Особенности организации системы государственной власти в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

Предметом исследования курсовой работы является изучение системы органов государственной власти Японии.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- проанализировать значение политической роли Императора;
- рассмотреть законодательную ветвь власти и ее особенности;
- ознакомиться с характерными чертами исполнительной ветви власти;
- охарактеризовать судебную систему.

Работа состоит из  1 файл

КПЗС курсовик.docx

— 58.94 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студенки 3 курса группы 3202

Родновой Олеси Валерьевны

по теме: «Особенности организации системы государственной власти            в Японии». 
 
 

                                                                               Научный руководитель

                                                                   Фомичев Александр Васильевич

                                  кандидат исторических наук, профессор 
             

Санкт-Петербург

2011 г.

Оглавление

Введение ………………………………………………...………………………...3

Глава 1 Глава государства – император ……………………….………………..4

Глава 2 Законодательная  власть – Парламент ………………….………………6

     2.1 структура Парламента …………………………………………………6

     2.2 организация палат ……………………………………………………..6

     2.3 полномочия Парламента ………………………………………………8

     2.4 обсуждение законопроекта ………………………..……………….….8

      2.5 сессии и заседания Парламента  ………………………….………….11

Глава 3 Исполнительная власть - Кабинет министров ……………………….12

      3.1 компетенция Кабинета ……………………………………………….12

      3.2 формирование и состав ………………………………………………13

      3.3 премьер-министр ………………………………………….………….14

      3.4 вспомогательные органы ……………………………………...……..15

      3.5 независимые органы ………………………………………………….16

Глава 4 Судебная власть - Верховный Суд ……………………………………17

     4.1 Верховный Суд ……………………………………….………………17

     4.2 Компетенция судебных органов  …………………………...………..18

     4.3 Полицейская система ………………………………….………..……19

Заключение ………………………………………………………………..……..21

Список литературы ……………………………………………………….……..23 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная Япония является конституционной монархией, где Император является формальным главой страны и определен конституцией как «символ государства и единства народа»,  где власть находится, главным образом, в руках премьер-министра Японии и других членов парламента, в то время как верховная власть принадлежит народу Японии.     Предметом исследования курсовой работы является изучение системы органов государственной власти Японии.        Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно, всесторонне и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.    Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

     - проанализировать значение политической  роли Императора;

     - рассмотреть законодательную ветвь  власти и ее особенности;

     - ознакомиться с характерными  чертами исполнительной ветви  власти;

     - охарактеризовать судебную систему.

     Подвести  итоги о проделанной работе. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Глава государства  – император

     Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого императора провозглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правления данного Императора считается первым годом соответствующей эры и т. д. Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Чтобы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям — статьям Конституции, но и к фактической деятельности Императора. По Конституции (ст. 1) Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.    Согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает Главного судью Верховного суда (ст. 6).         По совету и с одобрения Кабинета Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст. 7):

  • промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;
  • созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;
  • подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;
  • подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;
  • пожалование наград;
  • подтверждение в соответствии с законом ратификационных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;
  • церемониал.

     В соответствии с Законом об императорской  фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.    Повседневные дела вместо упраздненного министерства императорского двора решает управление императорского двора, действующее при канцелярии Премьер-министра. Начальник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность которого после реформы 2001 г. превышала 1000 человек1. В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномочий.   Юридически у японского Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, влияние на формирование правительства, верховное главнокомандование вооруженными силами. Император — это символ единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполитического характера. Также множество внешнеполитических мероприятий Императору приходится выполнять не только единолично, но и с членами императорской семьи. 2 
 

Глава 2 Законодательная  власть - Парламент

     Согласно  Конституции единственным законодательным  органом в Японии является Парламент.         2. 1 Структура парламента. Японский парламент состоит из двух палат — Палаты представителей (нижняя) и Палаты советников (верхняя). Палата представителей избирается на четыре года в количестве 480 депутатов (с 2000 г.), Палата советников состоит из 252 советников, избираемых на шесть лет, но с ротацией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета Министров), верхняя палата роспуску не подлежит. Депутаты и советники имеют свободный мандат. Они фактически не пользуются депутатским иммунитетом: не могут быть арестованы только в период сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты решением 2/з голосов присутствующих членов палаты (при наличии кворума). Депутаты и советники пользуются индемнитетом, являются профессиональными парламентариями и получают вознаграждение из государственной казны.

     2. 2 Организация палат. Внутренняя структура палат типична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В Палате представителей имеется 18 постоянных комиссий, в Палате советников — 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления (комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству и др.); в Японии они тесно связаны с работой соответствующих министерств, с чиновничьей бюрократией, хотя они вправе контролировать работу министерств. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комиссий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракций, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это решается заблаговременно при дележе председательских мест в ходе переговоров между лидерами фракций. Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии парламентских секретарей (заместителей министра, представляющих его в парламенте). Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов: их судьба обычно предопределяется решением комиссии. Кроме постоянных комиссий в японском парламенте создаются специальные комиссии только на период до сессии.            В каждой палате имеются законодательные бюро — особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Бюро имеют собственный аппарат, несколько отделений, в которых работают профессиональные государственные служащие. Эта форма опять-таки обеспечивает тесные связи парламента с японской разветвленной бюрократией.           В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные следовательские, справочные административные службы, большая библиотека, где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутатов различных исследовательских и справочных материалов .     2.3 Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство. Конституция устанавливает, что парламент — единственный законодательный орган, глава государства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отношении принятых законов имеет.           Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многих других странах, играет Палата представителей, поскольку в определенных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верхней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичного принятия закона большинством в 2/3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Японии — 1/3  состава), а не общего состава палаты. Закон о государственном бюджете также может быть принят без участия верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения. Нижняя палата имеет и другие преимущества.3       2. 4 Обсуждение законопроекта в палате. Подавляющее большинство законопроектов в Японии, как и в других странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства (внести законопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это происходит после тщательной бюрократической проработки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего проект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по своему рангу приравнена к министерству), затем к премьер-министру и только потом от имени правительства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно, а часто и после этого — в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласований (нередко создаются специальные подкомиссии для изучения проекта), и лишь после принятия комиссией положительного решения он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом).      Возможен и другой путь: проект поступает сразу на пленарное заседание, если он внесен постоянной комиссией парламента или парламент принимает решение дать слово инициатору для разъяснения проекта.   После принятия нижней палатой законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение 60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней палаты. В случае отклонения нижняя палата может преодолеть вето верхней указанным выше способом, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подлежит опубликованию. На совместном заседании палат решение принимается большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество.       Законопроект о бюджете, как и в других парламентах, сначала представляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обязательном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граждане. Каждый гражданин может подать заявку на участи дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отбирает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях.   Если Палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента (в данном случае для этого верхней палате предоставляется не 60, а 30 дней), и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты.        Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй — «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фамилией), опросом (председатель спрашивает, есть ли возражения, и если их нет, решение принимается, если возражения есть, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую проходят довольно бурно, нередко парламентарии вступают в драку.  Принятый закон подписывается министром, ответственным за его выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императору. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовать его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования.    Из числа других высших органов государства японский парламент формирует лишь правительство (Кабинет Министров): парламент (нижняя палата) осуществляет контроль за деятельностью правительства путем вопросов на пленарных заседаниях, приглашения министров на заседания постоянных комиссий, но главной формой контроля считается общая дискуссия по вопросам политики правительства. Хотя в японском парламенте бывают и драки, в ходе общей дискуссии главным образом стремятся прийти к консенсусу. Применяется также интерпелляция, для внесения которой существует упрощенный порядок. Право подать интерпелляцию в письменной форме принадлежит каждому депутату нижней палаты (делается это через председателя палаты). При отказе председателя принять интерпелляцию депутат может обратиться непосредственно к пленарному заседанию. Ответ на интерпелляцию в устной или письменной форме должен быть дан в течение шести дней, по результатам ответа проводится голосование.          2.5 Сессии и заседания парламента. Очередные сессии парламента созываются один раз в год. Открывает сессию парламента император, но никакой тронной речи он не произносит. Внеочередная сессия может быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат (другая палата тогда тоже обязана собраться) или Кабинета Министров. Во время роспуска нижней палаты Кабинет Министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассматриваются как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой в течение 10 дней после ее первого заседания.    Для заседаний палат необходим кворум — присутствие не менее          1/3 членов парламента. Заседания постоянных комиссий действительны при участии 2/3 их членов.4 
 
 

Глава 3 Исполнительная власть – Кабинет министров

     Кабинет министров - правительство Японии - является высшим органом исполнительной власти (ст. 65 Конституции).    3.1 Компетенция. Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из положений Конституции. Формально в ней компетенции исполнительной власти посвящена всего одна статья. В соответствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

- добросовестное  проведение в жизнь законов,  ведение государственных дел;

- руководство  внешней политикой;

- заключение договоров, для чего требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

- организация  гражданской службы и руководство  ею в соответствии с нормами, установленными законом;

- составление  бюджета и внесение его на  рассмотрение Парламента;

- издание  правительственных указов в целях проведения в жизнь положений, конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными указами только с разрешения соответствующего закона;

- принятие  решений об общих и частных  амнистиях, о смягчении и отсрочке  наказаний и восстановлении в  правах.

     В отличие от других государств значительными  полномочиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительственные указы, как и законы, подписываются компетентными государственными министрами и контрассигнуются Премьер-министром.       Более детально его деятельность регламентируется специальными законами. Ведущее место среди них принадлежит Закону о Кабинете министров 1947 г. (в ред. 1999 г.). В соответствии с новыми его положениями Кабинет получил право утверждать политический курс в вопросах контроля и надзора за всеми административными органами страны, который затем претворяется в жизнь Премьер-министром; рассматривать информацию Премьер-министра в случае разногласий между отдельными министрами и министерствами относительно их компетенции и давать консультации, исполняя тем самым арбитражные функции в отношении министерств; принимать решения в случаях, когда Премьер-министр приостановил мероприятия и распоряжения любого административного органа.            Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко законодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей законодательного процесса и др. наталкивается в стенах законодательного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания законопроектов. Как свидетельствует статистика, лишь 83,6% внесенных японским правительством законопроектов принимаются безоговорочно, в то время как в большинстве западных стран этот показатель гораздо выше.5

Информация о работе Особенности организации системы государственной власти в Японии