Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать особенности экономических отношений «Север – Юг».
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: рассмотреть проблему «Север-Юг» и новый миропорядок, описать демографические и продовольственные аспекты проблемы «Север – Юг» и пути их решения, проанализировать миграцию рабочей силы.
Следует напомнить, что Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней. Поэтому в послевоенный период страны Западной Европы испытывали острую нехватку рабочей силы. К тому же был нарушен процесс воспроизводства населения из-за внушительной потери мужчин фертильных (детородных) возрастов. Страны Западной Европы решили выйти из трудного положения, предлагая демобилизованным воинам, набранным в армию в колониях, остаться на постоянное или временное проживание в метрополии. Более того, они стали поощрять переезд трудоспособных мужчин, гарантируя им получение работы.
Уже в 1950-х гг. в странах Западной Европы возникла идея интеграции, превратившаяся в мощную тенденцию, действующую по сей день. Римский договор о создании ЕЭС 1957 г. провозглашал устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов. Поэтому предусматривалось устранение всякой дискриминации иностранных рабочих. Однако на практике страны сообщества все чаще стали вводить различные ограничения на въезд иностранных рабочих.
Дело в том, что на численный и качественный состав иммигрантов все большее воздействие стала оказывать начавшаяся НТР (научно-техническая революция). Индустриальные государства во все большем объеме предъявляли спрос на квалифицированную рабочую силу.
Весомые перемены в иммиграционной политике западных государств произошли с конца 1973 г., когда стали развиваться нефтяной и структурный кризисы. Правительства этих государств, ссылаясь на свертывание производства и рост безработицы, начали в одностороннем порядке вводить новые законодательства, сначала по ограничению притока иммигрантов, а затем и по полной его приостановке. Так, Франция на три года (1974-1977) приостановила иммиграцию. Бельгия лишь ограничила приезд иностранных рабочих с семьями. США ввели количественное ограничение: квота для иммигрантов была снижена до 400 тыс. человек в год. Новые законодательства свидетельствовали об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики в соответствии с ее изменениями на мировом рынке рабочей силы11.
Иное отношение сложилось к специалистам высшей квалификации (кроме гуманитарной). В странах Западной Европы эти лица принимались практически без ограничений. А Соединенные Штаты даже поставили политику привлечения иностранных научно-технических кадров на государственную основу. В 1968 г. США приняли закон, который отменял привилегии на въезд из ряда западноевропейских государств, а прибытие специалистов из развивающихся стран получило некоторые преимущества. Уже тогда американское государство посчитало, что приток специалистов из Азии, Африки или Латинской Америки может стать одним из источников национальных ресурсов. Вплоть до 2000 г. индустриальные страны Запада изменяли свое законодательство, облегчая и даже поощряя приток высококвалифицированных кадров из слаборазвитых стран.
В период, когда промышленно развитые государства стали ограничивать иммиграцию неквалифицированных рабочих, существенно возросла роль некоторых развивающихся стран в качестве импортеров рабочей силы. Особенно разительные перемены произошли в нефтеэкспортирущих странах Ближнего Востока, в которых с конца 1973 г. началось резкое увеличение доходов, но не в связи с мощным развитием производительных сил, а в связи с высокой конъюнктурой мировых цен на нефть. Доходы от продажи нефти достигли в странах Ближнего Востока беспрецедентных масштабов.
Получение столь крупных
поступлений нефтедоларов создало
условия для экономического бума,
для реорганизации
С 1974 г. Саудовская Аравия,
Кувейт, ОАЭ, Ливия и другие нефтеэкспортеры
приступили к массовому использованию
иностранных рабочих. В отдельные
годы численность иностранных
С начала 1980-х гг. мировые цены на нефть стали снижаться, и соответственно сокращаться доходы нефтеэкспортирующих стран. Но они к этому времени смогли оснастить производство современной техникой и технологией, а также подготовить некоторое количество национальных кадров. Нефтеэкспортирующие страны стали постепенно вводить ограничения на иммиграцию неквалифицированной рабочей силы. Одновременно они, подобно индустриальным государствам, стали вводить систему поощрения приезда квалифицированных рабочих и специалистов. Для последних они обеспечивали достаточно комфортные условия проживания (вместе с семьями) и довольно высокие оклады. На такие предложения откликались высококвалифицированные специалисты не только развивающихся стран, но и промышленно развитых государств, включая Англию и США.
Экономические причины для найма за рубежом превалируют и у самих эмигрантов. С одной стороны, это стремление приобщиться к более благополучной жизни. Опросы, проведенные в большинстве стран-доноров, показали, что основной причиной отъезда рабочих служило намерение больше заработать (60-80% опрошенных). К этому следует добавить желание получить специальность или повысить квалификацию (4-6%). С другой стороны, это боязнь остаться без работы. Правда, доля безработных среди отъезжающих была относительно небольшой (8-10%). С течением времени правительства некоторых развивающихся стран стали ограничивать отъезд квалифицированных рабочих, а тем более специалистов, необходимых и подготовленных для собственной экономики. Они требовали компенсации за полученное образование или повышали стоимость виз. Периодически в странах-донорах развертывалась широковещательная кампания по возвращению на родину ученых, инженеров, компьютерщиков и др., а правительство обещало им улучшить материальное положение и условия работы. Однако эти усилия приносили ограниченный результат, и «утечка умов» продолжала наносить ущерб национальному хозяйству.
Крушение колониальной системы империализма в 50-60-х гг. породило оптимистические прогнозы быстрого экономического и культурного возрождения стран, завоевавших политическую независимость. Действительно, до 70-х гг. эти государства сохраняли довольно высокие темпы развития (в первую очередь это относится к так называемым «новым индустриальным» и нефтеэкспортирующим странам). Однако в 80е гг. этот экономический рост резко замедлился, падение доли освободившихся стран в мировой торговли вынудило их обратиться к внешним займам. Ко второй половине 80-х гг. образовался триллионный долг стран «третьего мира» Западу. Начал увеличиваться разрыв между развитыми странами и развивающимися. Если в 1960 г. соотношение между ними по валовому национальному продукту на душу населения было 26/1, то сейчас оно составляет 40/1.
Причин усиления указанной тенденции немало. Одна из них связана с демографической ситуацией в странах «третьего мира».
Стремясь к максимальной прибыли, ТНК усиливают расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга».
Введение инноваций, инвестиции в развивающиеся страны- все это способствует диспропорциональному развитию «Юга», а в итоге- усилению разрыва между ним и «Севером». На этих представлениях в своих теоретических ориентациях основываются и многие антиглобалистские движения.
1 А.Илларионов «Основные тенденции развития мировой экономики в 1950 – 1996 гг.», журнал «Основы экономики» №10/97
2 Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов / М.М.Лебедева. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2007.- С. 233.
3 Weltbevölkerung wächst ungebremst / http://www.wienerzeitung.at/
4 Вишневский А. Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М.: Наука, 2009. – с. 47.
5 Сайт с основными социальными и экономическими показателями стран мира / www. polpred.ru
6 Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Экономика, 2009. – С. 246.
7 Ланцов С.А., Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения. – С.-Пб.: Питер, 2011. – С. 201.
8 Ланцов С.А., Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения. – С.-Пб.: Питер, 2011. – С. 208.
9
Международная трудовая миграция: современные
тенденции / http://inet-migration.ru/
10 Миграционные процессы в Европе: эволюция миграционных взаимодействий ЕС и стран Центральной и Восточной Европы. Материалы конференции. 24 – 25 сентября 2010 г. – Одесса, 2010. – С. 63.
11 Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Экономика, 2009. – С. 109.
Информация о работе Особенности экономических отношений "Север – Юг"