Основные интеграционные блоки Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание

В настоящее время на повестке дня стоит политическая интеграция, в частности, принятие общеевропейской конституции, сближение законодательства, возможности создания общеевропейского правительства.
Цель: рассмотреть более подробно интеграционные процессы Западной Европы, раскрыть особенности и специфику, а также изучить основные перспективы их развития.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Изменение политической карты Европы: от средневековья до наших дней________________________________________________________4
2. Понятие и признаки региональной интеграции____________________6
3. Развитие и этапы интеграционных процессов в Западной Европе_____9
4. Шаги по достижению странами Западной Европы единого экономического пространства_________________________________13
4.1. Введение странами единой валюты - путь к дальнейшей интеграции____________________________________________14
4.2. Создание единого Центрального банка – ещё одно средство активизации интеграционных процессов в Западной Европе___15
5. Перспективы развития интеграционных процессов, взгляд в будущее____________________________________________________17
Заключение______________________________________________________18
Список литературы________________________________________________19

Работа состоит из  1 файл

Реферат по мир.экономике ст-ки гр.Д-11 Савинковой Елены.docx

— 43.01 Кб (Скачать документ)

На первом этапе  западноевропейская интеграция развивалась  в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между  участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения  на взаимную торговлю, но каждая страна-участница  еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении  третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической  политики (прежде всего, в сфере сельского  хозяйства).

Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной  торговли (ЕАСТ). Если в организации  ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС - в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее  вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники  ЕЭС. Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих  партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в  то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая  экономически сильная страна ЕЭС  не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее  удачную судьбу второй западноевропейской группировки.

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного  союза, оказался самым продолжительным - с 1968 по 1986. В этот период страны-члены  интеграционной группировки ввели  единые внешние таможенные тарифы для  третьих стран, установив уровень  ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее  арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973-1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Успехи ЕЭС  сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство  стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС  из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства  его участников своего рода стартовой  площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987-1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в  ЕЭС единого рынка как «пространства  без внутренних границ, в котором  обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских  лиц». Для этого предполагалось ликвидировать  пограничные таможенные посты и  паспортный контроль, унифицировать  технические стандарты и системы  налогообложения, провести взаимное признание  образовательных сертификатов. Поскольку  мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить  довольно быстро.

Яркие достижения ЕС стали в 1980-е образцом для создания других региональных интеграционных блоков развитых стран, опасающихся своего экономического отставания.

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся  в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» - приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.

В перспективе  возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами  надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования - «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов  управления ЕС (Совета ЕС, Европейской  комиссии, Европарламента и др.). Главной  проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран  ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику - США (особенно ярко это проявилось во время вторжения  США в Ирак в 2002): если страны континентальной  Европы постепенно усиливают критику  претензий Америки на роль «мирового  полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и  Норвегия), которые тоже стремятся  влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили  референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно  не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью  сольется с ЕС.

Помимо ЕС и  «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки  типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

  1. Шаги по достижению странами Западной Европы единого экономического пространства.

Ещё в 1986 году страны ЕЭС сделали новый важный шаг  на пути к дальнейшей экономической  и политической консолидации. Они  приняли Единый европейский акт, который не только подтвердил основные положения Римского договора 1957 года о создании “Общего рынка”, но и  наметил пути к единому рынку 12-ти стран. Конкретно была поставлена задача достижения к 1993 году 
“единого пространства” без внутренних границ для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и населения. Европейское экономическое сообщество постепенно трансформировалось в Европейское сообщество (ЕС) с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти, включая Европарламент, комиссию европейских сообществ (КЕС). С декабря 1991 года сообщество стало называться Европейским Союзом. Тогда же в голландском городе Маастрихте “Европа двенадцати” приняла ещё два исключительно важных для её будущего документа - договоры о политическом и валютно-финансовом союзах. Главный аспект политического союза - проведение общей внешней политики и совместное обеспечение безопасности. В соответствии со вторым договором с 1-ого января 1998 года во всех странах 
Союза вводится единая валюта - евро, чему должно предшествовать создание единого центрального банка.

  Осенью 1991 года страны ЕЭС и ЕАСТ договорились о создании в Западной Европе “единого экономического пространства”, которое должно охватить уже 19 стран с населением 375 млн. чел., а затем будет расширяться.

    1. Введение странами единой валюты – путь к дальнейшей интеграции.

Образование валютного  союза, по мнению К. Золотаса, (профессора, почётного члена правления Банка  Греции), пойдёт в три этапа. Первый этап- с 1-ого июля 1991 года (начнёт действовать единый рынок). Второй этап- с 1- ого января 1994 года (примерно 3 года)- образован Европейский Центральный Банк. Третий этап (без конкретных дат) - утверждение евро в качестве единой валюты.

В попытках объединить Европу вокруг единой валюты нет ничего нового. 
Подобного рода рецидивы продолжаются вот уже почти 2 тысячелетия. Одним из первых на этот тернистый путь ступил ещё римский император Диоклетиан в 3- ем веке. Он не получил ни Европы, ни валюты. Пять веков спустя, на довольно непродолжительное время это удалось сделать Карлу Великому. Такой же идеей были одержимы и философы от Коперника до Джона Милля. Но идея оставалась утопией, недостижимой мечтой. И вот сейчас эта идея снова вышла в первую строку повестки дня европейской интеграции и кажется весьма реальной. 
Т. Золотухина (кандидат экономических наук, главный экономист Департамента иностранных операций Центрального банка РФ) так оценивает экономические выгоды перехода к единой валюте: экономия на операционных и информационных затратах; снижение неопределённости в обменных курсах; стимуляция экономической интеграции; благотворное влияние на торговлю и прямые иностранные инвестиции; экономический эффект от полностью интегрированного рынка ЕС может достигнуть двух процентов его ВВП; усиление конкуренции на европейском рынке; повышение эффективности распределения ресурсов. 
Сейчас Западная Европа приблизилась к этапу, преодолев который Старый Свет, возможно, превратится в новую сверхдержаву. 
Европейский валютный союз - лишь часть плана превращения Европы в новую политико-экономическую общность.

    1. Создание единого Центрального банка - ещё одно средство активизации интеграционных процессов в Западной Европе.

Для развитой рыночной экономики стран Европы характерна сложная и широко разветвлённая  банковская система. Её функция - организовать воспроизводственный оборот денежных средств и капиталов. Вмешательство  государства в экономику происходит в лице ряда специализированных институтов (Центральный банк, министерство финансов и т. д.). Банки ведут операции и  на рынке ценных бумаг. Так, например, выпуск государственных ценных бумаг  относительно ВВП составил: в 1989 году в Германии 16,6 %, 
Италии 50,6 %, в Великобритании 24,0 % . 
Об очень большой роли Западной Европы в мировых кредитно-финансовых отношениях свидетельствует и то, что из двухсот крупнейших банков мира здесь находится 60. Швейцария уже давно заслужила наименование страны - банкира, в её сейфах хранится половина всех ценных бумаг зарубежного мира. 
В последнее время аналогичные функции стали выполнять Люксембург и 
Лихтенштейн. Строго хранимая тайна банковских вкладов, отсутствие двойного обложения, свобода операций с валютой и золотом привлекают в них сотни тысяч вкладчиков из разных стран, а финансовыми “столицами” Западной Европы считаются Лондон и Цюрих. На долю Лондона приходится более 1/5 мировых кредитных операций. Здесь имеют свои резиденции более 400-сот филиалов международных банков; в финансовой сфере занят каждый пятый работающий житель этого города. Цюрих, являющийся экономической столицей Швейцарии, также принадлежит к числу крупнейших банковских центров мира. 
Решение об образовании Единого Центрального банка Западной Европы принималось исходя из имеющегося опыта. Так банк Франции осуществлял помощь по организации управления коммерческой деятельности, Австрийский национальный банк - по организации новой системы бухгалтерского учёта и внутреннего аудита, немецкий Бойче Бундесбанк - по управлению резервами и оборотом иностранных валют, банк Нидерландов помог в организации мониторинга. Отношения Единого Центрального банка с правительствами стран, парламентами строятся на законодательных актах. Административное вмешательство не допускается. Приняты и действуют новые законы ярко выраженной рыночной направленности. Отношения между субъектами строятся не по принципу приказов - распоряжений, а на основе свободных договоров или соглашений. 
Единый Центральный банк примет и установит единые процентные ставки в соответствии с экономическими условиями в еврозоне. Эти процентные ставки сохранятся на уровне 38,4%.

Всё это даёт определённые надежды на формирование действительно эффективного интеграционного  комплекса в рамках Западной Европы. Так по прогнозу Центра экономических  исследований Японии в 2010 году ВВП 
Европейского полюса-региона (Западная Европа со своим интеграционным рынком) составит примерно 15 триллионов $(в ценах 1990 года). 
Уже сейчас Западная Европа стала вторым центром кредитно-финансовой деятельности мирового значения. Взятая как единый регион, она по масштабам зарубежных инвестиций ныне значительно превосходит США. Из отдельных стран лидируют в этой сфере Великобритания, Германия и Франция. Географическое распределение кредитно-финансовой активности стран Западной Европы имеет свои особенности. Перетеки капиталов происходят, прежде всего, между странами самого этого региона (основные объёмы французского капитала инвестированы в 
ФРГ и Великобританию), что связано с наличием в нём крупных интеграционных объединений, формированием “единого экономического пространства”. Второе место занимает экспорт капитала в США. 
В 1995 году соотношение иностранной помощи к ВНП- 1,05%- было самым высоким в Норвегии. В 1996 году Франция и Германия впервые обогнали США по размерам оказания иностранной помощи.

  1. Перспективы развития интеграционных процессов, взгляд в будущее.

Государства Западной Европы обладают высокоразвитой рыночной экономикой, базирующейся на крупных  ресурсах основного капитала, передовых  производственных технологиях, квалифицированных  трудовых ресурсах. Огромную роль для  каждой из этих стран и для всего  региона в целом сыграла экономическая  интеграция - идёт процесс всестороннего  углубления и расширения устойчивых экономических связей между странами.

Экономическая интеграция стран приводит к “подтягиванию” экономического развития менее развитых стран к уровню наиболее высокоразвитых государств.

  Ещё одним  приоритетным направлением сотрудничества является охрана окружающей среды. В 1976 году 17 средиземноморских стран  приняли Конвенцию об охране Средиземного моря (“Голубой план”), в 1987 году “Программа действий - Рейн”, действующая до 2000 года. В 1990 году создана комиссия по охране Эльбы. Интересные географические аспекты содержит и проект “Будущее окружающей среды в Европе”, рассчитанный до 2030 года, то есть и в этой области  намечаются достаточно широкие горизонты  сотрудничества. 

  Заключение

На современном  этапе происходят глубокие изменения  во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация, частью которой является экономическая  и политическая интеграция.

Европейский федерализм, вдохновленный мечтами о единой Европе, является первой по времени  возникновения и самой известной  в широких кругах концепцией интеграции. Данная концепция ставит перед интеграцией четкую стратегическую цель - объединение Европы путем образования сверхгосударства, которое будет функционировать на принципах разделения властей. Федералисты настаивают на создании наднациональных органов, которым государства-участники должны будут передать часть своего суверенитета.

Идейной основой  будущего объединения выбран федерализм, позволяющий адекватно распределить источники легитимности и полномочия между различными уровнями власти - местным, региональным, национальным и наднациональным. Гражданам мега-государства отводится та же роль, что и в национальном государстве. Они выбирают все находящиеся над ними уровни власти и получают от союзной власти свою первичную идентичность - равных перед законом и равных друг другу граждан союза.

Вряд ли можно  считать интеграцией объединение, функционирующее исключительно  на основе межгосударственного сотрудничества. Обязательным признаком интеграции является наличие централизованного  управления (в практике ЕС это называется коммунитарным принципом). Поэтому  интеграция определяется как объединение  с наднациональными органами управления. Соответственно, зрелость той или  иной интеграционной группировки оценивается в зависимости от того, какая часть решений принимается на наднациональном уровне.

Особенностью  западноевропейской интеграции является ее институционализация - она осуществляется в условиях значительной роли государств, правительств, создающих влиятельные международно-государственные институции с исполнительно-координационными функциями. Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной политикой его участников.

Западная Европа сделала существенный шаг к экономической  и политической интеграции. Это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее участников - Западная Европа - это конфедеративное сообщество государств, имеющее и единый парламент, и единое правительство и неформально - даже объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую деятельность всех своих участников.

Вывод: цель достигнута. 

Список  литературы:

 1. Перспективы вхождения России в «Большую Европу» // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика, 2004, № 1, С. 104-110.

Информация о работе Основные интеграционные блоки Западной Европы