Сомалийское пиратство как феномен 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание

Нынешний кризис является довольно любопытным феноменом, но у него есть много предпосылок и проявлений, которые возникли гораздо раньше того момента, когда кризис перешел в свою явную форму. Существует мнение, что предвестником кризиса явилось распространение в мире пиратства, которое, как казалось, уже давно кануло в Лету. Можно говорить о рождении пиратов 21-го века. Однако само возникновение морских разбоев мало, что говорит о нынешнем времени. Главное заключается в том, что с этим явлением современный мир не может бороться.
Цель контрольно-курсовой работы заключается в рассмотрении сомалийского пиратства, как феномена 21 века.

Содержание

Введение
1. Современное морское пиратство: сомалийский синдром
1.1. История возникновения сомалийского пиратства
1.2. Феномен сомалийского пиратства: причины и факторы
2. Стратегия и тактика современных пиратов
2.1. Проблемы по борьбе с сомалийским пиратством как фактор успешной реализации пиратской деятельности
2.2. Сомалийское пиратство в период с 2005 года до настоящего времени
3. Геополитическая составляющая сомалийского пиратства
3.1. Сомалийское пиратство как глобальная геополитическая проблема современности
3.2. Политическое решение проблемы сомалийского пиратства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

пиратство.docx

— 75.99 Кб (Скачать документ)

     В мае все того же 2008 года произошло  еще одно событие, оказавшее на сомалийское  пиратство и его судьбу огромное влияние, и ставшее возможно, ключевым фактором в его дальнейшем существовании  и эволюции. СМИ и общественность этого события практически не заметили. Лондонские страховщики включили Аденский залив в список зон военного риска, и стали взимать с судовладельцев страховые премии за военный риск. В начале 2009 года зону расширили, охватив ею почти всю северную часть Индийского океана, от Баб-эль-Мандебского пролива на западе до побережья Индии на востоке, от северной части Аравийского моря до почти Мадагаскара на юге. С того времени и по настоящее время стоимость страхования этого риска выросла многократно.

     В 2008 году в борьбу с пиратами активно включились ведущие морские организации мира, а вслед за ними и ООН. Список ведущих морских организаций мира (в дальнейшем ММО):

     Международная морская организация IMO, входящая в ООН  и являющаяся его  подразделением. Т.н. «Круглый Стол», неформальное объединение ведущих  морских ассоциаций (BIMCO, ICS/ISF, Intertanko, Intercargo): 

     Международная Палата Судоходства  и Международная  Федерация Судоходства (на их сайта в качестве девиза скромно начертано  «Голос мирового судоходства») - International Chamber of Shipping and International Shipping Federation ICS and ISF. 

     Балтийский  и Международный  Морской Совет  БИМКО - BIMCO, независимая  ассоциация судовладельцев, аккредитованная  при ООН, связанная  с морскими администрациями  и уполномоченными  за те или иные законы организациями стран  ЕС, США, стран Азии. 

     Интертанко (Intertanko) – ассоциация владельцев танкеров. 

     Интеркарго (Intercargo) – ассоциация владельцев сухогрузных  судов.  
Международное Бюро Судоходства IMB при Международной Коммерческой Палате. 

     ITF (International Transport Federation) – международная  федерация транспортных  рабочих, с которой  аффилированы морские  профсоюзы большинства  заметных в судоходстве  стран, в том  числе России. 

     Далее деятельность сомалийских пиратов  выглядит следующим образом:

     2009 – захвачено 24 судна, выкуплено  31 судно, средний размер выкупов  2.4 миллиона долларов. 

     2010 – захвачено 31 судно, выкуплено  17 судов, средний размер выкупов  5.5 миллиона долларов, при этом  следует отметить такой парадокс  – начиная со второй половины 2010 года, о среднем размере выкупов  мы знаем со слов … пиратов. 

     2011 – захвачено (по состоянию  на 08 мая) 19 судов, выкуплено 13 судов.  Исключительно со слов пиратов  следует, что средний размер  выкупов составляет в текущем  году 5.9 миллиона долларов22

     За  указанный период произошли некоторые  важные и трагические изменения  в самом пиратстве. Благодаря  действиям военных пираты ушли из прибрежных зон Аденского залива и Сомали далеко в океан, и в  настоящее время захватывают  суда у берегов Мадагаскара на юге, у берегов Ирана и Омана  на севере, в Красном море на западе и у берегов Индии на востоке. Если раньше они использовали в качестве своих судов-баз только доу и  рыболовные суда, то в настоящее  время в пиратские корабли  превращаются океанские торговые суда, даже гигантские супертанкеры. 

     Тактика действий пиратов стала очень  гибкой, можно уже уверенно говорить о централизации, подобии общего руководства, и самое неприятное – о появлении среди пиратов  инструкторов из числа бывших военных, скорее всего из африканских стран. Точных данных никто не имеет, однако некоторые случаи заставляют предположить, что такие инструкторы есть. Пиратам впрочем, далеко до тех технологических и военно-тактических высот, которые им не устают приписывать.23

     Ход переговоров по захваченным судам  и суммы выкупа стали полностью  закрытыми для общественности. Говорится, что разглашать суммы выкупа опасно, это может повредить тем судам, которые еще в плену, так как пираты могут завысить требования. Однако при этом умалчивается факт – суммы выкупов стали называть сами пираты, и более того, называемые пиратами цифры становятся официальными, идут в официальную статистику пиратства, широко цитируемую всеми СМИ.

     Пиратство технически стало напоминать отлаженную машину, уже не дающую сбоев. Захват – два месяца переговоров – выкуп – освобождение – следующий захват. Суда уже не находятся в плену по полгода и более, как совсем недавно. Есть конечно, исключения, но это именно исключения. Пираты догадались, что быстрая оборачиваемость в конечном итоге приносит куда большую прибыль, чем торговля за каждый выкуп.

     В период конец 2008-го года и по настоящее  время сомалийское пиратство  сложилось в отлаженный бизнес, действующий  без особых сбоев и срывов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Геополитическая составляющая сомалийского пиратства
    1. Сомалийское пиратство как глобальная геополитическая проблема современности
     В 2011 году сомалийские пираты существенно расширили географию своих вылазок, отмечают специалисты. Если ранее преступники, имеющие поддержку в тех частях страны, которые не контролируются центральным правительством, совершали напдения поблизости от территориальных вод страны, то теперь, ввиду деятельности международных сил, изменили свою тактику. Сомалийские пираты выходят далеко в море и совершают нападения на корабли, обошедшие опасный регион и направляющиеся в сторону ЮАР.

     В условиях современной глобализации, когда в мировом сообществе встает вопрос о формировании мирового правительства, то мировое правосудие и роль мировой судебной практики выходит на ведущее, если не на первое место. Здесь во взаимоотношениях мирового сообщества и мирового суда важно соблюсти равновесие и установить разумные правовые нормы, правила, сформировать принципы и установить разумные правовые пределы сферы деятельности и компетенции мирового суда. 
Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.24

     В российском законодательстве существует уголовная ответственность за пиратство  предусмотрена статьей 227 УК РФ, согласно которой пиратство — это нападение  на морское или речное судно в  целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия  либо с угрозой его применения. Поэтому Россия активно призывает  к созданию международного трибунала  для преследования и борьбы с  пиратами. Этому способствует масса  предпосылок и примеров – когда  судно с россиянами на борту было освобождено от пиратов российским военным кораблем, дислоцированным в этом регионе, самих пиратов пришлось отпустить, так как международное право не дает возможности их судебного преследования.

     Отмечая, что не у всех государств есть возможность  привлекать к уголовной ответственности  иностранных граждан за пиратские  преступления не на их территории, Лякин-Фролов высказался за необходимость «решать  вопрос об осуществлении преследования  за пиратство с использованием международного правосудия». В этой связи 27 апреля СБ ООН единогласно принял инициированную Россией резолюцию 1918, которая открывает  возможность тщательно изучить  все варианты судебного преследования, включая создание специальной судебной палаты при суде одного из государств региона с возможным международным  компонентом, регионального или  международного трибуналов.

     Учитывая  целый ряд экономических, социальных и политических причин становится понятно, зачем некоторые сомалийцы становятся пиратами, а вот причины того, почему судоходные компании и государства  в целом реагируют на угрозу именно таким образом, вернее плохо реагируют, не совсем ясны.

     С 2010 года проблемой пиратства были вынуждены заняться военные эксперты ряда крупных европейских стран, Евросоюза и НАТО, а также базирующихся в Брюсселе независимых исследовательских  центров. Обобщая информацию, агентства  ИТАР-ТАСС, можно выделить несколько  главных характеристик современного сомалийского пиратства:

     Во-первых, как и большинство видов современной  крупной преступной деятельности, пиратство  является бизнесом. Отсюда прямо следует  еще один важнейший момент – пираты всегда освобождают суда после получения  выкупа.

     Вторым  характерным признаком современного пиратского бизнеса является то, что, как и большинство коммерческих мероприятий, он не предполагает чрезмерного насилия, и в идеале, должен обходиться вообще без крови.

     В третьих, пиратский бизнес преимущественно  является своего рода прибрежным промыслом.

     И в четвертых, пиратство возможно только в зонах отсутствия эффективного государственного контроля над побережьем.

     Что касается Сомали, то там сегодня  действует еще один важнейший  фактор – Аденский залив, побережье  Африканского рога – это зона напряженного морского трафика. Через нее проходит до 10 % мировых морских перевозок  и до 30 % транспортировки нефти  морским путем.25 На практике это означает непрерывный поток судов, из которых пиратам остается только выбирать. На основании можно считать, что пиратство является вполне актуальной и реальной глобальной геополитической проблемой современности.

     В 2011г. в Роттердаме впервые в европейской  практике начался суд над сомалийскими пиратами. Привлечь их к ответственности  было сложно. Год назад Россия предложила создать международный трибунал по пиратству. Сейчас над этим вопросом плотно работают ООН, НАТО, Европейский  союз, Международная морская организация, Интерпол. Многое уже сделано. У берегов  Сомали осуществляют военно-морские  охранные операции 44 корабля, в том  числе входящие в специальные  соединения НАТО и Евросоюза. В настоящее  время, по словам А. Звягнцева заместителя  Генпрокурора РФ, - активность снижается. Однако из задержанных 500 человек две  трети – отпущены. И в связи  с этим поступило предложение  о создании так называемого гибридного трибунала – организации при  национальном суде какого-либо государства  специальной палаты с международным  участием - на основе решения Совбеза  ООН и соглашения ООН с соответствующим  государством. При этом важно обеспечить соблюдение международных стандартов в области прав человека.

     С июня 2008 года СБ ООН принял несколько  резолюций по этой проблеме. Причем по резолюции 1851, принятой 16 декабря  прошлого года, государства, сотрудничающие с Сомали, а в их число входит и Россия, получили право принимать  все необходимые меры для пресечения пиратской деятельности не только в  территориальном море, но и на сухопутной территории и в воздушном пространстве Сомали.

     В докладе Генерального секретаря  ООН Пан Ги Муна по вопросу о  пиратстве, который в марте 2010 года был представлен Совету Безопасности, говорится, что меры по борьбе с пиратством требуют комплексного подхода. Он должен включать в себя соблюдение мирного  процесса в Сомали и оказание поддержки  силам Африканского союза, выполняющим  там миротворческие функции, а также  сомалийским силам безопасности. Кроме того, необходимо уделять внимание укреплению сомалийской и региональных служб береговой охраны.

     В «послужном списке» сомалийских  пиратов присутствует огромное число  незаконных захватов судов и гибель людей. Мировое сообщество и страны мира, как все вместе, так и  самостоятельно пытаются предпринять  попытки к решению этого вопроса. Например, правительства Южной Африки и Мозамбика подписали меморандум о совместных действиях против сомалийских  пиратов, занимающихся грабежом судов  и похищением людей в Индийском  океане. Совместные службы Мозамбика  и ЮАР должны будут дополнить  усилия международных патрулей, несущих  дежурство вдоль территориальных  вод Сомали. Опасность со стороны  между международных сил заставила  сомалийских пиратов искать счастья  у берегов Мозамбика и ЮАР, отмечают эксперты. В Нью-Йорке по инициативе Италии, Великобритании и  Уганды состоялось дипломатическое  совещание по проблемам Сомали, с  участием представителей Лиги арабских стран и Африканского Союза. Совещание  состоялось в кулуарах Генеральной  Ассамблеи ООН под председательством генсека ООН Пан Ги Муна. Япония официально разместила военную базу на территории африканского государства Джибути. Карлик Джибути располагается на границе с восточно-африканской страной Сомали, пираты которой наводят страх на все побережья региона.26

     Примером  реального привлечения к ответственности  сомалийских пиратов стал суд  Бельгии, который вынес приговор гражданину Сомали Омару Мохаммеду  Абдивахаду, который обвинялся в  нападении на бельгийское судно Pompei. По решению суда пирату придется провести за решеткой ближайшие 10 лет. Также Национальный суд Испании  вынес приговор двум пиратам, участвовавшим  в захвате рыболовецкого судна Alakran в Индийском океане в октябре 2009 года. На двоих они получили 878 лет тюрьмы.

     Пока  можно лишь констатировать, что, несмотря на развертывание у берегов Сомали одной из крупнейших военно-морских  флотилий в современной истории, фактически мы наблюдаем сейчас паралич  международной системы обеспечения  безопасности, свободы мореплавания и торговли в этом регионе. Это  те ценности, которые лежат в основе современной западной цивилизации.

     Пиратством  в современном мире занимаются в  основном жители Сомали, у которых  уже два десятилетия фактически отсутствует централизованное управление страной. Кроме того, последние два  года ознаменовались опустошительной  засухой, неурожаем и как следствие  голодом. Поэтому морской разбой для мужской части населения  стал практически единственным достойным  средством заработка.27

     В настоящее время мировая политика ориентирована на решение проблем, связанных прямо или косвенно с процессом глобализации. Глобальный характер сегодня приобретает проблема безопасности. Мировая политика, а именно мировое сообщество делает акцент на вопросах глобальной безопасности в тесной связи с проблемами личной и общественной безопасности. Данная система предназначена обеспечивать международную стабильность и устойчивое развитие на длительную перспективу на основе политического регулирования глобальных процессов.28 Примером такой системы, опирающейся сегодня на стратегии принуждения в целях краткосрочного предотвращения терроризма и пиратства - сеть механизмов и соглашений, созданных ее участниками для обеспечения безопасности в мире в ответ на подобные вызовы.

     Однако, очевидно, что стратегии принуждения  и сдерживания подобных проявлений экстремизма не могут гарантировать  достижения долгосрочной безопасности в мире. Мировая политика стоит  перед необходимостью установления новых приоритетов политики глобальной безопасности, возможностей и средств  политического регулирования глобальной сферы. Глобализация политики отражает потребность утверждения приоритета общечеловеческих ценностей. При обеспечении  долгосрочной глобальной безопасности средствами политики и права важно  понимание механизмов функционирования мира глобальной политики, в котором  существенное значение имеют характер действующей политической культуры и политического сознания.29 

    1. Политическое  решение проблемы сомалийского пиратства

     Политическое  решение проблемы пиратского бизнеса  в Сомали в том хорошо организованном и явно координируемом извне виде, в котором оно сегодня существует, возможно, представить в виде последовательности трех этапов. Первый этап - пиратов следовало бы отрезать от их баз снабжения и каналов поступления денежных средств. То, что это явление не живет и процветает исключительно за счет самоокупаемости, а финансируется извне – очевидно уже для всех: находясь в разоренной гражданской войной стране, пираты обладают самой современной техникой и новейшим вооружением, приборами навигации и слежения, спецтехникой и ни в чем не нуждаются.30 

     Отсечь  эти источники финансирования –  решение половины проблемы, как минимум. Второй этап – попытаться сделать  невыгодным использование пиратского бизнеса в Сомали в качестве тайного  канала переброски оружия. Это заставит потерять к пиратам интерес со стороны тех из мировых лидеров, которые сегодня стремятся установить контроль над различными регионами  мира, используя в своих целях  тлеющие там этнополитические конфликты  или инициируя новые. Это возможно только в том случае, если пиратский  бизнес в Сомали будет постоянно  находится под пристальным вниманием  международного сообщества.

     Пиратский треугольник в Аденском заливе следовало  бы перестать рассматривать как  некую «черную дыру» или новую  природную аномалию: стратегические грузы и финансовые потоки в нем  вовсе не исчезают бесследно, как  в Бермудах, а просто меняют хозяев. Несмотря на сложившийся вокруг современных  сомалийских пиратов образ неуловимости и абсолютной безнаказанности (во многом, возможно, специально сформированный западными СМИ), следы перемещения  грузов и денежных средств всегда остаются, даже в такой стране как  Сомали. И их движение не так трудно проследить, как кажется.

     Просто  никто еще не предпринимал таких  попыток на серьезном международном  уровне, или такие попытки делались, но не получали необходимой поддержки. Для теневого бизнеса любая форма  публичности гибельна, он быстро уходит из тех мест, которые попадают в  фокус внимания мировой общественности. Если в операциях теневого бизнеса замешаны политические интересы некоторых великих держав, то теневой бизнес сворачивается еще быстрее: еще один случай захвата пиратами транспорта с опасным грузом, аналогичный происшествию с "Фаиной", может напрямую указать на истинных организаторов и покровителей пиратского гнезда.

     Сейчас  пристального внимания к Сомали у  мирового сообщества еще попросту нет: интерес к проблеме пиратства  то неожиданно возникает (с захватом очередного судна) – правда, на крайне ограниченный срок, то так же быстро спадает, и задача ликвидации пиратства  снова уходит на второй план, вытесняемая  новыми мировыми кризисами, дефолтами  и ожидаемыми катастрофами некоторых  национальных экономик. Ни о какой  системности борьбы с пиратами и  их покровителями в таких условиях не может быть и речи.31

     Третий  этап – восстановление экономики, создание занятости для основной массы  мирного населения Сомали, для  которого сегодня пиратство –  чуть ли не единственный способ заработать на жизнь.

     Пираты  действуют не спонтанно, а на заказ, и за захват конкретных судов им хорошо платят неизвестные покровители. Это и обеспечивает занятость  местного населения в пиратском  промысле. Пиратство в Сомали пора перестать рассматривать как  локальное явление регионального  масштаба: если это – хорошо налаженный канал переброски оружия и финансовых средств в горячие точки мира, то современные пираты Сомали –  важное звено в борьбе великих  держав за установление нового миропорядка, идущего на смену активно демонтируемой  Вашингтоном Ялтинской системе.

     
 
 
 

     Заключение 

     Пиратство, как один из самых древних видов  преступлений, посягающих на интересы всех государств, возникло одновременно с судоходством. С тех самых  времен пираты были объявлены «врагами рода человеческого» и их «должен  повесить первый, в руках кого они  окажутся». Еще в 1926 году Комитет  экспертов Лиги Наций пришел к  выводу о том, что вопрос пиратства  важен и "должен фигурировать в  числе вопросов международного права, разрешение которых посредством  международного соглашения представляется в высшей степени назревшим и  необходимым".

     На  основании изложенного можно  сделать следующие обобщающие выводы: 
1)Очевидно, что разрозненные действия отдельных государств по борьбе с пиратством к успешным результатам не приведут. Только консолидированные действия государств могут оказаться эффективными по борьбе с этим злом.

     Резолюции Совета Безопасности предоставляют  достаточные международно-правовые основания для решения данной проблемы. 
2) Действия Военно-морского флота России, по борьбе с пиратством в районе Сомали имели широкий общественный резонанс. Представляется необходимым, продолжить патрулирование наших кораблей в этом районе и усилить нашу группировку. 

     3) Сомалийский синдром сегодня  является своеобразным камнем  преткновения. Только искоренив  пиратство именно в этом районе  международное сообщество может рассчитывать на успех.

     4)Нельзя  забывать и о социальных корнях  морского пиратства. Борьба с  бедностью, установление стабильного  политического режима, широкомасштабная  гуманитарная помощь и другие  меры также могут оказать позитивное  воздействие если не на искоренение,  то, по меньшей мере, уменьшении  масштабов морского пиратства. 
 

     Список  использованной литературы

  1. Акапов П.В. Сомали с пиратами и без// Политический журнал. -2008. №190.
  2. Беккин Р.М. Сомалиенд – мечта Адама Смита и Чарльза Дарвина// Азия и Африка сегодня. – 2008. -№4 –С.54.
  3. Ильин М. Политическая глобализация: институциональные изменения // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003. С. 226–232.
  4. Костин А. И. Глобальная безопасность // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003.с. 217–219;
  5. Кувалдин В. Глобальность: новое измерение человеческого бытия // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003. С. 31–57.
  6. Мальский О.Р. Пиратство в 21 веке // Политический журнал. -2008. – №194. – С. 18
  7. Мещеряков Г.Д. Добро пожаловать в Сомали // Азия и Африка сегодня. -2005. – №9. – С. 41–43
  8. Петров В.К. Исламисты Сомали // Азия и Африка сегодня. -2005. – №9. – С. 40–45
  9. Плетнев В.В. Сомалиенд // Азия и Африка сегодня. -2005. – №8. – С. 19–20
  10. Померанц Г. С. Глобальных террор // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр науч. и приклад. программ «Диалог». М., 2003. С. 578.
  11. Потхиетер Т. Проблемы безопасности Африканского Рога// Азия и Африка сегодня. -2008. №11
  12. Уфин Т.П. Сомали – оплот мирового терроризма // Азия и Африка сегодня. -2007. – №3. – С. 34–37

    Электронные ресурсы

  1. Джона Нотта «Парадоксы современного пиратства у берегов Сомали: существующие угрозы и пути их преодоления»                                                        URL: http://blog.liga.net/user/rudenko/article/3613.aspx
  2. Информационно-аналитический центр "ЛІГА", 1991-2011гг.                                URL: http://blog.liga.net 
  3. Пираты 21-го века: новый вид бизнеса 10.03.2009 URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1097/
  4. Нечаев Г. Почему пираты неуловимы. Деловая газета Взгляд                URL: http://vz.ru/society/2008/11/13/228909.html
  5. Сомалийские пираты: много вопросов без ответов. Информационное интернетагентство 7 июля 2011 г.                                                                               URL: http://www.armsexpo.ru/055057052124050052049052049.html
  6. Триумфальное возвращение Веселого Роджера — журнал «Эксперт»№ 45 (634) 10 ноября 2008 URL:http://expert.ru/expert/2008/45/vozvraschenie_veselogo_rodzhera/

Информация о работе Сомалийское пиратство как феномен 21 века