Проблемы взаимоотношений России и Украины в последнее десятилетие двадцатого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:51, реферат

Описание

Цель данной работы – исследование проблем во взаимоотношениях России и Украины в последнее десятилетие двадцатого века. Работа включает в себя 4 раздела, первый из которых посвящен Российско-Украинским взаимоотношениям, в целом, второй раскрывает проблемы Крымского полуострова и плавно перетекает в третий, где речь идет о статусе города Севастополь. Четвертый же освещает вопрос по проблеме раздела Черноморского флота.

Работа состоит из  1 файл

Газовый конфликт и ее влияние на политические отношения РФ и Украины.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

По сравнению с действующей  ценой $50 за тыс. куб. м, увеличение ее до $120 за тыс. куб. м добавит «Газпрому» $316 миллионов выручки за транзит  туркменского газа, но при этом увеличит выплаты экспортных пошлин на $546 миллионов. В итоге «Газпром» потеряет $230 миллионов в год. При увеличении цены до $160 за тыс. куб. м убытки возрастут до $332 миллионов в год.

Напомним, что по нашим  расчетам действующая цена $50 за тыс. куб. м - ниже себестоимости российского газа, доставленного на украинскую границу. Таким образом «Газпром» нарушает Налоговый кодекс РФ уже больше года.

Суммируя вышесказанное, мы оцениваем экономические последствия  для российской стороны следующим  образом:

  • Государство выиграет как сборщик налогов и проиграет как акционер «Газпрома».
  • Все остальные акционеры «Газпрома» просто проиграют.

 Итогом этого этапа  газовой войны стало осознание  Европой своей газовой зависимости  от России, а также попытки  её преодоления. Так появились  планы по строительству новых терминалов и газопроводов, которые бы связали континентальную Европу с газовыми месторождениями в Норвегии Северной Африке и Средней Азии (Nabucco) в обход России. По мнению газеты «Таймс» газовый конфликт 2005—2006 года понизил рейтинг России, поскольку вина за его развязывание была возложена на Владимира Путина.

Европейская реакция.

А тем временем Еврокомиссия  и международные финансовые организации требует от Украины начать газовую реформу. Отечественные же эксперты считают, что их требования к Украине выглядят неподъемными. Во-первых, необходимо реформировать законодательство страны как в газовой, так и в бюджетной сферах. Во-вторых, правительство должно увеличить цены на газ для бытовых потребителей, которые до сих пор были льготными. В-третьих, от украинских властей требуют сделать абсолютно прозрачным процесс расходования средств «Нафтогазом». Выполнить все этих условия почти невозможно в силу политического противостояния на Украине, которое только усиливается по мере приближения президентских выборов. Сейчас  обсуждения проблемы расчетов за российский газ немного поутихли, но по мере приближения очередного платежа ситуация будет обостряться. Денег у «Нафтогаза» нет. За ним тянется шлейф неплатежей, с которым концерн ничего не может поделать: газ он летом почти не продает, но обязан импортировать значительный объем, чтобы наполнить хранилища к отопительному сезону. Реформа отечественной системы теплоснабжения необходима, но может повлечь за собой двукратный рост тарифов на отопление и горячую воду для населения, предупреждают эксперты. Ситуация еще осложняется тем, что  Европейские банки – потенциальные кредиторы НАК Нафтогаз Украины – требуют, чтобы цены на газ в стране не дотировались из госбюджета. А из госбюджета сейчас дотируется разница между ценой покупки газа теплокоммунэнерго (ТКЭ) у Нафтогаза (1176 грн или около $153,7 за тысячу кубометров) и ценой закупки монополией топлива у России (среднегодовая цена – $228 за тысячу кубометров). По мнению аналитика ИК Dragon Capital Елены Белан, рост тарифов на горячую воду и отопление для населения существенно ускорит инфляцию, так как тепловая энергия составляет значительную долю в коммунальных платежах.

Итогом первого этапа  газовой войны стало осознание  Европой своей газовой зависимости  от России, а также попытки её преодоления. Так появились планы по строительству новых терминалов и газопроводов, которые бы связали континентальную Европу с газовыми месторождениями в Норвегии[20], Северной Африке[21] и Средней Азии (Nabucco) в обход России.

По мнению газеты «Times»  газовый кофликт 2005—2006 года понизил рейтинг России, поскольку вина за его развязывание была возложена на Владимира Путина[22].

Подведем итоги. До настоящего времени «Газпром» не получал от Украины денег. Экспортом «платного» газа на Украину занимается Туркменистан при посредничестве «РосУкрЭнерго».  

Теперь «Газпром» собирается повысить цену на газ. Выгоды от такого шага весьма сомнительны, зато убытки очевидны. 

Если «Газпром» планирует  продать Украине по высокой цене те же самые 21 млрд. куб. м и оплатить транзит только частью выручки, то руководство  ОАО ждет разочарование. НАК «Нафтогаз Украины» в ответ может не только увеличить транзитный тариф, но и ввести «европейский» тариф на хранение газа в подземных газохранилищах (ПХГ). По соглашению о льготных условиях транзита, достигнутому прежним руководством «Газпрома»,  российская монополия формально не использует украинские ПХГ и соответственно не платит за закачку и отбор газа. На практике именно украинские ПХГ обеспечивают сезонную неравномерность поставок российского газа в Европу. Разница между летними и зимними экспортными потоками составляет около 100 млн. куб. м в сутки, в то время как подача газа на Украину зимой и летом остается примерно на одном уровне (см. график). Резервирование мощностей ПХГ «Газпрому» необходимо больше, чем Украине, поэтому и платить при изменении условий транзита придется российской стороне. Резервирование мощностей ПХГ сроком на год в Европе стоит из расчета 100-150 евро за один кубометр в час (за один кубометр, а не за тысячу). 

Если «Газпром» собирается продавать на Украину больше газа, то ему придется потеснить Туркменистан. Хотя, соглашение с Туркменистаном от 29 декабря 2005 г. и показывает, что дело движется в этом направлении, но на наш взгляд в этой сделке что-то не так. «Газпром» договорился купить в первом квартале 2006 г. 15 млрд. куб. м туркменского газа, что не оставляет в среднеазиатских газопроводах места для поставок газа на Украину, как впрочем и для поставок в Россию газа из Узбекистана и Казахстана (исключая Карачаганак).

Более того, простой анализ газового баланса Туркменистана позволяет сделать вывод, что новое соглашение - это блеф. В январе-марте 2006 г. Туркменистан может добывать примерно 6.0 млрд. куб. м в месяц, из которых по меньшей мере 1.5 млрд. будут ежемесячно потребляться внутри страны. Еще 0.5 млрд. куб. м в месяц должны экспортироваться в Иран. Получается, что у Туркменистана нет 15 млрд. куб. м газа для поставки «Газпрому» в I квартале 2006 г.

Туркменбаши не настолько прост, чтобы  согласиться на то, чтобы «Газпром» покупал туркменский газа по $85-$90 на российской границе (или $65 на туркменской) и перепродавал его по $230 Украине. 

Таблица 1. Сравнение доходов  и расходов «Газпрома»

 

 Единица 

$60/тыс.м3 

$230/тыс.м3 

Оплата транзита:

     

 Объем газа в оплату за транзит

 млрд.куб.м 

26

26

 Украинский  транзитный тариф 

 долл./тыс.куб.м/100км 

1.09

3.00

 Тариф за  резервирование ПХГ 

 долл./куб.м/час 

-  

150.00

Оплата транзита газом

млрд. долл.

(1.6)

-  

Выручка от продажи газа

млрд. долл.

1.6

6.0

 Оплата транзита  денежными средствами 

 млрд. долл.

-  

(4.3)

 Плата за  резервирование ПХГ 

 млрд. долл.

-  

(2.1)

 Всего оплата  денежными средствами:

 млрд. долл.

-  

(6.4)

 Экспортная  пошлина - 30%

 млрд. долл.

(0.5)

(1.8)

 Всего расходы  "Газпрома":

 млрд. долл.

(0.5)

(2.2)

Выручка от транзита:

     

 Объем транзита  из Туркменистана 

 млрд.куб.м 

34

-  

 Транзитный  тариф "Газпрома"

 долл./тыс.куб.м/100км 

1.09

3.00

 Выручка  от транзита:

 млрд. долл.

0.3

-  

Перепродажа туркменского газа:

     

 Объем газа 

 млрд.куб.м 

-  

34

 Стоимость  на границе РФ 

 долл./тыс.куб.м 

64

90

 Импортная  пошлина - 5%

 долл./тыс.куб.м 

-  

5

 Затраты  "Газпрома" на границе РФ 

 млрд. долл.

-  

(3.2)

 Брутто выручка  от перепродажи 

 млрд. долл.

-  

7.8

Доля Туркменистана в прибыли - 25%

млрд. долл.

-  

(1.2)

 Экспортная  пошлина - 30%

 млрд. долл.

-  

(2.3)

 Чистая выручка  от перепродажи: 

 млрд. долл.

-  

1.1

 Общий  результат "Газпрома"

 млрд. долл.

(0.2)

(1.1)


Мы рекомендуем подождать до опубликования туркменской версии соглашения. Отметим, что даже при  таком выгодном варианте «Газпром»  все равно останется с большими суммарными убытками по сравнению с  прежними условиями транзита (см. Таблицу 1). Потери вырастут еще больше, если Туркменистан получит справедливую долю от разницы в цене, и если Украина доведет тариф на резервирование ПХГ до «европейского» уровня, а транзитный тариф - до уровня Болгарии или Австрии. Кроме того, «Газпрому» придется запретить поставки на Украину газа независимых российских производителей, поскольку они могут предложить цену значительно ниже $230.

Получается, что в лучшем случае «Газпром» будет поставлять на Украину 60 млрд. куб. м и направлять большую часть выручки на оплату транзита и ПХГ. Расходы на украинский транзит при этом резко возрастут, а прибыль от экспорта газа в Европу уменьшится. Отметим, что экспортные пошлины «Газпрома», составляющие 30% от продажной цены, при цене в $230 увеличатся на 3.6 миллиардов долларов в год. При самом благоприятном варианте «Газпром» теряет около миллиарда долларов в год.

При этом возможности адекватного ответа Украины не ограничиваются мерами, указанными выше. С точки зрения украинских потребителей, у НАК «Нафтогаз Украины» будет 60 млрд. куб. м газа, за который в сумме заплачено 7.4 млрд. долларов, что повысит среднюю цену газа на Украине до $124 за тысячу куб. м. Самый благоприятный вариант для «Газпрома» означает самый неблагоприятный для Украины, так что средняя цена может быть и ниже.

Особо отметим, что увязывание вопросов газового транзита в один пакет с другими политическими проблемам на наш взгляд неуместно.  

Казалось бы, что от повышения цен должно выиграть российское государство. Действительно, сбор налогов увеличится, правда не на всю сумму дополнительных экспортных пошлин. Государство получит меньше налогов на прибыль «Газпрома», так как эта прибыль уменьшится. Стоимость дополнительных налогов можно оценить по методу net present value. 

Вместе с тем государство потеряет как акционер «Газпрома». На фоне растущих экспортных цен капитализация ОАО будет не такой высокой, какой могла бы быть при других условиях украинского транзита. Эти потери в стоимости акций «Газпрома» тоже можно оценить по методу net present value. По нашим предварительным расчетам (до заключения сделки с Туркменистаном) государство, в общем, проигрывает при цене ниже $220, а при более высокой цене доход от дополнительных налогов перекрывает потери от снижения капитализации «Газпрома». В наших расчетах не учитывались возможные дополнительные меры Украины и эффект от вероятного повышения цен на газ из Узбекистана и Казахстана, при учете которых безубыточная для государства цена будет выше. Отметим, что соглашение с Туркменистаном (в случае его выполнения) увеличивает выигрыш государства за счет многократного повышения сбора экспортных пошлин.

В отличие от государства, на долю миноритарных акционеров «Газпрома» от повышения цены на газ для Украины  выпадут одни убытки. Скорее всего, эти убытки останутся незамеченными на фоне повышения прибылей от роста экспортных цен на газ, но в целом они негативно отразятся на капитализации ОАО. Однако акционеры могут оценить действия государства как сигнал о том, что основной целью «Газпрома» становится не получение прибыли, а максимизация налогов и проведение внешнеполитической линии руководства страны.

Газовые конфликты между  Россией и Украиной — серия экономических конфликтов между российской компанией «Газпром» и украинской компанией «Нафтогаз», начавшаяся в 2005 году по поводу условий поставок природного газа на Украину, а также транзита газа европейским потребителям.

Ещё в июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: "Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт «размывание» этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников".

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый  ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «… политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭС и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

Как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 цены на поставляемый природный газ превратились для российского руководства в действенный инструмент поощрения и наказания постсоветских государств в зависимости от их политики в отношении России.

  • В марте 2005 было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд. куб. м газа по 46,68 долл. США за 1 тыс. куб. м (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Тем не менее в марте 2006 года, сразу же после президентских выборов в Белоруссии, руководство «Газпрома» объявило о намерении повысить цену на газ для этой страны до европейского уровня.
  • В июле 2005 было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 долл. В 2005 году цена 1 тыс. куб. м газа составляла 92-94 долл. для Латвии (поставлено 1,3 млрд. куб. м), 85 долл. — для Литвы (3,56 млрд. куб. м), 90 долл. — для Эстонии (0,73 млрд. куб. м).
  • В сентябре 2005 было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии с 62,5 до 110 долл. В 2005 году Грузия получила около 1,45 млрд. куб. м.
  • В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 долл. (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд. куб. м по 54 долл.). Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
  • В ноябре 2005 было объявлено об увеличении цен для Молдавии до 150—160 долл. В 2005 году «Газпром» поставил Молдавии 3 млрд. куб. м газа по 80 долл. за 1 тыс. куб. м. В январе 2006 была достигнута договорённость о поставке газа в течение I квартала по цене 110 долл.
  • В декабре «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. По сообщениям СМИ, «Газпром» настаивает на цене 140—160 долл. за 1 тыс. куб. м (в 2005 году в республику поставлено 4,5 млрд. куб. м по 60 долл.).
  • И наконец, в отношении цен на газ на 2006 для Украины Россия ещё в начале июня 2005 года потребовала с 1 января 2006 повысить цену с нынешних 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, когда переговоры не привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. По заявлению руководства «Газпрома», в отношении Украины было принято решение устанавливать цену на газ на основании «европейской рыночной формулы», которая бы учитывала цены на альтернативные виды топлива.

Информация о работе Проблемы взаимоотношений России и Украины в последнее десятилетие двадцатого века