Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:42, курсовая работа
В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Устойчивая экономическая динамика и социальный прогресс в Индии вносят свой вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике и политике.
Введение……..........................................................................................................................стр.3
Глава 1. Экономика Индии и ее положение в мировой экономике ……………………..стр.4
1.1 Отрасли промышленности, с/х и сфера услуг................................................................стр.4
1.2. Роль Индии в МРТ и внешнеэкономические связи………........................................стр.10
1.3. Экономическое положение и перспективы развития…….........................................стр.13
Глава 2. Участие Индии в международных экономических отношениях………….…. стр.17
2.1. Индия и США.................................................................................................................стр.17
2.2. Индия и Китай................................................................................................................стр.24
2.3. Индия и Россия...............................................................................................................стр.25 Заключение............................................................................................................................стр.29
Список литературы...............................................................................................................стр.31
Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от выбранных такими странами, как Китай, Южная Корея, Китай. В то время как ее конкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась она медленнее, чем соседи, но вот начались перемены. Годовой рост производства в Индии в настоящее время более 9% и догоняет рост в сфере услуг – 10%.
Экономическая
либерализация, включая отмену госконтроля
промышленности, приватизацию государственных
предприятий и снижение контроля над внешней
торговлей и инвестициями, началась в
начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить
экономический рост страны, который составил
в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года.
Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного
образованного англоговорящего населения
и стала основным экспортером услуг в
области информационных технологий и
программистов. В 2010 году индийская экономика
восстановилась после мирового финансового
кризиса - в значительной степени из-за
сильного внутреннего спроса - и рост превысил
8% в течение года в реальном исчислении.
Экспорт товаров, который составляет приблизительно
15% ВВП, возвратился к докризисным уровням.
Промышленное развитие и высокие цены
на продовольственные товары, которые
стали следствием совместного воздействия
слабых муссонов 2009 года и неэффективности
действий правительства системе распределения
продовольствия, стали причиной высокой
инфляции, которая достигла максимума
приблизительно в 11% в первой половине
2010 года, однако затем постепенно уменьшалась
к однозначным значениям, после серии
увеличений процентной ставки Центрального
банка страны.
В 2010 году власти уменьшили субсидии в
сфере производства топлива и удобрений,
продали небольшой процент акций в некоторых
государственных предприятиях и продали
с аукциона права на использование частот
3G телекоммуникаций в частности для того,
чтобы снизить дефицит бюджета. Индийское
правительство стремится удержать свой
бюджетный дефицит на уровне 5,5% ВВП в 2010-11,
финансовом году, что ниже чем 6,8% в предыдущем
году.
Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании и пр. К тому же страна имеет развитый фондовый рынок, включающий более 20 фондовых биржи с более чем 10 000 зарегистрированных компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной экономики.
Экономика Индии на самом деле огромна по своим масштабам и темпы ее роста достаточно высоки. Однако большинство достижений этого роста поглощается колоссальными по размерам внутренними потребностями страны. С учетом весьма неплохих относительных показателей (темпы роста, прироста) в абсолютном выражении – в исчислении по отношению к остальному миру – для аграрно-индустриальной экономики Индии этого явно недостаточно для того, чтобы решать и свои внутренние проблемы, и быть конкурентоспособной на международной арене.
Хотя Индия и имеет в настоящее время немалое значение в системе международных экономических и торговых связей ее положение остается зависимым от стран запада, а структура экспорта свидетельствует о том, что она является развивающейся страной.
Прежде всего, стране нужно развивать собственное производство тех товаров, которые на сегодняшний день поступают из-за рубежа, с целью уменьшения импортной зависимости страны. В первую очередь, это отрасли обрабатывающей промышленности. Наряду с этим важно способствовать расширению сферы услуг, которая является, пожалуй, самым перспективным направлением развития международных экономических отношений страны.
Многие специалисты отмечают, сравнивая республику с Китаем (гигантом по производству товаров), что «если Индия правильно разыграет свои карты, она может стать мировым лидером в секторе по производству услуг».
Следующее стратегическое направление касается создания своеобразных «точек роста» индийской экономики в системе МЭО. Лидирующие позиции страны в сфере международного аутсорсинга должны быть поддержаны соответствующим развитием других отраслей, в особенности, отраслей производства высокотехнологичной продукции. Этого можно добиться, грамотно используя существующую систему подготовки специалистов: её нужно расширить и несколько переориентировать на выпуск специалистов более широкого круга профессий в сфере высоких технологий. В будущем это будет способствовать привлечению инвестиций в соответствующие отрасли, что в свою очередь приведёт к значительному улучшению технологического развития страны.
Важный пункт - сочетание продуманной экономической и социальной политики, ориентированных на решение внутренних проблем посредством максимального использования выгод внешнеэкономических связей. Любые пути развития республики в будущем должны быть неразрывно связаны с решением проблем социального характера. В противном случае положительный эффект от осуществляемых глобальных изменений с определённой долей вероятности может быть сведён к минимуму всевозможными последствиями социальной напряжённости.
Решение
вопросов, связанных с улучшением
экологических и материальных условий
жизни граждан Индии, повышением
уровня образования населения страны,
разрешением социальных конфликтов,
правовым регулированием в сфере
миграции рабочей силы, повышением уровня
жизни всех граждан в целом, поможет Индии
в ближайшем будущем стать самой
большой неожиданностью в мировой экономике.
Если страна продолжит следование курсом
экономических реформ, то в скором будущем
она окажется среди самых быстро растущих
мировых экономик и станет одним из главных
центров иностранных капиталовложений.
Вполне вероятно, что одновременно с экономическим
успехом Индии будет расти и ее глобальное
политическое влияние, благотворно воздействуя
на развитие мировой экономики в целом.
2. Участие Индии в международных экономических отношениях
Достижению цели становления Индии в качестве одной из ведущих мировых держав служит укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создание мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой. Страна упорно добивается включения ее в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена.
Дели
исходит из целесообразности создания
многополярного мира, а также из того,
что мировое экономическое и военно-политическое
развитие будет определяться главными
центрами силы. По мнению индийских политиков,
важнейшим из них остается Америка как
самая мощная держава, которой удается
использовать свое влияние для сохранения
старых и создания новых военно-политических
альянсов. Однако возможности США сокращаются,
в т.ч. и потому, что в последние годы усиливаются
другие крупные государства. Происходят
заметные перемены в глобальном соотношении
сил. По существу, лидерству Запада брошен
вызов азиатскими странами, что связано
с усилением их экономического и политического
влияния и ростом их национального самосознания.
В определенном смысле этот вызов является
более сильным, хотя и менее антагонистичным,
чем вызов коммунизма. Дели считают, что
Индия – как один из центров силы – представляет
собой огромный потенциальный рынок с
учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей
экономики. Страна наращивает свое региональное
и глобальное влияние. Она готова совершить
прорыв в экономике и технологиях и может
стать важным фактором в стратегическом
соотношении сил в Азии и мире в первой
половине XXI в.
2.1 Индия и США
После распада СССР и двухполюсной системы международных отношений, в котором Индия как один из лидеров Движения неприсоединения играла важную роль, в стране началась переоценка ее отношений с США. Процесс сближения двух государств растянулся на десятилетие.
Первые заметные подвижки в индийско-американских отношениях произошли во время визита президента США Билла Клинтона в Индию в марте 2000 г. Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002 г. республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего. Индийско-американскому сотрудничеству способствовала благожелательная реакция Индии на планы США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Крупным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции Вашингтона по вопросу о ядерном статусе Индии: в 2001 г. он впервые заявил о готовности признать Индию в качестве ядерной державы. В контексте американской глобальной политики Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия – как возможный противовес Китаю в Азии. В июле 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джордж Буш подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. Таким образом, высказанная ранее Б.Клинтоном мысль о «естественном партнерстве» между Индией и Америкой стала обретать конкретные очертания. В первую очередь речь шла об укреплении сотрудничества обеих стран в области энергетики, что чрезвычайно важно для Индии, которая является 5-м крупнейшим потребителем энергии в мире. Тем самым закладывался фундамент для партнерства между обеими странами и в других сферах.
В декабре 2006 г. Буш подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике. По своей сути закон отменил проводимую десятилетиями политику Вашингтона в ядерной сфере, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. И это при том, что Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и испытала такое оружие в 1974 и 1998 гг. «Это важное достижение для всего мира, – заявил Буш на церемонии подписания закона. – После 30 лет пребывания вне системы (нераспространения ядерного оружия. – Ф.Ю.) Индия теперь будет осуществлять свою ядерную энергетическую программу в соответствии с международными правилами. В результате мир станет более безопасным». Он подчеркнул, что «США и Индия являются естественными партнерами, объединенными глубоко укорененными ценностями. Соперничество, которое когда-то разделяло наши страны, более не существует... Американский народ стал считать Индию своим другом». В соответствии с этим законом, Индия была обязана разрешить инспекцию 14 гражданских ядерных объектов в обмен на поставки ядерной технологии и топлива из США. 8 военных ядерных объектов в Индии не были включены в инспекции Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Предусматривалось также, что США и Индия должны получить исключение из правил Группы ядерных поставщиков, а Дели подпишет соответствующее соглашение по этому вопросу с МАГАТЭ. После подписания закона Сингх заявил, что этот документ свидетельствует о выходе Индии на мировую сцену «в качестве державы, с которой будут считаться». Он также отметил, что индийско-американское соглашение является важной частью усилий Индии, направленных на удовлетворение ее быстрорастущих потребностей в энергии.
Однако в Индии существовала серьезная оппозиция американскому закону со стороны как левых, так и правых сил. Критики закона говорили, что он содержит ряд неприемлемых условий, не гарантирует непрерывность поставок ядерного топлива для гражданских реакторов и препятствует тому, чтобы Индия сама восстанавливала израсходованное топливо. Так, согласно закону, президент США обязуется прекратить экспорт ядерных материалов в Индию, если она произведет испытание ядерного оружия. Кроме того, президент должен ежегодно докладывать Конгрессу о том, как Индия сотрудничает с Америкой в сдерживании ядерных амбиций Ирана. Левые партии, при поддержке которых в 2004 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Индийским национальным конгрессом (ИНК), заявили, что Общая программа-минимум, на основе которой действовало это правительство, не предусматривала такого рода сотрудничество с США. По их мнению, ядерное соглашение с Америкой позволит ей «шантажировать» Индию и станет препятствием на пути проведения Дели независимой внешней политики. Свои возражения по поводу этого закона, не выступая против стратегического сотрудничества с США в целом, высказало и руководство главной оппозиционной Бхаратия джаната парти (БДП). Лидер правой оппозиции в парламенте Л.К.Адвани заявил, что судьба стратегической обороны Индии брошена на чашу весов: нельзя допустить, чтобы Индия сделала свою внешнюю политику заложницей стратегических целей Вашингтона.
На это премьер-министр Сингх ответил, что никакой закон иностранного государства не может отнять у Индии суверенное право проводить свою внешнюю политику, руководствуясь национальными интересами. «Наша стратегическая программа не будет подвергнута внешней проверке или какому-либо вмешательству», – сказал он.
Часть политического класса в Индии считала, что индийско-американское соглашение в ядерной сфере служило цели противопоставить Индию Китаю. Но официальный Вашингтон отверг эту идею, заявив, что Китай является «важным другом» США, а теперь «впервые с 1947 г. мы имеем отличные отношения и с Индией». При этом подчеркивалось, что ситуация с Индией «уникальна», поскольку Дели обеспечил сохранность своей ядерной технологии и не распространял ее в других странах, а соглашение с Индией укрепляет связи США с крупнейшей в мире демократической державой. Но Пекин негативно отнесся к индийско-американскому ядерному соглашению, а Пакистан осудил его.
После того, как Конгресс США утвердил закон о сотрудничестве с Индией в ядерной сфере, правительство Индии в июле 2007 г. также одобрило его, несмотря на возражения оппозиции, заявив, что закон учитывает все озабоченности страны.