1.Введение______________________________________
3
2. Образование Содружества Независимых
Государств_ 4
3. Анализ основных проблем СНГ___________________
5
4. Прогноз развития интеграционных процессов
на постсоветском пространстве в рамках
СНГ___________ 9
5.Заключение____________________________________
11
6.Список используемой
литературы__________________12
Вот уже восемь лет
Содружество Независимых Государств остается
объектом пристального внимания. И это
неудивительно, ведь проблемы его становления
и укрепления непосредственно связаны
с широким спектром жизни граждан государств
Содружеств. Не секрет, что с самого начала
зарождения Содружества ему предрекали
скорую и неминуемую кончину. Однако оно
живет, хотя и страдает серьезными недугами.
От того, как будут складываться экономические
взаимоотношения между Странами СНГ, от
того, каковы будут условия их вхождения
в мировое хозяйство, во многом зависят
возможности, методы и перспективы социально-экономических
проблем этих стран, а отчасти и потенциал
мирового хозяйства. Поэтому самого пристального
внимания заслуживает изучение тенденций
развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих
и стимулирующих факторов, намерений и
их реализация, приоритетов и противоречий.
Вместо Общего рынка, открытых границ
и единого таможенного пространства на
пути свободной торговли воздвигнуты
барьеры. Не состоялся Платежный союз,
полная, свободная и взаимная конвертируемость
национальных валют.
Иллюзорными оказались расчеты на сохранение
былой экономической общности. Увеличивается
разрыв между странами СНГ в социальной
сфере.
Сегодня серьезные трудности для углубления
интеграционных процессов в рамках Содружества
возникают из-за разрыва хозяйственных
связей, различий в содержании и темпах
проводимых реформ в странах СНГ, спада
производства, неустойчивости национальных
валют, хронических неплатежей и преимущественно
бартерного характера взаимной торговли.
Ослабление экономических связей внутри
СНГ ведет к переориентации внешнеэкономических
приоритетов государств Содружества на
рынки третьих стран, откуда черпается
большая часть инвестиционных ресурсов,
финансовой помощи и товарного импорта.
Существенные различия в национальном
законодательстве, в национальных хозяйственных
механизмах препятствуют формированию
общего рыночного пространства.
Образование
Содружества Независимых
Государств
СНГ - это объединение
суверенных государств с широкой сферой
совместной деятельности и определенной
организационной структурой. Договорную
основу СНГ составляют Устав и многосторонние
акты (договоры, соглашения, решения и
т.д.), в том числе Соглашение о создание
СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное
между Россией, Белоруссией и Украиной
и Протокол к этому Соглашению (21 декабря
1991 г.), в соответствии с которым в состав
СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан
и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству
присоединилась Грузия. Международные
экономические .
Соглашение о координационных институтах
СНГ от 21 декабря 1991 года была определена
структура Содружества. Высшими органами
СНГ являются Совет глав государств (СГГ)
и Совет глав правительств (СГП), что закреплено
в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года.
В сентябре того же года в Москве был учрежден
Совет министров иностранных дел (СМИД).
Ключевая организационная роль в деле
формирования единого экономического
пространства государств-участников СНГ
отводилась созданному 21 октября 1994 г.
в Москве Межгосударственному экономическому
комитету Экономического союза (МЭК).
На основе подписанных в рамках СНГ документов
были созданы другие органы сотрудничества,
призванные содействовать интеграционному
сотрудничеству стран СНГ.
Самая важная задача, которая была поставлена
перед СНГ - это всестороннее и сбалансированное
экономическое и социальное развитие
государств в рамках общего экономического
пространства, а также межгосударственная
кооперация и всесторонняя интеграция,
оказание взаимной правовой помощи.
Содружество Независимых Государств в
своем нынешнем виде не является ни государством,
ни надгосударственным (наднациональным)
образованием. Оно представляет собой
региональную международную межправительственную
организацию и именно в качестве таковой
обладает всеми признаками субъекта международного
права.
Международная правосубъектность СНГ
существенным образом отличается от правосубъектности
учредивших его суверенных стран. Правосубъектность
Содружества носит вторичный, производный
по отношению к правам и обязанностям
государств характер. При этом признание
за СНГ статуса субъекта международного
права вовсе не обязательно влечет за
собой наделение руководящих органов
Содружества какими-либо наднациональными
функциями. На настоящий момент Содружество
стало неотъемлемым элементом евразийской
политической системы, реальностью, которая
существует независимо от того или иного
субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает
институционально-организационную и,
в определенной степени, нормативно-правовую
общность государств постсоветского пространства.
Очевидно, что Содружество выполняет функции
элементарного структурирования пространства
бывшего СССР.
Анализ
основных проблем
СНГ
8 декабря 2009 года
исполнится 18 лет со дня подписания Соглашения
о создании Содружества независимых государств.
По историческим меркам срок небольшой,
но за этот короткий период в СНГ произошли
радикальные перемены: во всех странах
Содружества заложены основы рыночной
экономики, во многих государствах период
становления рыночных отношений практически
завершен. Это открывает реальные перспективы
для развития интеграции между нашими
странами, поскольку для того, чтобы взаимодействовать
на рыночных принципах, необходим сложившийся
национальный рынок. Интерес стран СНГ
к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству
заметно вырос.
Но процессы интеграции
идут тяжело. Участники экономического
форума в Санкт-Петербурге в 1998 году, отмечали,
например, «…в базисной сфере взаимодействия
- экономической, Содружество не оправдало
многих надежд, которые связывались с
появлением нового интеграционного образования,
что сказалось на других направлениях
многостороннего и двустороннего сотрудничества.»
Вопросы экономической эффективности
взаимодействия стран-участниц СНГ неоднократно
становились предметом обсуждения.
Во многих публикациях авторы отмечают,
что, имея практически одинаковую стартовую
нормативную базу, доставшуюся в наследство
от бывшего СССР, молодые суверены по итогам
нового законотворческого процесса не
воспользовались дарованным им общим
наследием, а, скорее наоборот, постарались
закрепить существенные различия в экономической
политике. Переход к рынку они осуществляли
по различным сценариям и с разной степенью
интенсивности, что отнюдь не способствовало
углублению делового взаимодействия в
рамках СНГ. Более того, в ходе реформ на
экономическом пространстве Содружества
образовались четыре региональных объединения:
Союзное государство Беларуси и России,
Евразийское экономическое сообщество
(Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская
Федерация и Таджикистан), Центральноазиатское
экономическое сообщество (Казахстан,
Киргизия, Узбекистан и Таджикистан) и
ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан
и Молдавия).
Возникшие объединения разные по уровню
и глубине свидетельствуют, во-первых,
о наличии устойчивых интеграционных
намерений у ряда стран Содружества и,
во-вторых, о гибкости, а не аморфности
его механизмов, позволяющих функционировать
различным моделям, объединенным общностью
интересов. Вместе с тем, эти процессы
показывают, что существует опасность
разобщения разных образований, их противопоставления
в ущерб сохранению целостности Содружества.
Между тем, в исследованиях, где глубоко
анализируются проблемы создания единой
валютной зоны стран СНГ, отмечается, что
для стран СНГ более предпочтителен валютный
союз именно с Россией. В пользу этого
говорит характер экономических связей,
торгового оборота и ряд других факторов.
Но ученых беспокоит вялая динамика объемов
товарооборота между российскими регионами
и областями стран Содружества, сократившаяся
после 1991 года в 34 раза. Кардинально поменялись
местами и лидеры торговли. Товарооборот
Украины, составлявший до краха Союза
40%, снизился в 2003 до 14%. Тогда как Беларусь,
занимавшая вторую позицию, сейчас вышла
на «передовую» межрегионального диалога.
Некоторые зарубежные эксперты отмечают
плохой предпринимательский климат, сложившийся
в странах СНГ и объективно создавший
препятствия к эффективной интеграции.
Среди таких факторов называют :
1. Барьеры входа
на рынок, которые тормозят
развитие конкуренции и огранивают
возможность создания новых предприятий
или изменение профиля уже существующих.
Речь идет, в первую очередь, о регистрационном
и лицензионном режимах, хотя серьезные
препятствия могут возникать и от чрезмерного
регулирования в различных других областях,
например, в сфере государственных стандартов,
строительных, экологических, пожарных,
санитарных и многих других нормативов.
2. Налоговая система
и налоговое администрирование.
Самой сложной проблемой является
налоговая администрация. С одной
стороны, она неэффективна в выполнении
своих чисто фискальных функций: об этом
свидетельствуют размеры теневой экономики
и уклонения от уплаты налогов. С другой
стороны, произвольное отношение к налогоплательщику,
у которого нет достаточных средств для
своей правовой и фактической защиты,
считается одним из главных признаков
плохого предпринимательского климата.
3. Таможенная система
и таможенное администрирование.
Их характеризуют те же слабости,
что и налоговую систему и
налоговое администрирование.
4. Правовая система.
Несмотря на достигнутый прогресс и огромные
усилия в области реформирования правовой
системы во многих странах СНГ, особенно
в области гражданского и корпоративного
права, банковского законодательства,
финансовых рынков и т. п., она продолжает
не соответствовать принципам открытой
рыночной экономики и свободного демократического
общества. Ее прозрачность оценивается
гражданами и предпринимателями как недостаточная.
Многие законы и подзаконные акты, особенно
в сферах, косвенно связанных с деловой
активностью (например, административная
система и уголовный кодекс) до сих пор
сохраняют реликты советской системы.
Кроме того, правовые нормы подвергаются
частым изменениям под диктовку интересов
отдельных лобби и бизнес-групп или политической
игры как в законодательных, так и исполнительных
органах.
5. Плохое исполнение
законов.
6. Качество финансового
сектора и финансовых услуг
остается плохим и в этой сфере СНГ отстает
не только от высокоразвитых стран, но
от стран Центральной Европы и Балтии
(есть небольшие исключения, например,
относительно неплохое развитие и качество
финансового сектора в Казахстане). Главная
причина слабости финансового сектора
в странах СНГ тесно связана со слабостью
правовой системы и ее плохим исполнением,
в результате чего невозможно эффективно
защищать права собственности, в том числе
- права кредиторов и вкладчиков.
Несмотря на рост сбережений, объемов
кредитов и других финансовых услуг , банки
стран СНГ не пользуются доверием международного
бизнеса, что является одной из причин
ограниченного притока прямых иностранных
инвестиций в экономику стран СНГ. Плохая
международная репутация во многом имеет
свои корни в событиях конца девяностых
годов. Имеется в виду российский финансовый
и банковский кризис 1998 года, а также банковские
кризисы в других странах СНГ (хотя не
так резкие, как в России) и методы их разрешения.
7. Недоразвитость
и монополизированность инфраструктуры
серьезно повышает издержки и
ограничивает шансы развития
многих отраслей. СНГ не стало
важной частью внутреннего политического
поля государств-участников. Вместе
с тем, это кардинально необходимо,
так как может стать мотором реального
сближения.
Во многих республиках, входивших в состав
Союза ССР, за последнее десятилетие были
приняты законы о гражданстве. Законодательное
урегулирование вопросов гражданства
стало необходимым в связи с принятием
в республиках деклараций о государственном
суверенитете и существенным изменением
их правового статуса. Однако много вопросов,
связанных с миграцией рабочей силы и
адаптацией мигрантов в России, до сих
остаются нерешенными. Для этой сферы
характерны высокий уровень административных
барьеров и коррупции.
Отсюда можно сделать вывод, что низкая
эффективность деятельности СНГ во многом
определяется слабостью институционального
и правового механизма сотрудничества.
В документах Содружества, в отличие от
Евросоюза, отсутствуют четкие цели интеграции,
многие положения соглашений и договоров
носят общий и декларативный характер,
большинство из которых не выполняется.
Органами Содружества не обеспечен контроль
за реализацией договоренностей.
Несмотря на то, что СНГ не оправдало ожиданий
его учредителей как добровольная интеграционная
структура (скорее всего, оно оказалось
неплохим управляющим процессом развода
бывших субъектов советской империи),
оно продолжает существовать в общественном
сознании как отличительная черта постсоветского
пространства, региона, который объединяет
страны с похожими социально- экономическими
и политическими характеристиками, которым
приходится преодолевать на пути своего
развития одно и тоже советское структурное,
институциональное и культурное наследие.
В складывающихся условиях перед странами
Содружества остро встает проблема поиска
своего места в меняющейся конфигурации
современного мира. Предстоит сделать
выбор между двумя альтернативными путями
приобщения к мировому хозяйству: решать
эту задачу практически в одиночку, что
для многих стран Содружества обернется,
скорее всего, поглощением одним из формирующихся
мировых «полюсов», или ускорить создание
собственного интегрированного сообщества,
способного играть самостоятельную роль
в международных делах.