Особенности организации системы государственной власти в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

Предметом исследования курсовой работы является изучение системы органов государственной власти Японии.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- проанализировать значение политической роли Императора;
- рассмотреть законодательную ветвь власти и ее особенности;
- ознакомиться с характерными чертами исполнительной ветви власти;
- охарактеризовать судебную систему.

Работа состоит из  1 файл

КПЗС курсовик.docx

— 58.94 Кб (Скачать документ)
     

     3.2 Формирование и состав. Кабинет министров состоит из Премьер-министра и государственных министров (часть первая ст. 66). В нынешнем составе Кабинета 10 государственных министров, возглавляющих соответствующие министерства, и 8 государственных министров без портфеля, являющихся главным образом советниками Премьер-министра, которым могут поручаться и другие функции. По Конституции все члены Кабинета должны быть гражданскими лицами (часть вторая ст. 66) и большинство министров должны быть членами Парламента (часть первая   ст. 68). Фактически в состав Кабинета очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.        Согласно ст. 67 Конституции кандидатуру Премьер-министра выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. В случае расхождения между палатами по этому вопросу и недостижения соглашения на объединенном их заседании или в случае непринятия Палатой советников решения в течение 10 дней после решения Палаты представителей (не считая времени перерыва в работе Парламента) решение Палаты представителей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается Императором на должность Премьер-министра, и по его указанию Император назначает других министров (каждая внутрипартийная группировка представляет главе Кабинета список кандидатур). Число и отраслевая специализация будущих министров в списке кандидатов на должность строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок. Премьер-министр по своему

усмотрению  может освобождать государственных  министров от должности.

     Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом (часть третья ст. 66 Конституции). Поэтому в случае отставки Премьер- министра или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового Премьер-министра.

     В случае выражения Палатой представителей вотума недоверия или отказа в доверии правительству Премьер-министр принимает решение об отставке правительства, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена указом Императора (в подавляющем большинстве случаев делалось второе).

     3.3 Премьер-министр. Премьер-министр руководит работой Кабинета министров, координирует функции остальных членов правительства и направляет их деятельность. Конституция предоставляет ему особые полномочия и отводит более половины содержания главы о правительстве.

     Премьер-министр  как глава Кабинета и в силу права назначать и смещать министров имеет возможность поддерживать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.

     Принятый  в 1999 г. Закон об организационной  реформе Кабинета министров предусмотрел усиление личной роли Премьер-министра, расширение стратегических и координирующих функций Кабинета министров, упрощение организационной структуры, в частности замену канцелярии Премьер-министра на канцелярию Кабинета с одновременным повышением ее координирующей роли, и сокращение до 12 министерств и управлений. Кроме того, с 2000 г. в обеих палатах парламента обсуждается реформа Конституции, предусматривающая в числе прочего введение всеобщих прямых выборов Премьер-министра.

     Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием.

     3.4 Вспомогательные органы. В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая сеть консультативных органов, которые в своей работе опираются на помощь предпринимательских, академических, профсоюзных кругов; консультируются с представителями Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов правительство имеет возможность получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять объективность информации, поступающей по официальным каналам, проводить независимые экспертизы, исследования и в конечном счете получать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата.    Помимо вспомогательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти, в Японии также существует разветвленная сеть так называемых «персональных консультативных органов», которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и              Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конкретного политика.

     3.5 Независимые органы. Это органы, которые независимы от правительства. К их числу относятся прежде всего Ревизионный совет и Совет государственных учреждений.      Ревизионный совет призван контролировать государственный бюджет и государственные расходы. Согласно ст. 90 Конституции заключительный отчет о государственных доходах и расходах ежегодно проверяется Ревизионным советом, который представляет свой доклад вместе с докладом Кабинета министров в течение финансового года, следующего за отчетным.            Совет государственных учреждений ведает вопросами службы государственных чиновников и следит за тем, чтобы при занятии государственных должностей не получала преимущества ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.6 
 
 
 
 

Глава 4 Судебная власть - Верховный  Суд

     Суды  в Японии имеют свою иерархию. Верхней  ступенью является Верховный суд. Следующей - высшие суды, их восемь, каждый и действует в определенном регионе страны. Высшим судам подчинены районные суды, а также функционирующие при них семейные суды, и тех и других по 50, и дисциплинарные суды, их - 438. Конституцией определено, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду. В стране нет специального конституционного суда и по конституции Верховному суду предоставлены полномочия решать вопросы о конституционности любого закона, приказа, предписания и других официальных административных актов.    4.1 Верховный суд.  Состоит из Главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров. Утверждение состава Верховного суда осуществляется всенародным референдумом в ходе очередных выборов в нижнюю палату парламента. Однако на практике эти референдумы превращаются в простую формальность.     Кроме исключительного права толкования конституции и определения соответствия законов конституционным положениям, Верховному суду принадлежит право пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов. Он является конечной инстанцией, рассматривающей аппеляции.  Поступающие в Верховный суд дела первоначально рассматриваются в судах "малого состава". Таких в Верховном суде три, по пять человек в каждом. В случае если в деле затрагиваются конституционные положения, разбирательство передается на заседание суда полного состава для окончательного решения.        Верховный суд устанавливает процедуры работы всех судебных органов, он может делегировать это право судам низших инстанций. Ему в административном отношении подведомственны все звенья судебной системы. Порядок работы последних определяется Законом об организации суда от 1947 г.          Непосредственно Верховному суду подчинены восемь высших аппеляционных судов, которые являются высшими судебными органами в пределах соответствующих регионов. Эти суды рассматривают аппеляции на решения судов нижестоящих инстанций в данных регионах. Восемь высших аппеляционных судов расположены в городах: Токио, Осака, Нагоя, Хиросима, Фукуока, Сэндай,  Саппоро и Такамацу. Судебные разбирательства в этих судах проводятся коллегиально, с участием трех судей. Судьи высших судов назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда. Высшим судам подчинены суды низовых инстанций соответствующих регионов: районные, семейные и дисциплинарные суды. Судьи всех последних также назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда.7      4.2 Компетенция судебных органов. В иерархии судов японской системы судопроизводства достаточно строго разграничена их юрисдикция, или так называемая подсудность, компетенция судебных органов при рассмотрении уголовных и гражданских дел по видам преступлений и суммам исков. На нижней ступени находятся дисциплинарные суды, которые занимаются разбором мелких дел, связанных с нарушением общественного порядка, оскорблением личности, иными нарушениями законов. Разбирательство в них осуществляется одним судьей, а процедура рассматривается как первичная инстанция для подобных дел.     Районные суды рассматривают в первой инстанции дела, связанные с более серьезными преступлениями, также дела по промежуточной аппеляции поступающие из дисциплинарных судов. Районные суды являются первичной инстанцией при рассмотрении большинства видов нарушений гражданского и уголовного законодательства. Таких судов имеется по одному в каждой из 47 префектур и 3 на Хоккайдо в городах Хакодате, Асахикава и Кусиро. Кроме этого существуют еще 203 отделения районных судов в крупных городах. Большинство дел в судах этой инстанции рассматривается одним судьей, за исключением тех случаев, когда по специальному решению слушание и разбирательство должно быть коллегиальным или когда низшая мера наказания предусматривает тюремное заключение более одного года.         Совместно с районными судами, но согласно своей процедуре, действуют специальные, так называемые семейные суды. В их компетенцию входит рассмотрение гражданских дел, связанных с семейными отношениями - разводами, разделом наследства и другими делами, отнесенными к категории гражданско-правовых дел.     Во всех случаях соблюдается трехступенчатый судебный процесс, который включает первичное судебное разбирательство, разбирательство по промежуточной аппеляции и разбирательство по окончательной аппеляции. Высшие суды часто называют аппеляционными, поскольку в них рассматриваются только аппеляции - окончательные по делам, поступающим из дисциплинарных судов и промежуточные аппеляции после рассмотрения дел в районных судах, а также промежуточные аппеляции по делам, рассматриваемым в районных и семейных судах как судах первой инстанции.             4.3 Полицейская система. Большую роль в обеспечении правопорядка в Японии играет полицейская система. Она была создана в 1874 г. по образцам полиций европейских стран как общегосударственная служба. В то время это была высокоцентрализованная структура, весьма эффективно обслуживавшая абсолютистскую, милитаристскую верховную власть. После поражения во второй мировой войне и в процессе послевоенной демократизации в стране, цели полиции изменились и в соответствии с этими изменениями менялась и структура полиции Японии. В июне 1954 г. был принят Закон о полиции, определивший структуру полиции Японии. До настоящего времени она практически не изменилась.    На вершине иерархии полиции находится Национальное управление полиции во главе с начальником управления и его штабом. Штаб включает секретариат, занимающийся общими вопросами и кадровыми делами и пять отделов: полицейской службы; уголовных расследований, со службами криминалистических экспертиз; информации и связи; общественной безопасности; дорожной полиции.8 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Япония - конституционная монархия. Согласно Конституции, вступившей силу 3 мая 1947 года, император Японии - «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению Кабинета министров, который и несёт за них ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главы государства. С 1989 года императором Японии является Акихито, ему наследует принц Нарухито.        Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников — из 252 депутатов, избираемых на 6 лет. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Согласно конституции, парламент обладает всей полнотой законодательной власти и имеет исключительное право распоряжаться финансами. В Японии действует всеобщее избирательное право для всех граждан старше 20 лет. Выборы в обе палаты проходят тайным голосованием.          Правительство - высший орган исполнительной власти - возглавляет премьер-министр Японии. На эту должность назначается императором по представлению парламента один из его членов. Премьер-министр - глава Кабинета министров, формирующий состав правительства. С 4 июня 2010 эту должность занимает Наото Кан.      Исторически подверженная влиянию китайского права, правовая система Японии развивалась независимо в период Эдо благодаря созданию таких трудов как «Кудзиката Осадамэгаки». Но начиная с конца XIX века судебная система Японии в основном строилась на романо-германском праве, в частности на правовых системах Франции и Германии. Например, в 1896 году японское правительство создало гражданский кодекс на основе германской модели. Статутное право формируется законодательным органом Японии - парламентом. Основную часть статутного права составляет собрание под названием «Шесть кодексов». По текущей конституции новый закон вступает в силу только после его промульгации императором.  Судебная система Японии состоит из четырёх уровней: Верховного суда, апелляционных, основных и дисциплинарных судов. Верховный суд, подобно конституционным судам в других странах, имеет полномочия отмены правовых норм на основании их неконституционности. Членов верховного суда назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник /Г. Н. Андреева. – 2-е изд., перераб. – М.:Норма, 2009. -512 с.
  2. Иностранное конституционное право / под ред. В. В. Маклакова. – М.:Юристъ, 1997. – 512 с.
  3. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Япония, Бразилия: учебное пособие / под ред. В. В. Маклакова. – М.:Волтерс Клувер, 2010. – 656с.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д. ю. н., проф. Б. А. Страшун. – 2-е изд., обновл. И дораб. – М.:Норма, 2006. – С. 1104 с.
  5. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. – М.:Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 403 с.
  6. Коституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. Ред. М. В. Баглая,              Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2009. – 1056 с.
  7. Курицын В.М., Шаляпин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России: учебное пособие для вузов. – М.:Академический проект; Трикста, 2004. -496с.
  8. Ларин А. Ю. Конституционное (государственное ) право зарубежных стран. Курс лекций / А. Ю.Ларин. – М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС); Книжный мир, 2007. 181 с.
  9. Плотницкий В. И. Конституционное право зарубежных стран (в схемах): учебное пособие /              В. И. Плотницкий. – М.: Новое знание, 2009. – 252с.
  10. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. - 5-е изд., переб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 607 с.
  11. Япония. Справочник. – М.:Издательство «ОГНИ», 2003. – 232 с.

Информация о работе Особенности организации системы государственной власти в Японии