Показатели и результаты участия Индии в современной мировой экономике и мировых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Устойчивая экономическая динамика и социальный прогресс в Индии вносят свой вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике и политике.

Содержание

Введение……..........................................................................................................................стр.3

Глава 1. Экономика Индии и ее положение в мировой экономике ……………………..стр.4

1.1 Отрасли промышленности, с/х и сфера услуг................................................................стр.4

1.2. Роль Индии в МРТ и внешнеэкономические связи………........................................стр.10

1.3. Экономическое положение и перспективы развития…….........................................стр.13

Глава 2. Участие Индии в международных экономических отношениях………….…. стр.17

2.1. Индия и США.................................................................................................................стр.17

2.2. Индия и Китай................................................................................................................стр.24

2.3. Индия и Россия...............................................................................................................стр.25 Заключение............................................................................................................................стр.29

Список литературы...............................................................................................................стр.31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Индия в мировой экономике.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

    Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от выбранных  такими странами, как Китай, Южная  Корея, Китай. В то время как ее конкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась она медленнее, чем соседи, но вот начались перемены. Годовой рост производства в Индии в настоящее время более 9% и догоняет рост в сфере услуг – 10%.

    Экономическая либерализация, включая отмену госконтроля промышленности, приватизацию государственных предприятий и снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями, началась в начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить экономический рост страны, который составил в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года. Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного образованного англоговорящего населения и стала основным экспортером услуг в области информационных технологий и программистов. В 2010 году индийская экономика восстановилась после мирового финансового кризиса - в значительной степени из-за сильного внутреннего спроса - и рост превысил 8% в течение года в реальном исчислении. Экспорт товаров, который составляет приблизительно 15% ВВП, возвратился к докризисным уровням. Промышленное развитие и высокие цены на продовольственные товары, которые стали следствием совместного воздействия слабых муссонов 2009 года и неэффективности действий правительства системе распределения продовольствия, стали причиной высокой инфляции, которая достигла максимума приблизительно в 11% в первой половине 2010 года, однако затем постепенно уменьшалась к однозначным значениям, после серии увеличений процентной ставки Центрального банка страны.  
В 2010 году власти уменьшили субсидии в сфере производства топлива и удобрений, продали небольшой процент акций в некоторых государственных предприятиях и продали с аукциона права на использование частот 3G телекоммуникаций в частности для того, чтобы снизить дефицит бюджета. Индийское правительство стремится удержать свой бюджетный дефицит на уровне 5,5% ВВП в 2010-11, финансовом году, что ниже чем 6,8% в предыдущем году.

    Обширный  финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Индия  может гордиться широкой и  хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании и пр. К тому же страна имеет развитый фондовый рынок, включающий более 20 фондовых биржи с более чем 10 000 зарегистрированных компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной экономики.

    Экономика Индии на самом деле огромна по своим масштабам и темпы ее роста достаточно высоки. Однако большинство  достижений этого роста поглощается  колоссальными по размерам внутренними  потребностями страны. С учетом весьма неплохих относительных показателей (темпы роста, прироста) в абсолютном выражении – в исчислении по отношению к остальному миру – для аграрно-индустриальной экономики Индии этого явно недостаточно для того, чтобы решать и свои внутренние проблемы, и быть конкурентоспособной на международной арене.

    Хотя  Индия и имеет в настоящее  время немалое значение в системе  международных  экономических и  торговых связей ее положение остается зависимым от стран запада, а  структура экспорта свидетельствует  о том, что она является развивающейся  страной.

    Прежде  всего, стране нужно развивать собственное  производство тех товаров, которые  на сегодняшний день поступают из-за рубежа, с целью уменьшения импортной  зависимости страны. В первую очередь, это отрасли обрабатывающей промышленности. Наряду с этим важно способствовать расширению сферы услуг, которая является, пожалуй, самым перспективным направлением развития международных экономических отношений страны.

      Многие специалисты отмечают, сравнивая  республику с Китаем (гигантом  по производству товаров), что «если Индия правильно разыграет свои карты, она может стать мировым лидером в секторе по производству услуг».

    Следующее стратегическое направление касается создания своеобразных «точек роста» индийской экономики в системе  МЭО. Лидирующие позиции страны в сфере международного аутсорсинга должны быть поддержаны соответствующим развитием других отраслей, в особенности, отраслей производства высокотехнологичной продукции. Этого можно добиться, грамотно используя существующую систему подготовки специалистов: её нужно расширить и несколько переориентировать на выпуск специалистов более широкого круга профессий в сфере высоких технологий. В будущем это будет способствовать привлечению инвестиций в соответствующие отрасли, что в свою очередь приведёт к значительному улучшению технологического развития страны.

    Важный  пункт - сочетание продуманной экономической и социальной политики, ориентированных на решение внутренних проблем посредством максимального использования выгод внешнеэкономических связей. Любые пути развития республики в будущем должны быть неразрывно связаны с решением проблем социального характера. В противном случае положительный эффект от осуществляемых глобальных изменений с определённой долей вероятности может быть сведён к минимуму всевозможными последствиями социальной напряжённости.

    Решение вопросов, связанных с улучшением экологических и материальных условий  жизни граждан Индии, повышением уровня образования населения страны, разрешением социальных конфликтов, правовым регулированием в сфере  миграции рабочей силы, повышением уровня жизни всех граждан в целом, поможет Индии в  ближайшем будущем  стать самой большой неожиданностью в мировой экономике. Если страна продолжит следование курсом экономических реформ, то в скором будущем она окажется среди самых быстро растущих мировых экономик и станет одним из главных центров иностранных капиталовложений. Вполне вероятно, что одновременно с экономическим успехом Индии будет расти и ее глобальное политическое влияние, благотворно воздействуя на развитие мировой экономики в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Участие Индии  в международных  экономических отношениях

     Достижению  цели становления Индии в качестве одной из ведущих мировых держав служит укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создание мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой. Страна упорно добивается включения ее в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

     Дели  исходит из целесообразности создания многополярного мира, а также из того, что мировое экономическое и военно-политическое развитие будет определяться главными центрами силы. По мнению индийских политиков, важнейшим из них остается Америка как самая мощная держава, которой удается использовать свое влияние для сохранения старых и создания новых военно-политических альянсов. Однако возможности США сокращаются, в т.ч. и потому, что в последние годы усиливаются другие крупные государства. Происходят заметные перемены в глобальном соотношении сил. По существу, лидерству Запада брошен вызов азиатскими странами, что связано с усилением их экономического и политического влияния и ростом их национального самосознания. В определенном смысле этот вызов является более сильным, хотя и менее антагонистичным, чем вызов коммунизма. Дели считают, что Индия – как один из центров силы – представляет собой огромный потенциальный рынок с учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей экономики. Страна наращивает свое региональное и глобальное влияние. Она готова совершить прорыв в экономике и технологиях и может стать важным фактором в стратегическом соотношении сил в Азии и мире в первой половине XXI в.  

2.1 Индия и США

     После распада СССР и двухполюсной системы международных отношений, в котором Индия как один из лидеров Движения неприсоединения играла важную роль, в стране началась переоценка ее отношений с США. Процесс сближения двух государств растянулся на десятилетие.

     Первые  заметные подвижки в индийско-американских отношениях произошли во время визита президента США Билла Клинтона в Индию в марте 2000 г. Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002 г. республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего. Индийско-американскому сотрудничеству способствовала благожелательная реакция Индии на планы США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Крупным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции Вашингтона по вопросу о ядерном статусе Индии: в 2001 г. он впервые заявил о готовности признать Индию в качестве ядерной державы. В контексте американской глобальной политики Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия – как возможный противовес Китаю в Азии. В июле 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джордж Буш подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. Таким образом, высказанная ранее Б.Клинтоном мысль о «естественном партнерстве» между Индией и Америкой стала обретать конкретные очертания. В первую очередь речь шла об укреплении сотрудничества обеих стран в области энергетики, что чрезвычайно важно для Индии, которая является 5-м крупнейшим потребителем энергии в мире. Тем самым закладывался фундамент для партнерства между обеими странами и в других сферах.

     В декабре 2006 г. Буш подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике. По своей сути закон отменил проводимую десятилетиями политику Вашингтона в ядерной сфере, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. И это при том, что Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и испытала такое оружие в 1974 и 1998 гг. «Это важное достижение для всего мира, – заявил Буш на церемонии подписания закона. – После 30 лет пребывания вне системы (нераспространения ядерного оружия. – Ф.Ю.) Индия теперь будет осуществлять свою ядерную энергетическую программу в соответствии с международными правилами. В результате мир станет более безопасным». Он подчеркнул, что «США и Индия являются естественными партнерами, объединенными глубоко укорененными ценностями. Соперничество, которое когда-то разделяло наши страны, более не существует... Американский народ стал считать Индию своим другом». В соответствии с этим законом, Индия была обязана разрешить инспекцию 14 гражданских ядерных объектов в обмен на поставки ядерной технологии и топлива из США. 8 военных ядерных объектов в Индии не были включены в инспекции Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Предусматривалось также, что США и Индия должны получить исключение из правил Группы ядерных поставщиков, а Дели подпишет соответствующее соглашение по этому вопросу с МАГАТЭ. После подписания закона Сингх заявил, что этот документ свидетельствует о выходе Индии на мировую сцену «в качестве державы, с которой будут считаться». Он также отметил, что индийско-американское соглашение является важной частью усилий Индии, направленных на удовлетворение ее быстрорастущих потребностей в энергии.

Однако  в Индии существовала серьезная оппозиция американскому закону со стороны как левых, так и правых сил. Критики закона говорили, что он содержит ряд неприемлемых условий, не гарантирует непрерывность поставок ядерного топлива для гражданских реакторов и препятствует тому, чтобы Индия сама восстанавливала израсходованное топливо. Так, согласно закону, президент США обязуется прекратить экспорт ядерных материалов в Индию, если она произведет испытание ядерного оружия. Кроме того, президент должен ежегодно докладывать Конгрессу о том, как Индия сотрудничает с Америкой в сдерживании ядерных амбиций Ирана. Левые партии, при поддержке которых в 2004 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Индийским национальным конгрессом (ИНК), заявили, что Общая программа-минимум, на основе которой действовало это правительство, не предусматривала такого рода сотрудничество с США. По их мнению, ядерное соглашение с Америкой позволит ей «шантажировать» Индию и станет препятствием на пути проведения Дели независимой внешней политики. Свои возражения по поводу этого закона, не выступая против стратегического сотрудничества с США в целом, высказало и руководство главной оппозиционной Бхаратия джаната парти (БДП). Лидер правой оппозиции в парламенте Л.К.Адвани заявил, что судьба стратегической обороны Индии брошена на чашу весов: нельзя допустить, чтобы Индия сделала свою внешнюю политику заложницей стратегических целей Вашингтона.

На это  премьер-министр Сингх ответил, что  никакой закон иностранного государства  не может отнять у Индии суверенное право проводить свою внешнюю политику, руководствуясь национальными интересами. «Наша стратегическая программа не будет подвергнута внешней проверке или какому-либо вмешательству», – сказал он.

     Часть политического класса в Индии  считала, что индийско-американское соглашение в ядерной сфере служило цели противопоставить Индию Китаю. Но официальный Вашингтон отверг эту идею, заявив, что Китай является «важным другом» США, а теперь «впервые с 1947 г. мы имеем отличные отношения и с Индией». При этом подчеркивалось, что ситуация с Индией «уникальна», поскольку Дели обеспечил сохранность своей ядерной технологии и не распространял ее в других странах, а соглашение с Индией укрепляет связи США с крупнейшей в мире демократической державой. Но Пекин негативно отнесся к индийско-американскому ядерному соглашению, а Пакистан осудил его.

     После того, как Конгресс США утвердил закон о сотрудничестве с Индией в ядерной сфере, правительство Индии в июле 2007 г. также одобрило его, несмотря на возражения оппозиции, заявив, что закон учитывает все озабоченности страны.

Информация о работе Показатели и результаты участия Индии в современной мировой экономике и мировых отношениях