Можно отметить следующие
позитивные направления совершенствования
внешнеторгового правового механизма
Российской Федерации, связанные с присоединением
России к ВТО:
а) Правовые нормы законодательства
РФ станут сопоставимыми с правовыми нормами
ВТО, а следовательно, будут соответствовать
общепринятой мировой практике;
б) Законы РФ в области внешней
торговли станут гласными, ясными и стабильными;
в) Исполнение законов не сможет
менять их содержание, поскольку подзаконные
акты, ведомственные инструкции будут
точно укладываться в содержание законов;
г) Россия должна будет регулярно
проходить своеобразный международный
экзамен на соответствие своего законодательства
правовым нормам ВТО. Каждая страна –
член ВТО регулярно сообщает в Секретариат
ВТО обо всех изменениях в своём внешнеторговом
законодательстве по 178 позициям.
4. Вступление России в ВТО,
очевидно, приведёт к стимулированию отечественной
экономики. Наличие ограниченного во времени
переходного периода по отдельным отраслям
будет способствовать развитию производства
и повышению конкурентоспособности их
продукции.
Следствием снижения таможенных
пошлин за счет увеличения импорта
может стать повышение доходов
государственного бюджета от внешнеэкономической
деятельности. В то же время оно
может способствовать перераспределению
средств в более эффективные
отрасли и таким образом оказать
положительное влияние на экономику.
В связи с этим нельзя утверждать,
что последствия либерализации
таможенных тарифов будут негативными.
5.Следствием присоединения
к ВТО и либерализации внешней
торговли станет расширение предложения
товаров и услуг и соответственно
усиление конкуренции на внутреннем
рынке, а также снижение цен.
Цены на импортные товары и
услуги понизятся за счёт снижения таможенных
тарифов и ставок на импорт; станут несколько
дешевле и товары, производимые из импортных
материалов. В результате Россия сможет
добиться снижения инфляция до 2% в год.12 Кроме того, на внутренний рынок
будут поступать более качественные товары
модернизируемых под влиянием иностранной
конкуренции отечественных предприятий
и расширится ассортимент предоставляемых
услуг.
6.Ещё одним преимуществом,
которое страна получит в случае
присоединения к ВТО, является
создание более благоприятных
условий доступа на зарубежные рынки
для российских поставщиков промышленной
продукции и ряда видов услуг за счёт расширения
круга стран, распространяющих на Россию
режим наибольшего благоприятствования
и национальный режим.
7. Согласно теоретическим
выводам развитие торговли в
долгосрочной перспективе к повышению
занятости, особенно в экспортных
отраслях экономики. Эксперты
ЦЭФИР не исключают роста занятости
в отдельных отраслях, в том
числе в связи с развитием
в условиях ВТО российского
экспорта или же в связи
с импортозамещением, возможным
по согласованным условиям присоединения
России к ВТО. О такой же возможности говорят
эксперты РАН и МОТ. Однако, в краткосрочной
перспективе потери рабочих мест в результате
конкуренции отечественных предприятий
с импортными производителями скорее
всего неизбежны.
8. Применение принципов
ВТО позволяет повысить эффективность
внешнеэкономической деятельности государства
прежде всего за счёт упрощения системы
таможенных пошлин и других торговых барьеров.
Как следствие, предсказуемость и прозрачность
экономики привлекают партнёров и повышают
товарооборот. Недискриминационный подход,
прозрачность, большая определённость
условий торговли и их упрощение – всё
это способствует понижению расходов
компаний, оптимизации их деятельности
и созданию благоприятного климата для
торговли и инвестиций.13
9. Система свободной торговли
создаёт также предпосылки для
принятия разумных политических
решений, борьбы с коррупцией
и привнесения позитивных изменений
в законодательную систему.
Прозрачность и обеспечение
доступности всей информации по правилам
торговли для общественности; более
чёткие критерии по правилам, охватывающие
вопросы безопасности и стандарты
на продукцию; применение принципа недискриминации
также оказывают положительное
влияние на политическую обстановку,
сокращая возможность произвольного принятия
решений и обмана.
Таковы основные предполагаемые
преимущества вступления России в ВТО.
В то же время российская экономика
в связи конкурентоспособностью
производств подвержена большому количеству
рисков в связи с выполнением
обязательств, принятых при вступлении
в ВТО. Эти риски касаются всех
сфер жизни страны – политической,
социальной, производственной и финансово-экономической.
- К негативным последствиям вступления России в ВТО в первую очередь можно отнести потерю доли внутреннего рынка российскими предприятиями вследствие более высокой конкуренции со стороны иностранных фирм. В ходе переговоров по тарифным вопросам по каждой товарной позиции согласовываются лимиты ввозных таможенных пошлин, которые Россия обязуется не превышать в адаптационный период. При этом многие специалисты считают, что по многим товарным позициям Россия сегодня имеет более либеральный режим доступа на свой внутренний рынок, чем у стран ВТО. Вступление в ВТО представляет наибольшую опасность для предприятий следующих отраслей: авиастроение, автомобилестроение, пищевая промышленность, фармацевтика, лёгкая и электронная промышленность, связь, сфера услуг, банковский сектор. В целом российские предприятия, производящие высокотехнологическую продукцию с большой добавленной стоимостью, не выдерживают конкуренции с западными производителями. Причём отечественной промышленности придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками, которые обладают достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России.
- Либерализация внешней торговли подразумевает в краткосрочном периоде рост числа безработных в стране из-за увольнений на неконкурентоспособных предприятиях. Предполагается , что после реструктуризации экономики уровень безработицы должен снизиться вслед за ростом числа инвестиций в экономику и переходом рабочей силы в другие отрасли, регионы. Но из-за низкой мобильности рабочей силы в другие отрасли, регионы. Но из-за низкой мобильности рабочей силы и недоразвитости институтов рынка труда в России это повлечет за собой увеличение региональных диспропорций в экономике и уровне жизни населения. Кроме того, присоединение к ВТО будет способствовать росту концентрации производства, повышению его технического уровня, использованию современных методов организации и управления. Такого рода процессы, как правило, приводят к росту производительности труда, высвобождению рабочей силы, а если не будет соответствующего расширения производства, то и к безработице.
- Страны – члены ВТО при вступлении России будут требовать скорейшего «подтягивания» уровня внутренних цен на энергоносители к мировым ценам. Россия уже объявила курс на сближение внутренних мировых цен на энергоносители, но форсированный рост внутренних цен на энергоносители, опережающий меры по поддержке и реструктуризации предприятий, будет иметь негативный инфляционный эффект и вызовет снижение платёжеспособности предприятий.
- К нежелательным последствиям могут привести также сокращение или даже полная отмена экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет.
- При открытии российского рынка для иностранных компаний предприятия малого бизнеса России не смогут выдержать конкуренции с сильнейшими мировыми корпорациями, в результате чего возникает угроза, что они будут скуплены мировыми гигантами. При этом целью их покупки может быть не только включение их мощностей в состав иностранных компаний, но также и ликвидация конкурентов.
- Существуют опасения, что после либерализации аграрного рынка России и сокращения государственной поддержки сельскохозяйственных производителей доля импортного продовольствия на внутреннем рынке страны существенно увеличится.14
- Ещё один аспект присоединения к ВТО, который с точки зрения национальных интересов России может оказаться более серьёзным, чем прямые экономические последствия, - это обязательства в рамках региональных торговых соглашений, в частности СНГ. В этом смысле членство России в ВТО грозит будущему всей экономической интеграции на постсоветское пространстве. Несмотря на то что экономика России по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе.
В случае присоединения
России к ВТО вся система отношений подвергнется
значительным корректировкам в первую
очередь потому, что двусторонние соглашения,
являющиеся организационно-правовым механизмом
согласования интересов и принятия решений
в СНГ, не только не позволят скоординировать
позиции стран СНГ, но и не признаются
ВТО в качестве основы преференциальных
торговых отношений. Одним из первых кризисных
последствий может стать резкое понижение
конкурентоспособности товаров из СНГ
на российском рынке и наоборот, а также
снижение взаимного торгового оборота.
- В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами – участницами ВТО, приведёт к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной(с неё постоянно будут требовать выполнения международных обязательств даже в ущерб национальным интересам), законодательной(придётся привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной(юридические споры при возможных нарушениях будут рассматриваться в международных судах).
Каков же будет реальный
баланс выгод и издержек от вступления
России в ВТО? Учитывая неоднозначность
последствий вступления России в
ВТО, необходимо очень внимательно просчитать
баланс положительных и отрицательных
последствий и предусмотреть многогранную
и многоплановую стратегию вступления
и развития в качестве члена этой организации,
дабы избежать плачевных последствий
для нашей страны.
Заключение.
Подводя итог, совершенно
очевидно, что ВТО – это не
просто орагнизация, регулирующая
мировую торговлю. Это организация,
которая исторически закрепила
своё место и значение в
системе международных отношений.
С её мнением, а именно мнением её ведущих
членов необходимо считаться, если Россия
хочет завоевать лидирующие позиции на
мировом рынке. Поэтому, вполне ясно, что
обязательным условием для этого является
вступление в ВТО. В то же время членство
в этой организации может иметь как положительные,
так и отрицательные последствия для Российской
Федерации.
Трудность оценки возможных
последствий вступления в ВТО
заключается в том, что негативные
последствия в виде спада ВВП
и роста безработицы краткосрочны,
а позитивные результаты либерализации
торговли, вызванные более эффективными
размещением ресурсов, отнесены на
более поздние периоды. Следовательно,
эффективность от вступления ВТО во
многом обусловливается продолжительностью
периода спада и временем наступления
экономического подъёма экономики, более
эффективно встроенной в мировую экономическую
систему. Эти параметры зависят от принятия
ряда реформ в сфере внутренней экономической
политики. С другой стороны, реформирование
экономики, необходимое для достижения
положительного результата при вступлении
в ВТО, уже стимулировало экономический
рост и без вступления в ВТО.
Таким образом, в отношении
вступления России в ВТО нельзя однозначно
становиться на сторону либо активных
сторонников этого шага, либо на
сторону противников. Вопрос, вступать
России в ВТО или нет, нельзя рассматривать
только исходя из текущей ситуации,
это вопрос стратегический. Членство
в ВТО рассчитано на десятилетия.
Следует чётко уяснить, что вступление
в ВТО не способствует решению
краткосрочных задач, но отказ от
него приведёт к тому, что пострадают
долгосрочные интересы России.
Суммировать ситуацию можно
словами В. Путина, который ещё
будучи президентом в своём послании
Федеральному Собранию 19 апреля 2002 года
сказал: «ВТО – не абсолютное зло
и не абсолютное добро. ВТО – это
инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться,
становится сильнее».
Список использованной литературы.
- ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик / под ред. С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008. – 395 с.
- Глобальное экономическое регулирование / под ред. проф. В.Н. Зуева – М.: Магистр, 2011. – 547 с.
- Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. – М.: ВАВТ, 2008. – 347 с.
- Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут всё изменить / под ред. С.А. Караганова. М.: АСТ; Русь-Олимп, 2008. – 448 с.
- Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная торговая организация и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – 367с.
- Загашвили Ю.В. Государство на новом этапе экономической глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №5.
- Оболенский В.П. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы. // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. - №6.
- Сабельников Л.В. Влияние ВТО на внешнюю торговлю России инновационными товарами и услугами. // Российский Внешнеэкономический вестник. – 2009. - №6.
- Журнал «Эксперт» online: http://www.expert.ru/
- Официальный сайт ВТО: http://www.wto.org/
- Россия и Всемирная торговая организация – WTO: http://www.wto.ru/
- Сурин А. Вступление России в ВТО. Что сулит и чем чревато вступление России в ВТО // http://surin.marketolog.biz/
1 Из выступления А. Кудрина на
Всемирном экономическом форуме в Давосе
28 января 2010 г. URL: http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
2 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
Экономика, политика, право. – М.: ВАВТ,
2008. - с.7
3 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
Экономика, политика, право. – М.: ВАВТ,
2008. - с.11.
4 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
Экономика, политика, право. – М.: ВАВТ,
2008. - с. 16-17.
5 Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная
торговая организация и российские интересы.
– М.: Магистр, 2009. – с. 209.
6
Глобальное экономическое регулирование
/ под ред. проф. В.Н. Зуева. – М.: Магистр,
2011.- с. 302.
7 О ходе переговоров по присоединению
России к ВТО – Россия и Всемирная торговая
организация – WT. URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
8 Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная
торговая организация и российские интересы.
– М.: Магистр, 2009. – с. 225.
9 Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная
торговая организация и российские интересы.
– М.: Магистр, 2009. – с. 236.
10 Цели и задачи присоединения – Россия
и Всемирная торговая организация – WTO.
URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9
11 Цели и задачи присоединения – Россия
и Всемирная торговая организация – WTO.
URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9
12 Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная
торговая организация и российские интересы.
– М.: Магистр, 2009. – с. 241.
13 Как отразится на нашем бизнесе вступление
России в ВТО? // URL: www.expert.ru. 2007. №7.
14 Сурин А. Вступление России в ВТО. Что
сулит и чем чревато вступление России
в ВТО // URL: http://surin.marketolog.biz