Принятие решений в НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:46, реферат

Описание

Все решения НАТО принимаются на основе консенсуса, после обсуждения и консультаций среди стран-членов.
Решение по принципу консенсуса подразумевает, что в его основе лежит общее согласие, то есть, оно одобрено каждой страной-членом. Таким образом, когда объявляется о «решении НАТО», это означает, что в нем выражена коллективная воля всех суверенных государств, входящих в состав Североатлантического союза.

Работа состоит из  1 файл

Принятие решений на основе консенсуса в НАТО.docx

— 30.59 Кб (Скачать документ)

Принятие решений  на основе консенсуса в НАТО

Основополагающий  принцип

Все решения НАТО принимаются на основе консенсуса, после обсуждения и консультаций среди стран-членов.

Решение по принципу консенсуса подразумевает, что в  его основе лежит общее согласие, то есть, оно одобрено каждой страной-членом. Таким образом, когда объявляется  о «решении НАТО», это означает, что  в нем выражена коллективная воля всех суверенных государств, входящих в состав Североатлантического союза.

Этот принцип применяется  на уровне каждого комитета и четко  демонстрирует тот факт, что решения  в НАТО принимаются коллективно  всеми странами-членами организации.

Что это означает на практике?

Принятие решений  на основе консенсуса означает, что  голосования в НАТО не происходит. Консультации проводятся до тех пор, пока не принимается подходящее для  всех участников решение. Время от времени, страны-члены расходятся во мнениях  по тому или иному вопросу или, напротив, придерживаются единого мнения. В целом, переговоры проходят в достаточно сжатые сроки, поскольку члены организации  регулярно консультируются друг с другом, и поэтому им часто  заранее известны и понятны позиции  друг друга. Содействие процессу консультаций – одна из главных задач Генерального секретаря НАТО.

Как развивался тот  механизм?

Консенсус, как единственный принцип принятия решений в НАТО, существует с 1949 г. – с момента  создания Североатлантического союза. Этот принцип остается неизменным.

Какие органы играют центральную роль в осуществлении  этого механизма?

Принцип консенсуса применяется во всех структурах Североатлантического союза.

Все решения в  Североатлантическом союзе принимаются  по принципу консенсуса. Это отражает тот факт, что решения в нем  принимаются государствами-членами, каждое из которых участвует в  этом процессе. Этот принцип применяется  на всех уровнях НАТО.  

Главными политическими  и руководящими органами Североатлантического союза являются Североатлантический  совет, Комитет военного планирования и Группа ядерного планирования. Каждый из них играет важнейшую роль в  процессах консультаций и принятия решений, служащих основой сотрудничества, совместного планирования и общей  безопасности всех государств-членов.  

Решения, принимаемые  каждым из этих органов, имеют одинаковый статус и отражают согласованную  политику государств-членов, независимо от уровня, на котором они принимаются. Этим главным органам подчинены  специализированные комитеты, которые  также состоят из должностных  лиц, представляющих свои страны. Структура  комитетов обеспечивает основной механизм, создающий возможности для проведения консультаций и принятия решений  в Североатлантическом союзе  и позволяющий обеспечить представительство  каждого государства-члена на всех уровнях и во всех областях деятельности НАТО.

Принятие решений  по принципу консенсуса  

Решения в НАТО принимаются  на основе консенсуса после дискуссий  и консультаций между государствами-членами. Решение, принятое по принципу консенсуса, является соглашением, достигнутым  на основе общего согласия и с одобрения  каждого государства-члена. Это подразумевает, что принятое в НАТО решение становится выражением коллективной воли суверенных государств, входящих в Североатлантический  союз. Именно этот процесс принятия решений обеспечивает НАТО ее силу и авторитет.  

В случае разногласий  дискуссии продолжаются до тех пор, пока не будет принято решение, и  при некоторых обстоятельствах  таким решением может быть признание, что достичь договоренности невозможно. В общем случае, однако, взаимоприемлемые решения обычно находятся. Этот процесс  проходит быстро, так как государства-члены  консультируются друг с другом на постоянной основе, и поэтому им часто заранее известны и понятны  позиции друг друга. Консультации составляют неотъемлемую часть процесса принятия решений. Они облегчают контакты между государства-ми-членами, которые  в первую очередь добиваются, чтобы  коллективные решения соответствовали  их национальным интересам.

Североатлантический совет  

Североатлантический совет (САС), обладает реальной политической властью и правом принятия решений. В него входят постоянные представители  всех государств-членов, которые собираются на заседания не реже одного раза в  неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях  — министров иностранных дел, министров обороны или глав государств и правительств, но при этом полномочия Совета и право принимать решения  остаются прежними, а решения имеют  один и тот же статус и юридическую  силу независимо от уровня представительства. Работа Совета привлекает большое внимание широкой общественности, и он выпускает  заявления и коммюнике для  общественности, а также для правительств стран, не входящих в Североатлантический  союз, с разъяснениями своей политики и решений.  

Совет НАТО является единственным органом Североатлантического союза, полномочия которого прямо определены Североатлантическим договором. В  соответствии с договором именно Совету поручено формировать вспомогательные  органы. За время своего существования  Совет создал многочисленные комитеты и группы планирования, помогающие его работе или отвечающие за такие  конкретные области, как военное  планирование, ядерное планирование и собственно военные вопросы.  

Таким образом, Североатлантический  совет служит уникальным форумом  для проведения широких консультаций между правительствами государств-членов по всем вопросам, затрагивающим их безопасность, и является высшим органом, уполномоченным принимать решения  в НАТО. Все государства-члены  НАТО пользуются равным правом высказывать  свое мнение на заседаниях Совета. Его  решения принимаются по общему согласию и выражают коллективную волю правительств государств-членов НАТО. Все эти  правительства участвуют в выработке  политики, формулируемой самим Североатлантическим  советом или под его руководством, и в формировании консенсуса, лежащего в основе принимаемых решений.  

Когда заседание  Совета НАТО проходит на уровне послов или постоянных представителей государств-членов, его часто называют "постоянной сессией Североатлантического совета". Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета (официальные или неофициальные  сессии) на уровне министров, и тогда  каждая страна НАТО бывает представлена министром иностранных дел. Сессии Совета НАТО также проводятся на уровне министров обороны. Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития политики Североатлантического союза в сфере обеспечения безопасности.  

Постоянная сессия Совета НАТО обычно проводится не реже одного раза в неделю, но в случае необходимости его можно созвать  незамедлительно. На заседаниях Совета председательствует генеральный секретарь  НАТО или, когда он отсутствует, его  заместитель. Посол или постоянный представитель, проработавший дольше всех в Совете НАТО, получает титул "дуайен Совета". Хотя связанные  с этим обязанности носят преимущественно  церемониальный характер, дуайен может  исполнять и более важные руководящие  функции, например, при созыве заседаний  или в качестве председателя при  обсуждении кандидатуры нового генерального секретаря.  

На заседаниях Совета НАТО на уровне министров иностранных  дел один из министров принимает  на себя обязанности почетного председателя. Эта должность подлежит ежегодной  ротации, и представители государств-членов занимают ее по очереди в порядке  английского алфавита. Порядок старшинства  на постоянных сессиях Совета НАТО устанавливается на основе срока  службы, однако независимо от того, на каком уровне проводится заседание  Совета, постоянные представители сидят  за столом согласно алфавитному порядку  английских названий своих стран. Такой  же порядок установлен и для всех комитетов в структуре НАТО.  

Вопросы, рассматриваемые  на заседаниях Совета НАТО, и принимаемые  на них решения охватывают все  аспекты деятельности Североатлантического союза и часто основываются на подготовленных по требованию Совета отчетах и рекомендациях подчиненных  комитетов. Вопросы могут выноситься на обсуждение также по предложению  любого из национальных представителей или генерального секретаря НАТО. Постоянные представители действуют  согласно инструкциям из столиц своих  стран, сообщая и разъясняя коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. В  то же время они докладывают руководству  своих стран о точках зрения и  позициях других правительств, сообщают о новых событиях, о процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или о расхождениях между  странами в каких-то областях.  

Решения Совета НАТО принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет  процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждое государство-член, представленное на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных  ему комитетов, полностью сохраняет  свою независимость и всецело  несет ответственность за свои решения.  

Подготовительной  работой для Совета НАТО занимаются подчиненные ему комитеты, отвечающие за конкретные направления политики. Большая часть этой работы предполагает участие Главного политического  комитета (ГПК), который состоит из заместителей постоянных представителей. В зависимости от конкретного  вопроса, в его работе иногда участвуют  соответствующие национальные эксперты. В таких случаях его называют расширенным ГПК (Р). В ведении  Главного политического комитета находится, в частности, подготовка большинства  заявлений и коммюнике, принимаемых  Советом НАТО, поэтому ГПК собирается накануне министерских сессий и составляет эти тексты для их последующего утверждения  Советом НАТО. Другие аспекты политической работы могут выполняться обычным  Политическим комитетом, в который  входят политические советники или  советники из национальных представительств. Аналогичным образом подготовительная работа для Комитета военного планирования и для Группы ядерного планирования (ГЯП) проводится соответственно Комитетом по анализу вопросов обороны и Рабочей группой ГЯП, а также другими главными комитетами.  

Когда сессии Совета НАТО проходят на уровне министров  обороны или когда он рассматривает  вопросы обороны или военной  стратегии, в сессии могут участвовать  в качестве основных консультативных  органов другие главные комитеты, например Исполнительная рабочая группа. Если на повестке дня Совета НАТО стоят  финансовые вопросы, то за подготовительную работу Совета может, в зависимости  от ситуации, отвечать Главный совет  по ресурсам, Комитет по гражданскому бюджету, Комитет по военному бюджету  или Комитет по инфраструктуре. Исходя из обсуждаемой темы, соответствующий  главный комитет, в ведении которого находится такое направление  работы, берет на себя руководящую  роль при подготовке заседаний Совета НАТО и последующем выполнении его  решений.  

В своей работе Совет  опирается на соответствующие отделы и подразделения Международного секретариата, в частности на Исполнительный секретариат Совета НАТО, который  координирует деятельность Совета и  следит за выполнением его поручений, а также обеспечивает регистрацию  и рассылку его решений.

Комитет военного планирования  

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз  в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается большинством военных вопросов и  задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены  Североатлантического союза, кроме  Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих  военных органов НАТО. В пределах круга своих обязанностей он выполняет  те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что  и Североатлантический совет.  

Подготовительную  работу для Комитета военного планирования выполняет ряд подчиненных ему  комитетов, имеющих конкретную сферу  ответственности, в частности Комитет  по анализу вопросов обороны, который  наблюдает за процессом планирования строительства вооруженных сил  в НАТО и рассматривает другие вопросы, относящиеся к объединенной военной структуре. Аналогично Североатлантическому совету, Комитет военного планирования поручает главным комитетам, отвечающим за конкретные направления, вести работу по подготовке решений и их последующему осуществлению.

Группа ядерного планирования  

Министры обороны  стран НАТО, которые участвуют  в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в  рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные политические вопросы, связанные с  ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в  сфере ядерного оружия, в том числе  вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания  ядерных сил, а также более  широкие вопросы, вызывающие общую  озабоченность, такие как контроль над ядерным оружием и распространение  ядерного оружия. Политика Североатлантического союза в сфере ядерного оружия постоянно подвергается анализу, и  в свете новых событий принимаются  совместные решения о ее видоизменении  или адаптации, с последующим  обновлением или видоизменением процедур планирования и консультаций.  

Информация о работе Принятие решений в НАТО