Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:28, реферат
Швейцария – государство с процветающей и стабильной экономикой, причем доход на душу населения примерно на 10 % выше, чем в других странах Западной Европы. Уровень средств связи и телекоммуникаций является подтверждением статуса современной индустриальной страны, одной из первых в списке стран с самым высоким уровнем жизни в мире. Швейцария – крупнейший мировой центр оффшорной и частной банковской деятельности, предоставляющей частным инвесторам безопасные и традиционные методы решения инвестиционных задач, основанных на политической стабильности и долгосрочной практике соблюдения тайны банковской деятельности.
Минобрнауки России
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный социально – экономический университет»
Балаковский институт экономики и бизнеса (филиал)
Кафедра Бухгалтерского учета и финансов
По дисциплине: «Налоговые системы зарубежных стран»
На тему: «Налоговая система Швейцарии»
Студентки 3 курса
заочной формы обучения (3,5)
Специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»
Ковтун Е.А.
Руководитель:
преподаватель
Вишневская И.И.
БАЛАКОВО 2012
Введение
Швейцария – государство с процветающей и стабильной экономикой, причем доход на душу населения примерно на 10 % выше, чем в других странах Западной Европы. Уровень средств связи и телекоммуникаций является подтверждением статуса современной индустриальной страны, одной из первых в списке стран с самым высоким уровнем жизни в мире. Швейцария – крупнейший мировой центр оффшорной и частной банковской деятельности, предоставляющей частным инвесторам безопасные и традиционные методы решения инвестиционных задач, основанных на политической стабильности и долгосрочной практике соблюдения тайны банковской деятельности.
Швейцария являет собой образец необычного сочетания строгого контроля за социальным поведением всего населения с большой свободой деловой активности. Демократия в Швейцарии в высшей степени децентрализована, а экономика строится целиком на принципах свободного рынка.
Интерес к Швейцарии с точки
зрения налогового планирования обусловлен
тем, что в стране действует трехуровневая
система налогообложения: федеральная,
кантональная и муниципальная. С
принятием Конституции, каждый кантон
получил достаточный объем
Характеристика налоговой системы Швейцарии
Швейцария является федерацией и состоит из 26 кантонов – малых суверенных образований, в каждом из которых свое налоговое законодательство, кроме того, на ее территории действует более 3 000 политических сообществ (автономных самоуправляющихся органов, наделенных правосубъектностью). Подобное сочетание многочисленных суверенных органов повлияло на правовую и налоговую систему Швейцарии, а также на то, что политические и административные обязанности распределены между федеральными, кантональными и муниципальными правительственными уровнями. Швейцарская налоговая система построена и функционирует в соответствии с федеральной структурой страны. Федеральные, кантональные и муниципальные власти уполномочены устанавливать и взимать налоги в рамках своей компетенции, определенной федеральным законодательством, однако фискальные полномочия распределены таким образом, что конфедерация, кантоны и муниципальные структуры не мешают друг другу и не перегружают налогоплательщиков излишними обязательствами.
Изначально конфедерация не имела возможности взимать прямые налоги. Рост финансовых потребностей вследствие экономического кризиса 1930-х годов и Второй мировой войны на конфедеральном уровне повлекли за собой введение подоходного налога и налога на имущество, а также налога на прибыль и капитал. Однако доля конфедерации в налоговых сборах по-прежнему самая низкая в сравнении с двумя другими уровнями – около 70% доходов, поступающих в бюджетную систему страны, сосредотачивается в кантонах и общинах. Конфедерация имеет право на взимание лишь тех налогов, которые зафиксированы в конституции. Кроме того, ст.127 и 129 Конституции Швейцарии налагают на Конфедерацию ответственность за обеспечение действия запрета двойного налогообложения в межкантональных отношениях.
26 кантонов являются, согласно союзной конституции (с некоторыми оговорками), самостоятельными государствами, обладающими налоговыми полномочиями. Общее налоговое право, ограничивая конфедерацию немногими видами сборов, предоставляет кантонам широкое поле для формирования налоговой деятельности. Так как кантоны обладают достаточно большой независимостью, то с целью привлечения инвестиций различные кантоны предлагают разнообразные налоговые льготы для местных компаний. Считается, что одними из самых льготных кантонов являются канторы Цуг, Фрибург, Тичино. Кантоны в принципе свободны в выборе взимаемых налогов за исключением специальных случаев, предусмотренных союзной Конституцией. Например, многие кантоны в последние годы отменили путем референдума налог на наследство для прямых наследников, став тем самым более привлекательными в качестве места жительства для состоятельных частных лиц. Муниципальные структуры имеют право взимать налоги лишь в рамках, определенных для них кантонами. В данном случае можно говорить о делегированных или производных налоговых полномочиях, которые являются составной частью швейцарской налоговой системы наряду с полномочиями конфедерации и кантонов.
Муниципальные органы обладают налоговыми полномочиями потому, что им, как автономным органам местного самоуправления, уделяется очень важное значение в общественной структуре. Наряду с задачами, которые они решают будучи сообществами совместно проживающих граждан, муниципальные образования наделяются также полномочиями, находящимися в других странах в исключительном ведении государства, как, например, начальное школьное образование, социальное обеспечение и медицинское обслуживание. Хотя эти задачи решаются под общим наблюдением государственных органов и при финансовой поддержке государства, покрытие соответствующих расходов в основном является делом муниципальных органов. Отсюда – необходимость подключить муниципальные образования к поиску финансовых источников. Поэтому функциональная автономия муниципальных образований и их фискальная самостоятельность неразделимы.
К конфедеральным налогам относятся:
• подоходный налог;
• налог на прибыль корпораций;
• налог с оборота (или НДС);
• налог на тяжелые транспортные средства;
• налог на акционерный капитал;
• расчетный налог (или налог на дивиденды);
• государственная пошлина;
• акциз;
• таможенные сборы.
К кантональным налогам относятся:
• подоходный налог;
• налог на имущество;
• налог на прибыль корпораций;
• налог на акционерный капитал;
• налог на наследство и подарки;
• налог на недвижимость;
• налог на увеселительные заведения;
• государственная пошлина и прочие налоги.
К муниципальным налогам
• налог на прибыль корпораций;
• подоходный налог;
• налог на имущество;
• налог на домашнее хозяйство;
• налог на наследство и подарки;
• налог на земельный доход и прочие налоги.
Характеристика основных налогов Швейцарии
Швейцарская система налогообложения считается наиболее привлекательной в Европе. Как утверждают местные юристы, бывают ситуации, когда проживающий в этой стране человек платит один-единственный налог. Но самое главное, что бремя это относительно невелико. По сравнению с большинством стран ЕС и США, где налоги составляют от 30 до 55%, в Швейцарии суммарное налогообложение не превышает 25% от доходов.
Налоговое законодательство в Швейцарии довольно мягкое. Вопросы уклонения от налогов, как правило, не рассматриваются в судах (а если и рассматриваются, то далеко не всегда решаются в пользу государства) – они находятся в компетенции профильных органов. Вообще уклонение от уплаты налогов в Швейцарии, по сути, не считается преступлением. Это обусловлено исторически сложившейся привычкой швейцарцев ставить интересы граждан выше интересов государства, так как предполагается, что человек совершил всего лишь ошибку – по забывчивости не указал точную сумму своих доходов. Злостные неплательщики налогов из других стран, хранящие вклады в швейцарских банках, подчас пользуются этой лазейкой. Кроме того, банкам запрещено предоставлять властям любую имеющуюся у них информацию об уклонении от уплаты налогов (исключение составляют те случаи, когда речь идет об уголовном преступлении). Всему миру известен знаменитый банковский девиз Швейцарии – “Ни один налоговый инспектор не сможет получить информацию о ваших доходах”. Другое дело – явное мошенничество с налогами. Например, подделка финансовых документов. Здесь помощь со стороны Швейцарии в расследовании махинаций зарубежных вкладчиков будет оказана, поскольку мошенничество по швейцарским законам, в отличие от неуплаты налогов, – уголовно наказуемое деяние.
В настоящее время основными
в каталоге федеральных налогов
являются: налог на доходы корпораций,
НДС, подоходный налог с физических
лиц, расчетный налог. В кантонах
основными источниками
Налог на прибыль корпораций взимается
на всех уровнях налоговой системы. Налогооблагаемая
база по налогу на прибыль корпораций
определяется как сумма полученной чистой
прибыли. Причем в налогооблагаемую базу
включаются доходы, полученные за пределами
страны (за исключением доходов от зарубежной
недвижимости и постоянных представительств).
При определении размера чистой прибыли,
подлежащей налогообложению, федеральное
законодательство, равно как и законодательство
кантональное, разрешает вычитать из суммы
валового дохода убытки за предыдущие
семь лет, резервы и провизии, а также затраты
на НИОКР. Амортизационные отчисления,
вычитаемые из налогооблагаемой базы,
могут быть значительными в зависимости
от нормативного срока использования
того или иного вида основных фондов при
норме амортизации, составляющей от 4%
(здания, сооружения) до 40% (автотранспорт,
компьютерное оборудование).
Также в Швейцарии возможно предварительное
согласование размера налогообложения
швейцарских компаний с налоговой
инспекцией. Для этого в налоговую
инспекцию предоставляется
Кроме того, фискальные органы терпимо относятся к вычету из налогооблагаемой базы различных расходов директоров, которые, как правило, одновременно являются и владельцами фирм. К ним, в частности, относятся средства на поддержание имиджа компании и представительские расходы. Федеральный налог на прибыль корпораций взимается по прогрессивной шкале и составляет от 3,63 до 9,8% . А вот на кантональном уровне фактически существует 26 ставок налога на прибыль компаний, которые колеблются от 4 до 25%. Также в зависимости от кантона варьируется размер льгот. К примеру, в кантоне Шаффхаузен эффективная совокупная ставка федерального и местного налогов будет составлять всего 10,4% при условии, что 15% от доходов признаются налогооблагаемыми в Швейцарии. Кантон Женева установил налог на прибыль в интервале от 4 до 16%, конкретный размер которого зависит от собственного капитала; лица без деловых связей (т.е. не ведущие коммерческую деятельность на этой территории) в кантоне платят 7% вместо всех налогов кантона. А в кантоне Цуг корпоративный налог составляет 4% на доходы до 100 тыс. франков и 7% — на сумму выше этой. Третий налог на прибыль платится на уровне муниципалитета, однако его ставка достаточно мала и составляет небольшую часть кантональной ставки. Таким образом, просчитать налоговую нагрузку по данному налогу достаточно сложно. Вероятно, именно поэтому в Швейцарии закрепилась традиция согласовывать ставку налогов с налоговой администрацией.
Интересно, что даже на достаточно невысокие кантональные и муниципальные налоги имеются льготы в виде налоговых каникул, которые позволяют освободиться от части местных налогов на 10 лет. Для этого нужно создать 10-20 рабочих мест и заниматься видом бизнеса, в котором местные власти видят необходимость.
Подоходный налог с физических лиц.
Плательщиками данного налога выступают резиденты и нерезиденты Швейцарии. При этом резиденты облагаются налогом на совокупный доход (полученный как в стране, так и за ее пределами) и на собственность. Нерезиденты подпадают под тот же налоговый режим, что и резиденты, если они проживают и работают в Швейцарии, а в случае проживания без устройства на работу – через 3 месяца проживания.
Типы доходов, освобожденных от налогообложения:
• Взносы работодателя в санкционированные пенсионные программы.
• Выгоды, извлекаемые за счет беспроцентных или низкопроцентных займов.
• Подарки на служебные юбилеи.
• Выходные пособия.
• Возмещение издержек, связанных с занятостью налогоплательщика.