Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:51, реферат
Цель данной работы – исследование проблем во взаимоотношениях России и Украины в последнее десятилетие двадцатого века. Работа включает в себя 4 раздела, первый из которых посвящен Российско-Украинским взаимоотношениям, в целом, второй раскрывает проблемы Крымского полуострова и плавно перетекает в третий, где речь идет о статусе города Севастополь. Четвертый же освещает вопрос по проблеме раздела Черноморского флота.
Введение.
Россия и Украина являются крупнейшими
государствами не только Европы, но
и всего мира. Они занимают значительную
совокупную территорию, на которой
проживает свыше 200 млн. человек. Оба
государства обладают весомым хозяйственным
и военным потенциалом. Не случайно
Россия и Украина играют заглавную роль
в экономической и политической жизни
на постсоветском пространстве. Вполне
понятно, что от характера взаимоотношений
этих двух государств во многом зависит
стабильность ситуации в Центральной
и
Восточной Европе.
Отдельное
изучение отношений России и Украины
в последние десятилетие
XX века представляется актуальным с точки
зрения построение на их опыте дальнейшей
схемы отношений между двумя государствами.
Особый характер отношений России и Украины определяется также тем, что экономики двух стран теснейшим образом переплетены. Разрыв хозяйственных связей России и Украины сказался самым отрицательным образом на состоянии экономики каждого из этих государств, а в конечном счете и на жизненном уровне их граждан.
Говоря
о российско-украинских отношениях,
нельзя не упомянуть о глубочайших
духовных и культурных связях народов
наших стран. Оба наши народа вышли
из одного «исторического дома» - Киевской
Руси, на протяжении столетий они делали
общую судьбу. Все эти фундаментальные
факторы диктовали необходимость максимально
ответственного, дальновидного подхода
к строительству отношений между Россией
и Украиной. С первых дней создания
СНГ Россия поставила перед собой стратегическую
цель – развивать всестороннее взаимовыгодное
сотрудничество с Украиной, поддерживать
дружественные отношения с близким славянским
народом этой страны. Но на этом этапе
наше правительство столкнулось с непониманием
украинской стороны, ее незаинтересованности
и, в какой-то степени, агрессии в нашем
направлении. Первые годы после провозглашения
независимости Украины характеризовались
политикой демонстративно дистанцированных
отношений с
Россией, причем не смотря на роковую экономическую
зависимость от нее.
Российская политика и общественность
реагировали на это с раздражением и вербальной
агрессивностью. С момента распада СССР,
в котором Украина играла одну из главных
ролей, самыми сложными в российско-украинских
отношениях стали проблемы вокруг Крыма,
Севастополя и Черноморского флота.
При этом в последнее время все острее
ставилась проблема статуса города- героя
Севастополя, напрямую связанная с разделом
ЧФ.
Сегодня
стало совершенно очевидным, что
внешнеполитическая обстановка, в которой
находиться Украина после обретения
независимости, сложилась не в итоге поиска
тщательно взвешенной стратегии развития,
а скорее в результате попыток практической
реализации популярных политико-экономических
мифов, созданных в атмосфере всеобщей
эйфории национального освобождения.
В соответствии с декларациями Украины
о геополитическом значении южного морского
фасада она стремиться к сотрудничеству
в Черноморском бассейне, в частности,
к оживлению своих отношений с Турцией.
Также для Украины большое значение имеет
перспектива создания альянса с Грузией,
Азербайджаном и
Молдовой: он сулит определенные возможности
разнообразить ее источники снабжения
энергоносителями – за счет импорта из
Азербайджана и доходов от их транзита
через украинскую территорию. Как видно,
Украина не рассчитывает на помощь, и тем
более на сотрудничество с Россией. Все
ее интересы направлены исключительно
на Запад.
Именно
из-за потенциальной угрозы со стороны
России, по мнению многих украинских идеологов,
Украине необходимо как можно
быстрее заменить
«прозрачные» границы с Россией на настоящие
государственные. Усиливать армию, национальную
гвардию, службу национальной «безпеки»,
начать реализацию программы переподготовки
офицерских кадров всех силовых структур
и вообще пересмотреть кадровую политику
государства (т.е. изгнать из государственных
органов всех русских). Тем самым вина
за состояние российско-украинских отношений
заведомо возлагается на одну Россию,
а политические конфликты объясняются
«происками Москвы». После многолетнего
вялого и нерезультативного диалога Кучма
- Ельцин объективно накопилось много
проблем.
Цель
данной работы – исследование проблем
во взаимоотношениях России и
Украины в последнее десятилетие двадцатого
века. Работа включает в себя 4 раздела,
первый из которых посвящен Российско-Украинским
взаимоотношениям, в целом, второй раскрывает
проблемы Крымского полуострова и плавно
перетекает в третий, где речь идет о статусе
города Севастополь. Четвертый же освещает
вопрос по проблеме раздела Черноморского
флота.
В процессе работы нами поставлены и достаточно полны раскрыты следующие задачи:
(
Изучение литературы по общей
ситуации в России и Украине
с точки зрения
(
Изучение современной
( Сравнительный анализ различных точек зрения на вышеизложенные вопросы.
Хронологические рамки исследования определены, как уже говорилось, последним десятилетием XX века.
В работе мы используем ме
"Газовый конфликт и ее влияние на политические отношения РФ и Украины"
После распада Союза Советских Социалистических Республик Украина, через территорию которой проходил крупный газопровод в Европу, оказалась в двойственном положении: с одной стороны независимое государство, с другой — братская страна на постсоветском пространстве. Отсюда у Украины сохранились исторические льготы на покупку и транзит природного газа.
Однако реалии рыночной экономики брали свое. Первый российско-украинский газовый конфликт разразился 20 февраля 1993 года, когда глава Газпрома Рэм Вяхирев пообещал прекратить поставки газа на Украину в связи с задолженностью по оплате. Конфликт был быстро улажен и отключения не состоялось[1]. Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа. До 1998 года «Газпром» поставлял на Украину газ в оплату за транзит («бесплатный» газ) и так называемый экспортный газ, за который предполагалась оплата. Система одновременных поставок «платного» и «бесплатного» газа создавала массу возможностей для злоупотреблений. Уровень платежей не превышал 38%.
С 1998 года «Газпром» стал поставлять на Украину только газ в оплату за транзит, а экспортом «платного» газа занялась «Итера», которую позже сменили «Eural Trans Gas» и «РосУкрЭнерго». Разделение потоков «платного» и «бесплатного» газа сразу обнажило проблему несанкционированных отборов, которые раньше были скрыты в объемах «бесплатного» газа. Интересно, что от разделения потоков выиграли и «Газпром», и «Итера». У «Газпрома» отпала необходимость получения по счетам от ненадежного импортера и появились дополнительные доходы от продажи услуг по транспортировке газа. «Итера» сняла сливки с украинского рынка, продавая газ только платежеспособным покупателям. Неплатежи стали проблемой украинской газовой компании.
«Газпром» постоянно снижал объемы газа в оплату за транзит от 30 млрд. куб. м в конце 1990-х годов до 26 млрд. в 2004 г. и 21 млрд. в 2005 г. Конкретные объемы были предметом соглашений между газовыми монополиями России и Украины. Цены и тарифы на транзит носили формальный характер и определялись в большей мере налоговыми соображениями сторон. С 1998 г. применялись цена в $50/тыс. куб. м и тариф в $1.0937/тыс. куб. м на 100 км. При этих показателях расходы «Газпрома» на транзит примерно равнялись расходам украинской стороны на закупку оговоренного объема газа. Денежных отношений между сторонами не было, и они возникли только в 2004 г., когда «Газпром» начал продавать дополнительно 6 млрд. куб. м по $80 для компенсации реэкспорта газа, проводимого компанией «РосУкрЭнерго». Причины этого реэкспорта и увода части прибыли «Газпрома» в Швейцарию не совсем понятны. Отметим только, что без реэкспорта не было бы необходимости поставлять на Украину дополнительный газ. Мы надеемся, что реэкспорт будет ликвидирован, и поэтому не учитываем эти 6 млрд. в дальнейших рассуждениях. Со своей стороны, кампании-неплательщики ссылались на решение украинских властей о введении двухпроцентного таможенного сбора за газ, который не был заложен в бюджет кампаний. При этом, оптимизацию системы управления экономикой руководство Украины, как правило, подменяет серийным ведением бартерных сделок. Например, в 1999 году Киевский судостроительный-судоремонтный завод спустил на воду сухогрузный теплоход типа «река-море» стоимостью около 7 млн. долл., который должен был быть переданным «Газпрому» в счет погашения долга Украины за ранее поставленный газ. (Строительство этого судна финансировал «Нефтегаз» Украины).
2004
Следующий виток противостояния был связан с Оранжевой революцией в Украине в 2004 году, которая обозначила проевропейский вектор украинской внешней политики. В России эти перемены были встречены очень холодно. Стало ясно, что времена «льгот» (цена в 50$/тыс. м³) для бывшей братской республики закончилось. К тому же обе стороны как будто искали конфликта.
2. Переговоры 2005 год.
И в
марте 2005 года вновь назначенный
председатель ГАК «Нафтогаз Украины»
Алексей Ивченко предложил «
3. Новый конфликт 2006 год
В феврале в газовой войне
Украины и России неожиданно
открылся туркменский фронт.
После 2000 года поставки газа в оплату
за транзит были определены в объеме 26
млрд. куб. м в год по цене $50 за тыс. куб.
м. Транзитный тариф был установлен в размере
$1.0937/тыс. куб. м на 100 км. На брифинге 7 июня
2005 г. заместитель Председателя Правления
ОАО «Газпром» А.Н. Рязанов сказал следующее:
"Да, цена действительно невысокая.
Но при этом я считаю, что это очень выгодная
для нас сделка, когда цена транзита по
Украине составляет 1,09 доллара и поэтому
цена газа – 50 долларов." (http://www.gazprom.ru/
2008 год
А в конце 2008 года начался новый виток газового конфликта. В результате которого с 1 января прекратилась подача газа для Украины, а с 5 января уменьшилась подача для европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. После достижения договорённостей о ценах и подписания 19 января в Москве соответствующих контрактов, 20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Положительным итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников.
2009 год.
В августе 2009 года газовый конфликт между Россией и Украиной приобрел новый оборот. 10 августа 2009 года вице-премьер Российской Федерации Игорь Сечин заявил, что Россия не намерена выдавать кредит Украине на закупку российского газа. В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1.7 миллиарда долларов.[19]
4. Оценка достигнух результатоы.
Увеличивая цену на газ, поставляемый на Украину, «Газпром» по сути увеличивает свои расходы на транзит. В свою очередь, Украина сможет повысить транзитный тариф до уровня, который позволит ей покупать то же самое количество газа, что и при бартере. В результате «Газпром» останется без прибыли и со значительно более высокими налогами.
У проблемы есть и положительная для «Газпрома» сторона. Украинский транзитный тариф напрямую связан с тарифом, который берет «Газпром» за прокачку туркменского газа на Украину. Таким образом повышение украинского транзитного тарифа также увеличивает транзитную выручку «Газпрома».
В Таблице 1 приводится оценка последствий повышения цены на газ для Украины. Для сопоставимости результатов мы использовали объемы транзита газа и показатели товарно-транспортной работы по транзиту газа за 2004 г.
Таблица 1: Эффект от повышения цены до $120 и $160 за тыс. куб. м
Показатели «Газпрома» |
Единица |
$50 |
$120 |
$160 |
Выручка от продажи газа: |
||||
Объем газа |
млрд. куб. м |
26 |
26 |
26 |
Стоимость газа |
миллионов долл. |
1300 |
3120 |
4160 |
Денежные средства в оплату за транзит |
миллионов долл. |
250 |
3120 |
4160 |
Стоимость транзита |
миллионов долл. |
1550 |
3120 |
4160 |
Товарно-транспортная работа |
тыс. млрд.куб.м * км |
142 |
142 |
142 |
Украинский транзитный тариф |
долл./тыс.куб.м/100км |
1.09 |
2.20 |
2.94 |
Экспортная пошлина «Газпрома» |
миллионов долл. |
390 |
936 |
1248 |
Изменение от уровня 2005 г. |
миллионов долл. |
- |
-546 |
-858 |
Выручка от транзита: |
||||
Объем транзита из Туркменистана |
млрд. куб. м |
34 |
34 |
34 |
Транзитный тариф «Газпрома» |
долл./тыс.куб.м/100км |
1.09 |
2.20 |
2.94 |
Брутто выручка от транзита |
миллионов долл. |
312 |
629 |
838 |
Изменение от уровня 2005 г. |
миллионов долл. |
- |
316 |
526 |
Всего изменение от уровня 2005 г.: |
миллионов долл. |
- |
-230 |
-332 |