Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью настоящего исследования является выявление и анализ не только успехов, но и трудностей в развитии российско-германских отношений и определение наиболее реальных и эффективных путей их преодоления.
Объект исследования. В качестве объекта данной работы были избраны российско-германские отношения, в частности, политические, экономические и культурные связи в 90-е годы XX века. Выбор объясняется тем, что эти отношения еще исследованы недостаточно, в них до сих пор немало так называемых белых пятен. Все это потребовало тщательного исследования и обстоятельного анализа, выводов и рекомендаций.
Предметом исследования является механизм формирования государственной политики России и Германии в осуществлении международных отношений в последнее десятилетие XX века, контакты, формы и содержание двусторонних связей в области политики, экономики и культуры.
Введение
1. Основные направления сотрудничества РФ и Германии 1991-2001
1.1 Торгово-экономические отношения между Германией и Россией
1.1.1 Инвестиционное сотрудничество
1.2.Сотрудничество в области экологии
1.3. Сотрудничество в культурной сфере
2.Современный этап сотрудничества РФ и Германии (2000-2011 гг.)
2.1 Торгово-экономическое сотрудничества
2.2 Научное сотрудничество
2.3 Перспективы сотрудничества России и Германии
Заключение
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КАФЕДРА ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ
Курсовая работа
Российско-Германские отношения на современном этапе развития
Студентки II курса
Научный руководитель:
доцент к.и.н.
Ульяновск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.1 Инвестиционное сотрудничество
2.Современный этап сотрудничества РФ и Германии (2000-2011 гг.)
2.1 Торгово-экономическое сотрудничества
2.2 Научное сотрудничество
2.3 Перспективы сотрудничества Рос
Заключение
Библиографический список
Введение.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что при детальном анализе российско- германских отношений, которые складывались после расспада СССР и вплоть до сегодняшнего момента, дает возможность понять необходимость политического, экономического и культурного сотрудничества между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией. Знание истинных пружин и механизмов современного политического курса России и Германии способствует реальной оценке ситуации и объективному анализу действий, предпринимаемых правительствами обоих государств.
Это особенно важно и потому, что потенциал сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, двух крупнейших государств Европы, использован, несмотря на имеющуюся солидную договорную основу, далеко не полностью и обладает огромными резервами. При этом общая тенденция развития российско-германского сотрудничества за последнее десятилетие прошедшего века не является в достаточной мере поступательной и далеко не соответствует тем ожиданиям, которые доминировали в первые годы после объединения Германии.
Все это свидетельствует о том, что отношения России и Германии нуждаются в подробном изучении и критическом анализе. Это объясняется тем, что с течением времени оценка событий сильно меняется. Многие события вдруг предстают с новой, неожиданной точки зрения. Отношения между Россией и Германией привлекают к себе не только историков-международников, но и политологов, экономистов, культурологов и др. Поэтому они нуждаются в научном анализе, который позволяет сделать некоторые выводы о наиболее вероятных сценариях развития политического, экономического и культурного сотрудничества двух европейских государств в наступившем XXI веке. Этим в значительной степени определяется актуальность настоящего исследования.
Наконец, проведенный анализ проблем актуального среза российско-германских отношений, решенных, решаемых и ждущих своего решения в ходе двусторонних контактов в области политики, экономики и культуры, также является весьма актуальной задачей исследования в активизации двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии в обозримом будущем.
На эту тему написано очень много статей, книг и т. д., некоторые из которых использовались при написании этой курсовой. В частности эти вопросы разрабатывались Беловым В.Г., одиним из ведущих германистов в России. В своих работах он специализируется на вопросах развития ведущих стран Европы, в первую очередь экономики и политики ФРГ, а также на вопросах российско-германской хозяйственной кооперации.
Также была использова работа Максимычева И.Ф.1, который описал формирование, состояние и перспективы развития Российско-Германских отношений.
Вопросы развиваютия российско-германских инвестиционных связей были исследованы в работе Кузнецов Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, заведующий Сектором исследования Европейского союза ИМЭМО РАН.
Михаэль Хармс2 в большей степени описал экономические отношени России и Германии, а Максимычев в своей работе "Германский фактор в европейской политике России. Конфликт и партнёрство 1914-2004 гг." описал политические отношения двух стран.3
Также была использована статья Дашичева В.И."Германия и Россия: взаимоотношения в разные времена", где описывается история Российско-Германских отношений.4
Белов В.Б.5 рассмотрел политические и экономические отношения между Россией и Германией, а Инго Маннтойфель на конферениции 2006 года рассмотрел новые напрвления в развитии сотрудничества между странами.6
Целью настоящего исследования является выявление и анализ не только успехов, но и трудностей в развитии российско-германских отношений и определение наиболее реальных и эффективных путей их преодоления.
Объект исследования. В качестве объекта данной работы были избраны российско-германские отношения, в частности, политические, экономические и культурные связи в 90-е годы XX века. Выбор объясняется тем, что эти отношения еще исследованы недостаточно, в них до сих пор немало так называемых белых пятен. Все это потребовало тщательного исследования и обстоятельного анализа, выводов и рекомендаций.
Предметом
исследования является механизм формирования
государственной политики России и
Германии в осуществлении международных
отношений в последнее
С 1991 года Российская Федерация
является самостоятельным
Объем экономического сотрудничества между Россией и Германией за 1991-1995 гг. существенно сократился: товарооборот снизился почти в два раза, 93% российского экспорта в Германию составляют сырье и полуфабрикаты. Хотя Германия и занимает 1-е место среди зарубежных инвесторов, вкладывающих капитал в российскую экономику, эти вложения не так велики по сравнению с теми средствами, которые Германия вкладывает в экономику других европейских стран. Так, в 1993 году частные капиталовложения из ФРГ в Россию составили 31 млн. нем. марок. Для сравнения: объем прямых немецких капиталовложений в Венгрии в том же году достиг 707 млн. нем. марок. Перспективы в этой области также далеко не обнадеживающие. Так, выступая в мае 1994 года на встрече Б.Н. Ельцина с немецкими промышленниками, патриарх делового мира ФРГ О. Вольф фон Амеронген напомнил, что немецкие деловые круги готовы проявлять инициативу в России, но для этого нужны определенные условия:
а) четкая позиция руководящих финансовых институтов, таких, как центральный банк;
б) однозначные торговые законы;
в) внутриполитическая стабильность;
г) снижение криминогенной напряженности.
Одной из серьезных проблем, осложняющих развитие экономического сотрудничества России и Германии является проблема российских долгов. Наследием "горбачевского" периода в российско-германских отношениях во время из расцвета в 1988-1991 гг. явилась значительная задолженность России ФРГ, как на государственном, так и на частном уровне. Она состоит из задолженности частным немецким банкам, кредитным институтам, компаниям и фирмам, а также непосредственно немецкому государству, естественно, различаясь по структуре, срочности и т.д. В основе долгов банкам лежат разнообразные кредиты, полученные СССР в 1989-1991 гг. Среди них можно упомянуть целевой кредит на развитие легкой и пищевой промышленности в 3 млрд.марок, полученный в 1989 г. от консорциума банков ФРГ во главе с "Дойче банк АГ" (кстати, 500 млн. марок из него так и не были использованы); кредит в 2 млрд.марок в октябре 1990 г. (консорциум банков во главе с "Весдойче Ландесбанк АГ").
Именно кредитные линии, предоставленные немецким государством бывшему СССР, а затем, и России на закупку немецких товаров составляют одну из основных частей российского внешнего долга ФРГ. По оценкам специалистов их совокупный объем с 1991 г. по 1993 г. составил величину около 20 млрд. марок, а с учетом процентных платежей - 28 млрд.марок.
К 1993 г. ФРГ в силу ряда объективных причин (структурно- циклический кризис западногерманских и трансформационный кризис восточногерманской экономики), заняла позицию, согласно которой она в последующие годы не будет более предоставлять России существенных финансовых средств и основное внимание направит на урегулирование вопросов имеющейся задолженности. В этом отношении были достигнуты два важных для обеих сторон соглашения. Согласно первому из них, подписанному в декабре 1992 г., ФРГ представила России восьмилетнюю отсрочку в выплате долга по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР. Дополнительно к нему, в сентябре 1992 г., Германия пролонгировала в рамках Парижского клуба на десять лет выплату 8 млрд.марок российской государственной задолженности. При этом процентные платежи по пролонгированной сумме будут осуществляться только вторые пять лет.
Кроме того, в ноябре 1993 г. обе стороны достигли предварительной договоренности о заключении соглашения, которое должно включить в себя вопросы урегулирования задолженностей. Предполагается, что возврат просроченных платежей будет перенесен на конец нынешнего десятилетия, причем российская сторона с момента заключения вышеуказанного соглашения будет платить по данной задолженности соответствующие проценты по рыночным ставкам. 8
В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
С 1998 года в российско-германских отношениях наступил новый этап, который первоначально ознаменовался спадом в динамике сотрудничества, который был вызван дефолтом. Особенно это проявилось в торгово-экономической области. В частности, объем товарооборота между нашими странами сократился с 34 млрд. нем.марок в 1997 г. до 29.5 млрд. в 1998 г и до 26 млрд. в 1999г. Резко сократились поставки продовольственных товаров из Германии в Россию. Многие немецкие фирмы заморозили свою деятельность.
Определенный перелом в лучшую сторону наметился с назначением В.В.Путина в самом начале 2000 г. исполняющим обязанности президента России и с последующим его избранием на этот пост. В немецких политических и деловых кругах распространилось мнение, что В.В.Путин сможет навести порядок в государстве и гарантировать выполнение законов на всей территории России, а это является одной из главных предпосылок для нормального российско-германского сотрудничества, особенно в сфере экономики.
С этого момента налицо явная интенсификация контактов и связей между нашими странами, особенно на высшем уровне. В 2000 и 2001 г.г. состоялись четыре встречи руководителей России и ФРГ в Берлине, Москве и Санкт-Петербурге. Согласно официальным оценкам, эти встречи позволили преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских огношениях, дать импульс для перехода к новому этапу двустороннего сотрудничества, перевода в активную фазу торговых и кредитно-финансовых связей, продвижения в решении практических вопросов взаимодействия двух стран.
Итоги 2001 года, а также первых пяти месяцев 2002 года показывают, что позитивные тенденции на ряде ключевых направлений развития российской экономики в целом сохраняются. Прежде всего, четыре года подряд продолжался экономический рост. Если в последние месяцы 2001 года и в начале 2002 года наблюдалось некоторое замедление в развитии хозяйства страны, то, уже начиная с февраля, проявились признаки преодоления стагнации.9
1.2 Научное сотрудничество между Россией и Германией в области экологии
Между Германией и Россией на протяжении многих лет существуют крепкие торговые и культурные контакты. Стабилизация рынка, наметившийся экономический рост, развитие законодательства, повышение платежеспособности отечественных потребителей продукции и услуг делают современную Россию привлекательным партнером для иностранных компаний. Успешно осуществляется обмен опытом и реализация совместных проектов российскими и германскими производственными предприятиями, экологическими консалтинговыми компаниями, аналитическими лабораториями, муниципальными, научными и общественными организациями, городами-партнерами в России и Германии. Резко увеличилось количество связанных с экологией российско-германских форумов разного уровня и тематической направленности, проводимых как в России, так и в Германии. В 1992 году подписано межправительственное соглашение о российско-германском сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в рамках которого создан Координационный совет и рабочие группы по базовым направлениям. Ряд экологических проектов в России получил финансовую поддержку германских фондов (таких, как Германский федеральный фонд «Окружающая среда» и др.) и инвесторов.10
Информация о работе Российско-Германские отношения на современном этапе развития