Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание

Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой страны при вступлении ее в ВТО.

Содержание

Введение............................................................................................................4-5
Всемирная торговая организация – основа системы международной торговли....................................................................6-15
Создание и развитие ВТО..............................................................6-8
Цели, функции, организационная структура, принятие
решений и членство ВТО...............................................................8-13
Принципы ВТО................................................................................13-15
Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО..............16-29
Процесс вступления Республики Беларусь в ВТО.....................16-18
Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО........19-23
Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО................................................................................23-29
Заключение......................................................................................................30-31
Список литературы........................................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Конференция.docx

— 63.52 Кб (Скачать документ)

Кроме того, свыше 60 международных организаций  имеют статус наблюдателя в ВТО, в том числе МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации  и т.д.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека  существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько  лет.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации.

Подобные  консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами  ВТО.

Взамен  присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что  практически будет означать прекращение  ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с  соответствующей жалобой в Орган  по разрешению споров (ОРС), решения  которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки  и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

1. Докладом  Рабочей группы, в котором будет  изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна  примет на себя по итогам  переговоров;

2. Протоколом  о присоединении, юридически оформляющим  достигнутые договоренности;

3. Списком  обязательств по тарифным уступкам  в области товаров и сельского  хозяйства;

4. Списком  специфических обязательств по  доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

 

    1.  Принципы ВТО.

 

  1. Принцип наибольшего благоприятствования uли принцип недискриминации.

Этот  принцип требует, чтобы любое  преимущество, привилегия, льгота или  иммунитет, предоставленные любой  страной-участницей любому продукту, происходящему  из или предназначенному для любой  другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении недискриминационный подход.

  1. Принцип национального режима.

 Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

  1. Принцип зашиты национальной промышленности.

 Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. Ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов.

  1. Принцип создания устойчивой основы торговли.

Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством  многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.

  1. Принцип содействия справедливой конкуренции.

Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение “войны субсидий” и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

  1. Общее запрещение количественных ограничений импорта.

 Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства.

  1. Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах.

В данном случае предусматриваются “изъятия” и применение “защитной оговорки”. “Изъятия” означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. “Защитная оговорка” предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

  1. Принцип региональных торговых договоренностей.

  В рамках данных договорённостей группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев. Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

  1. Специальные условия для развивающихся стран.

  Предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров.

 

2.Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО.

 

2.1 Процесс вступления Республики Беларусь и ВТО.

 

Внешнеэкономическая политика - одно из основных направлений системы государственного управления экономикой и предусматривает постоянное совершенствование методов регулирования внешнеторговых связей. Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности государства на современном этапе является вхождение Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях. Это предопределяет необходимость вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведущую международную организацию в области регулирования мировой торговли, сфера деятельности которой охватывает 94% объема товарных потоков.

В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Последующие действия были направлены на получение республикой статуса полноправного члена этой организации.

Осенью 1993 г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств-членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению. Членами Рабочей группы являлись представители Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Польши и Турции. Председатель Рабочей группы - посол Кристер Манхузен - Постоянный представитель Швеции при ГАТТ/ВТО (ныне - посол Швеции в Бразилии).

8 декабря  1993 г. создана Межведомственная комиссия по подготовке к вступлению Республики Беларусь в ГАТТ. Позже, в связи с трансформацией ГАТТ в ВТО, вышеуказанная комиссия была преобразована в Межведомственную комиссию по вопросам вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. В состав данной Комиссии вошли представители от 22 министерств и других центральных органов управления республики. В свою очередь, в каждом из этих ведомств созданы внутриведомственные группы по вопросам присоединения Беларуси к ВТО.

5 декабря  1995 г. белорусская делегация официально  вручила Меморандум о торговом  режиме Республики Беларусь Генеральному  директору Всемирной организации  в штаб-квартире ВТО в Женеве.

В мае 1996 г. из Секретариата ВТО получен сводный перечень вопросов государств-членов ВТО по внешнеторговому режиму республики. Одобренный Межведомственной комиссией Республики Беларусь, сводный перечень ответов был направлен в Постоянное Представительство Беларуси при отделении ООН и других международных организациях в Женеве для дальнейшего препровождения в Секретариат ВТО.

В течение 1997-1998 гг. в Женеве было проведено  два заседания Рабочей группы Всемирной торговой организации по вопросам присоединения Беларуси к ВТО, в результате которых в стране началась работа по подготовке двусторонних переговоров со странами-членами этой организации по условиям взаимного доступа на рынки.

В марте 1998 г. тарифные предложения  республики Беларусь были переданы в  Секретариат ВТО в Женеве.

В марте 2001 года было проведено третье заседание Рабочей группы по присоединению  Республики Беларусь к ВТО.В феврале 2002 года состоялось четвертое заседание Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

С целью обеспечения прозрачности процесса вступления в ВТО в 2001 году при Межведомственной комиссии по присоединению Республики Беларусь к ВТО создана рабочая группа из представителей Национального собрания Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, научных и деловых кругов.

Белорусская торгово-промышленная палата неоднократно организовывала республиканские  семинары по вопросам присоединения  Республики Беларусь к ВТО, на которые  приглашались руководители промышленных предприятий различной формы  собственности.Различные неправительственные организации активно включились в обсуждение проблем, связанных с вступлением в ВТО. По инициативе Белорусского и Минского союзов предпринимателей и работодателей, 11 декабря 2001 года создана Ассоциация содействия присоединения Республики Беларусь к ВТО. Цель Ассоциации – информирование деловых людей и их вовлечение в процесс формирования консенсуса по основным вопросам, решаемым в ходе вступления Беларуси в ВТО. Институт приватизации и менеджмента в 2002 году провел при поддержке немецкого правительства в рамках программы “Трансформ” семинар “ВТО и международная торговля”.

На сегодняшний день Беларусь продолжает переговоры о вступлении в ВТО.  Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО  чрезвычайно важно, поскольку Беларусь относится к странам с малой  открытой экономикой, ориентированной  на расширенное участие в международной  торговле. Как правило, ежегодный  внешнеторговый оборот Беларуси превышает  объем ее ВВП на 20-30%.

Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам-членам этой организации, обеспечивая расширенный доступ на свой рынок иностранных товаров  и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают страны-члены  ВТО, что в том числе означает  прекращение торговой дискриминации  на внешних рынках.

Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение национального законодательства в области тарифного и нетарифного  регулирования экспорта и импорта, оптимизация антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических  требований в соответствие с требованиями данной организации.

Информация о работе Перспективы вступления Республики Беларусь в ВТО