Россия и Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание

В данной работе поставлена цель ответить на следующие вопросы. Что же такое Всемирная торговая организация? Что нового и положительного может привнести ВТО в Россию, экономика которой до сих пор не может выйти из переходного периода, хотя уже наметила курс на стабилизацию и экономический рост? Как определить пределы, выход за которые может нанести ущерб национальным интересам России, её экономической безопасности?

Содержание

Введение. 3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. 5
1.1. ВТО: немного истории. 5
1.2. Организационная структура и функции ВТО. 7
1.3. Принятие новых членов в ВТО. 10
2. Вступление России в ВТО. 13
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы. 21
Заключение. 31

Работа состоит из  1 файл

ВТО и Россия.docx

— 74.31 Кб (Скачать документ)

                      РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  
              ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ

 

 

                                    Реферат по дисциплине  
     «Международные экономические отношения»

 

 

               ВТО И РОССИЯ

 
 
 
 

   
                                                                                           Выполнил: 
                                                                                            
 
 
                                                                                           Научный руководитель:     
                                                                                         

                                                                                                                                     

                                                                                                      

 

 

                                                   Москва 2011 г.

 

 

Содержание

Введение. 3

1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. 5

1.1. ВТО: немного истории. 5

1.2. Организационная структура и функции ВТО. 7

1.3. Принятие новых членов в ВТО. 10

2. Вступление России в ВТО. 13

3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы. 21

Заключение. 31

 

 

 

"Россия рискует  оказаться на задворках установленных  новых, посткризисных правил мировой  торговли, если не станет членом  ВТО".

Заместитель Председателя Правительства и Министр финансов РФ Алексей Кудрин.1

Введение.

Внешняя торговля сейчас активно вторгается в нашу жизнь, обеспечивает занятость значительной части населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны.

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная  не только для России, но и для  всех стран мира. Мировой экспорт  сегодня составляет около трети  ВВП всех стран мира вместе взятых.2 Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

В современной мировой  торговле ВТО заняла своё особое место. Правовой комплекс, лежащий в основе этой организации, определяет правовые условия, на базе которых осуществляется внешняя торговля товарами и услугами, построены системы государственного регулирования внешней торговли большинства стран мира и функционирует  то, что может быть названо «мировой торговой системой».

И даже несмотря на присутствие  в нашей стране таких проблем, как инфляция, терроризм, региональные конфликты, безработица, коррупция, утрата научно-технического потенциала, бедность населения и др., в России на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается достаточно удивительное явление – необыкновенно оживлённое обсуждение проблем, связанных с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию. О ВТО говорят и в бизнес-сообществе, и в научных учреждениях, и даже в быту. Что не менее удивительно, так это скудное наличие оперативной, полной и достоверной информации о процессе вступления России в ВТО – условиях, уступках, ограничениях и обязательствах страны перед организацией и перед торговыми партнёрами.

В данной работе поставлена цель ответить на следующие вопросы. Что же такое Всемирная торговая организация? Что нового и положительного может привнести ВТО в Россию, экономика которой до сих пор не может выйти из переходного периода, хотя уже наметила курс на стабилизацию и экономический рост? Как определить пределы, выход за которые может нанести ущерб национальным интересам России, её экономической безопасности?

Задача данной работы –  проанализировать историю отношений России и ВТО и понять, какие последствия нас ждут после вступления в эту организацию. В этой связи основными пунктами работы являются исторические сведения о ВТО, её функции и организационная структура, подробное изучение процесса присоединения какой-либо страны к Всемирной торговой организации, а также изучение вопроса о вступлении России в данную организацию, преимущества и проблемы, которые может принести членство в ВТО. При написании работы были использованы аналитический, статистический, причинно-следственный (каузальный) методы, а также метод научной абстракции.

Для раскрытия темы работы использована литература как узкого профиля (например, монография Е.Д. Халевинской и Е.В. Вавиловой «Всемирная торговая организация и российские интересы»), так и достаточно обзорного типа  (монография «Всемирная торговая организация. Экономика, право, политика» И.И. Дюмулена), а также различные научные статьи, например, «Переговоры о присоединении России к ВТО. Новый формат, новые проблемы», автором которой является В.П. Оболенский, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, что позволило получить наиболее полное представление о сущности Всемирной торговой организации и проблемах, которые стоят на пути вступления в неё перед Российской Федерацией.

Основные сведения о Всемирной торговой организации.

ВТО: немного истории.

Учреждение Всемирной  торговой организации (ВТО) 1 января 1995 года завершило почти полувековую  историю попыток создания многостороннего учреждения по вопросам торговли и развития. Первые попытки создать международную организацию по вопросам торговли были начаты сразу же после окончания Второй мировой войны.

Предполагалось, что послевоенная организация мира в политической области будет опираться на только что созданную Организацию Объединенных Наций, а в экономической области её основой станут три специализированных учреждения ООН: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк), Международный валютный фонд и Международная организация по торговле и занятости (МТО). Проект Устава МТО был разработан рабочей группой и вынесен на обсуждение конференции ООН по торговле и занятости, собравшейся в Гаване в середине 1948 года. В её работе участвовало более 50 стран мира. Устав МТО включил развернутую систему  принципов и правил международной торговли товарами, правила, касающиеся вопросов занятости, регулирования торговли сырьевыми товарами, международных инвестиций, ограничительной деловой практики, и ряд других положений. Устав МТО придавал большое значение развитию международной торговли и предусматривал проведение переговоров по её либерализации.

Первые такие переговоры были начаты в 1947 году. 23 страны, принявшие  участие в этих переговорах, пришли к выводу о необходимости временного принятия главы IV Устава МТО, содержавшей принципы и правила международной торговли, в качестве многостороннего соглашения по вопросам торговли товарами. Этот документ получил название «Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)». Предполагалось, что ГАТТ будет носить временный характер и будет действовать  до создания МТО. Устав МТО был окончательно согласован на конференции ООН по торговле и занятости в середине 1948 года в Гаване. Однако последующая история МТО не была успешной. В 1950 году правительство США заявило о том, что оно не будет ставить вопрос о ратификации Устава МТО перед конгрессом США. После этого шага стало ясно, что МТО на базе согласованного Устава создана не будет. Поэтому принятое в октябре 1947 года и начавшее действовать с 1 января 1948 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле оказалось единственным правовым документом, лежащим в основе многосторонней системы регулирования международной торговли.

На протяжении своей истории  ГАТТ, действуя как международное  учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности в рамках ГАТТ было проведено 8 раундов таких  переговоров.

Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. На шестом раунде – Кеннеди-раунд (1964-1967 гг.) – начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли. Седьмой тур – Токио-раунд (1973-1979 гг.), в котором участвовало 102 страны, привёл к появлению 12 соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Эти соглашения существенно расширили и укрепили правовую компетенцию ГАТТ. Восьмой тур – Уругвайский раунд (1986-1994 гг.) рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. В итоге Уругвайского раунда появилось 56 международных соглашений, договорённостей и решений, центральным из которых стало Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, включившее Генеральное соглашение по тарифам и торговле в состав новой международной организации.3

Появление ВТО означало важнейший  политический поворот в организации международной торговой системы. Главная особенность итоговых документов Уругвайского раунда заключилась в том, что результаты раунда были представлены как единый пакет правовых документов, принятие которых было обязательным для всех стран-членов ВТО, без каких либо оговорок и исключений. Более того, в Соглашении об учреждении ВТО говорилось, что «каждый член ВТО должен обеспечить соответствии своих законов, нормативных актов и административных распоряжений своим обязательствам по соглашениям ВТО».

Организационная структура и функции ВТО.

Всемирная торговая организация призвана решать две основные задачи. Во-первых, как это сформулировано в статье II Соглашения об учреждении ВТО, «обеспечивать общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами». Иначе говоря, служить своеобразным многосторонним коллективным торговым договором для всех стран-участниц ВТО. И, во-вторых, выполнять функции многостороннего межгосударственного учреждения, которое должно обеспечивать реализацию первой задачи и содействовать развитию и совершенствованию принципов и правил международной торговли.

Функции ВТО:

  1. Содействие выполнению, администрированию и приведению в действие соглашений Уругвайского раунда и любых иных договорённостей, которые могут появиться в будущем;
  2. Предоставление форума для проведения переговоров между членами ВТО по вопросам дальнейшей либерализации торговли и по проблемам, которые могут возникнуть в будущем, в пределах мандата ВТО;
  3. Выполнение административных функций для разрешения конфликтов и споров между странами-членами ВТО по вопросам, входящим в круг ведения ВТО, являясь организационным механизмом  для этого;
  4. Поддержание функционирования механизма по обзору торговой политики. 4

Всемирная торговая организация  в организационном плане –  это многосторонняя межгосударственная организация по вопросам торговли товарами и услугами. Её участниками являются государства, а действующими лицами в межгосударственных органах ВТО  – правительства стран-участниц или их представители. На начало 2010 года членами ВТО являются 153 государства. Около 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женеве, Швейцария.

ВТО не входит в систему  учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна её доле в международной торговле). В 2005 году бюджет ВТО составлял 168 млн. швейцарских франков.

Высшим органом всей организационной  структуры ВТО является Конференция  министров – это первый уровень. Конференция собирается не менее  одного раза каждые два года и имеет  полномочия принимать любые решения по всем вопросам, входящим в круг ведения ВТО и в компетенцию любого из соглашений, составляющих правовую основу ВТО. Конференция министров назначает Генерального директора ВТО и принимает правила, устанавливающие полномочия, обязанности и срок нахождения его в должности. Членство в Конференции министров открыто для всех членов ВТО, и они пользуются равными правами в этом органе. В случае принятия решения голосованием каждый член Конференции министров имеет один голос. Конференция министров имеет исключительное право принимать решения о толковании правовых документов ВТО. В промежуток времени с 1995 по 2006 год состоялось 6 конференций ВТО.

Второй уровень работы межгосударственных учреждений ВТО – Генеральный совет ВТО, действующий в трёх лицах: генеральный совет, Орган разрешения споров, Орган обзора торговой политики. В действительности все эти три органа – один Генеральный совет, выступающий в трёх различных формах и решающий каждый раз различные вопросы.  В тех случаях, когда Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров, он имеет своего председателя и действует по своим правилам и процедурам. То же происходит в тех случаях, когда Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по обзору торговой политики. В Генеральной совет входят представители всех стран-членов ВТО. Он подотчётен Конференции министров и обязан предоставлять ей отчёты о своей деятельности.

Третий уровень межгосударственных органов ВТО – советы, которые  отвечают за реализацию трёх основных базовых соглашений ВТО. Это –  Совет по торговле товарами, Совет  по торговле услуге, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Как видно из названий, эти советы ответственны за исполнение условий одноимённых соглашений ВТО (соответственно ГАТТ, ГАТС и ТРИПС). В них также представлены все страны-члены ВТО, и они подотчётны Генеральному совету. Есть ещё 6 органов, которые подотчётны Генеральному совету. Они охватывают сравнительно узкие вопросы и называются комитетами. В комитетах тоже представлены все страны-члены ВТО. Комитеты занимаются проблемами торговли и развития, вопросами окружающей среды, региональными торговыми соглашениями и некоторыми другими вопросами.

Информация о работе Россия и Всемирная торговая организация