Понятие международных экономических отношений, их основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:52, доклад

Описание

Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. При рассмотрении международных экономических отношений с точки зрения науки, объектом изучения становится не экономика зарубежных стран, а особенности их экономических отношений, причем только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения.

Работа состоит из  1 файл

ответы леши.docx

— 88.20 Кб (Скачать документ)

Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения – около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.Последняя, пятая группа – наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии – 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны Восточной Европы и бывшего СССР. Значительным экономическим потенциалом обладает Восточноевропейский регион. Немало общего имеют страны этого региона в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в XX в.После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному повороту в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

 

6.  ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА  МИРОВОМ РЫНКЕ

 

Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся  операций по купле-продаже данных товаров  и услуг, имеющих организационные  международные формы (биржи, аукционы и т. д.) или выражающихся в систематических  экспортно-импортных сделках крупных  фирм-поставщиков и покупателей.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных  сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой  торговли.

На уровень мировых  цен воздействуют:

1) валюта платежа;

2) условия расчета;

3) другие, как экономические,  так и внеэкономические факторы.

Состояние спроса и предложения  в мировой торговле относится  к факторам, под воздействием которых  складываются рыночные цены.

На цену предлагаемого  товара влияют:

1) платежеспособный спрос  покупателя данного товара, т.  е. наличие денег;

2) объем спроса – количество  товара, которое способен приобрести  покупатель;

3) полезностьтовара и его потребительские свойства.

Составляющими ценообразующих факторов предложения являются:

1) количество товара, предлагаемого  продавцом на рынке;

2) издержки производства  и обращения при реализации  товара на рынке;

3) цены на ресурсы или  на средства производства, используемые  в производстве соответствующего  товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю.

Общепринятые условия  поставки:

1) техническое обслуживание;

2) гарантийный ремонт;

3) другие специфические  виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием  товара.

 При работе с ценами  рынка, в том числе внешнеторговыми,  следует учитывать различия в  них с учетом позиций отдельных  сторон и рыночной ситуации:

1) существуют понятия «цены  продавца», т. е. предлагаемые  продавцом (относительно более  высокие), и «цены покупателя»,  принимаемые и уплачиваемые покупателем  (относительно более низкие);

2) в зависимости от рыночной  конъюнктуры «рынок продавца»,  на котором из-за преобладания  спроса коммерческие показатели  и цены диктует продавец, и  «рынок покупателя», на котором  из-за преобладания предложения  господствует покупатель, ситуация  в части цен возникает противоположная.  Но эта рыночная ситуация все  время изменяется, что находит  отражение в ценах.

 

Развитие науки и технологии оказывает влияние на совершенствование  качественных характеристик товара, стороны воздействует на мировые  цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность  производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении  цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом так называемого полезного эффекта (возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара и его цена для потребителя снижаются.

 

6.. ВИДЫ ЦЕН НА  МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ

Ценообразование на мировом  рынке подчиняется тем же закономерностям, что и на внутреннем. Но есть своя специфика. На международном рынке  более сложная конъюнктура.

Проникая на новый рынок, фирма выбирает для себя ту или  иную ценовую стратегию:

1) проникновение – при  сравнительно низкой себестоимости  фирма в состоянии выбросить  на рынок большое количество  товарных единиц. Спрос на данный  товар должен быть высокоэластичным. Эта стратегия применяется при относительно низких ценах, которые впоследствии, когда фирма закрепится на рынке, могут быть повышены;

2) демпинговая стратегия  – подавление конкурентов; при  демпинговых ценах цена на  товар обычно ниже себестоимости;

3) стратегия «снятия сливок»  – противоположна стратегии проникновения,  при проникновении на новый  рынок устанавливается высокая  цена, чтобы впоследствии ее снизить.  Применима при низкой эластичности  товара, при сравнительно небольших  объемах производства и торговли, при известной товарной марке;

4) ценовая дифференциация  – когда рынок разбивается  на сегменты и для каждого  сегмента назначаются свои цены. При этом убыток в одном  сегменте может покрываться прибылями  в другом (в качестве сегментов  могут рассматриваться разные  страны).

Виды цен, используемых на мировых рынках: 1) цена равновесия (теоретическая  цена) рассчитывается в тех случаях, когда речь идет о торговле определенным товаром между двумя странами. В каждой из стран существует своя, внутренняя цена на данный товар. Торговля порождается перепадами между этими  ценами. При перетекании товаров  из страны с более низкими ценами в страну с более высокими цены в одной из них повысятся, а в другой понизятся, и установится цена равновесия. Условием для этого является абсолютная свобода международной торговли;

2) контрактная цена, т.  е. цена, установленная в ходе  переговоров между двумя партнерами  из разных стран;

3) биржевые котировки,  т. е. цены складываются в ходе спекуляций на товарных биржах, где множество продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;

4) аукционная цена: здесь  один продавец и множество  покупателей, которые конкурируют  друг с другом;

5) цена торгов, когда один  покупатель и много конкурирующих  между собой продавцов;

6) мировые цены – цены  крупных экспортеров, которые  принимаются за основу остальными  участниками мировых рынков. Носят  неформальный характер. В отдельных  случаях за мировую цену принимаются  цены крупных импортеров или  котировки крупнейших бирж и  аукционов;

7) справочные цены –  фактически сложившиеся на сегодняшний  день цены, публикуемые в прессе  или в специальных справочниках;

8) «скользящая» цена –  устанавливается почти в прямой  зависимости от соотношения спроса  и предложения. По мере насыщения  рынка она снижается. Такой  метод установления цены применяется  чаще всего по отношению к  товарам первой необходимости;

9) монопольно-рыночная цена, складывается в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Цены устанавливаются значительно выше среднего уровня.

8-9.ТОВАРНАЯ И  ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ  ТОРГОВЛИ

Товарная структура мировой  торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет  продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких  видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива  составляет примерно 1/4. Наиболее динамично  развивается торговля наукоемкими  товарами и высокотехнологической  продукцией, что стимулирует обмен  услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического распределения  мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся  стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25 % мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров  нефти в последние годы снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами, т. е. позволяет:

1) эффективнее использовать  имеющиеся в стране ресурсы;

2) приобщиться к мировым  достижениям науки и техники;

3) в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики;

4) полнее и разнообразнее  удовлетворять потребности населения.

Мировая торговля в различных  группах стран естественно связана  со своеобразием национальных экономик групп стран.

Первая группа – это  богатые страны мира, на которые  приходится большая часть мирового производства и доходов.

Информация о работе Понятие международных экономических отношений, их основные формы