Религиозный фундаментализм как политическая идеология и проблема мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:59, доклад

Описание

Многие учёные современности отмечают возрастание роли религиозного фактора в мировых политических процессах. Речь идёт о наступлении "нового средневековья", смысл которого состоит в идентификации и проявлении лояльности (терпимости) граждан не государству, а транснациональным религиозным сообществам. И хотя процесс политизации религии имеет свои региональные особенности, он обладает и общими закономерностями.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Основные положения доктрины Генри Киссинджера. 4
2. Основные положения доктрины Збигнева Бжезинского. 24
3. Истоки внешнеполитических доктрин США в период 1968 – 1978 гг. 25
4. Реалии современного мирового порядка. 27
Заключение 30
Использованные источники 31

Работа состоит из  1 файл

доклад о религ фунд.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

         

     Многие  учёные современности отмечают возрастание  роли религиозного фактора в мировых  политических процессах. Речь идёт о  наступлении "нового средневековья", смысл которого состоит в идентификации  и проявлении лояльности (терпимости) граждан не государству, а транснациональным религиозным сообществам. И хотя процесс политизации религии имеет свои региональные особенности, он обладает и общими закономерностями.

     Толчок  развитию фундаменталистских настроений в обществе дают социально-экономические кризисы, приводящие к росту нестабильности, неуверенности, ухудшению материального положения большей части населения региона.

     Религиозные фундаменталисты предлагают сравнительно простой и доходчивый путь выхода из подобных кризисов и решения накопившихся проблем.

     Это путь следования "фундаментальным (базовым) истинам" доминирующей в данном регионе  и традиционной для культуры данного  общества религии.

     В средствах массовой информации в  настоящее время понятие "религиозный  фундаментализм" применяется преимущественно к исламу, однако это явление не в меньшей степени присуще и другим религиозным системам: протестантизму, православию, иудаизму, индуизму, буддизму, синтоизму. 
 

 

     

1. Религиозный фундаментализм.

     Фундаментализм (от лат. Fundamentum — основание) — общее наименование крайне консервативных религиозных течений

     - направленных против господствующей  в современном мире секулярной идеологии;

     - требующее принятия в качестве  основы вероучения всего содержания  Священного Писания или Корана;

     - отвергающее любые попытки критического пересмотра или либеральной трактовки "священных текстов" и устаревших религиозных понятий;

     - выступающее против вытеснения  священного на периферию общественной  жизни, за возрождение сакрального  языка и ритуалов.1

     Здесь требуется пояснить что такое секулярная идеология господствующая в современном мире.

     Секуляризм (лат.Saecularis – мирской) - социальная доктрина, согласно которой движение к лучшему обществу и возможные социальные и политические реформы должны основываться на позитивном научном знании, а не на теологии.2

     Секуляризация - процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение. Секуляризация - процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля.

     3

     Фундаментализм является реакцией на протекающие в современном обществе процессы секуляризации. Основными его идеологическими положениями является необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов, а также возвращения религиозным структурам господствующих позиций в обществе.

     Фундаменталисты, как правило, выдвигают требования возвращения к изначальному вероучению и практике путем устранения изменений, возникших позднее, в ходе их развития, которые рассматриваются, как ереси.

     В широком смысле фундаментализм это "устойчивая черта всех зрелых цивилизаций, культур и наций в периоды конфронтаций и глубоко ощутимых угроз или тупиковых ситуаций, обрывающих прежнее течение жизни" Немарина 2

     Сравнивая проявления фундаментализма в различных  религиях можно согласиться с  таким автором, как А.В. Милашенко в определении Ф как явления, суть которого заключается в стремлении воссоздать отжившие ценности, нравы и нормы, изначально присущие "своей цивилизации", очистив её от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей истинный облик. Немарина 3

     Фундаменталистская  схема проще выстраивается на базе монотеистических религий со строгой, унифицированной системой.

     Сложнее - на базе политеистических религий, однако усиление фундаменталистских тенденций  наблюдается и у них, например в индуизме.

     Понятие фундаметализма лишь недавно приобрело четко-определенное значение, выходящее за пределы его религиозного и нерелигиозного толкования, и используется в основном как структурное понятие характеризующееся произвольной закрытостью систем мышления и действий по отношению к критике и альтернативным вариантам. Между тем фундаментализм стал синонимом как теоретической ориентации, так и практических организационных форм всестороннего культурного и политического антимодернизма. Споры идут о том, должно ли это понятие применятся лишь к религиозным проявлениям антимодернизма или также к другим областям.

     В классическом смысле фундаментализм является ответным движением, противостоящим Просвещению и плюрализму в обществе, выступающим против необходимости обосновывать против неуверенности и открытости. Взамен этого он предлагает уверенность и замкнутость абсолютных фундаментов. На фоне этого все остальное, включая права человека, становится относительным именно для того, чтобы защитить от относительности сами фундаменты. Кто не хочет принимать их в основу, не заслуживает того, что уважались его отклоняющиеся аргументы, сомнения, интересы и права.  

     В большинстве случаев фундаментализм определяется по религиозной ориентации.

исламский, 
христианский, 
буддистский, 
сикхский, 
Иудейский (еврейский)

индуистский,  
синтоистский

     Я предлагаю рассмотреть возникновение  проявлений религиозного фундаментализма  в хронологическом порядке. 

 

     

     1910-1920 Протестантский фундаментализм

     Появление термина Ф связано с распространением в 1910-1915 годы в США многотомного издания "Фундаменталий", изданного протестантскими теологами, в котором "фундаменталисты" отвергали данные естественных наук, расходящихся с буквалистской трактовкой Священного Писания, выступали против всяких научно критических подходов к тексту Библии, Осуждали либеральный протестантизм как модернизм, разрушающий христианство. 

     Протестантские  фундаменталисты имели значительное влияние в социально-политической жизни США. Так, под их давлением  в 20 штатах были приняты законы, запрещающие преподавать эволюционную теорию Дарвина. Начиная с 70-х годов ХХ века протестантские фундаменталисты активно боролись с процессами модернизации, которые подрывали, по их мнению, основы веры и нравственности в обществе, призывали вернуться к "очищенному" фундаменту христианской веры. Идеологи фундаментализма выделяюд ряд непреложных для христиан "фундаментальных истин":

     непогрешимость  Писания;

     непорочное  зачатие Христа;

     подлинность библейских чудес;

     и некоторые другие.

     Современный протестантский фундаментализм можно назвать реакцией на светские формы прогресса и связанные с ним культурные процессы. В политической культуре протестантскому фундаментализму  соответсвует неоконсервативная волна, противостоящая либеральной политической и филисофской традиции. 

     Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США, среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-12-е годы Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания (сравн. либеральная теология).

     В 20-е годы XX века фундаменталисты  провели ряд выступлений критикующих  победившие, к тому времени, эволюционистские основы в науке, а в южных штатах (Теннеси, Арканзас, Миссисипи и др.) в 1921-29 годы были приняты законы, запрещающие преподавание в государственных школах теории Дарвина о происхождении человека Обезьяний процесс.

     В 1973 году в штате Теннеси была принята  поправка к закону, позволяющая преподавать  дарвиновское учение в качестве гипотезы наряду с креационистской библейской версией.

     В России в феврале 2006 г. был подан  в Петербургский суд иск против комитета образования Санкт-Петербурга и Министерства образования, с требовнием запретить в средних школах преподавание эволюционной теории Чарльза Дарвина, которая оскорбляет религиозные чувства. Иск поддержали представители РПЦ и других конфессий.

     С 1919 года существует Всемирная ассоциация фундаменталистов, которая в 1948 году была переименована в Международный  совет христианских церквей (англ. International council of Christian churches), в который входило 140 протестантских организаций. 

     1915 Индуистский фундаментализм

     В Индии есть три связанные друг с другом фундаменталистские индуистские  организации:

     Национальный  союз добровольных, Всемирное индуистское  общество, а также Индийская народная партия. Это движение имеет свое начало в Великом совете индусов, созданном 1915 году в ответ на создание Мусульманской лиги. Глава этого объединения написал книгу «Индутва», создавая тем самым идеологическую базу индуистского фундаментализма.

     Целю  индуистского фундаментализма  является расширение сферы влияния  «Индутвы», а также  присоединение сикхов, джайнов и буддистов, хотят они этого, или нет. Цель различных  групп состоит  в том, чтобы каста  неприкасаемых сохранила  индуистскую веру и не перешла в сферу влияния мусульман. Предусматривается также замена почти полностью светской конституции Индии конституцией, основывающиеся на «Индутве». 

     База  современного индуистского фундаментализма - "призыв к возрождению исторически  никогда не существовавшего чистого, беспримесного индуизма "ИНДУТВЫ", который сумел бы очистить в том числе и посредством насилия, Индию от всех напластований ислама и евроипеизма в области культуры и изменения демографической ситуации, удержав лишь технические достижения". Немарина 1 
 

 

     

     1930

     Буддистский фундаментализм

     Sinhal Maha Sabha на Шри-Ланке

     В 1933 г. на Шри-Ланке, сначала как организация, выступающая против британцев, почти  полностью разрушивших буддизм  на Шри-Ланке, возникло движение под  руководством Дхармапалы. После его смерти во главе движения встал Бандаранайке, начавший после освобождения от колониального господства успешную про-буддистскую и про-сингальскую компанию. Эта кампания вызвала насильственный конфликт с тамилами, которые в качестве бывших союзников британцев в ходе деколонизации больше всех на стороне проигравших в процессе модернизации. Они в свою очередь основали организации, выдвигающие сепаратистские идеи. Сегодня вне зависимости от того, кто в данный момент у власти (про-буддистская шри-ланкийская партия свободы с ее террористическим подпольным крылом Национальный фронт освобождения или Объединенная национальная партия), конфликт в политической сфере вылился в ожесточенную борьбу между двумя политическими лагерями, с особой жестокостью направленную против тамильских организаций (Тамильский объединенный освободительный фронт (Tamil United Liberation Front) и Тамильские тигры (Liberation Tigers of Tamil Eelam)).  

 

     

     1945

     Синтоистский  фундаментализм

     Фундаментализм  при династии Мейдзи в Японии

     Становление японского синтоистского фундаментализма после восстановления династии Мейдзи в 1868 г. сначала было реакцией на влияние извне и неясность ситуации в Японии. В сочетании с националистической идеей в период с1930 до 1945 гг. явно вырисовывалось объединение государственного и религиозного фундаменталистского движений. Результатами были императорская власть (наделенная государственной и религиозной властями), государственный синтоизм, национальная нравственность, семейное государство, ультранационализм и фашизм. После Второй Мировой Войны решениями держав-победительниц, а также императорского двора была ликвидирована связь между синтоизмом и государством. 

Информация о работе Религиозный фундаментализм как политическая идеология и проблема мировой политики