Приграничное сотрудничество в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Описание

Приграничные территории — это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение.

Работа состоит из  1 файл

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Приграничное  сотрудничество в  Российской Федерации

 
 

Снежанова Л.Н., аналитик НИРСИ 

Уникальным инструментом решения локальных проблем приграничья  является приграничное сотрудничество.

 
Приграничные территории — это  территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение.

 
Приграничное сотрудничество стало  важной особенностью современных международных  связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком уровне, укреплять исторически сложившиеся связи.

 
Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.

 
Регионы России играют исключительно  важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания регионов.

* * *

История 

Распад СССР и появление на его территории новых государств резко изменили положение регионов России. Это выразилось, в частности, в увеличении числа  ее приграничных субъектов. Если до 1991 г. к ним можно было отнести  около десятка республик, краев и областей, то в настоящее время более половины территорий являются приграничными.

 
Положение вблизи государственной  границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный  характер границ 20 — 60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. В силу большой удаленности от центра, слабой транспортной освоенности и длительного периода относительной замкнутости Советского Союза, окраинные регионы в большинстве своем развивались замедленными темпами. Этим также объясняется и то, что в настоящее время на приграничных территориях недостаточно развиты транспортно-логистическая и финансовые инфраструктуры.

 
В настоящее время основная часть  приграничных субъектов РФ относится  либо к отсталым, либо к депрессивным регионам. Базовые показатели социально-экономического развития подавляющего большинства приграничных субъектов РФ (от 70 до 90% и выше) уступают аналогичным среднероссийским показателям, а по некоторым из них имеют наихудшие значения. В число таких показателей входят инвестиции в основной капитал (в расчете на душу населения), приведенные душевые бюджетные доходы, удельный вес убыточных предприятий и др. Стабильные регионы-реципиенты в стране более чем на 70% представлены приграничными территориями.
 

Также необходимо учитывать и то, что в силу специфики  хозяйственной деятельности и удалённости  регионов от федерального центра на их территории объективно интенсифицируется  субрегиональное сотрудничество. То есть, останавливать данный процесс не только не нужно, но и невозможно, а, следовательно, им нужно управлять в любом случае, только так он не выйдет из-под контроля. 

Актуальность

 
Развитие приграничного сотрудничества является перспективным направлением по следующим причинам.

 
1) Опыт развития приграничных связей показывает, что при взаимодействии по проблемам границы федеральных и региональных властных структур выигрывают все стороны. Федеральное правительство может использовать приграничные контакты субъектов федерации в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. А при благоприятном развитии ситуации не исключена возможность снижения дотационности регионов, что повлечёт и снижение федеральных затрат на их развитие. Субъекты федерации в свою очередь получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы.

 
2) Развивая приграничное сотрудничество  в регионах, являющихся транспортными узлами или находящимися в их близи, государство получает возможность использовать своё географическое положение в качестве евразийского транзитного коридора, получая долю геоэкономической ренты.

 
3) Улучшение условий приграничного  сотрудничества позволяет сопредельным странам восстановить и развить взаимовыгодные культурные, производственные и другие связи. Взаимная заинтересованность страны и регионов в этом процессе, а также положительный зарубежный опыт (в частности, по созданию еврорегионов) во многих случаях делают проблему развития приграничного сотрудничества наиболее предпочтительной при определении направлений государственной поддержки приграничных территорий.

 
4) Экономически неблагополучные  регионы потенциально являются  зоной социальной напряжённости, а в случае РФ, ещё и обладают неким сепаратистским потенциалом, следовательно, процессы трансграничного сотрудничества в этих районах могут служить превентивной мерой для недопущения конфликтов и одновременно способствовать экономическому развитию на общерегиональном и местном уровнях, а также укреплению местного самоуправления.

 
5) Развитие приграничных регионов  России имеет большое значение  не только для повышения эффективности  ее участия в мировой экономике,  но и для улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию регионального сотрудничества в целом.

 
6) Субрегиональное сотрудничество  позволяет привести внутрироссийское  законодательство, регулирующее внешнеэкономическую  деятельность, в соответствие с  общепринятыми нормами и правилами мировой практики, т.е. содействует выработке экономических стандартов, соответствующих мировым.
 

7) Межрегиональное  и приграничное сотрудничество  — важный фактор развития межгосударственного  сотрудничества со странами СНГ, который при проведении совместных скоординированных действий со стороны государственных и региональных органов власти может оказать позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов России со странами СНГ.

 
Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства — барьерность и контактность.

 
В экономическом и культурном сотрудничестве стран СНГ объективно повышается роль приграничных районов. Необходимое  в силу объективных условий повышение барьерности границ в таможенном или паспортном отношении должно быть компенсировано ростом контактности в плане развития институтов и акторов сотрудничества (создание финансово-промышленных групп из предприятий и организаций соседних регионов, развитие институтов, содействующих поддержанию взаимных связей: банков, страховых компаний, информационных и консалтинговых центров).

 
Обособляясь от внешнего мира посредством  границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации.

 
Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация, ускорение формирования внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Нам следует учитывать и эффективно использовать этот опыт.
 

Сферы приграничного сотрудничества 

торговля

привлечение инвестиций

создание совместных предприятий

кооперационное  производство

переработка давальческого  сырья

торговля лицензиями

лизинг

перевозки, улучшение  транспортного сообщения, открытие новых пунктов пропуска граждан, транспорта и товаров через границу (с созданием соответствующей  транспортной и таможенной инфраструктуры)

эффективное использование  природных ресурсов

услуги в области  связи, модернизация средств коммуникаций

информационное  сотрудничество, обмен новыми технологиями

строительство

экология

образование

культура

налаживание сельскохозяйственного  производства

организация совместных предприятий пищевой промышленности

упрощение взаимного  общения заинтересованных органов  власти, деловых кругов и групп  населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами

поддержка соотечественников  за рубежом, проживающих на приграничной территории. 

Таким образом, приграничное сотрудничество может  развиваться по многим направлениям, способствуя развитию и укреплению хозяйственных, культурных, гуманитарных связей между приграничными территориями РФ и сопредельных государств, способствовать созданию и эффективному развитию экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях. Совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий может реализоваться на основе совместно или согласованно разрабатываемых проектов. 

Условия для развития приграничного  сотрудничества

 
1) Опыт показывает, что региональное  сотрудничество тем полнее и эффективнее, чем выше и однороднее уровень социально-экономического развития, однотипности правовых систем, взаимной близости и соседства стран участниц, чем больше сходства в условиях экономической деятельности. При неисполнении этих условий соответственно  возрастает значение барьерных функций государственных границ.

 
2) Если границы между соседними  странами неконфликтны, это, несомненно, благоприятствует их сотрудничеству. Но особый импульс придают  ему соответствующие межгосударственные  соглашения и предоставляемые в их рамках взаимные преференции, создающие более льготные условия для взаимодействия.
 

3) Важными инструментами  решения проблем на приграничной  территории могут стать: создание  органов по приграничному сотрудничеству, заключение межрегиональных и межмуниципальных Соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики Российской Федерации, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий Российской Федерации. Необходимо отметить, что важнейшее место среди механизмов стимулирования развития приграничной территории может занять приграничная торговля, порядок организации и осуществления которой разрабатывается заинтересованными ведомствами. 
4) Развитие и укрепление нормативно-правовой базы международного сотрудничества с сопредельными государствами по различным направлениям приграничного сотрудничества; создание согласованного правового поля для развития межрегиональных и приграничных связей в пределах СНГ; достижения совместимости законодательства РФ и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества.

 
5) Последовательное завершение международно-правового оформления государственной границы РФ.

 
6) Привлекательность приграничных  районов для иностранных инвесторов  определяется транспортными условиями  относительно стран-инвесторов, особенностями  инвестиционного климата, привлекательностью  ставок местных налогов, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы. Таким образом, кроме экономических вопросов необходимо заниматься созданием условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию РФ, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.
 

Информация о работе Приграничное сотрудничество в Российской Федерации