Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена постоянно растающей ролью ТНК в процессе мирового воспроизводства.
Тем не менее, в данном вопросе не существует однозначных ответов на поставленные вопросы. Это связано с разнообразием национальных особенностей культур, характеров, рынков
Опираясь на мнения ученых-экономистов и результаты научных исследований, попробуем в настоящей работе осветить основные моменты деятельности транснациональных корпораций.
Введение 3
1 Понятие транснациональных корпораций 5
1.1 Определение ТНК 5
1.2 Структура и типы ТНК 6
1.3 Первые ТНК и условия их возникновения 9
1.4 Становление и развитие ТНК в России 11
2 Транснациональные корпорации в международном хозяйстве 13
2.1 Роль ТНК в международном хозяйстве 13
2.2 Мотивы глобализации в ТНК 19
2.3 ТНК в развивающихся странах 20
3 Организация деятельности ТНК в России 23
3.1 Транснациональные корпорации в России 23
3.2 Деятельность компании «Нестле» в Российской Федерации 29
3.3 Перспективы развития ТНК в России и мире 37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Кроме
того организационные формы
Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет другая компания (основная, материнская) в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. В России компания признается дочерней, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией (т.е. в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании).
Ассоциированная (зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, так как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России компания признается зависимой, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.
Встречаются, как правило, два типа транснациональных компаний, а именно:
– транснациональные
компании, действующие в качестве
международных
– транснациональные
компании, деятельность которых не
включает создание международных
В
российском законодательстве понятие
транснациональный отнесено только
к первому из указанных типов
компаний. В Федеральном законе О
финансово-промышленных группах можно
найти упоминание о транснациональных
финансово-промышленных группах, в
качестве которых признаются ФПГ, включающие
участников, находящихся под юрисдикцией
государств – участников Содружества
Независимых Государств (СНГ). Данные
участники ФПГ, по закону, должны для
этого либо иметь обособленные подразделения
на территории указанных государств,
либо осуществлять инвестиции на их территории.
Некоторые транснациональные
Транснациональной
является предпринимательская фирма,
состав участников которой является
национально однородным; она вообще
может быть учреждена одним-единственным
лицом и впоследствии иметь одного-единственного
участника. ТНК приобретает международный
статус в соответствии исключительно
с территориальными признаками собственной
предпринимательской
Рис.
1 – Современные
На
практике, однако, четкое теоретическое
разграничение
В
деятельности ТНК (МТНК) важное значение
имеет выбора способа осуществления
предпринимательской
– через создание зарубежных филиалов, не имеющих прав юридического лица, и управление ими;
– через учреждение или приобретение дочерних компаний и управление ими с помощью контрольного пакета акций;
– через применение обоих названных выше технологий одновременно в форме холдингово-пирамидального предпринимательского объединения; это наиболее распространенная сегодня технология предпринимательской деятельности ТНК.
Рассмотрим
вначале первую из вышеперечисленных
технологий создания ТНК (МТНК). Согласно
Гражданскому кодексу России, необходимость
образования филиала
Данное
определение относится и к
иностранным фирмам, пожелавшим действовать
на территории России, во всяком случае,
к тем из них, кто действует
в любом из известных видов
бизнеса, технологии которых не ограничиваются
оказанием услуг через Интернет
и выполнением разовых
Рис. 2 – Сеть филиалов транснациональных компаний
Вторая
и третья технологии создания транснациональных
компаний базируется на уже известных
нам холдингово- пирамидальных
Создание дочерних компаний транснациональных корпораций на территории России может осуществляться либо напрямую, либо через промежуточные фирмы, которые в перспективе могли бы играть роль субхолдинга данной ТНК в российском регионе. Таковыми могут оказаться различные предпринимательские фирмы, в том числе
– фирмы, созданные и зарегистрированные в России со стопроцентным иностранным капиталом, либо как совместные предприятия;
–
иностранные
– оффшорные предпринимательские фирмы, созданные физическими или юридическими лицами - нерезидентами России;
– оффшорные предпринимательские фирмы, созданные физическими или юридическими лицами - резидентами России.
Проникновение транснациональных корпораций на российский рынок осуществляется двумя следующими способами:
– приобретение контрольных пакетов акций зарегистрированных в России акционерных обществ;
– участие в учреждении новых российских акционерных обществ.
Рис.3
– Способы проникновения
Транснациональные корпорации, располагая дочерними компаниями в различных странах мира, с учетом неравномерности развития экономики этих стран имеют возможность маневрировать ресурсами, готовой продукцией, в целях снижения издержек и усиления конкурентных позиций на национальных рынках разных государств. Проникновение ТНК на российский рынок было бы выгодным не только самим ТНК, но и российской экономике, так как позволило бы решить ряд серьезных проблем, как-то:
– предотвращение безработицы,
–
насыщение рынка товарами за счет
развертывания конкуренции
– техническое перевооружение и реконструкция действующих производственных мощностей, пополнение бюджета налогами от деятельности ТНК.
В
настоящее время практически
все ведущие ТНК мира в той
или иной форме представлены на российском
рынке. Наибольший интерес транснациональные
корпорации проявляют к топливно-
3.2
Деятельность компании "Нестле"
в Российской Федерации
Отношения «Нестле» с Россией имеют давнюю историю. Компания поставляла свою продукцию в Россию уже в конце ХIX века, когда петербургский торговец Александр Венцель подписал эксклюзивный контракт с Генри Нестле на поставку молочной продукции на территории Российской Империи.
Новый
этап наступил в начале 90-х годов
XX века, когда «Нестле» создала сеть
импортеров и дистрибьюторов, которые
стали активно развивать
В апреле 1995 года Societe pour l’Exportation des Produits Nestle S.A. открыло свое представительство в Москве. Год спустя ООО «Нестле Фуд» стала полноценной российской компанией, организовав сеть собственных складов и наладив систему сбыта и маркетинга для продвижения продукции на российском рынке. В 2006 региональные офисы, расположенные в регионе Евразия, стали подчиняться российскому головному офису «Нестле», таким образом, компания расширила географию своей деятельности и стала вести бизнес в регионе Россия-Евразия. В 2007 году компания получила новое имя — «Нестле Россия». С 1 января 2007 года начал осуществляться план по слиянию многочисленных юридических лиц группы компаний «Нестле» в единую компанию под новым названием «Нестле Россия».
Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в стране за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта.
Три торговые марки «Нестле» — Nescafe (в 1998, 2000, 2002, 2004, 2006 и 2008 годах), Maggi (в 1999, 2001 и 2003 годах) и Россия - Щедрая душа (в 2002, 2003, 2005 и 2008 годах) были удостоены почетной награды «Народная Марка», что стало свидетельством необычайно высокой популярности этих продуктов у российских потребителей.
Торговые марки компании, в том числе: Россия - Щедрая душа, Nescafe Gold, Maggi, Золотая марка и Nuts были удостоены наград престижного конкурса «Брэнд Года/EFFIE» — национальной профессиональной премии в области эффективного маркетинга и рекламы.
Деятельность
«Нестле» в России была также высоко
оценена ведущими представителями
индустрии и экспертами. В 1998 году
Американская Торговая Палата в России
объявила «Нестле» «Компанией года»
за ее приверженность российскому рынку,
производственный рост и узнаваемость
продукции. В мае 2004 года «Альфа-Банк»
и Институт Лаудера вручили «Нестле»
почетную награду «За заслуги
в области иностранных
В январе 1998 года «Нестле» приобрела контрольный пакет акций двух кондитерских фабрик — ОАО «Алтай» в Барнауле и ОАО «Камская» в Перми, которые выпускают шоколадные конфеты, карамель и печенье. Инвестиции «Нестле» в обе фабрики позволили привести их производственные мощности и инфраструктуру в соответствие с международными стандартами компании.
В июне 1998 года в группу предприятий «Нестле» вошло ОАО «Хладопродукт» в городе Тимашевск (Краснодарский край). Эта фабрика мороженого дополняет мощности по производству мороженого «Нестле» в городе Жуковский. В июне 2001 года, на ОАО «Хладопродукт» была запущена первая в России линия по расфасовке растворимого кофе Nescafe.
В конце 1999 года «Нестле» открыла в городе Жуковский завод по производству кулинарной продукции под торговой маркой Maggi. В 2004 году производственные мощности фабрики были значительно расширены.
В 2003 году компания объявила, что начнет местное производство своих двух ключевых продуктов — растворимого кофе и детского питания. В 2003 году компания приобрела завод детского питания в Вологде. После ряда необходимых инвестиций завод стал выпускать детские каши Nestle, обеспечивая растущий рынок детского питания. В 2004 году завод был преобразован в ООО «Нестле Вологда Детское питание». С 1 февраля ООО «Нестле Вологда Детское Питание» первым из заводов компании официально стал производственным филиалом «Нестле Россия» в Вологде.