Понятие международных экономических отношений, их основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:52, доклад

Описание

Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. При рассмотрении международных экономических отношений с точки зрения науки, объектом изучения становится не экономика зарубежных стран, а особенности их экономических отношений, причем только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения.

Работа состоит из  1 файл

ответы леши.docx

— 88.20 Кб (Скачать документ)

3) меры, действие которых  приводит к ограничению импорта  или стимулированию экспорта.

В программах государственного стимулирования экспорта предусматриваются  дополнительные меры по его стимулированию. Важнейшими из них являются государственное  кредитование экспорта, смешанное кредитование (соединение государственного и негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими  банками и др.), государственное  страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. При этом на смену традиционным формам такого стимулирования приходят более гибкие, ориентированные в первую очередь  на избирательное стимулирование отдельных  важных видов продукции, в частности  тех, которые определяют развитие НТР, базовых отраслей промышленности.

14. Методы регулирования  торговли.

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

К экономическим средствам  регулирования внешней торговли относятся таможенные тарифы, которые  по характеру своего действия, в  том числе внешней торговли, являются классическим методом регулирования  ВЭД.

Таможенный тариф –  это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных  случаях и при экспорте из данной страны.

Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие  подходы к международной торговле:

1) протекционизм;

2) «свободная торговля».  Протекционизм предусматривает  установление высокого уровня  таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых –  экспортный налог) на внутренний  рынок страны иностранных товаров,  а политика «свободной торговли»  направлена на всемерное поощрение  импорта и экспорта товаров  путем установления минимального  уровня таможенных пошлин или  освобождения от них полностью.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

1) фискальные, призванные  увеличить доходы государственного  бюджета;

2) протекционистские, которые  используются в целях защиты  некоторых отраслей национальной  промышленности от притока иностранных  товаров;

3) преференциальные ввозные  пошлины для некоторых товаров  из определенных стран;

4) льготные пошлины, вводимые  для отдельных стран с целью  поощрения импорта каких-либо  товаров;

5) уравнительные, т. е.  дополняющие основные ввозные  пошлины с целью выравнивания  цен импортных товаров и цен  на товары национального производства;

6) компенсационные, которые  используются в том случае, если  на импортируемые товары давались  государственные субсидии при  их производстве или экспорте  страной-экспортером;

7) антидемпинговые, которые  применяются для противодействия  импорту из тех стран, чье  правительство предоставляло своим  предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно  развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными  по уровню пошлинами в зависимости  от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие  пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего  благоприятствования. Под режимом  наибольшего благоприятствования  понимается условие в международных  торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами  друг другу всех тех прав, преимуществ  и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или  будет пользоваться у них любое  третье государство.

Учитывая глубокое воздействие  пошлин на экономику страны, промышленно  развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения.

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер  экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного  тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами. Нетарифные меры нормативно закреплены в п. 3 ст. 6 ФЗ «О государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности»  от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ и являются инструментом административного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Применяются нетарифные ограничения  экономического, административного  и технического характера. К нетарифным ограничениям экономического характера  относятся:

1) антидемпинговые меры (различного  рода налогообложения):

– налог на добавленную  стоимость с импортера;

– налог с оборота;

– акцизные сборы;

– специальные импортные  налоги и сборы;

2) меры валютного и финансового  характера.

К нетарифным ограничениям административного  характера относятся:

1) запрещение импорта;

2) количественные ограничения:  индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные  квоты;

3) лицензирование;

4) добровольные ограничения  экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

1) национальные стандарты;

2) системы сертификации  продукции;

3) требования, устанавливаемые  санитарно-ве-теринарными и здравоохранительными органами:

– требования экологического характера;

К мерам нетарифного регулирования  относятся:

1 лицензирование;

2 квотирование;

3 сертификация;

4 система экспортного  контроля;

5 разрешительная система;

6) иные ограничения на  ввоз в РФ и вывоз из РФ  товаров и транспортных средств.  Некоторые специалисты также  относят к нетарифным мерам  понятия таможенной блокады и  эмбарго.

Лицензирование – это  разрешение на ввоз, вывоз или транзит  товаров, свободное перемещение  которых через таможенную границу  РФ не допускается.

Квотирование – введение количественных и стоимостных ограничений  ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции  установленным требованиям.

Экспортный контроль –  комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления  внешнеэкономической деятельности.

Разрешительная система  – это представление в таможенные органы при производстве таможенного  оформления и контроля разрешений различных  государственных органов.

Ограничение на ввоз (вывоз) товаров – установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых  товаров. Ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров могут быть установлены  в виде количественных ограничений  или в виде особого порядка  их оформления при ввозе (вывозе).

Под таможенной блокадой понимаются приостановление выполнения таможенного  оформления, задержка товаров на таможенных складах и т. д. Цель – нарушение  внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго – запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется  как репрессивная форма, как средство экономического или финансового  давления.

15. ВТО

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются:

1) ГАТТ в редакции 1994 г., а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

2) Соглашение по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности (ТРИПС). Сюда же  входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов  и деклараций, имеющих одинаковую  силу для стран-членов. Некоторые  документы ВТО уточняют и дополняют  статьи ГАТТ, сохранившие свое  главенствующее положение среди  всех документов ВТО. Подавляющее  число этих документов является  обязательным для стран – членов  ВТО и лишь четыре соглашения  обязательны для стран, выразивших  заинтересованность в них участвовать.

Местопребывание ВТО –  Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 государств; еще свыше тридцати стран, включая Россию и Китай, имеют  статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Главная цель ВТО заключается  в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством  совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования  связанных с внешней торговлей  инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в  рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).

Высшим органом ВТО  является Конференция министров, состоящая  из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее  одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный  совет, созываемый по мере необходимости, – обычно 8-10 раз в год.

Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам:

1) Совету по торговле  товарами;

2) Совету по торговле  услугами;

3) Совету по торговым  аспектам прав на интеллектуальную  собственность.

Секретариат ВТО, возглавляемый  генеральным директором и его  четырьмя заместителями, несет ответственность  за обеспечение деятельности органов  ВТО в том, что касается ведения  переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением  и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывают  помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа  на товарные рынки, мерами по санитарии, проблемами, связанными с торговыми  аспектами инвестиций, вопросами  субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

Совет по торговле услугами рассматривает вопросы телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С  ним тесно взаимодействует Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися  соответствующих соглашений, заключенных  в рамках ВТО. Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при  ВТО стран-членов.

19 . Место и роль ТНК в МЭ.

Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и были связаны с деятельностью в сфере добычи и сбыта минерального сырья. Во второй половине XX в. сфера их деятельности расширяется, к тому же они функционируют уже в мировых масштабах.

Их возникновение  связано с развитием разделения труда и кооперацией. Специализация  предприятия способствует увеличению масштабов производства, и это  характерно для любого хозяйствующего субъекта.

После того как предприятие в рамках своей  страны увеличило производство, оно  расширяется и за ее пределы. На этом этапе появляются международные  производственные формирования. Предприятия  стремятся получить как можно  больше дохода и выходят на мировой  рынок.

Международные корпорации, как правило, делят на три группы: транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК) и международные корпоративные  союзы.

Многонациональные корпорации – это производственные объединения международных фирм, причем эти фирмы принадлежат собственникам из разных стран. Национальные компании объединяются на основе технологий, научных разработок. Примерами таких корпораций могут служить «Юнивелер», «Фиат-Ситроен» и др.

Международные корпоративные союзы чаще всего  являются консорциумами по организационной  форме. Это объединения концернов  для решения определенных экономических  задач.

Транснациональные корпорации – это компании, контроль над которыми осуществляется, как правило, акционерами одной страны. Но свою деятельность они осуществляют и в других странах посредством создания филиалов и своих дочерних компаний, которые имеют свои службы сбыта, производства продукции и т. д. Яркими примерами ТНК являются такие американские фирмы, как «Форд», «Дженерал моторе», швейцарский «Нестле» и др.

Для того чтобы международная компания считалась  ТНК, необходимо, чтобы доли занятых  на зарубежных предприятиях, зарубежных активов и зарубежных продаж не превышали 25–30 %.

Информация о работе Понятие международных экономических отношений, их основные формы