Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:59, доклад
Многие учёные современности отмечают возрастание роли религиозного фактора в мировых политических процессах. Речь идёт о наступлении "нового средневековья", смысл которого состоит в идентификации и проявлении лояльности (терпимости) граждан не государству, а транснациональным религиозным сообществам. И хотя процесс политизации религии имеет свои региональные особенности, он обладает и общими закономерностями.
Введение Ошибка! Закладка не определена.
1. Основные положения доктрины Генри Киссинджера. 4
2. Основные положения доктрины Збигнева Бжезинского. 24
3. Истоки внешнеполитических доктрин США в период 1968 – 1978 гг. 25
4. Реалии современного мирового порядка. 27
Заключение 30
Использованные источники 31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Многие учёные современности отмечают возрастание роли религиозного фактора в мировых политических процессах. Речь идёт о наступлении "нового средневековья", смысл которого состоит в идентификации и проявлении лояльности (терпимости) граждан не государству, а транснациональным религиозным сообществам. И хотя процесс политизации религии имеет свои региональные особенности, он обладает и общими закономерностями.
Толчок развитию фундаменталистских настроений в обществе дают социально-экономические кризисы, приводящие к росту нестабильности, неуверенности, ухудшению материального положения большей части населения региона.
Религиозные фундаменталисты предлагают сравнительно простой и доходчивый путь выхода из подобных кризисов и решения накопившихся проблем.
Это путь следования "фундаментальным (базовым) истинам" доминирующей в данном регионе и традиционной для культуры данного общества религии.
В
средствах массовой информации в
настоящее время понятие "религиозный
фундаментализм" применяется преимущественно
к исламу, однако это явление не в меньшей
степени присуще и другим религиозным
системам: протестантизму, православию,
иудаизму, индуизму, буддизму, синтоизму.
Фундаментализм (от лат. Fundamentum — основание) — общее наименование крайне консервативных религиозных течений
-
направленных против
-
требующее принятия в качестве
основы вероучения всего
- отвергающее любые попытки критического пересмотра или либеральной трактовки "священных текстов" и устаревших религиозных понятий;
-
выступающее против вытеснения
священного на периферию
Здесь требуется пояснить что такое секулярная идеология господствующая в современном мире.
Секуляризм (лат.Saecularis – мирской) - социальная доктрина, согласно которой движение к лучшему обществу и возможные социальные и политические реформы должны основываться на позитивном научном знании, а не на теологии.2
Секуляризация - процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение. Секуляризация - процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля.
3
Фундаментализм является реакцией на протекающие в современном обществе процессы секуляризации. Основными его идеологическими положениями является необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов, а также возвращения религиозным структурам господствующих позиций в обществе.
Фундаменталисты, как правило, выдвигают требования возвращения к изначальному вероучению и практике путем устранения изменений, возникших позднее, в ходе их развития, которые рассматриваются, как ереси.
В широком смысле фундаментализм это "устойчивая черта всех зрелых цивилизаций, культур и наций в периоды конфронтаций и глубоко ощутимых угроз или тупиковых ситуаций, обрывающих прежнее течение жизни" Немарина 2
Сравнивая проявления фундаментализма в различных религиях можно согласиться с таким автором, как А.В. Милашенко в определении Ф как явления, суть которого заключается в стремлении воссоздать отжившие ценности, нравы и нормы, изначально присущие "своей цивилизации", очистив её от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей истинный облик. Немарина 3
Фундаменталистская схема проще выстраивается на базе монотеистических религий со строгой, унифицированной системой.
Сложнее - на базе политеистических религий, однако усиление фундаменталистских тенденций наблюдается и у них, например в индуизме.
Понятие фундаметализма лишь недавно приобрело четко-определенное значение, выходящее за пределы его религиозного и нерелигиозного толкования, и используется в основном как структурное понятие характеризующееся произвольной закрытостью систем мышления и действий по отношению к критике и альтернативным вариантам. Между тем фундаментализм стал синонимом как теоретической ориентации, так и практических организационных форм всестороннего культурного и политического антимодернизма. Споры идут о том, должно ли это понятие применятся лишь к религиозным проявлениям антимодернизма или также к другим областям.
В
классическом смысле фундаментализм
является ответным
движением, противостоящим
Просвещению и плюрализму
в обществе, выступающим
против необходимости
обосновывать против
неуверенности и открытости.
Взамен этого он предлагает
уверенность и замкнутость
абсолютных фундаментов.
На фоне этого все остальное,
включая права человека,
становится относительным
именно для того, чтобы
защитить от относительности
сами фундаменты. Кто
не хочет принимать
их в основу, не заслуживает
того, что уважались
его отклоняющиеся аргументы,
сомнения, интересы
и права.
В
большинстве случаев
исламский,
христианский,
буддистский,
сикхский,
Иудейский (еврейский)
индуистский,
синтоистский
Я
предлагаю рассмотреть
1910-1920 Протестантский фундаментализм
Появление
термина Ф связано с
Протестантские
фундаменталисты имели
непогрешимость Писания;
непорочное зачатие Христа;
подлинность библейских чудес;
и некоторые другие.
Современный
протестантский фундаментализм
можно назвать реакцией
на светские формы прогресса
и связанные с ним культурные
процессы. В политической
культуре протестантскому
фундаментализму
соответсвует неоконсервативная
волна, противостоящая
либеральной политической
и филисофской традиции.
Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США, среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-12-е годы Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания (сравн. либеральная теология).
В
20-е годы XX века фундаменталисты
провели ряд выступлений
В 1973 году в штате Теннеси была принята поправка к закону, позволяющая преподавать дарвиновское учение в качестве гипотезы наряду с креационистской библейской версией.
В России в феврале 2006 г. был подан в Петербургский суд иск против комитета образования Санкт-Петербурга и Министерства образования, с требовнием запретить в средних школах преподавание эволюционной теории Чарльза Дарвина, которая оскорбляет религиозные чувства. Иск поддержали представители РПЦ и других конфессий.
С
1919 года существует Всемирная ассоциация
фундаменталистов, которая в 1948 году
была переименована в Международный
совет христианских церквей (англ. International
council of Christian churches), в который входило 140
протестантских организаций.
1915 Индуистский фундаментализм
В Индии есть три связанные друг с другом фундаменталистские индуистские организации:
Национальный союз добровольных, Всемирное индуистское общество, а также Индийская народная партия. Это движение имеет свое начало в Великом совете индусов, созданном 1915 году в ответ на создание Мусульманской лиги. Глава этого объединения написал книгу «Индутва», создавая тем самым идеологическую базу индуистского фундаментализма.
Целю
индуистского фундаментализма
является расширение
сферы влияния
«Индутвы», а также
присоединение сикхов,
джайнов и буддистов,
хотят они этого,
или нет. Цель различных
групп состоит
в том, чтобы каста
неприкасаемых сохранила
индуистскую веру
и не перешла в сферу
влияния мусульман.
Предусматривается
также замена почти
полностью светской
конституции Индии конституцией,
основывающиеся на «Индутве».
База
современного индуистского фундаментализма
- "призыв к возрождению исторически
никогда не существовавшего чистого,
беспримесного индуизма "ИНДУТВЫ",
который сумел бы очистить в том числе
и посредством насилия, Индию от всех напластований
ислама и евроипеизма в области культуры
и изменения демографической ситуации,
удержав лишь технические достижения".
Немарина 1
1930
Буддистский фундаментализм
Sinhal Maha Sabha на Шри-Ланке
В
1933 г. на Шри-Ланке, сначала как организация,
выступающая против британцев, почти
полностью разрушивших буддизм
на Шри-Ланке, возникло движение под
руководством Дхармапалы. После его смерти
во главе движения встал Бандаранайке,
начавший после освобождения от колониального
господства успешную про-буддистскую
и про-сингальскую компанию. Эта кампания
вызвала насильственный конфликт с тамилами,
которые в качестве бывших союзников британцев
в ходе деколонизации больше всех на стороне
проигравших в процессе модернизации.
Они в свою очередь основали организации,
выдвигающие сепаратистские идеи. Сегодня
вне зависимости от того, кто в данный
момент у власти (про-буддистская шри-ланкийская
партия свободы с ее террористическим
подпольным крылом Национальный фронт
освобождения или Объединенная национальная
партия), конфликт в политической сфере
вылился в ожесточенную борьбу между двумя
политическими лагерями, с особой жестокостью
направленную против тамильских организаций
(Тамильский объединенный освободительный
фронт (Tamil United Liberation Front) и Тамильские тигры
(Liberation Tigers of Tamil Eelam)).
1945
Синтоистский фундаментализм
Фундаментализм при династии Мейдзи в Японии
Становление
японского синтоистского фундаментализма
после восстановления династии Мейдзи
в 1868 г. сначала было реакцией на влияние
извне и неясность ситуации в Японии. В
сочетании с националистической идеей
в период с1930 до 1945 гг. явно вырисовывалось
объединение государственного и религиозного
фундаменталистского движений. Результатами
были императорская власть (наделенная
государственной и религиозной властями),
государственный синтоизм, национальная
нравственность, семейное государство,
ультранационализм и фашизм. После Второй
Мировой Войны решениями держав-победительниц,
а также императорского двора была ликвидирована
связь между синтоизмом и государством.