Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:41, контрольная работа
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (далее - МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну.
Переговорный процесс о присоединении России к ВТО начался в 1995 году. Переговоры велись по четырем аспектам: по доступу на рынок товаров, по доступу на рынок услуг, условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО. Переговоры по условиям доступа на российский рынок товаров и услуг ведутся с 1998 г. (по услугам – с начала 2000 г.).
Вступление в ВТО означает усиление конкуренции иностранных товаров на внутреннем российском рынке в связи со снижением ставок импортных таможенных пошлин и других уступок со стороны России. В то же время участие в ВТО может означать некий конкурентный стимул для оздоровления российской экономики, а также отчасти поможет снять действующие за рубежом во многих случаях дискриминационные меры в отношении экспорта товаров и услуг из России. Россия сможет эффективнее защищаться от любых дискриминационных акций в ее адрес, в том числе с недобросовестными обвинениями ее в демпинге, используя эффективно действующую в ВТО процедуру урегулирования межгосударственных торгово-экономических споров. Немаловажно, что, будучи членом ВТО, Россия сможет и сама участвовать в выработке современных правил мировой торговли, которым она, оставаясь вне ВТО, все равно вынуждена следовать. Вхождение в ВТО, по большому счету, откроет для России двери для вхождения в мировое торгово-экономическое пространство. Но очень многое будет зависеть от результативности оздоровления внутренней экономики России.
С учетом заявленной цели присоединения России к Всемирной торговой организации представляется необходимым использование для совершенствования российского таможенного законодательства правил, разработанных в соответствии с нормами и принципами ВТО.
Кроме того, одним из направлений
совершенствования условий учас
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
2.1. Таможенное регулирование во Всемирной
торговой организации
Глобализация международной торговли обусловливает необходимость в обеспечении как можно более высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем государств, поскольку таможенное дело напрямую влияет на процессы международного товарообмена. Различия национальных правовых систем, касающиеся регулирования таможенного дела, серьезно осложняют международный товарообмен, препятствуют развитию мировой торговли, создают барьеры на пути международного товарооборота.
Более 50 лет существует система регулирования международной торговли ГАТТ/ВТО. Генеральное соглашение по тарифам и торговле, первоначально инициированное 23 странами, со временем выросло в глобальную, всеобъемлющую организацию, охватывающую различные аспекты торговли и связанные с ней сферы.
Соглашения ВТО достаточно подробно описывают инструменты внешнеторгового регулирования и случаи их применения. Один из ключевых принципов ГАТТ/ВТО состоит в том, чтобы защита национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства достигалась с помощью тарифов, а не путем введения количественных ограничений или других нетарифных мер сдерживания импорта. В результате восьми раундов многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ с 1947 г., почти все тарифы на промышленные товары и значительная часть тарифов на сельскохозяйственную продукцию стали «связывающими», то есть их нельзя повышать. Основные нормы ВТО о области таможенного регулирования, состоят в принципах прозрачности и предсказуемости, связывания тарифов, таможенной оценки и правил определения страны происхождения. ВТО требует обеспечения прозрачности национального законодательства, правительственных нормативных актов и мер для оценки соответствия принятым обязательствам. Даже если страна не является членом ВТО, ей необходимо разрабатывать прозрачный и предсказуемый торговый режим, облегчающий деятельность как национальных, так и иностранных производителей, экспортеров и импортеров с тем, чтобы обеспечить предсказуемость, а также стабильные, справедливые и равные условия для предпринимательской деятельности. Обязательства по связыванию тарифов вытекают из природы ВТО: взаимные уступки, согласованные в рамках ВТО и его предшественника ГАТТ, традиционно были направлены на снижение и связывание тарифов, т. е. приятие обязательств неповышения их в будущем сверх согласованного уровня. При определенных обстоятельствах страны могут отойти от обязательств по связыванию тарифов, однако в этом случае они обязаны провести переговоры со странами, которых эти меры коснутся в наибольшей мере и которые могут потребовать компенсацию в виде новых обязательств по связыванию тарифов на другие товары.
Соглашение ВТО о таможенной оценке направлено на создание справедливой, единой и нейтральной системы оценки товаров для таможенных целей. Оно запрещает применение произвольно и необоснованно установленной таможенной стоимости.
Соглашение ВТО о правилах определения места происхождения товаров требует от стран-членов ВТО, чтобы правила определения страны происхождения были прозрачными, не вызывали нарушений или ограничений торговли. Они должны применяться последовательно, единообразно, беспристрастно и разумно.
Согласно положениям ГАТТ/ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решении Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений.
Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ГАТТ/ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам.
Помимо тарифных
мер регулирования импорта
2.2. Соглашения Всемирной торговой организации в сфере нетарифного регулирования
В сфере нетарифного регулирования ВТО разработало ряд Соглашений, которые помогают решать спорные вопросы в данной сфере регулирования. Соглашение по техническим барьерам в торговле, прежде всего, оговаривает соблюдение режима наибольшего благоприятствования и национального режима при технической регламентации импорта. Законными целями при использовании данного метода регулирования признаются такие, как: требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, охрана окружающей среды.Соглашение отдает приоритет уже существующим или разрабатываемым международным стандартам. При этом члены ВТО, планирующие ввести определенные технические регламенты, которые могут серьезно повлиять на отдельные страны, информируют о предполагаемых изменениях других участников организации и дают им возможность высказать свои замечания и пожелания.
Схожими по своему характеру являются санитарные и фитосанитарные меры, регулируемые соответствующим соглашением. В соответствии с ним члены ВТО имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям соглашения. К числу санитарных или фитосанитарных мер относятся все соответствующие законы, постановления, правила, требования и процедуры, охватывающие в том числе требования к конечному продукту; методы обработки и производства; процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; карантинные правила, включая соответствующие требования, связанные с перевозкой животных, растений или материалов, необходимых для их жизнедеятельности.
Соглашение по процедурам лицензирования импорта содержит требования и правила данной процедуры. Сама процедура получения лицензии должна быть максимально простой, информация обо всех требованиях, доступной для заинтересованных лиц. Выделяются автоматическая и неавтоматическая лицензии. Причем ни та, ни другая не должны использоваться как средство влияния на международную торговлю. При квотировании импорта при помощи лицензий лицензирующий орган должен предоставлять информацию о размере квот, о выданных квотах, о распределении квот между странами, о начале и окончании процедуры распределения квот. При отказе в получении лицензии заявитель должен знать причины такого решения, а также иметь возможность подать апелляцию или внести изменения в соответствии с законодательством страны. Срок действия лицензии не должен быть настолько коротким, чтобы сделать заведомо невозможным импорт из отдаленных стран. Страны, которые создают процедуры лицензирования или вносят в них изменения, должны сообщать об этом Комитету по лицензированию импорта в течение 60 дней с момента опубликования с указанием подробной информации.
Достаточно серьезное влияние на возможность импорта может оказать оценка таможенной стоимости товара. Различные подходы к данной процедуре могут привести к значительной разбежке в величине пошлин. В зависимости от обстоятельств предлагаются различные способы вычисления таможенной стоимости. В соответствии со статьей 1 соглашения в качестве таможенной стоимости товара должна признаваться цена сделки при условии отсутствия ограничений по территории продажи и использования товара, дополнительных условий покупки товара, а также того, что покупатель и продавец не связаны между собой (или их взаимосвязь не влияет на цену сделки). В случае невозможности применения цены сделки должна использоваться стоимость аналогичных товаров, экспортируемых и импортируемых данными странами. Если невозможно применение первого и второго подходов, используют цены на похожие товары. Далее следуют методы оценки по цене единицы продукции и расчетный метод, который заключается в суммировании издержек, прибыли и других элементов цены импортируемого товара. При этом не могут применяться методы, основанные на цене товаров, произведенных в импортирующей стране, цене товара на внутреннем рынке страны экспортера, экспортной цене в страну, иную, чем импортирующая страна.5
Соглашение по предотгрузочной инспекции относит к данной процедуре все действия государства или его органов, направленные на установление качества, количества, цены товаров, которые должны быть экспортированы в страну. К данному методу регулирования торговли предъявляется ряд требований: недискриминационная основа; соответствие законодательства в данной сфере ГАТТ 1994 г.; проведение инспекции на таможенной территории экспортера или, в крайнем случае, на таможенной территории производителя; оценка количества и качества в соответствии со стандартами, определенными продавцом и покупателем или международными стандартами; прозрачность процедуры; полное информирование экспортера в удобной форме о процедуре инспекции; обязанность опубликования странами-участницами нормативных актов, касающихся данного вопроса; защита конфиденциальной информации; устранение неоправданных задержек; необходимость заблаговременного уточнения инспектирующим органом цены на товар и др.
Страны могут использовать меры регулирования внешней торговли в различной степени в зависимости от страны происхождения товара. Соглашение по правилам определения страны происхождения товара содержит принципы и порядок данной процедуры. Правила происхождения не должны носить дискриминационный характер и приводить к искажению международной торговли.
2.3 Роль субсидий во Всемирной торговой организации
Развитые страны имеют возможность влиять на конкурентоспособность своих производителей при помощи субсидий, которые могут достигать миллиарды долларов. Такие огромные суммы серьезно искажают торговлю между государствами, к тому же лишают развивающиеся страны возможности на равных правах конкурировать с производителями из экономически более сильных стран. Поэтому вопросу субсидий ВТО уделяет повышенное внимание. В рамках Всемирной торговой организации применение субсидий регулируется Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.
В соответствии с соглашением субсидия существует, когда оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена, т. е. когда правительство: осуществляет прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантии по займам); отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы; осуществляет платежи в фонды для финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций из числа указанных.
Члены ВТО также не должны использовать субсидии, применение которых может привести к неблагоприятным последствиям для других членов
Для большинства
стран сельскохозяйственные субсидии
классифицируются в рамках ВТО
по двум категориям: «зеленая корзина»
и «желтая корзина». Субсидии «желтой
корзины» связаны с производством или
экспортом, например, субсидирование единицы
продукции. Считается, что такие субсидии
искажают условия торговли, следовательно,
они подвергаются ограничениям со стороны
ВТО. Субсидии «зеленой корзины» не считаются
нарушающими условия торговли, соответственно,
не подвергаются ограничениям. К таким
субсидиям относятся субсидирование научно-исследовательского и оп