Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:52, доклад
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. При рассмотрении международных экономических отношений с точки зрения науки, объектом изучения становится не экономика зарубежных стран, а особенности их экономических отношений, причем только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения.
3) меры, действие которых
приводит к ограничению
В программах государственного стимулирования экспорта предусматриваются дополнительные меры по его стимулированию. Важнейшими из них являются государственное кредитование экспорта, смешанное кредитование (соединение государственного и негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками и др.), государственное страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. При этом на смену традиционным формам такого стимулирования приходят более гибкие, ориентированные в первую очередь на избирательное стимулирование отдельных важных видов продукции, в частности тех, которые определяют развитие НТР, базовых отраслей промышленности.
14. Методы регулирования торговли.
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
К экономическим средствам регулирования внешней торговли относятся таможенные тарифы, которые по характеру своего действия, в том числе внешней торговли, являются классическим методом регулирования ВЭД.
Таможенный тариф –
это систематизированный
Существует два основных
вида таможенной политики государства,
отражающих уже упоминавшиеся общие
подходы к международной
1) протекционизм;
2) «свободная торговля».
Протекционизм предусматривает
установление высокого уровня
таможенного обложения ввозимых
(а иногда и вывозимых –
экспортный налог) на
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
1) фискальные, призванные
увеличить доходы
2) протекционистские, которые
используются в целях защиты
некоторых отраслей
3) преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
4) льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
5) уравнительные, т. е.
дополняющие основные ввозные
пошлины с целью выравнивания
цен импортных товаров и цен
на товары национального
6) компенсационные, которые
используются в том случае, если
на импортируемые товары
7) антидемпинговые, которые
применяются для
Таможенные тарифы промышленно
развитых стран, как правило, являются
многоколонными, т. е. один и тот же
товар может облагаться разными
по уровню пошлинами в зависимости
от страны происхождения. Колонка ставок
общего тарифа, содержащая наиболее высокие
пошлины, распространяется на государства,
не пользующиеся режимом наибольшего
благоприятствования. Под режимом
наибольшего
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения.
МЕРЫ НЕТАРИФНОГО
Нетарифные меры внешнеэкономического
регулирования – комплекс мер
экономического, административного, технического
характера (за исключением таможенного
тарифа), затрудняющих свободную торговлю
между государствами. Нетарифные меры
нормативно закреплены в п. 3 ст. 6 ФЗ
«О государственном регулировании
внешнеэкономической
1) антидемпинговые меры (различного рода налогообложения):
– налог на добавленную стоимость с импортера;
– налог с оборота;
– акцизные сборы;
– специальные импортные налоги и сборы;
2) меры валютного и финансового характера.
К нетарифным ограничениям административного характера относятся:
1) запрещение импорта;
2) количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;
3) лицензирование;
4) добровольные ограничения экспорта.
К нетарифным ограничениям технического характера относятся:
1) национальные стандарты;
2) системы сертификации продукции;
3) требования, устанавливаемые санитарно-ве-теринарными и здравоохранительными органами:
– требования экологического характера;
К мерам нетарифного
1 лицензирование;
2 квотирование;
3 сертификация;
4 система экспортного контроля;
5 разрешительная система;
6) иные ограничения на
ввоз в РФ и вывоз из РФ
товаров и транспортных
Лицензирование – это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.
Квотирование – введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Экспортный контроль –
комплекс мер, обеспечивающих реализацию
установленного порядка осуществления
внешнеэкономической
Разрешительная система
– это представление в
Ограничение на ввоз (вывоз) товаров – установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе (вывозе).
Под таможенной блокадой понимаются приостановление выполнения таможенного оформления, задержка товаров на таможенных складах и т. д. Цель – нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго – запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.
15. ВТО
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются:
1) ГАТТ в редакции 1994 г., а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
2) Соглашение по торговым
аспектам прав
Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 государств; еще свыше тридцати стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости, – обычно 8-10 раз в год.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам:
1) Совету по торговле товарами;
2) Совету по торговле услугами;
3) Совету по торговым
аспектам прав на
Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.
Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывают помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет по торговле услугами
рассматривает вопросы
19 . Место и роль ТНК в МЭ.
Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и были связаны с деятельностью в сфере добычи и сбыта минерального сырья. Во второй половине XX в. сфера их деятельности расширяется, к тому же они функционируют уже в мировых масштабах.
Их возникновение связано с развитием разделения труда и кооперацией. Специализация предприятия способствует увеличению масштабов производства, и это характерно для любого хозяйствующего субъекта.
После того как предприятие в рамках своей страны увеличило производство, оно расширяется и за ее пределы. На этом этапе появляются международные производственные формирования. Предприятия стремятся получить как можно больше дохода и выходят на мировой рынок.
Международные корпорации, как правило, делят на три группы: транснациональные корпорации (ТНК), многонациональные корпорации (МНК) и международные корпоративные союзы.
Многонациональные корпорации – это производственные объединения международных фирм, причем эти фирмы принадлежат собственникам из разных стран. Национальные компании объединяются на основе технологий, научных разработок. Примерами таких корпораций могут служить «Юнивелер», «Фиат-Ситроен» и др.
Международные корпоративные союзы чаще всего являются консорциумами по организационной форме. Это объединения концернов для решения определенных экономических задач.
Транснациональные корпорации – это компании, контроль над которыми осуществляется, как правило, акционерами одной страны. Но свою деятельность они осуществляют и в других странах посредством создания филиалов и своих дочерних компаний, которые имеют свои службы сбыта, производства продукции и т. д. Яркими примерами ТНК являются такие американские фирмы, как «Форд», «Дженерал моторе», швейцарский «Нестле» и др.
Для того чтобы международная компания считалась ТНК, необходимо, чтобы доли занятых на зарубежных предприятиях, зарубежных активов и зарубежных продаж не превышали 25–30 %.
Информация о работе Понятие международных экономических отношений, их основные формы