Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:44, курсовая работа
Предметом исследования курсовой работы является изучение системы органов государственной власти Японии.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- проанализировать значение политической роли Императора;
- рассмотреть законодательную ветвь власти и ее особенности;
- ознакомиться с характерными чертами исполнительной ветви власти;
- охарактеризовать судебную систему.
3.2 Формирование и состав. Кабинет министров состоит из Премьер-министра и государственных министров (часть первая ст. 66). В нынешнем составе Кабинета 10 государственных министров, возглавляющих соответствующие министерства, и 8 государственных министров без портфеля, являющихся главным образом советниками Премьер-министра, которым могут поручаться и другие функции. По Конституции все члены Кабинета должны быть гражданскими лицами (часть вторая ст. 66) и большинство министров должны быть членами Парламента (часть первая ст. 68). Фактически в состав Кабинета очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами. Согласно ст. 67 Конституции кандидатуру Премьер-министра выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. В случае расхождения между палатами по этому вопросу и недостижения соглашения на объединенном их заседании или в случае непринятия Палатой советников решения в течение 10 дней после решения Палаты представителей (не считая времени перерыва в работе Парламента) решение Палаты представителей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается Императором на должность Премьер-министра, и по его указанию Император назначает других министров (каждая внутрипартийная группировка представляет главе Кабинета список кандидатур). Число и отраслевая специализация будущих министров в списке кандидатов на должность строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок. Премьер-министр по своему
усмотрению
может освобождать
Кабинет
при осуществлении
В
случае выражения Палатой
3.3 Премьер-министр. Премьер-министр руководит работой Кабинета министров, координирует функции остальных членов правительства и направляет их деятельность. Конституция предоставляет ему особые полномочия и отводит более половины содержания главы о правительстве.
Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права назначать и смещать министров имеет возможность поддерживать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.
Принятый в 1999 г. Закон об организационной реформе Кабинета министров предусмотрел усиление личной роли Премьер-министра, расширение стратегических и координирующих функций Кабинета министров, упрощение организационной структуры, в частности замену канцелярии Премьер-министра на канцелярию Кабинета с одновременным повышением ее координирующей роли, и сокращение до 12 министерств и управлений. Кроме того, с 2000 г. в обеих палатах парламента обсуждается реформа Конституции, предусматривающая в числе прочего введение всеобщих прямых выборов Премьер-министра.
Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием.
3.4 Вспомогательные органы. В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая сеть консультативных органов, которые в своей работе опираются на помощь предпринимательских, академических, профсоюзных кругов; консультируются с представителями Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов правительство имеет возможность получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять объективность информации, поступающей по официальным каналам, проводить независимые экспертизы, исследования и в конечном счете получать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата. Помимо вспомогательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти, в Японии также существует разветвленная сеть так называемых «персональных консультативных органов», которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конкретного политика.
3.5
Независимые органы. Это органы, которые
независимы от правительства. К их числу
относятся прежде всего Ревизионный совет
и Совет государственных учреждений. Ревизионный
совет призван контролировать государственный
бюджет и государственные расходы. Согласно
ст. 90 Конституции заключительный отчет
о государственных доходах и расходах
ежегодно проверяется Ревизионным советом,
который представляет свой доклад вместе
с докладом Кабинета министров в течение
финансового года, следующего за отчетным. Совет
государственных учреждений ведает
вопросами службы государственных чиновников
и следит за тем, чтобы при занятии государственных
должностей не получала преимущества
ни одна из партий, а назначения производились
исключительно на основании профессиональной
квалификации и опыта претендентов.6
Глава 4 Судебная власть - Верховный Суд
Суды
в Японии имеют свою иерархию. Верхней
ступенью является Верховный суд. Следующей
- высшие суды, их восемь, каждый и действует
в определенном регионе страны. Высшим
судам подчинены районные суды, а также
функционирующие при них семейные суды,
и тех и других по 50, и дисциплинарные суды,
их - 438. Конституцией определено, что вся
полнота судебной власти принадлежит
Верховному суду. В стране нет специального
конституционного суда и по конституции
Верховному суду предоставлены полномочия
решать вопросы о конституционности любого
закона, приказа, предписания и других
официальных административных актов. 4.1
Верховный суд. Состоит из Главного
судьи и 14 судей. Главный судья назначается
императором по представлению кабинета
министров. Остальные судьи назначаются
кабинетом министров. Утверждение состава
Верховного суда осуществляется всенародным
референдумом в ходе очередных выборов
в нижнюю палату парламента. Однако на
практике эти референдумы превращаются
в простую формальность. Кроме исключительного
права толкования конституции и определения
соответствия законов конституционным
положениям, Верховному суду принадлежит
право пересмотра и отмены решений всех
остальных судебных органов. Он является
конечной инстанцией, рассматривающей
аппеляции. Поступающие в Верховный суд
дела первоначально рассматриваются в
судах "малого состава". Таких в Верховном
суде три, по пять человек в каждом. В случае
если в деле затрагиваются конституционные
положения, разбирательство передается
на заседание суда полного состава для
окончательного решения. Верховный суд
устанавливает процедуры работы всех
судебных органов, он может делегировать
это право судам низших инстанций. Ему
в административном отношении подведомственны
все звенья судебной системы. Порядок
работы последних определяется Законом
об организации суда от 1947 г. Непосредственно
Верховному суду подчинены восемь высших
аппеляционных судов, которые являются
высшими судебными органами в пределах
соответствующих регионов. Эти суды рассматривают
аппеляции на решения судов нижестоящих
инстанций в данных регионах. Восемь высших
аппеляционных судов расположены в городах:
Токио, Осака, Нагоя, Хиросима, Фукуока,
Сэндай, Саппоро и Такамацу. Судебные
разбирательства в этих судах проводятся
коллегиально, с участием трех судей. Судьи
высших судов назначаются кабинетом министров
по представлению Верховного суда. Высшим
судам подчинены суды низовых инстанций
соответствующих регионов: районные, семейные
и дисциплинарные суды. Судьи всех последних
также назначаются кабинетом министров
по представлению Верховного суда.7 4.2
Компетенция судебных
органов. В иерархии судов японской
системы судопроизводства достаточно
строго разграничена их юрисдикция, или
так называемая подсудность, компетенция
судебных органов при рассмотрении уголовных
и гражданских дел по видам преступлений
и суммам исков. На нижней ступени находятся
дисциплинарные суды, которые занимаются
разбором мелких дел, связанных с нарушением
общественного порядка, оскорблением
личности, иными нарушениями законов.
Разбирательство в них осуществляется
одним судьей, а процедура рассматривается
как первичная инстанция для подобных
дел. Районные суды рассматривают в первой
инстанции дела, связанные с более серьезными
преступлениями, также дела по промежуточной
аппеляции поступающие из дисциплинарных
судов. Районные суды являются первичной
инстанцией при рассмотрении большинства
видов нарушений гражданского и уголовного
законодательства. Таких судов имеется
по одному в каждой из 47 префектур и 3 на
Хоккайдо в городах Хакодате, Асахикава
и Кусиро. Кроме этого существуют еще 203
отделения районных судов в крупных городах.
Большинство дел в судах этой инстанции
рассматривается одним судьей, за исключением
тех случаев, когда по специальному решению
слушание и разбирательство должно быть
коллегиальным или когда низшая мера наказания
предусматривает тюремное заключение
более одного года. Совместно с районными
судами, но согласно своей процедуре, действуют
специальные, так называемые семейные
суды. В их компетенцию входит рассмотрение
гражданских дел, связанных с семейными
отношениями - разводами, разделом наследства
и другими делами, отнесенными к категории
гражданско-правовых дел. Во всех случаях
соблюдается трехступенчатый судебный
процесс, который включает первичное судебное
разбирательство, разбирательство по
промежуточной аппеляции и разбирательство
по окончательной аппеляции. Высшие суды
часто называют аппеляционными, поскольку
в них рассматриваются только аппеляции
- окончательные по делам, поступающим
из дисциплинарных судов и промежуточные
аппеляции после рассмотрения дел в районных
судах, а также промежуточные аппеляции
по делам, рассматриваемым в районных
и семейных судах как судах первой инстанции. 4.3
Полицейская система. Большую роль в
обеспечении правопорядка в Японии играет
полицейская система. Она была создана
в 1874 г. по образцам полиций европейских
стран как общегосударственная служба.
В то время это была высокоцентрализованная
структура, весьма эффективно обслуживавшая
абсолютистскую, милитаристскую верховную
власть. После поражения во второй мировой
войне и в процессе послевоенной демократизации
в стране, цели полиции изменились и в
соответствии с этими изменениями менялась
и структура полиции Японии. В июне 1954
г. был принят Закон о полиции, определивший
структуру полиции Японии. До настоящего
времени она практически не изменилась. На
вершине иерархии полиции находится Национальное
управление полиции во главе с начальником
управления и его штабом. Штаб включает
секретариат, занимающийся общими вопросами
и кадровыми делами и пять отделов: полицейской
службы; уголовных расследований, со службами
криминалистических экспертиз; информации
и связи; общественной безопасности; дорожной
полиции.8
Заключение
Япония
- конституционная монархия. Согласно
Конституции, вступившей силу 3 мая 1947
года, император Японии - «символ государства
и единства народа», все государственные
назначения и решения он производит по
представлению Кабинета министров, который
и несёт за них ответственность. На дипломатических
встречах он играет роль главы государства.
С 1989 года императором Японии является
Акихито, ему наследует принц Нарухито. Высшим
органом государственной власти и единственным
законодательным органом в Японии является
парламент. Он состоит из двух палат: палаты
представителей и палаты советников. Палата
представителей состоит из 480 депутатов,
избираемых на 4 года, а палата советников
— из 252 депутатов, избираемых на 6 лет.
Палата советников обновляется наполовину
каждые три года. Согласно конституции,
парламент обладает всей полнотой законодательной
власти и имеет исключительное право распоряжаться
финансами. В Японии действует всеобщее
избирательное право для всех граждан
старше 20 лет. Выборы в обе палаты проходят
тайным голосованием.
Список литературы
Информация о работе Особенности организации системы государственной власти в Японии