Российско-Германские отношения на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является выявление и анализ не только успехов, но и трудностей в развитии российско-германских отношений и определение наиболее реальных и эффективных путей их преодоления.
Объект исследования. В качестве объекта данной работы были избраны российско-германские отношения, в частности, политические, экономические и культурные связи в 90-е годы XX века. Выбор объясняется тем, что эти отношения еще исследованы недостаточно, в них до сих пор немало так называемых белых пятен. Все это потребовало тщательного исследования и обстоятельного анализа, выводов и рекомендаций.
Предметом исследования является механизм формирования государственной политики России и Германии в осуществлении международных отношений в последнее десятилетие XX века, контакты, формы и содержание двусторонних связей в области политики, экономики и культуры.

Содержание

Введение
1. Основные направления сотрудничества РФ и Германии 1991-2001
1.1 Торгово-экономические отношения между Германией и Россией
1.1.1 Инвестиционное сотрудничество
1.2.Сотрудничество в области экологии
1.3. Сотрудничество в культурной сфере

2.Современный этап сотрудничества РФ и Германии (2000-2011 гг.)

2.1 Торгово-экономическое сотрудничества
2.2 Научное сотрудничество
2.3 Перспективы сотрудничества России и Германии

Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Алашеева.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Так же с 1992 ведётся российско-германское научно - техническое сотрудничество (НТС) в области исследования речных бассейнов и экологически безопасных технологий в рамках межправительственного Соглашения между ФРГ и СССР от 22.07 1986, продолженного Россией.

За  период сотрудничества с 1992 организовано 14 совместных экспедиций, проведено обучение новым методам исследований большого числа специалистов. Выполнена важная работа по созданию системы инструментального мониторинга водных объектов в соответствии с международными стандартами. Использование единых методик позволило дать сравнительную характеристику экологического состояния рек Оки и Эльбы. В бассейне Оки начато внедрение и успешное развитие системы контроля водных объектов на единой методологической, метрологической и инструментальной основе. Особо следует выделить разработку и реализацию ряда технологий и установок по водоочистке водоподготовке, в том числе для предотвращения загрязнения рек высокотоксичными стоками промышленных производств.11

Наибольшее  значение имеет технологический  аспект сотрудничества. Совместные проекты  в области мембранных технологий представляют значительный обоюдный интерес. В Германии эти технологии недостаточно разработаны и существует сильная зависимость от иностранных фирм. Использование российских селективных мембран при извлечении и повторном использование тяжёлых металлов приводит к уменьшению отходов в гальванопроизводстве и повышению эффективности используемых производственных технологий. Российский опыт в области анаэробных технологий очистки сточных вод представляет многообещающие перспективы для дальнейшего развития в Германии имеющихся на данный момент технологий, которые пока характеризуются здесь недостаточно широкой областью применения.

Качественно новым этапом в развитии сотрудничества стала договорённость сторон о значительном расширении и активизации работ  по коммерциализации, вплоть до создания совместных производств, содействия проникновения на рынки третьих стран.

Центр тяжести сотрудничества будет смещаться  в сторону создания новых технологий и технических средств водоочистки  и водоподготовки.12

Являясь традиционным деловым партнером России, Германия находится среди наиболее передовых стран мира в области технологий, продукции и услуг экологического и природоохранного назначения. Общеизвестны успехи Германии по обращению с отходами, рециклингу, очистке вод, обеспечению качества продукции, созданию экологически безопасных производств. В то же время, Россия обладает серьезной научной базой, богатыми природными ресурсами, мощным экономическим и инвестиционным потенциалом.

Среди важнейших задач, которые мы могли  бы решать совместно с германскими партнерами: - разработка и внедрение процедуры ОВОС (оценок воздействия на окружающую среду) и экологического аудита, особенно на местном и региональном уровне; - совместная разработка и внедрение новых экологических технологий и методик; - продвижение нового экологического оборудования и приборов, развитие совместных производств; - развитие законодательной и нормативной базы в области экологии; - привлечение инвестиций и льготного кредитования экологических проектов (в том числе в области энергетики, сельского хозяйства, транспорта, телекоммуникаций, приборостроения, освоения и рационального использования природных ресурсов, обращения с отходами, очистки вод и мн. др.); - экологическое образование и просвещение, включая повышение квалификации специалистов-экологов.13

1.3 Сотрудничество  в культурной сфере

 

Германо-российские культурные связи имеют давнюю и  блистательную историю. После преодоления  в конце 80-х годов периода политизации  и идеологической узости культурных связей между двумя странами образовалась сеть культурных обменов на всех уровнях – между германскими федеральными землями и российскими регионами, между городами обеих стран, университетами, театрами, музеями, галереями, оркестрами, фондами, общественными организациями и, конечно, между деятелями искусства и другими частными лицами. Поэтому едва ли можно составить полный список всех мероприятий в области германо-российского культурного обмена.

На  политическом уровне заключение соглашения между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г. создало договорную основу для культурных отношений между двумя государствами. В соответствии со ст. 16 этого договора регулярно собирается германо-российская смешанная Комиссия по культурному сотрудничеству и обсуждает основные направления сотрудничества на ближайшие годы.

Роль  государства в двусторонних культурных связях в Федеративной Республике Германия относительно ограничена ввиду того, что как раз в области культуры особенно велико значение федеральных земель. Большинство германских учреждений культуры находятся на бюджете городов и муниципальных образований, а некоторые на бюджете земель. Федерального Министерства культуры не существует.

Основой двусторонних культурных связей стало вступившее в силу в 1993 г. Соглашение о культурном сотрудничестве. В ст. 15 стороны пришли к соглашению в том, что «пропавшие или незаконно вывезенные культурные ценности … должны возвращаться владельцам или их наследникам». Возврат культурных ценностей стал также предметом переговоров в рамках германо-российских Межправительственных консультаций в сибирском городе Томске в апреле 2006 г.14

В течение  прошедшего десятилетия российско-германские отношения развивались, в целом, достаточно ровно и отличались интенсивностью контактов на высшем уровне и на уровне министров иностранных дел. Германия оказала действенную поддержку России в ее стремлении вступить в международные организации, являющиеся составной частью западной системы союзов.

Как уже известно, Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Но в период с 1991-1995гг. Отношения между Россией и Германие немного пошатнулись. В частности, хотя ФРГ занимает первое место среди торговых партнеров России, товарооборот между нашими странами более чем в два раза уступает товарообороту Советского Союза с ГДР и ФРГ в конце 80-х годов. По объему внешней торговли с Германией нас опережают сегодня и Польша, и Чехия, и Венгрия. Примечательно и то, что доля топливно-сырьевых товаров в российском экспорте в ФРГ составляет около 90%. Одним из главных показателей стагнации наших экономических отношений является нежелание немецких фирм осуществлять капиталовложения в российскую экономику. Они намного уступают германским капиталовложениям почти в любой из стран ЦВЕ.

Подобная  ситуация характерна и для других областей двусторонних отношений. Так, произошло обвальное сокращение масштабов научно-технического сотрудничества по сравнению с объемом сотрудничества бывшего СССР с двумя германскими государствами. Многочисленные программы обменов, осуществлявшиеся на протяжении многих лет, после объединения Германии утратили свою актуальность. Глубоко неблагополучным является положение в области культурных обменов. Не может не вызывать тревогу стремительный регресс в изучении языка страны-партнера. Почти полностью парализована деятельность обществ дружбы с обеих сторон, которые в прошлом в немалой степени способствовали сближению наших народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современный этап сотрудничества  РФ и Германии

 

    1. Торговые отношения между Германией и Россией

 

Потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого заключается в диспропорциях товарной структуры двусторонней торговли: Россия экспортирует преимущественно сырье и энергоносители (так, Россия является крупнейшим поставщиков газа для Германии: на ее долю приходится около 40% германского импорта газа и 25% импорта нефти), в то время как Германия экспортирует в первую очередь машины и другую готовую продукцию. Это является препятствием для органического роста объемов двусторонней торговли. С одной стороны, сырье и энергоносители больше подвержены резким колебаниям цен на мировых рынках, с другой стороны, спрос на них в Германии растет не такими быстрыми темпами, как совокупный социальный продукт. Наиболее динамично внешняя торговля развивается с теми странами, которые имеют сравнимую с германской структуру экспорта и импорта, например, с другими государствами ЕС или Соединенными Штатами Америки.

Одной из крупнейших экономических проблем  России являются ее внешние долги  и связанные с этим большие  выплаты по ним. Германия - крупнейший кредитор России, и это относится  как к старым советским долгам, обязательства по которым взяла на себя Россия (около 17 миллиардов евро без учета процентов), так и к новым долгам Российской Федерации (в настоящее время примерно 5 миллиардов евро без учета процентов). Новые долги - это в первую очередь следствие германских вкладов в экономическую реформу в России с начала до середины 90-х годов. Часть этих средств была предоставлена в форме кредитов, и поэтому подлежит возврату.15

Германия  поддерживает своих экспортеров  путем предоставления гарантий на их экспортные кредиты в рамках системы акционерного общества "Гермес". Подобные меры предпринимают также другие страны-участники мировой торговли в рамках тех правил, которые были установлены Организацией экономического сотрудничества и развития в целях предотвращения нечестной конкуренции.

Платежный баланс России отягощает не только необходимость обслуживания внешнего долга, но и продолжающийся экспорт  капитала из России, включая нелегальную  утечку капитала. Одним из важнейших  путей выравнивания платежного баланса России является импорт капитала, будь то в форме прямых инвестиций и непосредственного участия или инвестиции в виде портфеля ценных бумаг. При этом прямые инвестиции, т.е. инвестиции в "реальный сектор", являются одним из важнейших факторов для обеспечения стабильного экономического роста в России. Германия относится к числу государств, на долю предпринимательских структур которых приходится максимум прямых капиталовложений в Россию. По объему прямых инвестиций в Россию Германия с ее совокупным показателем в размере 1,505 миллиардов долларов США занимает пятое место после Соединенных Штатов Америки, Кипра, Нидерландов и Великобритании. Что касается общего объема инвестиций, то доля Германии составляет 17,1% (6,086 миллиардов долларов США), тем самым она занимает лидирующую позицию, опережая Соединенные Штаты, Кипр, Великобританию и Францию Европа вчера, сегодня, завтра. Последовательное продолжение политики реформ в России с целью дальнейшего улучшение рамочных условий для предпринимательских структур и конкуренции является решающей предпосылкой для увеличения доли германских инвестиций - с учетом того факта, что потенциал в этой области велик и еще далеко не исчерпан.16

Для улучшения рамочных условий двусторонней торговли и инвестиций правительства обеих стран создали Кооперационный Совет, который должен собираться раз в два года. Председательство в Совете осуществляют совместно Федеральный министр экономики и технологий с германской стороны и министр экономического развития и торговли - с российской.

Для того чтобы быстро и небюрократическим  путем определить и решить конкретные проблемы, возникающие в двусторонних экономических отношениях, преодолеть барьеры и проложить дорогу конкретным - так называемым "пилотным" - проектам Федеральный канцлер Г. Шредер и Президент В. Путин договорились о создании так называемой Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству. В нее входят высокопоставленные чиновники и эксперты из Министерств финансов, экономики и иностранных дел обоих государств; с российской стороны дополнительно - Министерство промышленности, а с германской - Восточный комитет германской экономики. Восточный комитет германской экономики - это объединение германских предприятий, занимающихся торговлей с восточными странами. Он имеет богатые традиции и привносит опыт германского частного сектора в деятельность Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству.

Путем осуществления консультационной программы "ТРАНСФОРМ" Федеральное правительство  поддерживает процессы реформ в Центральной  и Восточной Европе и в странах СНГ. В период с 1993-го по 2001-й год в рамках этой программы на долю России пришлось более 300 проектов на сумму свыше 200 миллионов евро. Цель консультирования на правительственном, парламентском и федеральном уровнях - улучшение экономических и правовых рамочных условий, необходимых для функционирования социальной рыночной экономики. В частности, речь идет об оказании содействия эффективным управленческим структурам, о программах по подготовке руководящих кадров и повышению их квалификации, о содействии частному сектору, в особенности малому и среднему бизнесу, о программах приватизации и укреплении двусторонних экономических отношений между Россией и Германией.

Москва  и Санкт-Петербург являются основными  центрами притяжения для германских предприятий, но их активность во все большей степени распространяется также и на российские регионы. Германские предпринимательские структуры образуют крупнейшую иностранную "коммерческую диаспору" в российской столице: в Москве имеют свои представительства 1.173 фирмы, действуют 775 германо-российских совместных предприятий и 554 дочерних фирмы германских предприятий со 100% -м германским капиталом, работающих на основе российского права, а также 64 филиала этих предприятий. В России в целом насчитывается 1.352 германо-российских совместных предприятия, 798554 дочерних фирмы германских предприятий со 100% -м германским капиталом, а также 102 филиала этих предприятий.17

Германская  экономика в России создала себе организационные рамки: существует Союз Немецкой Экономики, который насчитывает в качестве своих членов около 360 германских предпринимательских структур, действующих в России. Германская промышленная и торговая палата как головное представительство германской внешней торговли представлено в Москве Представительством германской экономики в Российской Федерации. И Союз Немецкой Экономики, и Представительство германской экономики в Российской Федерации расположены в Москве в одном здании - Доме германской экономики, в котором помимо них размещены еще представительства ряда фирм. Там и в Департаменте экономики и науки Германского Посольства в Москве можно получить консультации и информацию по различным аспектам германо-российских экономических отношений. Помимо этого, в германо-российских экономических отношениях задействовано большое количество других организаций и предприятий.

Информация о работе Российско-Германские отношения на современном этапе развития