Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа
В современной мировой экономике, в эпоху активного международного товарообмена, в условиях обострения конкуренции и связанных с ней торговых конфликтов между ее субъектами, все чаще проявляется потребность в диверсификации средств регулирования внешней торговли. Практика развитых стран способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе за счет снижения таможенных пошлин и применения нетарифных ограничений при проведении экспортно-импортных операций. Системный кризис, охвативший мировое хозяйство в конце текущего десятилетия усилил роль нетарифного регулирования международной торговли и в целом, государственного участия в экономических процессах.
Введение ………………………………………...……..…...…………..…… 3
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.………….... 5
1.1. Понятие и сущность нетарифных ограничений ……… …….……. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений ……. …………………. 7
2. Природа и сущность антидемпинговых мер в составе нетарифных ограничений ……...………………………………………...
13
2.1. Нормальная стоимость, как ключевое понятие демпинга ……….. 13
2.2. Сущность антидемпинговых мер …………..……………………… 15
2.3. Мировые проблемы применения антидемпинговых мер …..…….. 16
3. Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России ……………...………………… …………..
18
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
………………………………………...……..…...………… |
3 | |
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.………….... | 5 | |
1.1. | Понятие и сущность нетарифных ограничений ……… …….……. | 6 |
1.2. | Классификация нетарифных ограничений ……. …………………. | 7 |
2. Природа и сущность антидемпинговых мер в составе нетарифных ограничений ……...………………………………………... | 13 | |
2.1. | Нормальная стоимость, как ключевое понятие демпинга ……….. | 13 |
2.2. | Сущность антидемпинговых мер …………..……………………… | 15 |
2.3. | Мировые проблемы применения антидемпинговых мер …..…….. | 16 |
3. Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России ……………...………………… ………….. |
18 | |
Заключение ………………………………………………………………… | 20 | |
Список использованной литературы ……………...……………….…... | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
В
современной мировой экономике,
в эпоху активного
В посткризисный период, который является ближайшей перспективой развития мирового хозяйства, прогнозируется активизация применения средств нетарифного регулирования, которые также как и таможенные пошлины, могут существенно сказываться на динамике, товарной и географической структуре международной торговли.
В
начале текущего десятилетия сформировалась
глобальная тенденция усиления легализованных
в рамках ВТО мер ограничения
импорта: антидемпинговых
Характер применения нетарифных ограничительных мер сегодня коренным образом отличается от ситуации конца прошлого века. В последнее десятилетие, и особенно в связи с нестабильностью мирового хозяйства, предмет настоящего исследования претерпел значительные изменения. Вместе с тем учеными-экономистами недостаточно полно обосновано экономическое содержание нетарифной ограничительной практики в сфере международной торговли. В значительной мере это затрагивает внешнюю торговлю России, где отсутствует четкое определение сущности антидемпингового и других нетарифных регуляторов, не завершено обоснование научных положений, учитывающих российскую специфику объекта и субъекта регулирования. Используемый понятийный аппарат в ряде случаев нуждается в уточнении.
Исключительно
важная роль нетарифных ограничительных
мер в международной торговле
в целом и, в частности, во внешней
торговле России, а также растущая
необходимость разработки методов
эффективного их применения в современных
условиях.
Многие
процессы, происходящие в мировой
экономике, такие как неравномерность
развития отдельных стран, экономические
и политические кризисы, расширение
внешнеэкономических связей, расширение
номенклатуры товаров, требуют жесткого
регулирования. В то же время «открытые»
меры таможенно-тарифного
Несомненно,
таможенные тарифы остаются важнейшим
инструментом внешнеторговой политики,
но их роль за последние десятилетия
постепенно ослабла. Следовательно, в
тех случаях, когда возможности
таможенно-тарифного
Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Нетарифные
ограничения из-за своего скрытого
характера дают возможность правительствам
действовать почти
Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:
- Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
- Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
- Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
- Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
- Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
- Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
- Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.