Проблемы и перспективы альянса Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование экономических и политических интересов, которые привели к формированию союза ГУАМ. В частности изучение вопроса о создании транспортного коридора на юге бывшего СССР, вопроса организации нефтегазового экспорта на внешние рынки из стран ГАУМ. Также необходимо изучить причины заинтересованности Украины в данной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 История возникновения ГУАМ 5
1.1 Предпосылки создания 5
1.2 Этапы становления ГУАМ 6
2 ГУАМ против России 10
3 Транспортный коридор ГУАМ 12
3.1 Одесса - Броды 13
3.2 Проект "Баку-Тбилиси-Карс" 15
3.3 Паромная переправа Керчь - Поти - Батуми 16
3.4 Проект трубопровода Баку - Джейхан 17
4 Интересы Украины в ГУАМ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬЯНСА ГРУЗИИ, УКРАИНЫ, УЗБЕКИСТАНА, АЗЕРБАЙДЖАНА И МОЛДАВИИ.doc

— 421.00 Кб (Скачать документ)

     Маршрут нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан ( далее БТД) общей протяженностью 1773 километров проходит по территории трех стран - Турции (1059 км), Азербайджана (449 км) и Грузии (235 км). Каждый год по нему возможно прокачивать на мировые рынки до 55 млн.  тонн каспийской нефти, т.е. примерно миллион баррелей за день [12].

     Начало  проекту было положено 13 лет тому назад. Некоторое время финансирование программы стояло под вопросом. Предполагалось, что азербайджанской нефти каспийского шельфа недостаточно, для того чтобы сделать проект коммерчески жизнеспособным. На этот фактор особенно указывала Россия. Соединенным Штатам пришлось приложить достаточно стараний, чтобы убедить консорциум нефтяных компаний, занимающийся азербайджанскими нефтяными залежами, в том, что огромные затраты на постройку трубопровода окупятся.

       Тем не менее нестабильная обстановка и рост цен на нефть на Ближнем Востоке серьезно упростили поиски примерно $4 млрд., в которые обошлось строительство Nabucco.

       Каспийская нефть навряд ли может удовлетворить увеличивающиеся потребности всего мира в топливе, тем не менее, для Вашингтона было очень важно ослабить доминирующую позицию РФ в сфере транспортировки энергоресурсов региона

     В Москве экологами был проведен митинг у здания посольства США, выражающий протест нефтяным компаниям Америки, которые транспортируют казахскую нефть через Каспийское море. Митингующие уверены, что транспортировка происходит посредством нарушения ряда международных конвенций. Это грозит Каспийскому морю экологической катастрофой, вследствие чего экологи решили апеллировать к программе Организации Объединённых Наций по окружающей среде.

     Политологи  уверены, что совпадение экокампании с запуском трубопровода БТД неслучайно, ведь его заполнение прямопропорционально зависит от танкерных перевозок казахской нефти. Не странно, что российские власти решили помешать транзиту нефти через Каспий, дискредитировав тем самым идею трубопровода.

     Строительство преследовало две основные цели: обойти по суше самое узкое место транспортного коридора Каспий - Европа — проливы Босфор и Дарданеллы и избавиться от монополии России на транспорт каспийской нефти. Строительство трубопровода БТД началось в 2002 году, первые поставки нефти начались в мае 2006 года. Нефтепровод протяженностью 1767 км обошелся более чем в $4 млрд., его акционеры: BP (32,6%), ГНКАР (Азербайджан, 25%), Chevron (Unocal, 8,9%), Statoil (Норвегия, 8,71%), ТРАО (Турция, 6,53%), ENI (Италия, 5%), TotalFinaElf (Франция, 5%), Itochu (Япония, 3,4%), INPEX (Япония, 2,5%) и Delta Hess (Саудовская Аравия, 2,36%) [13].

     О трубопроводе БТД всегда говорили скорее как о проекте геополитическом, нежели экономическом. В частности, во время его реализации возникали вопросы по поводу проблем с инвесторами, стабильности режимов в Грузии и Азербайджане, опять же вопросы его загрузки.

     Проблемы  БТД сохранились и после его запуска. В первую очередь, актуальной остается проблема о загрузке трубопровода нефтью. Оказалось что для заполнения трубопровода необходимо 10 млн. баррелей нефти в год, а это требует участие в проекте Казахстана. Вопреки ожиданиям соглашение о присоединении к проекту Астаны не был подписан, хотя, по заявлению президента ГHКАР (Государственной Нефтяной Компании Азербайджана) Hатика Алиева, он был согласован на 99% [14]. Присоединение Казахстана  это, скорее, вопрос ближайшего будущего. Хотя одним из препятствий для него является политический факто, т.к. вступление в БТД поведет за собой риск ухудшения взаимоотношений с Москвой. Стало быть, иные потенциальные участники, т.е. Иран и Россия, с точки зрения политики скептически относятся к БТД. Иран в сущности заморозил два южно - каспийских месторождения, добиваясь тем самым 20% шельфа Каспия. Представитель Ирана Мехди Сафари объявил, что Иран против милитаризации Каспия и проведения трубопровода по дну моря, выступив тем самым против одного из способов транспортировки нефти Казахстана к БТД. РФ в сою очередь настаивает на эксплуатации уже действующих трубопроводов Баку - Новороссийск и Баку - Супса, которые также представлены на рисунке 3. Азербайджан будет вынужден снабжать также и их загрузку, что вероятно скажется на проблеме заполнения трубопровода.

     Во-вторых, сохраняется опасность политической дестабилизации в Азербайджане. Нынешний режим оказывается под непрерывным давление оппозиции, что мoжeт спровоцировать политическую дестабилизацию, повышение активности радикальных сил, для которых нефтепровод является блестящей мишенью для диверсий.

     Ввиду вышесказанного сам Азербайджан "заметался" между Западом и Россией. Президент страны Ильхам Алиев, принимая участие в саммите ГУАМ, отметил, что взаимоотношения с Россией носят исключительно стратегический характер. Последнее время появилась опасность ухудшения азербайджано-российских отношений. Москва обсуждает выведение военных баз из Грузии и их частичное перераспределении на территории Армении. Эта новость сразу же вызвала возражения Азербайджана. Сама же Армения уже выразила свое отрицательное отношение к трубопроводу, подчеркнув, что БТД "расстроит баланс сил на Южном Кавказе".

     Третья  проблема заключается в том, что введение в эксплуатацию трубопровода ведет как к экономической свободы Грузии и Азербайджана от России, но и к ускорению их геополитического сплочения с США. Это в свою очередь может повлечь рост противоборства с Западом на постсоветском пространстве. К примеру, в 2005 году  обсуждался вопрос о создании военных баз США в Азербайджане. Специалисты американо-израильского учреждения стратегических прогнозов "Статфор" сообщили о договоренности Вашингтона и Баку в вопросе дислокации в Азербайджане подразделений вооруженных сил Соединенных Штатов. Согласно данным из источника в правительстве Азербайджана, данное решение было общепринято 12 апреля 2005 г. во время визита в Азербайджан министра обороны Соединенных Штатов Дональда Рамсфельда. Следует отметить, что против военной базы Соединенных Штатов в Азербайджане выступает еще и Казахстан, помимо, естественно, России. Возможно, что это стало одним из мотивов заявления официального представителя США о том, что у них нет в планах открытия базы в Азербайджане. Однако, в данном случае возможно преднамеренное употребление терминологических нюансов. А именно, военные объекты могут не иметь статуса базы. Проблема военных баз США актуален и для Грузии, которая в свою очередь не соглашается добавлять в российско-грузинское «соглашение о выводе баз» пункт о табу на пребывание военных баз третьих стран, предлагая ограничиться законом, который впоследствии будет намного проще отменить.

     Возможность экспорта каспийской нефти в обход  РФ имеет не столько экономический, как геополитический подтекст. Для США как страны-покровителя трубопровода, наиболее важным является обеспечение собственного военного присутствия, которое позволило бы закрепить свое влияние в регионе. В свою очередь, для Азербайджана это может обозначать консервацию его режима. Для России и Ирана же, итогом может стать дальнейшее сближение с Арменией.

 

      4 Интересы Украины в ГУАМ

     Присутствие Украины в организации ГУАМ не принесло каких-либо политических и материальных выгод. Одной из основных задач деятельности объединении считается поиск альтернативных источников энергоносителей и путей их доставки в Европу, огибая Россию. Президент Украины был одним из вдохновителей проекта нового, современного газопровода Nabucco. По этому проекту Прикаспийский газ из Туркмении, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана должен поставляться в ЕС [15]. Разумеется, за свои труды Ющенко рассчитывал на то, что данный газопровод пройдет и по территории Украины. Тем самым Киев бы получил возможность получать прибыль от транзита.

     Что же в итоге по сути извлек из этой проекта Киев? Фактически оказалось, что газопровод мало того что не пройдет по территории Украины, но и также консорциум энергетических компаний даже и близко не рассматривает строительство ответвления в сторону Украины. Окончательный маршрут газопровода Nabucco пройдет по Азербайджану в Грузию, затем по дну Черного моря в Турцию и далее через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию. Следовательно, Киев не получит прибыль от  транзита, а также не будет в состоянии приобрести среднеазиатский газ по более низкой цене.

     К тому же, газа для заполнения этой трубы может не оказаться на деле в наличии. Для обеспечения газопровода Nabucco необходимо 30 млрд. куб. м. голубого топлива в год, в то время как Азербайджан сообщил, что в ближайшие шесть лет сможет поставлять только 15 млрд. куб. м газа.

     Вдобавок, в отличие от австрийских, румынских, турецких и венгерских компаний их украинские коллеги не принимают участие в строительстве газопровода. Европейцы, конечно, поблагодарили Виктора Ющенко за его ясную позицию в отношении газопровода, но и только. Слова так и не превратились в материальную пользу для Украины.

     В подобной ситуации у трезвомыслящего человека вполне оправданно возникает вопрос: какие цели преследует Украина в ГУАМ? Какие геополитические или же материальные выгоды ГУАМ принесет Украине? С того времени, как в 1997 году в Вашингтоне было сформирована эта организация, трудно припомнить хотя бы один инцидент, когда это объединение принесло действительную пользу непосредственно Украине, а не ее западным соседям.

     Украина остается слабым звеном коалиции. Ее интересы в приднестровской проблеме противоречат молдавским. Последнее время наблюдается явное обострение взаимоотношений между Кишиневом и Киевом.

     Тем не менее, 24 февраля 2011 Украина передала Молдове председательство в ГУАМ.

     Nabucco - это проект магистрального газопровода, представленный на рисунке 4, протяженностью в 3300 км, идущий Туркмении и Азербайджана в ЕC, в первую очередь в Австрию и Германию. Проектная мощность газопровода равна 26-32 млрд. кубометров газа в гoд. Предположительная стоимость проекта составляет €7,9 млpд. В конце февраля 2011 г. газета Guardian известила, что по личным оценкам компании BP, фактическая цена проекта равна порядка 14 млрд. евро. Такое подорожание связано с повышением цен на сырье, в том числе на железную руду, нужную для выплавки труб [16].

     Подготовка  проекта началась в 2002 году. Планировалось начать строительство в 2011 году, а закончить в 2014 году, но на данный момент сроки окончания проекта передвинулись на 2017 год. К тому моменту начнется коммерческая добыча газа на месторождении Шах - Дениз. Наименование газопровода происходит от названия оперы Джузеппе Верди - «Набукко». 

     Рисунок 4 - Магистральный газопровод Nabucco

     В консорциуме по строительству Nabucco принимают участие такие компании как: OMV Gas GmbH (Австрия), BOTAŞ (Турция), Булгаргаз (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия). RWE AG (Германия)[17].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Наделавшая  в свое время множество политического  шума объединение ГУАМ, уже 4-ый год пребывает в состоянии спячки, которое лишь иногда прерывается извещениями о каких-то формальных рабочих встречах. Организация ГУАМ во многом не оправдала целевые надежды.

     Начнем  с того, что даже в рамках своей  узкой "четверки" ГУАМ за тринадцать с небольшим лет существования так и не смог выйти на более эффективную ступень сотрудничества, разработать взаимовыгодную единую форму поведения и гарантировать выполнение главных задач, которые стоят перед объединением. Первые 8 лет, с 1997 г.  по 2005 г., фактически, ушли на функционально - целевое и структурное оформление, институциональное становление и пропагандистскую раскрутку объединения.

     Пиком настоящей активности ГУАМ, породившем позитивные ожидания у сторонников  организации и нервные опасения у ее недоброжелателей, последовал, по сути, сразу после цветных революций на постсоветском пространстве, а именно с 2005 г. по 2007 г. Собственно в эти три года организация попыталась во всеуслышание заявить о себе на международной арене и на постсоветском пространстве.

     По  истечении восьми лет становления  и официального функционирования, только лишь недолгих три года суетливой  шумной деятельности, а потом объединение  опять вернулось к дежурной форме  активности и уже на протяжении четырех  лет практически выпала из поля зрения. Начиная с 2008 г., не было осуществлено ни одного саммита глав государств организации, а по Уставу же они должны проводиться ежегодно.

     В сущности, организация ГУАМ оказалась  исключительно политическим проектом, который Соединенные Штаты использовали в своих стратегических целях (в том числе,  и против России), а участницы ГУАМ - с целью решения собственных внутренних и региональных противоречий. В целом, ГУАМ был изначально перегружен противоречивыми задачами и целями, а также зависим от геополитической конъюнктуры и, следовательно, не имел больших шансов на успех. Ни в одной своей целевой ипостаси организация не смогла заявить о себе, как о консолидированной интеграционной единице, не сумела оправдать, связанные с ней ожидания. Ни в проблеме интеграции в структуры ЕС и НАТО, ни в военно-политической области, ни в решении внутренних проблем и совместном противодействии угрозам, ни в реализации демократической или энергетической миссии объединение ГУАМ не смогло добиться ощутимых результатов.

Информация о работе Проблемы и перспективы альянса Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии