Социально-экономические модели развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:32, реферат

Описание

Как правило, индустриально развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких государствах большая часть населения имеет высокий уровень жизни, и проживает около 15% населения мира. Так же индустриальные страны имеют большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Данная группа стран функционирует за счёт инновационных и тщательно разработанных моделей экономического развития, которые во многом могли бы послужить хорошим примером в развитии любой отстающей страны.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

      Перечислим  принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного  времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

      • в политической сфере — высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и политическими партиями на основе взаимного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

      •  в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и создания инновационного климата;

      • в социальной сфере — возрастание  значения человеческого фактора  — высококвалифицированного и творческого  труда, социальной направленности государства и экономической стабильности общества.

      Полная  занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и  жизненном уровне, проистекающих  из массовой безработицы, поскольку  долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. Таким образом, Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

      Главный фактор данной модели — сохранение основных средств производства в  частном владении. Доля государственных  расходов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.

      Шведская  модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.

      Наиболее  слабым местом модели оказалась сложность  сочетания полной занятости и  стабильности цен. Таким образом, шведская модель оказывалась под угрозой. Считалось, что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и высокий потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих граждан. 
 
 
 

      Глава 3. Прогнозы социально-экономического развития индустриальных стран

      3.1 Оценка будущих темпов экономического развития

      Экономическая мощь и благосостояние стран определяются ростом численности населения, вовлеченностью людских и материальных ресурсов в процесс экономической деятельности и во все большей степени - повышением эффективности производства. Более того, демографические процессы во многом формируются под влиянием интенсификации процессов экономического роста. Пути и способы достижения целей социально-экономического развития (административные или рыночные) обусловливают состояние личных прав и свобод, прогресс-науки и техники, возможности использования достижений НТП, а также изменение экономического и политического веса отдельных стран в мировом сообществе и сам характер международных отношений.

      Темпы мирового экономического развития в  длительной перспективе носят волнообразный характер. Время начала и окончания периодов улучшения и ухудшения экономической конъюнктуры не поддается точной оценке. Немногие "фабрики мысли" рискуют публиковать долгосрочные прогнозы на 25-50 лет вперед. В их числе: Goldman Sachs (GS), Centre d'Etudes Perspectives et d'Informations Internationales (СЕРП), The Economist Intelligence Unit (EIU). Методология разработки прогноза у всех названных центров базируется на экстраполяции выявленных тенденций. Различия в оценках зависят прежде всего от того, какой период был выбран в качестве исходного.

      Прогноз долгосрочных темпов мирового экономического развития, в данном случае до 2025 и 2050 гг., что примерно соответствует  границам восходящей и нисходящей волн большого цикла, целесообразно разбить на несколько составляющих: оценку динамики ВВП на душу населения и совокупной величины ВВП США как лидера НТП; оценку динамики соответствующих показателей развитых стран, помимо США; оценку динамики экономического роста развивающихся стран; оценку динамики экономического развития стран с переходной экономикой; оценку перспектив мирового экономического развития; сравнение возможных итогов экономической динамики наиболее крупных стран и оценку изменения соотношения сил в мировом хозяйстве.

      В первой половине столетия ВВП на душу населения рос медленнее, чем можно было ожидать с учетом динамики производительности труда, в силу сокращения средней продолжительности рабочего времени. Во второй половине она изменилась в меньшей степени, чем в первой, и показатели динамики производительности труда и ВВП на душу населения практически совпали.

      Темпы накопления и использования научно-технического потенциала в стране - лидере НТП  приобрели в долгосрочной перспективе  весьма устойчивый характер. Это позволяет предположить, что в первой половине XXI в. динамика соответствующих показателей не претерпит существенных изменений.

      Прогнозные  оценки по остальным странам "большой  семерки", а также по совокупности развитых стран могут основываться на предположении о том, что экономический рост большинства развитых стран будет происходить по траектории догоняющего развития в фазе восходящей волны, как это было в цикле второй половины XX в. гипотеза опережающего развития стран Западной Европы и Японии по сравнению с США исходит из предположения, что назревшие реформы в области налогообложения, трудового и социального законодательства в этих странах будут осуществлены, что сделает их экономику более гибкой и привлекательной для инвестиций. 
 

      Некоторое оживление мировой экономики в 2010-2011 гг. должно стать новым стимулом хозяйственной активности в Австралии. Экономический рост опирается главным образом на увеличение экспорта, которое должно компенсировать более медленное расширение внутреннего спроса. Прогнозируется также солидное увеличение занятости (1.75%), которое может привести безработицу к самому низкому уровню за последние 23 года (5.75%). Инфляция не превысит 2-3%, отражая умеренный рост стоимости рабочей силы и более высокий курс австралийского доллара . Дефицит по текущим операциям снизится до 5% ВВП в связи с улучшением условий торговли (соотношение экспортных и импортных цен).

      По  прогнозам экономика Канады вырастет на 5% к 2015г. Это самый значительный рост ВВП Канады с третьего квартала 2008 года, говорится в отчете Статистического управления страны. Аналитики предсказывали рост экономики на 4,2%, Bank of Canada прогнозировал рост на 3,3%.

      А в отношении Швеции перспективы экономического развития Швеции носят пока мрачный характер. В прогнозах увеличение уровня безработицы и дефицита бюджета страны.

      В Японии, ситуация улучшается, но в данных о реальной активности мало признаков стабилизации, так что прогнозируется более медленное, чем в других регионах, оживление экономической активности. Макроэкономическая политика обеспечивает поддержку, но значительная часть корректировки на рынке труда еще не завершена. Рост безработицы повлияет на потребление и активность как и сильная зависимость экономики от все еще не оправившегося банковского сектора.   
 

      3.2 Тенденции социального развития

      Как показывает история, рост численности  населения ускоряется по мере улучшения  условий жизни и снижения смертности. Затем происходит сокращение рождаемости. После ускорения роста численности  населения неизбежно наступает  его замедление вплоть до отрицательных величин. Интенсивность изменений в динамике демографических процессов зависит от быстроты сокращения смертности.

      Согласно  официальной оценке ООН, к 2025 г. средний  по миру коэффициент фертильности (отношение  числа детей к численности женщин детородного возраста) опустится ниже указанной отметки возмещения. Демографы ООН полагают, что численность населения мира достигнет своего максимума к середине XXI в. и составит около 10 млрд человек.

      Прекращение роста численности населения к середине XXI в. возможно при равномерном снижении темпов его прироста к названному сроку. Например, при снижении среднегодового темпа прироста на 0, 25 п. п. каждое десятилетие максимальная численность населения мира составит в 2050 г. 8550 млн человек.

      В основу еще одного варианта прогноза численности населения на 2020 г., разработанного ИМЭМО РАН, положено сохранение его  среднегодового темпа прироста, составившего в 2001-2005 гг. l%. Если продлить этот период до 2025 г., то можно выйти на величину порядка 7740 млн человек. Далее, исходя из среднегодового темпа прироста во второй четверти XXI в. примерно в 0, 5%, получаем оценку максимальной численности населения в 2050 г. - 8770 млн. человек, что на 2, 6% отличается от предыдущего варианта. По версии Goldman Sachs, численность населения Японии в 2050 г. составит 100 млн.

      Разброс оценок обусловлен различными представлениями  о траектории снижения прироста численности  населения в наиболее крупных  развивающихся странах, а также  неточностями существующих ее оценок. Нельзя исключать и вероятности изменения демографической политики и ее воздействия на рост населения.

      Снижение  рождаемости и процесс старения населения способствуют обострению проблем в социально-экономической  сфере. В составе рабочей силы сокращается доля молодых, которые являются наиболее высокообразованными и восприимчивыми к нововведениям. В частности, по оценке Центра исследований журнала The Economist, в Японии к середине второго десятилетия XXI в. доля работающих в возрасте от 20 до 30 лет сократится на 1/5. Во-вторых, ухудшается соотношение численности работающих и пенсионеров. В Японии и Италии оно уменьшится с 4 : 1 в настоящее время до 2 : 1 к 2030 г. и до 3 : 2 - в 2050 г. С подобными проблемами уже сталкиваются страны Центральной и Восточной Европы (от Германии до России), Северного Средиземноморья и Восточной Азии.

      Наиболее  конструктивным подходом к решению  проблем, связанных со старением  населения, эксперты журнала The Economist считают  создание условий для того, чтобы  люди старших возрастов продолжали работать. Это тем более оправданно, поскольку под влиянием изменений в отраслевой структуре хозяйства и характере труда благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий возможности использования труда как женщин, так и лиц пожилого возраста объективно расширяются. Прогресс в улучшении качества жизни и в здравоохранении позволяет раздвинуть границы трудоспособного возраста.

      В числе предлагаемых мер называются отмена возрастного порога обязательного  прекращения трудовой карьеры, повышение возраста, дающего право на получение государственной пенсии, и уравнивание в этом отношении мужчин и женщин. В новых условиях при найме на работу и установлении ставки заработной платы основными критериями должны стать интеллектуальные способности, профессионализм и заинтересованность в труде. Для поддержания качественных характеристик рабочей силы требуются значительные государственные и частные расходы на образование, здравоохранение, детские учреждения и другие формы социальной поддержки

      Уровень образования (населения старше 25 лет), исчисляемый средним количеством лет, проведенных в школе всех уровней, во второй половине XX в. во всем мире неуклонно повышался. По данным Центра международного развития при Гарвардском университете, за период с 1960 по 2000 г. он увеличился почти в 1, 5 раза (с 4, 61 до 6, 72). В развивающихся странах данный показатель вырос в 2, 7 раза (с 1, 79 до 4, 89), а в развитых - в 1, 4 раза (с 6, 97 до 9, 80).

      После 1970 г. темпы повышения уровня образования  во всех группах стран замедлились, что позволяет ожидать к середине XXI в. существенного сближения данного показателя в развитых и развивающихся странах. В первой группе он может достичь 11 лет к 2025 г. и 12 - к 2050 г., во второй - соответственно 7 и 9 лет.

      Повышению качества образования способствует рост расходов на исследования и разработки (ИиР). В передовых странах уже несколько десятилетий этот показатель находится в диапазоне от 2 до 3% ВВП. 
 

      Заключение:

      Подводя итог данной работе, можно выделить следующие общие черты у изучаемых индустриальных стран: четкая линия на расширение и укрепление рыночных отношений; уход государства из сферы прямого участия в экономике и бизнесе при всемерной поддержке бизнеса; акцент на расширение и укрепление позиции малого и среднего бизнеса; курс на демократизацию производства, повышение его конкурентоспособности, на повышение реальных доходов населения, как фактора не только внутриполитической стабильности, но и увеличения платежеспособного спроса. Специфическое — это национальные различия в страновых моделях, в характере догоняющего развития, в разной роли государства по отношению к обществу и т. д. Однако экономические модели всех исследуемых стран существуют и функционируют в формате глобализации.

Информация о работе Социально-экономические модели развитых стран