Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:42, курсовая работа
В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Устойчивая экономическая динамика и социальный прогресс в Индии вносят свой вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике и политике.
Введение……..........................................................................................................................стр.3
Глава 1. Экономика Индии и ее положение в мировой экономике ……………………..стр.4
1.1 Отрасли промышленности, с/х и сфера услуг................................................................стр.4
1.2. Роль Индии в МРТ и внешнеэкономические связи………........................................стр.10
1.3. Экономическое положение и перспективы развития…….........................................стр.13
Глава 2. Участие Индии в международных экономических отношениях………….…. стр.17
2.1. Индия и США.................................................................................................................стр.17
2.2. Индия и Китай................................................................................................................стр.24
2.3. Индия и Россия...............................................................................................................стр.25 Заключение............................................................................................................................стр.29
Список литературы...............................................................................................................стр.31
Очередным важным шагом на пути развития стратегического сотрудничества между обеими странами стал визит премьер-министра Индии М.Сингха в Америку в ноябре 2009 г. Обе стороны заявили, что начинают новую фазу в их глобальном стратегическом партнерстве. Индия и США подтвердили свои обязательства укреплять и реформировать глобальную экономическую архитектуру в Группе 20, Всемирном банке и МВФ. Они также обязались добиваться «подлинных реформ ООН, включая Совет Безопасности, с тем, чтобы они отражали реальности современного мира и таким образом расширили возможности ООН выполнять ее мандат как представительного, надежного и эффективного форума».
Индийцы были удовлетворены заявлениями американской стороны о признании Индии в качестве ядерной державы и о том, что американо-индийское партнерство «абсолютно необходимо» для сохранения глобального мира и безопасности и ответа на вызовы XXI в. Более того, в совместном американо-индийском заявлении по итогам визита М.Сингха в США подчеркивалась «крайняя необходимость» совершения правосудия над ответственными за теракт в Мумбаи 26 ноября 2008 г., а также ликвидации убежищ террористов в регионе. Такой пассаж индийцы расценили как прямую ссылку на Пакистан. В свою очередь Сингх высказался в поддержку Америки в условиях мирового кризиса. Он заявил: «Насколько я могу судить, сегодня не существует замены доллару».
Позиция Вашингтона в некоторой мере рассеяла скептицизм в индийских политических кругах, который возник в период президентской предвыборной кампании в США в 2008 г. Тогда Обама высказывался в пользу открытия американского консульства в Джамму и Кашмире, что рассматривалось индийцами как вмешательство во внутренние дела Индии. Кроме того, тогда Обама давал понять, что растущая индийская экономика представляет угрозу сохранению рабочих мест в США. Но особенное беспокойство индийцев вызвал визит Обамы в Китай за неделю до индийско-американской встречи в верхах. Многие индийские политики посчитали, что Вашингтон больше заинтересован в улучшении отношений с КНР, чем в проведении политики баланса сил в Азии. К тому же президент США отказался встретиться с Далай-ламой накануне визита премьера Индии в Вашингтон, что было расценено индийцами как уступка Китаю. Вместе с тем, они особо подчеркивали, что в отличие от Китая, Индию и Америку объединяет приверженность демократическим ценностям.
Но и после визита Сингха некоторые индийские политики отмечали, что заявления США далеко не всегда подкреплялись конкретными действиями, в т.ч. в вопросах торговли, военно-технического сотрудничества, передачи высоких технологий, решения проблемы изменения климата. Они объясняли это, в частности, тем, что в условиях войны в Афганистане Вашингтон вынужден во многом полагаться на Пакистан. Более жесткие индийские критики обвинили США в «склонности использовать, а затем выбрасывать союзников, исходя из американских интересов». Поездка Обамы в Индию 6-9 ноября 2010 г. была осложнена внутриполитической ситуацией в Америке, а именно – поражением Демократической партии на выборах в Конгресс, которые состоялись буквально за несколько дней до его визита. Под давлением республиканцев ему пришлось сделать акцент на поиске новых рынков для американских товаров. Глава Белого дома подчеркнул большое значение для будущего американской экономики Азии, где находятся наиболее быстроразвивающиеся экономики мира и растущий средний класс. Он прямо заявил, что одна из главных целей его визита в Индию – содействие снижению барьеров американскому экспорту в Индию [21]. В ходе визита были подписаны торговые соглашения на общую сумму в $14,9 млрд, включая $9,5 млрд американского экспорта, который обеспечит 53,7 тыс. рабочих мест в США. Среди них: поставка компанией «Боинг» 30 гражданских самолетов B737-800 и 10 военно-транспортных самолетов С-17 Globemaster III индийских ВВС, реактивных двигателей, дизельных локомотивов, газовых и паровых турбин и т.п.
В совместном заявлении премьер Индии и президент США подтвердили решимость расширять и углублять «глобальное стратегическое партнерство» между «двумя крупнейшими в мире демократическими странами», которое «необходимо не только для этих двух стран, но для глобальной стабильности и процветания в XXI веке». Президент США приветствовал становление Индии в качестве крупной глобальной и региональной державы и подтвердил заинтересованность Америки в ее усилении, экономическом процветании и безопасности. Он отметил, что в будущем реформированном Совете Безопасности ООН Индия должна занять место постоянного члена. Дели и Вашингтон согласились углубить существующие регулярные стратегические консультации, касающиеся развития событий в Восточной Азии, и расширить и активизировать такого рода консультации по представляющим взаимный интерес региональным и глобальным проблемам, включив в них Центральную и Западную Азию. Особо была отмечена необходимость сотрудничества и координации с целью содействия созданию стабильного демократического независимого Афганистана. Осудив терроризм во всех его проявлениях, обе стороны заявили о необходимости покончить со всеми террористическими сетями, включая пакистанскую Лашкар-и-Таибу, и призвали Пакистан привлечь к суду преступников, совершивших теракт в Мумбаи в ноябре 2008 г.
С учетом произошедшего в последние годы изменения характера оборонного сотрудничества двух стран обе стороны выразили готовность наращивать такое взаимодействие путем диалога по вопросам безопасности, военных учений и торговли вооружениями и военными технологиями. Индия подтвердила свой односторонний и добровольный мораторий на ядерные испытания. США также заявили о продолжении моратория на такие испытания и готовности ратифицировать в ближайшее время Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Выступая в индийском парламенте, Обама сказал, что в стремлении обеспечить безопасность в Южной Азии США будут приветствовать диалог между Индией и Пакистаном. В то же время Америка признает, что разногласия между этими странами могут быть разрешены только их народами. Он отдельно коснулся политики США в Азии: «Сегодня Америка вновь играет лидирующую роль в Азии, укрепляя старые альянсы, углубляя отношения с другими странами, как мы это делаем с Китаем, вновь взаимодействуя с такими региональными организациями, как АСЕАН, и присоединившись к Восточноазиатскому саммиту, в котором участвует и Индия. Как и ваши соседи в Юго-Восточной Азии, мы хотим, чтобы Индия не только «смотрела на Восток», но и «взаимодействовала с Востоком». Таким образом она укрепит безопасность и обеспечит процветание всех наших народов».
С 2002 по 2010 гг. торговый оборот между обеими странами вырос с $30 млрд до $66 млрд, в т.ч. товарами – с $15,9 до $48,8 млрд. При этом экспорт американских товаров в Индию в 2002-2010 гг. увеличился в 4 раза, достигнув $16,4 млрд, а услуг – в 3 раза ($10,5 млрд). Возрос объем взаимных капиталовложений: так, в 2009 г. прямые инвестиции Индии в США составили $4,4 млрд. Однако во внешнеторговом обороте США Индия занимает всего 2%, уступая Нидерландам.
Вместе с тем, существуют заметные разногласия между Индией и США по ряду стратегических проблем, в частности, по Пакистану и Афганистану. Острой проблемой остаются вопросы, связанные с изменением климата: международные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу рассматриваются в Индии как тормоз на пути ее развития. Источником потенциальной напряженности между двумя странами по-прежнему остается контроль над ядерными вооружениями. Индийцы опасаются, что если администрация Обамы ратифицирует ДВЗЯИ, а Китай последует за ней, то Дели окажется под очень сильным давлением, в то время как многие индийские политики и ученые выступают против подписания этого договора.
Индийцы также считают, что Вашингтон слишком жестко осуществляет контроль над экспортом в Индию высоких военных технологий, в т.ч. двойного назначения.
Это обстоятельство нашло свое отражение в решении правительства Индии о закупке 126 многофункциональных истребителей на сумму более $10 млрд. Тендер на их поставку был объявлен в 2007 г., его участниками стали 2 американские компании Boeing (истребитель F-18) и Lockheed Martin (F-16), российская «МиГ» (МиГ-35), французская Dasault (Rafale), европейская Eurofighter (Typhoon) и шведская Saab (Gripen). По условиям сделки победитель должен поставить в Индию 18 самолетов, а производство остальных 108 истребителей осуществлять по лицензии на территории Индии. При этом имеется в виду инвестировать в экономику Индии до 50% стоимости контракта и передать ей иностранные технологии.
В конце апреля 2011 г. минобороны Индии объявило, что в финал тендера попали истребители Typhoon и Rafale. Таким образом, из тендера выбыли 2 американских истребителя, российский МиГ-35 и шведский Gripen. Этому предшествовало то, что обе американские компании в отличие от остальных участников тендера отказались поделиться своими технологиями. Аргументом против США было и то, что они неоднократно налагали жесткие санкции на Индию (после ядерных испытаний в 1974 и 1998 гг.). Не последнюю роль сыграло и то, что США на протяжении многих лет оказывали военную помощь Пакистану (на 2011 г. она запланирована на сумму $3 млрд). (Неуспех МиГ-35 во многом связан с проводимой Индией политикой диверсификации закупок иностранных вооружений: доля российских самолетов в ВВС Индии уже достигла почти 50%.)
У Вашингтона есть свои претензии к Индии. Америка недовольна индийскими ограничениями на инвестиции в представляющие для нее значительный интерес сектора экономики, такие, как страхование и розничная торговля. Одним словом, несмотря на бурное развитие индийско-американских отношений за последнее десятилетие, между этими странами сохраняется немало проблем.
Индийцы постоянно подчеркивают, что являются независимыми участниками глобального политического процесса, о чем свидетельствует их участие в деятельности Группы 20, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций.
В
Вашингтоне считают, что Дели не вполне
определился в своих
По
мнению ряда индийских политиков и экспертов,
Индия еще не разобралась до конца в том,
насколько ее интересы совпадают с внешней
политикой и экономикой США, в т.ч. и в отношении
КНР. Это нелегкая задача, поскольку США,
по их мнению, стали супердержавой, теряющей
влияние и проводящей непоследовательную
политику, а Китай, безусловно, растущая
держава, хотя и «трудный сосед». Скорее
всего, Дели продолжит, по крайней мере,
в среднесрочной перспективе, курс на
развитие отношений как с США, так и с Китаем.
2.3 Индия и Китай
Индийско-китайские отношения претерпели огромные изменения после поражения Индии в военном конфликте с Китаем в 1962 г. Правда, с конца 1980-х гг. обеими сторонами предпринимались усилия по их нормализации. Тем не менее, в отношениях двух стран существует немало проблем. Главные из них – пограничная проблема и военное сотрудничество между Китаем и Пакистаном. Поэтому Дели вынужден оценивать свою безопасность с учетом как военной мощи и ядерных арсеналов КНР, так и военного потенциала Пакистана, а также террористической угрозы с его территории.
Индия, как и Китай, стремится к статусу великой державы. Как и Китай, она идет к нему постепенно, «торопится не поспешая». Дели рассматривает китайское направление как одно из наиболее приоритетных с точки зрения ее безопасности, хотя, по мнению индийцев, Китай смотрит на Индию как на второстепенное направление в его внешней политике. Главное внимание КНР сосредоточено на странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.
Более того, усиление КНР расценивается многими индийцами как препятствие на пути роста влияния Индии в Азии. Тем не менее, Дели вынужден развивать отношения с Китаем, так как Индия не может игнорировать сам факт его возвышения в качестве второй крупнейшей державы в мире, к тому же непосредственного ее соседа.
Это и определяет двойственность китайской политики Индии. С одной стороны, Китай рассматривается как главная потенциальная угроза ее безопасности. С другой, прагматизм и учет реальностей требуют поддержания отношений с Китаем на весьма высоком уровне. Индия проявляет настороженность в связи с растущей мощью Китая, распространением его влияния в зоне Индийского океана, в т.ч. развитием китайско-пакистанских и китайско-мьянманских отношений, действиями Пекина в районе Южной Азии. В то же время она активно развивает торгово-экономическое сотрудничество с КНР. Xарактерно, что в конце 2010 г. в Индии вслед за Обамой побывал премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в ходе визита которого был подписан ряд крупных торгово-экономических соглашений.
В целом отношения между Индией и Китаем можно охарактеризовать как весьма сложные и противоречивые. Подозрительность в отношении друг друга остается.
Но это не препятствует развитию их двусторонних и многосторонних отношений в тех сферах, где позиции обеих стран близки, в т.ч. по таким крупным вопросам, как создание многополярного мира, укрепление роли ООН в международных делах.
Весьма
положительный сдвиг произошел
и в двухсторонней торговле, объем
которой в 2010 г. достиг $61,76 млрд (прирост
на 42,4% по сравнению c 2009 г.), что выдвинуло
Индию на позицию 10-го по величине торгового
партнера КНР.
2.3 Индия и Россия
Заметное место в индийской внешней экономике и политике занимают отношения с Россией, хотя, по мнению индийских политиков и экспертов, она существенно ослабла после распада СССР. Тем не менее, они считают, что РФ располагает большим экономическим потенциалом, который может позволить ей возродиться в качестве мощного государства.
Интерес Индии к России определяется и тем, что никогда отношения между нашими странами не были отягощены какими-либо конфликтами или неразрешимыми противоречиями. Политика России, как одного из центров влияния и силы в мире наряду с США, Китаем, Европейским Союзом, Японией, не противоречит глобальным устремлениям Индии, а дополняет и развивает саму концепцию многополярности. Позиции Дели и Москвы совпадают по таким принципиальным вопросам, как установление демократического мирового порядка, основанного на многополярном мире. Обе страны придают большое значение сохранению системы ООН как центра многосторонней политики. Они считают, что безопасность и стабильность в Центральной Азии отвечают их приоритетным интересам. Индия и Россия заявляют, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.