Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа
Нынешний кризис является довольно любопытным феноменом, но у него есть много предпосылок и проявлений, которые возникли гораздо раньше того момента, когда кризис перешел в свою явную форму. Существует мнение, что предвестником кризиса явилось распространение в мире пиратства, которое, как казалось, уже давно кануло в Лету. Можно говорить о рождении пиратов 21-го века. Однако само возникновение морских разбоев мало, что говорит о нынешнем времени. Главное заключается в том, что с этим явлением современный мир не может бороться.
Цель контрольно-курсовой работы заключается в рассмотрении сомалийского пиратства, как феномена 21 века.
Введение
1. Современное морское пиратство: сомалийский синдром
1.1. История возникновения сомалийского пиратства
1.2. Феномен сомалийского пиратства: причины и факторы
2. Стратегия и тактика современных пиратов
2.1. Проблемы по борьбе с сомалийским пиратством как фактор успешной реализации пиратской деятельности
2.2. Сомалийское пиратство в период с 2005 года до настоящего времени
3. Геополитическая составляющая сомалийского пиратства
3.1. Сомалийское пиратство как глобальная геополитическая проблема современности
3.2. Политическое решение проблемы сомалийского пиратства
Заключение
Список использованной литературы
В Сомали, как, собственно,
и в других районах мира, тактика
пиратов примерно одинакова. В качестве
судов-баз они используют буксиры
или рыбацкие траулеры, на которых
бродят по морю, поджидая добычу. Завидев
подходящий корабль, с борта высаживается
вооруженный десант на надувных лодках
с мощными японскими моторами,
позволяющими развивать большую
скорость. Большинство атак совершается
в ночное время, когда на вахте
стоит минимальное число
Сорвать нападение может или появление военного корабля (самолета), или умелые действия команды атакуемого судна. В 2008 году тем или иным образом было успешно отбито 55 нападений пиратов. Например, 28 октября прошлого года пираты на трех лодках отвалили от рыболовного судна и атаковали супертанкер «Leander», шедший под панамским флагом. В течение пяти минут пираты обстреливали надстройку и пытались взобраться на борт. Маневрируя, танкер оторвался от лодок, а когда пираты пошли во вторую атаку, появился испанский базовый патрульный самолет «Orion», который на бреющем полете закидал пиратов дымовыми шашками.10
Циркуляры
Международной морской
В
июне 2008 года Совет безопасности ООН
принял резолюцию, позволяющую иностранным
военным кораблям преследовать пиратов
в территориальных водах
Еще одна проблема борьбы с пиратами заключается в том, что их нельзя брать в плен. В международном праве нет четких норм, регламентирующих, что делать с захваченными пиратами. Пиратством считаются лишь те акты морского разбоя, которые произошли в международных водах, в территориальных водах те же самые деяния рассматриваются как «грабеж, совершенный в море», и виновные подпадают под юрисдикцию тех стран, где произошло правонарушение. Но что это означает в случае с Сомали, где фактически отсутствует судебная система, если не считать шариатских судов? Попытка передать пиратов в руки властей любой африканской страны, где действует смертная казнь, может стать поводом для просьбы о политическом убежище. В суде демократической страны, если пираты не были захвачены в момент атаки, доказать факт участия в преступном промысле будет трудно. 12Самую решительную позицию в отношении пиратов занимает Франция. Пираты, захваченные французскими военными в 2008 году, были вывезены во Францию для суда. Другие страны предпочитают не брать пиратов в плен. Так, датские военные моряки, захватившие в море группу сомалийских пиратов, отпустили их восвояси, предварительно разоружив. Британский МИД из опасений, что сомалийцы, оказавшись на британской территории, могут попросить политического убежища, предостерег моряков ВМС своей страны от попыток взять пиратов под арест.
Сегодня услуги по охране судов от сомалийских пиратов предлагают многие охранные предприятия. Цены на рынке зависят от квалификации охранников (они должны не только хорошо уметь стрелять, но и знать правила поведения на море, чтобы избежать нарушения международных законов) и от репутации фирмы: услуги крупных структур на порядок дороже, чем мелких, только что созданных фирм. По данным «Lloyd's List», средняя цена услуг - 8 тыс. фунтов стерлингов за три дня и 12 тыс. фунтов за пять дней перехода в районе Аденского залива, в течение которых судно будет сопровождать команда из трех невооруженных охранников. Расценки увеличиваются примерно вдвое, если клиент хочет, чтобы эскорт был вооружен огнестрельным оружием, однако охранные фирмы обычно не рекомендуют этот вариант. «Некоторые компании в этой сфере не разбираются в морском бизнесе, иногда судовладельцы и операторы сами не вполне ясно все представляют. Существует больший риск, что их судно будет арестовано из-за нарушения законов, чем будет атаковано пиратами», - считает Крис Остин из британской компании «Maritime & Underwater Security Consultants»13.
Многие
с тревогой смотрят на перспективу
появления вооруженных
В 2005-м произошли первые нашумевшие захваты, чем-то напоминающие наши дни. В октябре пираты захватили украинский балкер Panagia с экипажем 23 человека, все граждане Украины. Также в октябре был захвачен греческий танкер San Carlo, а неделей спустя тайский сухогруз Laemthong Glory. Украинское судно было выкуплено за 700 тысяч долларов, что по тем временам стало абсолютным рекордом, и оставалось им вплоть до 2008 года. 2006-й год чуть было не стал последним годом сомалийского пиратства. К середине года умеренное исламистское движение распространило свой контроль над почти всей территорией Сомали, за исключением самопровозглашенных автономий Сомалиленд и Пунтленд. Пришедшие к власти исламисты торжественно заявили, что пиратства они не потерпят. Заявление было подкреплено действиями, причем действия оказались настолько эффективными, что пиратство мгновенно прекратилось, и воды Аденского залива и прибрежных вод Сомали в Индийском океане стали практически безопасными. Но вскоре исламисты были свергнуты, и в стране опять воцарился хаос.14 В настоящее время переходное правительство Сомали состоит как раз из тех самых, уцелевших умеренных исламистов. Некоторые специалисты считают, что в свержении исламистов виновны США. Однако, скорее всего, руку приложили и соседи Сомали, в первую очередь Эфиопия. Сомали и Эфиопия, это исторические соперники. Войска Эфиопии поддерживают в настоящее время видимость порядка в Могадишу, столице Сомали, с благословления ООН и Африканского Союза, однако дальше Могадишу они не идут. Есть несколько способов восстановить государство Сомали, и самый верный из них, это широкомасштабное вторжение Эфиопии – все население страны тут же забывает о своих распрях и неурядицах, объединяется и воюет с войсками Эфиопии до тех пор, пока они не уходят. Армия Сомали в свое время была самой большой в Африке, и соседям Сомали, как бы они ни пытались уверить мировое сообщество в обратном, возрождение сильной Сомали совершенно не нужно. Кроме того, наличие под боком такой уникальной неуправляемой территории дает соседям определенные деловые выгоды. 15Через Сомали можно провезти что угодно, вопрос лишь в логистике, в самой транспортировке.
В
общем, 2006-й год стал для сомалийского
пиратства годом второго
За 2005-2006 года сомалийские пираты захватили
не менее 11 судов, не менее 8-ми были освобождены
после получения пиратами выкупа, суммы
выкупа были самые разные, от 25 до 700 тысяч
долларов. Были захвачены 5 рыболовных
судов, 4 тайваньских и 1 южнокорейское.
И наконец, в эти годы начались захваты
и освобождения судов, следовавших в Могадишу
с грузом гуманитарной продовольственной
помощи Всемирной продовольственной программы
WFP, положившая начало операции Евросоюза
Аталанта. 16Суда ООН для перевозки
продовольствия, стали для пиратов излюбленной
добычей. При этом их то отпускали без
всяких выкупов, то освобождали силой,
то выкупали за несколько десятков тысяч
долларов, то отпускали после того, как
значительная часть груза, продовольствия,
выгружалась самими пиратами, не без помощи
местного населения17.
2007-й
год стал годом бурного
В 2007-м году сомалийские пираты захватили не менее 11 судов, самыми заметными стали захваты датского сухогруза Danica White и японского танкера Golden Nori. Оба судна были отпущены после выплаты выкупа в размере 750 и 800 тысяч долларов, что стало и самыми крупными суммами, полученными пиратами. Было захвачено по меньшей мере 3 рыболовных судна, тайваньских и корейских. Евросоюз внял просьбам WFP и заявил о готовящейся операции, посылке в Аденский залив соединения военных кораблей с главной целью защиты судов с грузом гуманитарного продовольствия. Уже с ноября в Сомали пошли первые суда в сопровождении европейских военных кораблей.19
Процесс
захвата судов, переговоров и
последующего выкупа проходил относительно
мирно и не приобрел еще четкие
организационные формы
В
2008-м году произошли и по сию
пору самые известные, нашумевшие захваты
судов. 1 февраля был захвачен буксир
Svitzer Korsakov, следовавший на Сахалин. Экипаж
состоял из 6-ти человек, англичанина,
ирландца и 4 граждан России. Судно
было освобождено 18 марта после выплаты
выкупа.
4 апреля сомалийские пираты захватили
в плен круизную парусную мега-яхту Le Ponant,
в Аденском заливе. При штатной численности
экипажа 32 человека в этом пустом, без
пассажиров, пробеге с Сейшел на Средиземноморье
экипаж был 30 человек, 20 граждане Франции,
остальные – граждане Украины, в том числе
девушка. Уже 11 апреля судно освободили.
Власти Франции решили устроить пиратам
показательную порку. Французы не торгуясь,
согласились на первое же требование пиратов,
на сумму выкупа 2 миллиона долларов. Выкуп
был доставлен на яхту и пересчитан пиратами,
после чего они покинули судно, не причинив
никому вреда. На берегу пираты разделились
на две группы, одну французы упустили,
вторая была перехвачена далеко от побережья
вертолетами, часть пиратов была убита,
шестерых захватили и позже доставили
во Францию. Какую-то часть выкупа, не всю,
при этом удалось вернуть. 20
15
ноября пираты захватили
По данным Международного морского бюро, в период с 2000 по 2007 год в мире было отмечено свыше 2.800 актов пиратства (т.е. в среднем по 400 в год), что почти в 2 раза превысило уровень предшествующего 6-летнего периода. В 2008 году произошло беспрецедентное увеличение (на 11 процентов) числа актов пиратства или вооруженного разбоя в отношении судов на море во всем мире, при этом было захвачено 42 судна и взято в заложники 815 моряков. У побережья Сомали произошло 111 инцидентов (хотя пять лет назад, в 2003 г., была зафиксирована лишь 21 пиратская атака).
Только в 2008 году сомалийские пираты захватили 42 торговых судна, в т.ч. в ноябре произошел захват саудовского нефтяного супертанкера «Сириус стар», длиной 330 метров, перевозившего в США сырую нефть общей стоимостью 110 млн. долларов. В настоящее время пираты удерживают в заложниках 17 судов и около 300 человек. Простой захваченного судна обходится от десятка до сотен тысяч долларов в сутки (в зависимости от тоннажа и стоимости груза). Часто именно поэтому судовладельцу проще заплатить выкуп, чем вести затяжные переговоры. Но вместе с тем следует иметь в виду, что любые уступки пиратам в виде выкупа, только провоцируют их на дальнейшее расширение своей деятельности.21
Информация о работе Сомалийское пиратство как феномен 21 века