Права профсоюзов в международно правовых актах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:16, контрольная работа

Описание

Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации : «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов»1.
Профессиональные союзы — наиболее массовая общественная организация,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 История развития профсоюзных организаций в России и за рубежом ...........4
2 Реализация профсоюзами своих прав………………………………………….9
2.1 Организационная самостоятельность профсоюзов………………………..9
2.2 Правотворческая деятельностью профсоюзов…………………………….14
2.3 Правоприменительные полномочия профсоюзов…………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………...28

Работа состоит из  1 файл

проф право.docx

— 58.06 Кб (Скачать документ)

В связи с изложенным профсоюз, не имеющий статуса юридического лица, должен реализовывать права на организационную  самостоятельность по особым процессуальным правилам. Прежде всего от имени такого профсоюза должны выступать его руководитель и иные лица, наделенные такими полномочиями общим собранием (конференцией) профсоюза. Полномочия этих физических лиц подтверждаются протоколом общего собрания (конференции).     

Предоставление такого протокола  влечет возникновение у названных  лиц как общих, так и специальных  полномочий при участии в конфликтах с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями. Указанные органы и организации  в судебном порядке вправе оспорить наличие у представителей, указанных в протоколе общего собрания (конференции), всех или отдельных полномочий на выступление в процессе разрешения конфликта от имени профсоюза. При рассмотрении таких заявлений представители органов государственной власти, местного самоуправления или работодателей должны доказать несоответствие изложенных в протоколе общего собрания (конференции) профсоюза сведений действительности.     

Наличие процессуальных нарушений, повлекших  вынесение профсоюзом незаконного решения о наделении полномочиями своих представителей, служит основанием для признания представителей профсоюза, не обладающими полномочиями, выступать от его имени. После чего профсоюз не может быть лишен возможности провести собрание (конференцию) с целью устранения установленных судом нарушений. Очевидно, что профсоюз не может быть признан организацией до тех пор, пока не будут определены представители, обладающие полномочиями, выступать от его имени, обеспечивая организационную самостоятельность профсоюза.    

Профсоюз  не может соответствовать своему правовому понятию, если он не наделен  правом представительства граждан, являющихся его членами. Организационная  самостоятельность профсоюза немыслима  при отсутствии специальных оснований  возникновения у него права на представительство своих членов. Возникновение у профсоюза права на представительство своих членов, которое призвано обеспечить организационную самостоятельность профсоюза при осуществлении их защиты, также имеет свои процессуальные особенности.    

В Гражданском процессуальном кодексе (ГПК РФ) дан примерный перечень лиц, которые могут выступать в качестве представителей граждан. В этой норме профсоюзы в качестве возможного представителя интересов своих членов не указаны, так же ограничен круг лиц, которые выступают в качестве представителя. В ней также профсоюзы не фигурируют. Следовательно, представительство профсоюзом своих членов не запрещено, что на правовом языке означает - разрешено. Поэтому профсоюз на основании доверенности может представлять гражданина с объемом перечисленных в ней полномочий.12     

В силу факта членства профсоюз может  обладать по отношению к работнику  лишь общими полномочиями. Однако, осуществляя  представительство конкретного  гражданина, профсоюз не перестает оставаться самостоятельной общественной организацией, созданной для защиты прав и интересов своих членов, а не только конкретного работника. Поэтому и при представительстве конкретного работника профсоюз может иметь самостоятельную правовую позицию, направленную как на защиту представляемого гражданина, так и других членов.    

К примеру, профсоюз может без согласия работника ссылаться на обстоятельства, которые тот отказался придавать  огласке во избежание конфликта  с работодателем. В связи с  изложенным профсоюз на основании факта членства, вправе обосновать самостоятельную правовую позицию. Которая должна быть исследована в качестве самостоятельного доказательства. Тогда как в соответствии со ст. 68 ГПК РФ объяснения других представителей не признаются самостоятельным доказательством. Таким образом, специальное основание возникновения права на представительство - факт членства, порождает возможность изложения профсоюзом собственной позиции, которая является самостоятельным доказательством. Другие представители такими правами не обладают.    

Выдача  гражданином доверенности профсоюзу  на представительство его интересов  также не лишает профсоюз возможности  высказать самостоятельную позицию, поскольку и в этом случае профсоюз не только защищает конкретного гражданина, но и выполняет функцию по защите прав и интересов других членов профсоюза.    

Как уже отмечалось, имеются особенности  оформления полномочий лиц, выступающих  от имени профсоюза, не являющегося  юридическим лицом. В подобной ситуации гражданин может выдать доверенность на имя лица, которое профсоюз уполномочил выступать от своего имени. Данное лицо и будет олицетворять профсоюз как представителя работника, выдавшего ему доверенность. Причем и в этом случае мнение лица, выступающего от имени профсоюза, должно рассматриваться в качестве самостоятельного доказательства.    

Организационная самостоятельность профсоюза обеспечивается и наличием у него права выступать  в качестве представителя неопределенного  круга лиц. Заявление профсоюзом требований в защиту неопределенного круга лиц влечет возникновение у него общих и специальных полномочий. Но при этом конкретные граждане не лишены возможности вступить в начатый профсоюзом процесс в защиту собственных прав, если они нарушены применением оспариваемого профсоюзом нормативного правового акта. Однако и в этом случае объяснение профсоюза будет выступать в качестве самостоятельного доказательства.    

Таким образом, организационная самостоятельность  профсоюза состоит из прав, позволяющих  профсоюзу осуществлять независимое  представительство собственных интересов, а также прав и свобод граждан и неопределенного круга лиц. Независимость профсоюза при реализации указанных видов представительства является основанием для рассмотрения мнения профсоюза в качестве самостоятельного доказательства.13

 

 

 

 

 

 

 

2  Реализация профсоюзами своих прав

2.2 Правотворческая  деятельностью профсоюзов

      Во  вторую группу следует включить права, связанные с правотворческой  деятельностью профсоюзов. Такие  права реализуются профсоюзом при  разработке и принятии нормативных  правовых актов в сфере труда. Профсоюзы и их объединения участвуют  в правотворческой деятельности на различных уровнях: федеральном, региональном и локальном.    

Совокупность  имеющихся у профсоюзов прав при  участии в правотворческой деятельности на перечисленных уровнях различны. Имеются процессуальные особенности  реализации этих прав.    

Отдельные нормативные правовые акты принимаются на федеральном уровне с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ТК РФ предусмотрено  определение перечня тяжелых  работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями  труда Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Напомним, что в этой комиссии в качестве одной из сторон выступают  представители общероссийских профсоюзов. В соответствии с ч. 2 ст. 153 ТК РФ перечни  профессий творческих работников с  особыми условиями оплаты труда  в выходные и нерабочие праздничные  дни устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Ограничения при применении труда женщин и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при  подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в соответствии с ч. 3 ст. 253 ТК РФ в порядке, установленном  Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень профессий творческих работников в возрасте до 18 лет, которые  могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в служебные  командировки, на основании ст. 268 ТК РФ устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.    

При разработке перечисленных нормативных  правовых актов профсоюзы вправе высказать свое мнение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Естественно, таким правом обладают лишь объединения профсоюзов, представленные в данной комиссии. Однако комиссия состоит не только из представителей профсоюза, но и представителей Правительства РФ и объединений работодателей. В связи с чем мнение стороны профсоюзов может быть и не поддержано составом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процессуальной особенностью подобных ситуаций является отсутствие у профсоюза права доказывать независимому арбитру необоснованность мнения комиссии. По всей видимости, к компетенции Верховного Суда РФ следует отнести заявления членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о необоснованности высказанного этой комиссией мнения, послужившего основанием для принятия нормативного правового акта.    

Подобные  заявления могут рассматриваться  и в процессе обжалования указанных  актов. В том случае, когда Правительство РФ принимает перечисленные акты без учета мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, члены комиссии, как представители организаций, обладающих полномочиями по защите прав и свобод неопределенного круга лиц, могут обжаловать их содержание в Верховный Суд РФ.    

Отдельные акты принимаются на федеральном  уровне с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 350 ТК РФ продолжительность  рабочего времени по совместительству медицинских работников в сельской местности может увеличиваться по решению Правительства РФ с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза (медицинских работников) и объединения работодателей. В ч. 3 ст. 412 ТК РФ предусмотрено определение минимума необходимых работ (услуг) федеральным органом исполнительной власти и соответствующим общероссийским профсоюзом. Отказ от учета мнения профсоюза, а также в первом случае и объединения работодателей позволяет им обжаловать принятый вопреки их волеизъявлению акт в Верховный Суд РФ. При этом орган, принявший акт, должен доказать его законность и обоснованность, а также соблюдение процедуры при его утверждении.    

Профессиональные  союзы выступают стороной, принимаемых  на федеральном уровне соглашений, в частности, Генерального соглашения, отраслевых и профессиональных соглашений, принимаемых на данном уровне. При разработке этих актов профсоюзы вправе требовать включения в их содержание предлагаемых ими условий. Однако другие участники соглашений могут отклонить требования профсоюза. Процедура проверки обоснованности отказа от включения требований профсоюза в соглашение в настоящее время отсутствует. Хотя в ст. 5.30 “Кодекса об административных правонарушениях” (КоАП РФ) предусмотрена ответственность работодателя за необоснованный отказ от заключения соглашения.14 Очевидно, что должна существовать и процедура оценки обоснованности или необоснованности заявленных профсоюзом требований независимым арбитром. Отказ работодателя от заключения соглашения на федеральном уровне должен обжаловаться профсоюзом в Верховный Суд РФ. Признание данного отказа необоснованным служит основанием для обязания работодателей заключить соглашение на предлагаемых профсоюзом условиях, а также для привлечения работодателя к ответственности за необоснованный отказ от заключения соглашения.

      В ч. 4 ст. 412 ТК РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в соответствии с федеральным законодательством  разрабатывать и утверждать региональные перечни минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки по согласованию с соответствующими территориальными объединениями профсоюзов. Отсутствие согласованной позиции позволяет профсоюзу обжаловать в суде субъекта Российской Федерации утвержденный органами государственной власти данного субъекта перечень этих работ. При рассмотрении таких заявлений орган государственной власти субъекта РФ должен доказать законность и обоснованность утвержденного им перечня работ (услуг), а также соблюдение процедуры согласования своего решения с профсоюзом.    

На  уровне субъектов РФ могут создаваться  региональные комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, а также  заключаться региональные и территориальные  соглашения. При совершении представителями  работодателей незаконных или необоснованных действий, несоблюдении процедуры согласования решений с профсоюзами, они могут обжаловать такие действия и решения соответственно в суде субъекта РФ или в районном (городском) суде. На этих уровнях судебные органы также имеют право давать оценку обоснованности или необоснованности действий работодателей по отказу от учета требований профсоюзов. Признание решений работодателей необоснованными влечет вынесение судебного постановления об обязании работодателя заключить соглашение на предлагаемых профсоюзом условиях.     

Вступившее  в законную силу решение суда о  необоснованном отказе от заключения соглашения является основанием для  привлечения работодателя к административной ответственности. Процессуальной особенностью рассмотрения дел о необоснованном отказе работодателей от заключения соглашений является исследование не только правовых, но и материальных причин отказа, поскольку дать оценку обоснованности или необоснованности такого отказа невозможно без учета материального положения работодателя.    

Нельзя  не заметить, что организационные и правотворческие полномочия профсоюзов, как правило, связаны с осуществлением деятельности по защите прав, свобод и интересов неопределенного круга граждан. Сказанное относится и к правотворческим полномочиям, осуществляемым профсоюзом на локальном уровне. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Представительным органом работников в организации является профсоюз. Отказ от учета мнения профсоюза при утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации позволяет ему обжаловать их содержание в соответствующий районный (городской) суд. При рассмотрении заявления профсоюза представители работодателя обязаны доказать законность и обоснованность своих действий, а также соблюдение процедуры утверждения правил внутреннего трудового распорядка.    

Информация о работе Права профсоюзов в международно правовых актах