Прогноз
развития интеграционных
процессов на постсоветском
пространстве в рамках
СНГ
Можно сказать, что
на постсоветском пространстве в
настоящее время выстроена многоуровневая
система интеграции по степени близости
тех или иных стран. Самая большая
из них - это СНГ, союз 10 независимых государств.
Однако, сложность и противоречивость
развития СНГ требует внимательного и
всестороннего анализа пройденного пути.
От объективной оценки неудач первых лет
интеграции и накопленного позитивного
опыта, правильного выбора дальнейшей
стратегии хозяйственного и политического
развития стран Содружества будет зависеть
их экономическое положение и роль на
мировой арене в будущем. Если не будут
внесены серьезные коррективы, то в условиях
накопления существующих в настоящее
время между странами СНГ негативных моментов
и противоречий, Содружество может расколоться
на ряд конкурирующих субрегиональных
блоков, а страны, входящие в них, - стать
сырьевыми придатками промышленно развитых
держав.
Возможность реализации такой перспективы
непосредственно связана с особенностями
развития мировой экономики на пороге
XXI века, опытом хозяйственной интеграции
в Западной Европе и в других регионах
мира. Межгосударственная экономическая
интеграция, создание и развитие все новых
региональных образований - неотъемлемая
черта современных мирохозяйственных
связей, составная часть процессов их
глобализации и регионализации.
Источником многих проблем являются слабые,
«недореформированные» государственные
структуры, унаследованные от советского
прошлого. Но их слабость не означает,
что у государства не хватает властных
полномочий в отношении граждан и экономических
субъектов. Наоборот, их слишком много.
Продолжая советскую практику, государственные
органы в странах СНГ пытаются вмешиваться
в детали деловой активности предприятий
и повседневной жизни своих граждан. Именно
паразитическое поведение государственных
органов является главной причиной плохого
предпринимательского климата и низкой
инвестиционной активности в странах
СНГ.
Политическая неорганизованность
среднего класса и слабость институтов
гражданского общества препятствует эффективной
борьбе с этими отрицательными явлениями.
Если малый и средний бизнес остается
в своей массе беззащитным, крупные предприниматели
пробуют входить в симбиоз с политикой
и государственным аппаратом.
В таких условиях развитие и укрепление
интеграционных процессов на постсоветском
пространстве не может проходить динамично
и тем более порождать конкурентоспособные
стратегии, реализовывать перспективные
взаимовыгодные инвестиционные проекты.
Партнеры не уверены друг в друге и стараются,
поддерживая связи с Россией, параллельно
и порой более активно налаживать взаимодействие
с США, ЕС и другими странами, создавать
новые межгосударственные образования.
Необходима разработка программ согласованных
мер, учитывающих новые реалии сложных
процессов, происходящих в переходных
экономиках стран СНГ, с их одновременной
интеграцией в систему мирохозяйственных
связей, а также между собой в субрегиональные
союзы. Выполнение таких мер будет зависеть
от того, в какой мере будут учтены и согласованы
интересы партнеров по Содружеству.
В настоящее время наиболее устойчивые
тенденции укрепления сотрудничества
наблюдаются лишь в сфере коллективной
безопасности, поскольку территориальная
целостность и внутренняя стабильность
волнует лидеров постсоветских республик
ничуть не меньше экономического благополучия.
Полагаем, что СНГ как межгосударственная
структура еще имеет потенциал развития,
хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную
трансформацию в новые образования. В
ближайшее десятилетие произойдет окончательное
определение бывших союзных республик
в выборе своих стратегических партнеров.
Часть из них уже сделала свой выбор в
пользу России (Белоруссия, Казахстан,
Таджикистан, Киргизия). Не исключено более
тесное взаимодействие с Арменией, Украиной
и Узбекистаном. Относительно Азербайджана,
Молдовы, Туркменистана в настоящее время
трудно сказать что-то определенное.
Образование Содружества
Независимых Государств стало значимым
событием последней четверти ХХ века.
Прежде всего СНГ выполнило важнейшую
историческую задачу становления суверенных
независимых государств после распада
СССР. В рамках СНГ новые государства впервые
почувствовали себя самостоятельными
в системе международных отношений.
В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный
сценарий «или интеграция, или дезинтеграция».
Процессы, происходящие в Содружестве,
имеют более сложный характер. Отношения
на постсоветском пространстве становятся
полноценными международными отношениями.
Это свидетельствует о том, что оно оформляется
в международный регион. СНГ при этом является
фактором изначального структурирования
пространства, и эта его роль пока еще
не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность
экономического развития, страны Содружество
смогли сформировать институты и механизмы
межгосударственного взаимодействия,
создать основы рыночного хозяйства, преодолеть
негативные тенденции 90-х годов. К сожалению,
СНГ, как многосторонняя организация и
система коллективных договоров, оказалась
по многим направлениям неэффективной
структурой. Серьезным просчетом в деятельности
СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное
увлечение интеграцией на межгосударственном
и межотраслевом уровнях без должного
внимания развитию объединительных связей
на микроуровне. Предпринимательские
и банковские структуры, являющиеся в
рыночных условиях главными экономическими
операторами, слабо вовлечены в интеграционную
деятельность. Не созданы экономические
и правовые условия, которые обеспечили
бы их заинтересованность в работе на
рынках друг друга. Не отработан механизм
государственной поддержки такой деятельности,
включая предоставление льготных кредитов
и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Дальнейшая судьба СНГ будет решаться,
в первую очередь, внутри стран Содружества
и зависеть от силы институтов гражданского
общества, среднего класса и от приверженности
общества в целом демократическим принципам.
Результат этой борьбы определит не только
степень гражданских свобод и демократизации,
но и шансы на улучшение предпринимательского
климата, которые во многом будут зависеть
от влияния политического фактора.
1.
Мировая экономика и международные экономические
отношения : учебник/ под ред. проф.
А. С. Булатова, проф. Н. Н. Ливенцева. —
М.: Магистр, 2008. — 654 с.
2.Мировая экономика:
учебник для студентов вузов, обучающихся
по экономическим специальностям и направлениям
/ В,К, Ломакин. — 3-е изд., перераб. и доп.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. - 671 с. (Серия «Золотой
фонд российских учебников»).
3. Н.Шумский «Проблемы
и перспективы развития СНГ»
Вопросы
экономики №12 – 2008год
4. Б. Плышевский «Производство
ВВП в СНГ»
Экономист
№6 – 2007год
5. http://window.edu.ru
6.Зиядуллаев Н.
СНГ: опыт и итоги десятилетия
// Свободная мысль - XXI. - 2002.
- N 4. - С.49-62
7. http://www.iet.ru
8. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ СНГ.
К итогам московского саммита глав государств
Содружества от 25 января 2000 года. Шухрат СУЛТАНОВ