Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа
В данной работе поставлена цель ответить на следующие вопросы. Что же такое Всемирная торговая организация? Что нового и положительного может привнести ВТО в Россию, экономика которой до сих пор не может выйти из переходного периода, хотя уже наметила курс на стабилизацию и экономический рост? Как определить пределы, выход за которые может нанести ущерб национальным интересам России, её экономической безопасности?
Введение. 3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. 5
1.1. ВТО: немного истории. 5
1.2. Организационная структура и функции ВТО. 7
1.3. Принятие новых членов в ВТО. 10
2. Вступление России в ВТО. 13
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы. 21
Заключение. 31
Реферат по дисциплине
«Международные экономические
отношения»
ВТО И РОССИЯ
Содержание
Введение. 3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. 5
1.1. ВТО: немного истории. 5
1.2. Организационная структура и функции ВТО. 7
1.3. Принятие новых членов в ВТО. 10
2. Вступление России в ВТО. 13
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы. 21
Заключение. 31
"Россия рискует
оказаться на задворках
Заместитель Председателя
Правительства и Министр
Внешняя торговля сейчас активно вторгается в нашу жизнь, обеспечивает занятость значительной части населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны.
Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых.2 Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.
В современной мировой
торговле ВТО заняла своё особое место.
Правовой комплекс, лежащий в основе
этой организации, определяет правовые
условия, на базе которых осуществляется
внешняя торговля товарами и услугами,
построены системы
И даже несмотря на присутствие в нашей стране таких проблем, как инфляция, терроризм, региональные конфликты, безработица, коррупция, утрата научно-технического потенциала, бедность населения и др., в России на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается достаточно удивительное явление – необыкновенно оживлённое обсуждение проблем, связанных с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию. О ВТО говорят и в бизнес-сообществе, и в научных учреждениях, и даже в быту. Что не менее удивительно, так это скудное наличие оперативной, полной и достоверной информации о процессе вступления России в ВТО – условиях, уступках, ограничениях и обязательствах страны перед организацией и перед торговыми партнёрами.
В данной работе поставлена цель ответить на следующие вопросы. Что же такое Всемирная торговая организация? Что нового и положительного может привнести ВТО в Россию, экономика которой до сих пор не может выйти из переходного периода, хотя уже наметила курс на стабилизацию и экономический рост? Как определить пределы, выход за которые может нанести ущерб национальным интересам России, её экономической безопасности?
Задача данной работы – проанализировать историю отношений России и ВТО и понять, какие последствия нас ждут после вступления в эту организацию. В этой связи основными пунктами работы являются исторические сведения о ВТО, её функции и организационная структура, подробное изучение процесса присоединения какой-либо страны к Всемирной торговой организации, а также изучение вопроса о вступлении России в данную организацию, преимущества и проблемы, которые может принести членство в ВТО. При написании работы были использованы аналитический, статистический, причинно-следственный (каузальный) методы, а также метод научной абстракции.
Для раскрытия темы работы использована литература как узкого профиля (например, монография Е.Д. Халевинской и Е.В. Вавиловой «Всемирная торговая организация и российские интересы»), так и достаточно обзорного типа (монография «Всемирная торговая организация. Экономика, право, политика» И.И. Дюмулена), а также различные научные статьи, например, «Переговоры о присоединении России к ВТО. Новый формат, новые проблемы», автором которой является В.П. Оболенский, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, что позволило получить наиболее полное представление о сущности Всемирной торговой организации и проблемах, которые стоят на пути вступления в неё перед Российской Федерацией.
Учреждение Всемирной торговой организации (ВТО) 1 января 1995 года завершило почти полувековую историю попыток создания многостороннего учреждения по вопросам торговли и развития. Первые попытки создать международную организацию по вопросам торговли были начаты сразу же после окончания Второй мировой войны.
Предполагалось, что послевоенная организация мира в политической области будет опираться на только что созданную Организацию Объединенных Наций, а в экономической области её основой станут три специализированных учреждения ООН: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк), Международный валютный фонд и Международная организация по торговле и занятости (МТО). Проект Устава МТО был разработан рабочей группой и вынесен на обсуждение конференции ООН по торговле и занятости, собравшейся в Гаване в середине 1948 года. В её работе участвовало более 50 стран мира. Устав МТО включил развернутую систему принципов и правил международной торговли товарами, правила, касающиеся вопросов занятости, регулирования торговли сырьевыми товарами, международных инвестиций, ограничительной деловой практики, и ряд других положений. Устав МТО придавал большое значение развитию международной торговли и предусматривал проведение переговоров по её либерализации.
Первые такие переговоры были начаты в 1947 году. 23 страны, принявшие участие в этих переговорах, пришли к выводу о необходимости временного принятия главы IV Устава МТО, содержавшей принципы и правила международной торговли, в качестве многостороннего соглашения по вопросам торговли товарами. Этот документ получил название «Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)». Предполагалось, что ГАТТ будет носить временный характер и будет действовать до создания МТО. Устав МТО был окончательно согласован на конференции ООН по торговле и занятости в середине 1948 года в Гаване. Однако последующая история МТО не была успешной. В 1950 году правительство США заявило о том, что оно не будет ставить вопрос о ратификации Устава МТО перед конгрессом США. После этого шага стало ясно, что МТО на базе согласованного Устава создана не будет. Поэтому принятое в октябре 1947 года и начавшее действовать с 1 января 1948 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле оказалось единственным правовым документом, лежащим в основе многосторонней системы регулирования международной торговли.
На протяжении своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности в рамках ГАТТ было проведено 8 раундов таких переговоров.
Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. На шестом раунде – Кеннеди-раунд (1964-1967 гг.) – начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли. Седьмой тур – Токио-раунд (1973-1979 гг.), в котором участвовало 102 страны, привёл к появлению 12 соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Эти соглашения существенно расширили и укрепили правовую компетенцию ГАТТ. Восьмой тур – Уругвайский раунд (1986-1994 гг.) рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. В итоге Уругвайского раунда появилось 56 международных соглашений, договорённостей и решений, центральным из которых стало Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, включившее Генеральное соглашение по тарифам и торговле в состав новой международной организации.3
Появление ВТО означало важнейший политический поворот в организации международной торговой системы. Главная особенность итоговых документов Уругвайского раунда заключилась в том, что результаты раунда были представлены как единый пакет правовых документов, принятие которых было обязательным для всех стран-членов ВТО, без каких либо оговорок и исключений. Более того, в Соглашении об учреждении ВТО говорилось, что «каждый член ВТО должен обеспечить соответствии своих законов, нормативных актов и административных распоряжений своим обязательствам по соглашениям ВТО».
Всемирная торговая организация призвана решать две основные задачи. Во-первых, как это сформулировано в статье II Соглашения об учреждении ВТО, «обеспечивать общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами». Иначе говоря, служить своеобразным многосторонним коллективным торговым договором для всех стран-участниц ВТО. И, во-вторых, выполнять функции многостороннего межгосударственного учреждения, которое должно обеспечивать реализацию первой задачи и содействовать развитию и совершенствованию принципов и правил международной торговли.
Функции ВТО:
Всемирная торговая организация в организационном плане – это многосторонняя межгосударственная организация по вопросам торговли товарами и услугами. Её участниками являются государства, а действующими лицами в межгосударственных органах ВТО – правительства стран-участниц или их представители. На начало 2010 года членами ВТО являются 153 государства. Около 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женеве, Швейцария.
ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна её доле в международной торговле). В 2005 году бюджет ВТО составлял 168 млн. швейцарских франков.
Высшим органом всей организационной структуры ВТО является Конференция министров – это первый уровень. Конференция собирается не менее одного раза каждые два года и имеет полномочия принимать любые решения по всем вопросам, входящим в круг ведения ВТО и в компетенцию любого из соглашений, составляющих правовую основу ВТО. Конференция министров назначает Генерального директора ВТО и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности и срок нахождения его в должности. Членство в Конференции министров открыто для всех членов ВТО, и они пользуются равными правами в этом органе. В случае принятия решения голосованием каждый член Конференции министров имеет один голос. Конференция министров имеет исключительное право принимать решения о толковании правовых документов ВТО. В промежуток времени с 1995 по 2006 год состоялось 6 конференций ВТО.
Второй уровень работы межгосударственных учреждений ВТО – Генеральный совет ВТО, действующий в трёх лицах: генеральный совет, Орган разрешения споров, Орган обзора торговой политики. В действительности все эти три органа – один Генеральный совет, выступающий в трёх различных формах и решающий каждый раз различные вопросы. В тех случаях, когда Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, он имеет своего председателя и действует по своим правилам и процедурам. То же происходит в тех случаях, когда Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по обзору торговой политики. В Генеральной совет входят представители всех стран-членов ВТО. Он подотчётен Конференции министров и обязан предоставлять ей отчёты о своей деятельности.
Третий уровень