрибьюторы  кофе,  заставили их не  только  задуматься  о  степени  сбалансированности  своего  кофейного ассортимента, но и подключить к кофе дополнительные товарные группы. Сегодня торговым компаниям становится все труднее работать с каким-то  одним продуктом, поэтому они пошли по  традиционному  дистрибьюторскому  пути  и начали работать  с  широким  ассортиментом  продуктов  питания:  бакалейными товарами, плодоовощными и рыбными консервами.

Рынок  кофейных  компаний  консолидируется  и   небольшим   его   участникам становится    сложнее    выдерживать    условия     конкурентной     борьбы. Привлекательность  кофейного   бизнеса   для   небольших   фирм   снижается: ужесточаются требования таможенных, фискальных и  прочих  органов,  а  норма прибыли сокращается.  Происходит увеличение степени концентрации в  кофейном сегменте, когда маленьким  компаниям  приходится  занимать  свою  более  или менее обособленную рыночную  нишу  и  там  приспосабливаться  ко  все  более жестким условиям рынка.

Сегодня налицо ослабление спроса на  те  товары,  которые  не  относятся  к группе «первой необходимости». В  России,  где  основная  масса  потребителей ориентирована на чай, такая рыночная ситуация сразу отразилась  на  продажах кофе. Тем не менее, согласно данным  маркетинговых  исследований,  число  торговых марок и представляющих их компаний на рынке кофе в России в настоящее  время едва ли сокращается.

Несмотря на низкий уровень импортируемого зеленого зерна и балкового, рынок кофе постепенно растет в стоимостном выражении.

Причиной этому служит рост более дорогой упаковки кофе. Так, возросла доля кофе, упакованного в фольгированные материалы и стеклотару, стоимость которых в 1,25-1,8 раза выше пленочных и картонных упаковок.

Немаловажное влияние на развитие рынка кофе оказывает влияние научно-технический прогресс. Как было сказано выше, последние 5 лет на рынке завоевал популярность сублимированный кофе. В отличие от порошкового и агломерированного кофе он приготавливается по технологии freeze-dry , а не методом тепловой сушки, благодаря чему сохраняет максимум полезных веществ и аромат. Кроме этого, развитие технологии ароматизации молотого кофе позволяет более длительное время сохранять специфический аромат свежеприготовленного напитка. Технология ароматизации позволяет получать кофе с алкогольной, цитрусовой и прочими ароматическими гаммами. Это стимулирует дополнительный спрос у потребителей и в итоге сказывается на увеличении продаж.

Российский рынок кофе давно стал привлекательным для иностранных производителей. До 2001 года иностранные производители были представлены в основном импортной продукцией. С 2001 года самые крупные из них построили и вывели на полные мощности собственные заводы на территории России: Nestle (г. Тимашевск, Краснодарский Край), Elite, Kraft Jacobs Suchard. Иностранные компании стали занимать лидирующие позиции в сегментах сублимированного кофе и кофейных смесей.

Приоритетное развитие производства отечественной продукции пищеконцентратной отрасли предполагает использование интенсивных факторов экономического роста. Экстенсивные факторы в мере развития научно-технического прогресса (НТП) и внедрения его результатов в производство на каком-то этапе уступают место интенсивным факторам.

Развитие НТП на перспективу связано с совершенствованием качества традиционно выпускаемых продуктов, с разработкой и внедрением новых инновационных технологий, ориентированных на максимальное удовлетворение меняющихся вкусов и предпочтений покупателей, создание продуктов особого класса; - здорового питания, лечебно-профилактической направленности и т.д.

Экстенсивное и интенсивное направления развития обеспечиваются за счет более полного использования и совершенствования производственного потенциала. Производственный потенциал – это сумма трех составляющих: технический, сырьевой и трудовой. Все три составляющие взаимосвязаны единым процессом производства и реализации; от того, как они взаимодействуют, зависят качество продукции, ее удельная себестоимость, удельная и абсолютная величина прибыли.

Положительная тенденция в развитии отечественного производства кофе заключается в строительстве заводов полного и частичного цикла переработки кофе и отечественными компаниями: ОАО "Русский продукт", KAFFA INDUSTRIES , "Торговый Дом "Гранд", "Блюз".

Потенциал рынка кофе велик: по прогнозам экспертов он будет расти на 5-7% в год[25], при чем наиболее активный рост будет наблюдаться в сегменте растворимого кофе, а также в сегменте кофейных смесей. Рынок натурального кофе, скорее всего, стабилизируется. На рынке кофейных напитков продолжится тенденция к снижению объемов потребления.

Кофе и кофепродукты, в связи с малой объемной массой затаривания в пакеты (банки) и, соответственно, невыгодностью транспортирования, необходимо производить раздельно по регионам РФ: Европейская часть, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Интенсивное наращивание производства указанных продуктов в целях обеспечения спроса требует закупок по импорту необходимого количества современных поточно-механизированных (автоматизированных) линий, что позволит снизить в перспективе долю импорта в балансе потребления до допустимых границ изменения (20 – 30%) и обеспечить продовольственную независимость[26].

В производстве кофе натурального, кофе растворимого используют сырые зерна кофе, закупаемые по импорту из стран Африки, Азии, Южной Америки. Интенсивное наращивание производства указанных продуктов по регионам РФ требует закупок возрастающих количеств сырья. Для малых (средних) предприятий необходимо создать на определенный период благоприятный финансовый климат обеспечения закупок в форме выбора оптимального варианта; - снижение уровня взимания налогов на прибыль, добавленную стоимость, уменьшения таможенных пошлин, льготный режим кредитования.

В Научно-исследовательском институте пищеконцентратной промыщленности проводятся исследования по созданию технологии производства быстрорастворимого чая и кофе общего и лечебно-профилактического назначения с применением биотехнологических и физических методов, обеспечивающих минимизацию потерь и воздействия на окружающую среду. Предусматриваются принципиально новые решения – переход от высокотемпературных режимов к низкотемпературным, способствующих наилучшему сохранению нативных свойств продукта.

Реализация данного направления позволит – за счет частичного использования уникального отечественного сырья в значительной степени экономить дорогое (чайное и кофейное) сырье, расширить ассортимент чайных, кофейных напитков общего, диетического и диабетического назначения.

3.3  Таможенное регулирование экспорта и импорта

В 2006 г. Правительство окончательно отказалось от импортных пошлин на зеленый кофе и какао-бобы. Участники рынка признают, что добиться снятия пошлин на ввоз сырья помогло лобби транснациональных корпораций Nestle и Kraft Foods.

Правительство отменило пошлины на ввоз в Россию нежареного кофе и какао-бобов. Cответствующие постановления подписал премьер-министр РФ Михаил Фрадков. Документ предусматривает беспошлинный ввоз в Россию какао-бобов с 22 октября 2006 г. Нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на зеленый кофе начала действовать с 31 октября. Ранее ставка пошлины на импорт зеленого кофе составляла 5%. Но ввозить сырье на льготных условиях компании могли уже с 1 января 2006 года. Тогда правительство установило нулевую ставку пошлины на импорт зеленого кофе сроком на 9 месяцев. Зеленые зерна используются в качестве сырья для производства молотого и растворимого кофе. Отмена пошлины стимулирует производство готовой продукции в России, говорят участники рынка и прогнозируют резкий рост импорта сырья.

Для производства 1 килограмма растворимого кофе требуется 2-3 килограмма сырых зерен. Соответственно, в два-три раза может возрасти импорт зеленого кофе, - прогнозирует генеральный директор ассоциации Росчайкофе Рамаз Чантурия. - Весь Nescafe, который поступает на российский рынок, будет производиться в России. Исполнительный директор Ассоциации производителей кофе России Алексей Поповичев отмечает, что импорт сырья уже заметно увеличился.

Отмена пошлины на импорт зеленого кофе позитивно повлияет на развитие российской промышленности , - считает Рамаз Чантурия.

Пошлина на ввоз сырого кофе на уровне 5% была введена в 1990-х годах. А дискуссия о целесообразности поддержки российской кофейной индустрии продолжалась с 2001 года. Изначально отечественные производители лоббировали повышение ввозных пошлин на готовую продукцию растворимый кофе. Затем возникла идея оставить пошлины на фасованный кофе на прежнем уровне, но поднять стоимость импорта кофе в мешках (стандартная единица расчета при оптовой торговле кофе). Но в итоге было принято решение отменить пошлину на импорт сырья. Алексей Поповичев предполагает, что правительство медлило с отменой ввозной пошлины на сырой кофе из-за нежелания создавать прецедент. Раньше нулевая пошлина устанавливалась только на социально значимые товары. Но сейчас ситуация на рынке изменилась, - сказал газете ВЗГЛЯД господин Поповичев.

Участники рынка признают, что совпадение во времени отмены импортной пошлины и открытия производств крупных пищевых концернов в России неслучайно. Естественно, пока Nestle импортировала растворимый кофе, никто не задумывался об отмене пошлины на зеленые зерна. Инициатива исходила от ассоциации Росчайкофе, но без поддержки Nestle добиться такого решения было бы сложнее, - отмечает господин Чантурия. Алексей Поповичев считает, что отмена ввозной пошлины на сырье не приведет к снижению цен на кофе в России. Стоимость зеленого кофе на мировых торговых площадках растет. К тому же доля сырья в стоимости готового продукта весьма незначительна, - поясняет исполнительный директор Организации производителей кофе[27].

В настоящее время ввозная таможенная пошлина на кофе закреплена Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718
"О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"
(с последним изменением от 18 декабря 2009 г.).

Таблица 3.1[28]

Группа 09
Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности

Код ТН ВЭД

Наименование позиции

Доп. ед. изм.

Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)

0901

Кофе, жареный или нежареный, с  кофеином или  без  кофеина;  кофейная    шелуха и оболочки зерен  кофе;  заменители  кофе, содержащие кофе в любой пропорции:

 

 

Кофе нежареный:

0901 11 000

с кофеином:

 

 

0901 11 000 1

арабика (Coffea arabica)

-

0

0901 11 000 2

робуста (Coffea canephora)

-

0

0901 11 000 9

прочий

-

0

0901 12 000

без кофеина:

 

 

0901 12 000 1

арабика (Coffea arabica)

-

0

0901 12 000 2

робуста (Coffea canephora)

-

0

0901 12 000 9

прочий

-

0

Кофе жаренный:

0901 21 000

с кофеином:

 

 

 

в зернах:

 

 

0901 21 000 1

арабика (Coffea arabica)

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 21 000 2

робуста (Coffea canephora)

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 21 000 8

прочий

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 21 000 9

прочий

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 22 000

без кофеина:

 

 

 

в зернах:

 

 

0901 22 000 1

арабика (Coffea arabica)

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 22 000 2

робуста (Coffea canephora)

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 22 000 8

прочий

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 22 000 9

прочий

-

10, но не менее 0,2                                                                                  евро за 1 кг

0901 90

прочие:

 

 

0901 90 100 0

кофейная шелуха и оболочки зерен кофе

-

5

0901 90 900 9

заменители кофе, содержащие кофе

-

5

Информация о работе Мировой рынок кофе