Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:28, контрольная работа
Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования трудовых правоотношенийЦелью данной работы является изучение механизма международно-правового регулирования труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи: рассмотреть основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений и проанализировать способы обеспечения, надзора и контроля за соблюдением международных стандартов.
Введение 3
1. Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования трудовых правоотношений 5
2. Принципы международного трудового права 10
3. Понятие и классификация источников международного трудового права 13
4. Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда 17
Заключение 21
Список литературы
Вопросы, связанные с принудительным трудом, одни из самых первых, которые решались на международно-правового регулирования труда. Как подмечает Шестерякова И.В., начиная с 1815 г. в мире было заключено более трехсот международных актов, направленных на запрет рабства и принудительного труда16. Запрету принудительного труда посвящены две конвенции и две рекомендации Международной организации труда, обязывающие государства упразднить применение принудительного и обязательного труда во всех его формах и проявлениях и предлагающие расценивать использование принудительного труда как уголовное правонарушение. В российском трудовом праве уточненное содержание принципа запрещения принудительного труда подробно раскрыто в ст. 4 ТК РФ.
Принцип запрещения дискриминации является проявлением такого общеправового принципа как справедливость. При этом под дискриминацией следует понимать, в соответствии с данным Алениной А.В. определением, всякое различие, недопущение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, отношению к религии и иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника17. Международная организация труда закрепила принцип равной оплаты за равный труд еще в преамбуле к своему Уставу в 1919 г., затем в Филадельфийской декларации 1944 г. В Декларации Международной организации труда 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации отмечается, что для реализации программы достойного труда одной из стратегических целей является обеспечение тендерного равенства и запрета дискриминации.
К числу принципов международно-правового регулирования труда принято также относить и основные права трудящихся, которые нашли своё закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1973 г.). Подавляющее большинство из них на сегодня нашло отражение в ст. 2 ТК РФ.
В настоящее время Российская Федерация ратифицировала все 8 Конвенций Международной организации труда, в которых получили нормативное развитие четыре основных принципа, провозглашенных в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»18. Однако, стоит отметить, что данные принципы должны не только максимально развиваться в национальном законодательстве, но и быть основой деятельности правоприменителя.
Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных документов. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека, в конвенциях Международной организации труда и других нормативных актах, которые составляют систему источников международного трудового права.
В теории существует довольно много определений источников международного регулирования трудовых правоотношений.
Так Лютов Н.Л. и Морозов П.Е. к источникам международного трудового права относят нормативные правовые акты, а также иные акты неиндивидуального характера, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие на международном уровне трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также национальное законодательство, регулирующее трудовые и тесно связанные с ними отношения, осложненные иностранным элементом19.
В свою очередь Черняева Д.В. источниками международного публичного трудового права называет те из источников международного публичного права, которые в той или иной степени затрагивают социально-трудовые вопросы20.
Орловский Ю.П. указывает, что источники международно-правового регулирования труда включают весьма разнообразные и разнородные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты, принятые региональными организациями государств21.
Из приведенных выше определений
можно выделить ряд признаков, которыми
обладают источники международно-
Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое количество их классификаций. Причем, как справедливо указывают К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова, было бы ошибочно настаивать на универсальности той или иной классификации. Любая классификация, если она опирается на существенный признак, может способствовать лучшему пониманию объекта исследования22. Таким образом, источники международно-правового регулирования можно разбить на группы по нескольким основаниям, и наибольший интерес, на мой взгляд, представляют изложенные ниже.
По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового права, как и впрочем, всего международного права, являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами23. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, либо государства принимают на себя обязательства по этим договорам посредством участия в международной организации, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре24. Иную форму имеют императивные нормы обычного международного права или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение25.
По сфере
применения источники международно-
Конвенции и
рекомендации Международной организации
труда разрабатываются и
В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в Международную организацию труда доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета Международной организации труда о состоянии национального законодательства и практики в отношении не ратифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается предпринять для придания ей силы.
Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство28. Более того, как отмечает Ершова Е.А., рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм29.
В итоге получается, что законодательная деятельность международных организаций оказывает серьезное влияние на национальные правовые системы, на их содержание и функционирование. И потому особенное значение сегодня приобретает применение и толкование норм международных организаций судебными и иными правоприменительными органами Российской Федераци
Как уже не раз отмечалось, Российская Федерация является членом ряда международных организаций. Это обстоятельство делает обязательным для исполнения нашей страной определенный круг документов. В свою очередь, указанные организации, будучи заинтересованными в реализации установленных ими стандартов, разрабатывают комплекс мер по контролю и надзору за соблюдением норм международно-правовых актов. Одним из самых значимых субъектов международного нормотворчества в сфере трудовых правоотношений, безусловно, является Международная организация труда.
В соответствии со ст. 22 Устава Международной организации труда, каждое государство — член Международной организации труда обязано представлять периодические Доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет30. Как указывается в ч. 2 ст. 23, па2 Устава, Генеральный директор Международного бюро труда представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов31. При этом, на мой взгляд, важно то, что подробного отражения в отчете требуют все решения судебных и административных органов, существенные для применения положений данной конвенции в данной стране, а также общее описание прикладных способов их применения, включая число нарушений, извлечения из отчетности государственных контрольно-надзорных органов. Таким образом создается четкая картина реального воплощения тех или иных положений международно-правового акта.
В рамках Международной организации труда действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ. Исходя из положений устава таковыми являются Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (Комитет экспертов) и Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда (Комитет Конференции). Как замечают Лютов Н.Л. и Морозов П.Е., главным средством воздействия Комитетов на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов — это привлечение международного внимания к факту нарушения32. Однако, можно предположить, что распространенность этого средства обусловлена его достаточной действенностью, ибо в арсенале Комитетов имеются и более жесткие санкции. Например, согласно ст.33 Устава Международной организации труда Административный Совет может предложить Mеждународная конференция труда предпринять меры, которые он сочтет целесообразными в случае, если член Международной организации труда не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов Международной организации труда 33.
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках Международной организации труда. Так, в соответствии со ст. 24 и 25 Устава, организации работников и работодателей могут подавать представления Международному бюро труда о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию34. Представления могут подаваться как национальными, гак и международными объединениями работников и работодателей, причем в отношении как собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный Совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела. Орган по рассмотрению назначается из состава членов Административного Совета. В том случае, если государство не реагирует на запрос по сделанным в его отношении представлениям. Административный Совет может опубликовать представление и свои ответы в связи со сделанным представлением.
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава Международной организации труда, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции35. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы.
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами — участниками Международной организации труда Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г. Обе Декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением изложенных в них принципов государствами — членами Международной организации труда на добровольной основе.