Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:17, реферат
В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 миллионов человек, его хорошо знали почти все жители союзных республик, и в обязательном порядке - каждый школьник. Распад СССР и утрата Россией прежнего экономического, технологического и геополитического влияния на постсоветском пространстве и в мире отразились на положении русского языка и культуры в ближнем и дальнем зарубежье.
Интересные данные были получены по языковой ситуации среди русскоязычного населения стран СНГ, т.н. соотечественников. Это данные Института диаспоры и интеграции (или Институт стран СНГ) по опросу 5 тыс. человек в шести странах. Они показывают имеющиеся возможности использования языка, реальные потребности в нем и позволяют судить, возможна или невозможна языковая ассимиляция среди русских. Некоторые исследователи русского языка начала 1990-х считали, что после распада русские в новом зарубежье в массе своей не покинут территории своего исторического проживания и не будут ассимилироваться в среду титульных национальностей по ряду причин (высокий статус языка и культуры, наличие по-соседству материнской страны, большая этнокультурная дистанция). Другие зарубежные и отечественные специалисты предрекали или исход русских, или их ассимиляцию. Ни то и ни другое не случилось.
Русскоязычные осваивают титульный язык медленно и только их малая часть это делает. Больше всего оказался доступным армянский (просто мало русских в Армении и нет другого выхода), белорусский и украинский (по причине близости языков). В остальных обследованных случаях (Киргизия, Казахстан, Молдова) титульный язык знают от 5 до 14%. По странам Балтии процесс освоения русскими титульных языков идет более энергично, но без утраты русского языка.
Дети
и внуки у многих также обучаются
на русском языке, но ситуации здесь
уже не такая благополучная. Половина
русских соотечественников на Украине
вынуждена обучать своих детей
и внуков на языке титульной
По
причине реальной языковой ситуации
и международно-признанных языковых
прав людей русский язык должен обладать
официальным статусом в тех странах,
где хотя бы для трети налогоплательщиков
это основной язык знания и общения,
т.е. родной язык. В соответствии с
международными стандартами решения
языковой проблемы в многоэтничных
государствах целесообразно поддержать
требования восточных регионов Украины
о придании русскому языку статуса
второго государственного. Руководствуясь
международно-правовыми
Если равностатусность за русскими не будет признаваться, тогда Россия должна поддерживать обе формы внутреннего самоопределения культурно отличительных групп: этнотерриториальную через федерализацию ряда постсоветских государств, где есть более или менее гомогенные ареалы проживания русских (Украина, Казахстан, Эстония), или через экстерриториальную национально-культурную автономию.
Основная
ответственность за обеспечение
статуса и поддержку русского
языка должна лежать на государствах,
в которых проживает
Каковы же перспективы русскоязычного населения в будущем? Распад СССР дал русскоязычному населению три варианта жизненной стратегии: ассимиляция в титульную культуру и язык, отъезд в Россию и отстаивание равного статуса в новом сообществе. К сожалению, большинство специалистов и политиков рассматривали только первые два варианта – самые неестественные с точки зрения рациональных человеческих выборов и самые трудно реализуемые. Именно третий вариант представляется наиболее оптимальным для России, для соотечественников и для Русского мира в целом. Это совсем не означает, что желающие переехать в Россию не должны получить такую возможность. Для этого существует предложенная президентом Программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Она, конечно, не даст того притока мигрантов, на которые рассчитывали ее авторы. В 2007 г. вместо планировавшихся 30 тысяч переехало около 300 человек. Русский мир больше, чем нынешняя Россия. И задача специалистов помогать людям русской культуры и языка сохранять для себя и потомков свои духовные начала.