Принятие решений в НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:46, реферат

Описание

Все решения НАТО принимаются на основе консенсуса, после обсуждения и консультаций среди стран-членов.
Решение по принципу консенсуса подразумевает, что в его основе лежит общее согласие, то есть, оно одобрено каждой страной-членом. Таким образом, когда объявляется о «решении НАТО», это означает, что в нем выражена коллективная воля всех суверенных государств, входящих в состав Североатлантического союза.

Работа состоит из  1 файл

Принятие решений на основе консенсуса в НАТО.docx

— 30.59 Кб (Скачать документ)

Подготовительную  работу для Группы ядерного планирования ведет рабочая группа ГЯП, в которую  входят члены национальных представительств стран, участвующих в ГЯП. Рабочая  группа выполняет практическую работу по поручению постоянных представителей, входящих в ГЯП. Ее заседания проводятся регулярно один раз в неделю или  чаще, если возникает такая необходимость.  

Группа высокого уровня (ГВУ) является главным консультативным  органом при ГЯП по вопросам политики и планирования в сфере ядерного оружия. ГВУ также поручены вопросы  обеспечения безопасности ядерного оружия, его охраны и живучести. ГВУ, работающая под председательством  США, состоит из лиц, определяющих национальную политику, и экспертов, направляемых из столиц стран НАТО, а также  сотрудников Международного секретариата, Международного военного штаба и  представителей стратегических командований. Эта группа собирается несколько  раз в год, чтобы обсудить ядерные  аспекты политики, планирования и  построения сил НАТО, а также вопросы  обеспечения безопасности, охраны и  живучести ядерного оружия.

Военный комитет  

Военный комитет  является высшим военным органом  НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, Комитета по военному планированию и  Группы ядерного планирования. Он является составной частью политического  и руководящего аппарата Североатлантического союза и обеспечивает необходимую  связь между политическим процессом  принятия решений в Североатлантическом  совете, Комитете военного планирования, Группе ядерного планирования и интегрированными структурами руководства объединенными  вооруженными силами НАТО, которым  поручено проведение военных операций, а также развитие процесса военной  трансформации Североатлантического союза.  

Военный комитет  также курирует разработку военной  политики и доктрины НАТО и издает директивы по военным вопросам для  стратегических командований ОВС НАТО. Командующие стратегическими командованиями ОВС НАТО несут ответственность  перед Военным комитетом за общее  направление и всю конкретную военную деятельность Североатлантического союза в пределах круга их обязанностей. Военный комитет опирается в  своей работе на Международный военный  штаб.

Консультативный процесс  

Разработка и осуществление  политики в союзе независимых  суверенных стран требует полной информированности правительств всех государств-членов об общих направлениях политики и намерениях каждого из них, а также об их движущих мотивах. Для этого необходимы регулярные политические консультации, по возможности  еще на этапе формирования политики, до того, как будут приняты государственные  решения.  

Политические консультации ведутся в НАТО на систематической  основе со времени первого заседания  Совета НАТО в сентябре 1949 года, вскоре после того, как вступил в силу Североатлантический договор. Со временем процесс консультаций видоизменялся, становясь более активным и приспосабливаясь к новым реалиям. Главным форумом  для проведения политических консультации остается Совет НАТО. Его заседания  проходят с минимальными формальностями, все вопросы обсуждаются откровенно и напрямую. Важную роль в ходе дискуссий играет генеральный секретарь, председательствующий на этих заседаниях. Он является главным официальным представителем НАТО и выступает от ее имени как при контактах с отдельными правительствами, так и в связях с общественностью.  

Консультации также  проводятся на регулярной основе в  других структурах, которые наделены соответствующими полномочиями от Совета НАТО. Проведению политических консультаций между правительствами государств-членов непосредственно способствует Политический комитет на разных уровнях своего состава, Группа координации политики, Консультативная группа по атлантической  политике и другие специальные комитеты. Они, как и Совет НАТО, опираются  в своей работе на Международный  секретариат, подчиненный генеральному секретарю НАТО.  

Политические консультации между членами Североатлантического союза не ограничиваются проблематикой  Евроатлантического региона. Совет  НАТО и подчиненные ему комитеты регулярно обсуждают события  в других регионах, имеющие потенциальную  значимость для Североатлантического союза. В таких случаях государства-члены  широко используют имеющиеся в их распоряжении консультативные механизмы  НАТО, которые позволяют уже на ранней стадии определять те области, где в интересах безопасности и стабильности могут потребоваться  скоординированные действия.  

Потребность в консультациях  не ограничивается лишь политическими  вопросами. Всесторонние консультации проводятся и во многих других сферах. Этот процесс является непрерывным  и происходит как на официальной, так и на неофициальной основе с минимальными задержками и неудобствами благодаря тому, что национальные представительства сосредоточены  в одной штаб-квартире НАТО. При  необходимости это позволяет  в короткое время проделать интенсивную  работу по особо важным или срочным  вопросам при полном участии представителей всех заинтересованных правительств.  

Консультации в  Североатлантическом союзе принимают  различные формы. В самой простой  форме они представляют собой  обычный обмен информацией и  мнениями. На другом уровне они ведутся  для информирования союзников о  предполагаемых или уже осуществленных действиях или решениях, которые  прямо или косвенно затрагивают  интересы других союзников. Они могут  также иметь форму заблаговременного  оповещения о будущих действиях  или решениях правительств, чтобы  получить одобрение других союзников  или узнать их мнения по этим вопросам. Консультации могут принимать характер дискуссии с целью достижения консенсуса относительно будущей политики или параллельно проводимых действий. В конечном счете, их задача — содействовать  государствам-членам в достижении взаимоприемлемых соглашений по коллективным решениям или действиям Североатлантического союза в целом.  

Установив, что совместные решения принимаются на основе консенсуса и общего согласия, члены Североатлантического союза смогли гарантировать учет индивидуального опыта и мнений каждой страны и при этом использовать механизмы и процедуры, позволяющие, если требуется, предпринимать быстрые  и решительные совместные действия. Практика обмена информацией и совместных консультаций на текущей основе дает возможность представителям правительств при необходимости провести незамедлительную встречу для согласования общей  политики, и при этом им часто  заранее известно, какие вопросы  вызывают озабоченность их партнеров. В случае необходимости прилагаются  усилия для устранения расхождений, чтобы при совместных действиях можно было опираться на полноценные решения, одобренные правительствами всех государств-членов. Принятые таким путем решения отражают общее намерение всех государств-участников полностью осуществить их. Это также дает дополнительную силу и вес решениям, которые могут быть трудными в политическом плане или предполагают выбор между разными вариантами использования ресурсов.  

Все государства-члены  НАТО полностью участвуют в сотрудничестве на политическом уровне и в равной степени привержены обязательствам по Североатлантическому договору и, не в последнюю очередь, взаимному  обязательству по статье 5, которая  символизирует неделимость их безопасности, а именно — гласит, что нападение  на одно или несколько из них рассматривается  как нападение на них всех.  

Характер развития Североатлантического союза позволяет  государствам-членам занимать внутри него такие позиции, которые обеспечивает учет различий в их требованиях и  политике. Эта гибкость проявляется  по-разному. В некоторых случаях  такие различия могут иметь преимущественно  процедурный характер, и их можно  легко преодолеть.  

У Исландии, например, вообще нет вооруженных сил, поэтому  по ее желанию она может быть представлена в военных структурах НАТО гражданским  лицом. В других случаях различия могут иметь более существенный характер. Например, Франция, будучи одним  из учредителей Североатлантического союза в 1949 году, вышла из его объединенной военной структуры в 1966 году, но осталась полноправным членом его политических структур.  

Различия между  государствами-членами НАТО могут  также возникать в результате их географических, политических, военных  или конституционных особенностей. Например, участие Норвегии и Дании  в развертывании воинских формирований НАТО должно учитывать требования национального  законодательства, которое не позволяет  им в мирное время размещать на своей национальной территории иностранные  войска или ядерное оружие. Или, например, военные командования в объединенной военной структуре НАТО могут  использовать части и подразделения  только тех стран, которые имеют  соответствующее оснащение или  непосредственно заинтересованы в  конкретных задачах, для которых  было создано такое командование.

Консультации с  государствами-партнерами, другими  странами, не входящими в НАТО, и "контактными странами" 

Сотрудничество со странами, не входящими в Североатлантический  союз, является неотъемлемой частью политики НАТО в области безопасности и  играет важнейшую роль в ее повседневной деятельности. Развивая сотрудничество и различные формы партнерства  с не входящими в нее государствами, НАТО не только способствует упрочению  безопасности и стабильности государств-партнеров, но также повышает свою собственную  безопасность. Поэтому партнерство  и сотрудничество — это часть  двустороннего процесса, приносящего  пользу и государствам-партнерам, и  странам НАТО. Это дает каждому  из них возможность обсуждать  вопросы безопасности и вести  сотрудничество в различных областях, помогает преодолевать расхождения  и разрешать возможные разногласия, чреватые нестабильностью и конфликтами.  

Регулярные консультации по актуальным политическим вопросам с государствами-партнерами проводятся в Совете евроатлантического партнерства, с Россией — в рамках Совета Россия-НАТО, с Украиной — в Комиссии НАТО-Украина, с участниками Средиземноморского диалога НАТО — в Группе средиземноморского сотрудничества. НАТО также предложила основу сотрудничества со странами "большого" Ближнего Востока в рамках Стамбульской инициативы о сотрудничестве и ведет работу в консультативном форуме по сотрудничеству с балканскими странами в рамках Инициативы для Юго-Восточной Европы.  

Консультации на этих форумах строятся по принципам, сходным с теми, которые уже  давно лежат в основе консультаций в самом Североатлантическом  союзе. Они проводятся в таком  же духе открытости и сотрудничества. В Части VII подробно описана роль каждой из этих структур и то, как  государства-партнеры и другие страны, не входящие в НАТО, участвуют в  процессе принятия решений по тем  операциям или действиям под  руководством НАТО, в которые они  вносят свой вклад. Наконец, имеются  соответствующие положения, предусматривающие  консультации между НАТО и любым  активным участником Партнерства ради мира в случае, если такое государство-партнер  усматривает прямую угрозу своей  территориальной целостности, политической независимости или безопасности.  

Процесс сотрудничества на национальном уровне подкрепляется  сотрудничеством между НАТО и  рядом других международных организаций, которые играют важную роль в вопросах безопасности. Поэтому НАТО действует  не в изоляции. В дополнение к  задачам, в которых она играет ведущую роль, НАТО выступает в  поддержку других организаций и  дополняет их деятельность, закладывая основу безопасной, устойчивой и мирной международной обстановки, в которой  могут успешно развиваться экономические  системы и преуспевать люди. В  частности, НАТО проводила военные  операции в поддержку принципов  и резолюций ООН. Она работает в тесном сотрудничестве со своими европейскими государствами-членами  над созданием эффективного стратегического  партнерства между Североатлантическим  союзом и Европейским союзом. Кроме  того, Североатлантический союз тесно  взаимодействует по различным направлениям с Организацией по безопасности и  сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Советом  Европы и другими международными и неправительственными организациями. Эти разнообразные отношения  подробно рассматриваются в Части IX справочника.  

Хотя у НАТО нет  официальных институциональных  связей с отдельными странами, не входящими  в описанные выше двусторонние и  многосторонние структуры, роль, которую  играет Североатлантический союз в  обеспечении безопасности современного мира, побуждает многие другие страны стремиться к получению новой  информации о политике и деятельности НАТО, поддерживать с ней контакты и рассматривать возможности  участия в конкретных совместных проектах. Выполнение Североатлантическим  союзом различных оперативных задач  также способствует расширению взаимодействия со странами, вносящими свой вклад  в такие мероприятия.  

В таких случаях, в соответствии с директивой Североатлантического совета, вопросы сотрудничества рассматриваются  на индивидуальной основе. Решения  принимаются с учетом взаимных выгод, потенциальных затрат, степени приоритетности сотрудничества с государствами-партнерами и того, в какой степени другие стороны разделяют те ценности, за которые выступает Североатлантический  союз.  

Контакты и обмены осуществляются также с рядом  стран, выразивших желание установить диалог с Североатлантическим союзом. Их называют "контактные страны". В течение уже ряда лет НАТО участвует в регулярном обмене мнениями на всех уровнях с Японией. Совсем недавно Североатлантический союз также положительно откликнулся  на заинтересованность Китая в поддержании  неофициальных контактов. Кроме  того, развиваются регулярные контакты на всех уровнях с другими странами, например с Новой Зеландией и Австралией. В некоторых случаях этот диалог может дополняться участием стран в конкретной деятельности НАТО или в совместных мероприятиях. Операции под руководством НАТО на Балканах, в Средиземноморье и Афганистане, а также миссия учебной подготовки в Ираке, согласованная в июне 2004 года, служат конкретными примерами практического сотрудничества между Североатлантическим союзом и странами, не входящими в НАТО, а также с государствами, не связанными с ней официальными партнерскими отношениями. Войсковые контингенты для этих операций выделяли следующие страны: Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты и Чили.  Принцип принятия решений на основе консенсуса касается всех дел Альянса, который отображает тот факт, что решения принимают именно страны - члены НАТО и каждая из них принимает участие в процессе принятия решений. Этот принцип действует на всех уровнях Организации.<?xml:namespace prefix = o /> 

Основными институтами  политики и принятие решений в  Альянсе есть Североатлантический  совет, Комитет оборонного планирования и Группа ядерного планирования. Каждый из них сыграет чрезвычайно важную роль в процессах консультаций и  принятие решений, которые являются основой сотрудничества, общего планирования и безопасности стран. 

Информация о работе Принятие решений в НАТО