Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:12, курсовая работа
Основная цель исследования - анализ места, роли и потенциала Совета Безопасности ООН как источника коллективных принудительных мер по обеспечению международного мира и безопасности. Вышеуказанная цель обусловила постановку для исследования следующих основных задач: − анализ основных признаков и содержания функционирования СБ ООН как коллективной принудительной меры с учетом новых явлений и характеристик в связи с происходящим прогрессивным развитием международного сообщества на рубеже XX - XXI веков; − исследование санкционного механизма Совета Безопасности ООН в качестве эффективного способа воздействия на международное сообщество; − обоснование необходимости дальнейшего развития коллективной обеспечительной системы поддержания международного мира и безопасности в связи с новыми вызовами и угрозами.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Совет Безопасности ООН: история создания, состав, функции…………………………………………………………………………..6
История Создания Совета Безопасности ООН……................................6
Состав Совета Безопасности ООН………………………………………9
Функции и полномочия Совета Безопасности ООН………………….11
Раздел 2. Санкционный механизм Совета Безопасности ООН……………..13
2.1. Институт санкций Совета Безопасности - важнейший элемент обеспечения международного правопорядка…………………………….......13
2.2. Виды и содержание санкций Совета Безопасности ООН…………….16
Раздел 3. Проблема эффективности принимаемых решений Совета Безопасности ООН в современном мире.........................................................20
3.1. Последствия международных санкций Совета Безопасности ООН для Югославии…………….......................................................................................20
3.2. Последствия резолюций Совета Безопасности в отношении Ливии……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………………….27
ГУ “Луганский национальный университет
Кафедра политологии и правоведения
Курсовая работа на тему
“ Совет Безопасности ООНˮ
Луганск - 2012
План
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Совет Безопасности ООН: история
создания, состав, функции……………………………………………………………
Раздел 2. Санкционный механизм Совета Безопасности ООН……………..13
2.1. Институт санкций
Совета Безопасности - важнейший элемент
обеспечения международного правопорядка…………………………….......
2.2. Виды и содержание санкций Совета Безопасности ООН…………….16
Раздел 3. Проблема эффективности
принимаемых решений Совета
Безопасности ООН в современном мире..........................
3.1. Последствия
международных санкций Совета
Безопасности ООН для
3.2. Последствия
резолюций Совета Безопасности в отношении
Ливии…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….27
Введение
Актуальность темы исследования. Реальность современного мира такова, что ни один народ и ни одно государство не могут обеспечить свою безопасность, опираясь только на собственные силы. Безопасность каждого из них может быть обеспечена только совместными коллективными усилиями. Современная система поддержания и сохранения мира, основывающаяся, прежде всего, на правовых принципах и механизмах Устава ООН, при всех её недостатках, просчетах и противоречиях, составляет потенциально эффективный механизм обеспечения международной безопасности и мирового правопорядка. Сохранение мира может реализовываться в значительной степени и путем использования системы обеспечительных мер принуждения, имеющихся в распоряжении Организации. Особую роль в этой системе мер играет Совет Безопасности ООН (далее СБ ООН). Международное сообщество наделило Совет исключительными функциями - он имеет право от имени всего сообщества государств оценивать ту или иную международную или внутригосударственную ситуацию как угрожающую миру или уже нарушившую мир и принимать для обеспечения международной безопасности целый комплекс мер, включая и принудительные санкции против государства-правонарушителя. Как отметил Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем докладе 2000 года: “… С окончанием конфронтации и выходом Совета Безопасности из порожденного холодной войной паралича десятилетие 90-х годов стало пиком активности Организации Объединенных Наций” [1, 48]. Степень научного исследования темы. Данная тема в литературе исследована весьма слабо. Основная часть работ, в которых в той или иной степени рассматриваются или затрагиваются вопросы коллективных санкций Совета Безопасности ООН, его роли в современном мире принадлежит зарубежным ученым. В советской и российской литературе отдельные аспекты исследуемой темы затрагивались в работах В. А. Василенко[2], Г. И. Курдюкова[3,99], И. И. Лукашука[4,48], М. Ю. Михеева[5], Т.Н. Нешатаевой [6]. В украинской науке литературы, посвященной данной проблематике, очень мало. Объектом исследования являются меры, принимаемые от имени всех государств-членов ООН, процесс их имплементации на национальном уровне, а также юридические последствия принятия таких резолюций. Предмет исследования составляют как международно-правовые, так и внутригосударственно-правовые отношения, возникающие в связи с обеспечением мира и международной безопасности. Основная цель исследования - анализ места, роли и потенциала Совета Безопасности ООН как источника коллективных принудительных мер по обеспечению международного мира и безопасности. Вышеуказанная цель обусловила постановку для исследования следующих основных задач: − анализ основных признаков и содержания функционирования СБ ООН как коллективной принудительной меры с учетом новых явлений и характеристик в связи с происходящим прогрессивным развитием международного сообщества на рубеже XX - XXI веков; − исследование санкционного механизма Совета Безопасности ООН в качестве эффективного способа воздействия на международное сообщество; − обоснование необходимости дальнейшего развития коллективной обеспечительной системы поддержания международного мира и безопасности в связи с новыми вызовами и угрозами. Новизна работы заключается в анализе эффективности реализуемых коллективных резолюций Советом Безопасности ООН как на международном, так и на национальном уровнях. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх разделов (включающих пункты и подпункты), заключения и списка использованных источников.
Раздел 1
Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Окс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. Однако, от определения принципов и целей таковой организации было еще далеко до ее фактического создания. Необходимо было выработать план, который должен был быть принят многими государствами. С этой целью представители Великобритании, Китая, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки собрались на деловую конференцию в Думбартон-Оксе — в частном особняке в Вашингтоне. Совещания были закончены 7 октября 1944 г. Упомянутыми четырьмя державами был выработан план создания международной организации, который был представлен на изучение и обсуждение всем правительствам Объединенных Наций и народам всех стран. Согласно плану, принятому в Думбартон-Оксе, Организация Объединенных Наций должна была иметь следующие четыре основных органа: − Генеральную Ассамблею, в которой участвовали бы все члены Организации; − Совет Безопасности, в составе одиннадцати членов, причем пять из них должны быть постоянными членами и шесть — избирались бы Генеральной Ассамблеей из числа остальных государств — членов Организации на двухгодичный срок; − Экономического и Социального Совета и Международного Суда. Кроме того, было предусмотрено создание Секретариата. Сущность плана заключалась в том, что ответственность за предотвращение будущих войн должна была быть возложена на Совет Безопасности. Чрезвычайной важности вопрос о порядке голосования в Совете Безопасности был оставлен на Конференции в Думбартон-Оксе открытым. Существенной особенностью плана, было также и то, что государства — члены Организации обязывались предоставлять в распоряжение СБ вооружённые силы для содействия исполнению его задачи поддержания мира и безопасности и подавления актов агрессии. Что же касается вопроса о порядке голосования в СБ, то он был решён 11 февраля 1945 г. в Ялте, в Крыму, на конференции между Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, с участием их министров иностранных дел и начальников штабов. “Мы решили, — заявили Рузвельт, Сталин и Черчилль, — в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности ...ˮ[7]. Также от имени Ялтинской конференции было объявлено о созыве Конференции в Сан – Франциско, на которой делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств. Самые длительные и горячие прения вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, т.е. одной из держав «большой пятерки», Совет Безопасности будет лишен возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятерка» сможет принимать произвольные решения. Руководясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчеркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира падает всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе [8]. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, был разрешен только благодаря тому, что каждое государство было преисполнено решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных. 24 октября 1945 года Организация Объединенных Наций стала реальностью. Четырехлетние труды по разработке планов и многолетние чаяния нашли себе, наконец, осуществление. Таким образом, Совет Безопасности ООН был создан 7 октября 1944 года и на него была возложена ответственность за предотвращения будущих войн. Также члены ООН обязывались предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы для содействия исполнению его задачи поддержания мира и безопасности и подавления актов агрессии. А это был большой шаг навстречу создания великой миротворческой организации, так как отсутствие таких сил стало роковой слабостью и ошибкой Лиги наций или, вернее, ее аппарата для охраны международного мира.
В состав Совета входят 5 постоянных членов — Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция — и 10 непостоянных членов: в скобках указана дата истечения срока членства
Азербайджан (2013) |
Колумбия(2012) |
Того(2013) |
Гватемала(2013) |
Марокко(2013) |
ЮАР (2012) |
Германия(2012) |
Пакистан(2013) | |
Индия(2012) |
Португалия(2012) |
Непостоянные члены Совета
Безопасности избираются на двухгодичный
срок, каждый год избираются 5 членов.
На основании поправки к статье 23 Устава,
в 1963 году число членов Совета Безопасности
было увеличено с одиннадцати до пятнадцати[9]. 10
непостоянных членов Совета Безопасности
избираются по географическому принципу,
а именно: − пять -
от государств Африки и Азии; −
один - от государств Восточной Европы; −
два - от государств Латинской
Америки; − два - от государств Западной
Европы и других государств[10].
С момента образования
СБ ООН не было ни одного важного международного
события, на которое бы он не обратил внимания.
Именно по результатам деятельности Совета
Безопасности можно говорить об удачах
и неудачах работы ООН и в целом о ее влиянии
на развитие международных отношений.
В соответствии со статьями 24—26 Устава
ООН [14] Совет Безопасности наделен большими
полномочиями в части предотвращения
вооруженных конфликтов и создания условий
для мирного пути их разрешения, а также
налаживания сотрудничества между государствами. Функции
и полномочия Совета Безопасности состоят
в следующем: − поддерживать международный
мир и безопасность в соответствии с принципами
и целями Организации Объединенных Наций; −
расследовать любой спор или любую ситуацию,
которые могут привести к международным
конфликтам; − рекомендовать методы урегулирования
таких споров или условия их разрешения; −
вырабатывать планы для создания системы
регулирования вооружений; − определять
наличие угрозы миру или акта агрессии
и рекомендовать меры, которые следует
предпринять; − призывать членов Организации
к применению экономических санкций или
других мер, не связанных с использованием
силы, для предупреждения или прекращения
агрессии; − предпринимать военные действия
против агрессора; − рекомендовать принятие
новых членов; − осуществлять функции
Организации Объединенных Наций по опеке
в “стратегических районахˮ; − вырабатывать
рекомендации Генеральной Ассамблее о
назначении Генерального секретаря и
вместе с Ассамблеей избирать судей Международного
Суда[15,238].
Раздел 2
2.1. Институт санкций Совета Безопасности - важнейший элемент обеспечения международного правопорядка
Санкции – это те меры, которые должны вести не к наказанию государства и его населения, а к устранению ситуации, чреватой угрозой миру. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 242 говорится: “Цель санкций – изменение такого поведения одной из сторон, которое угрожает международному миру и безопасности, а не наказание”[18]. Поэтому не только государства, но и негосударственные организации или объединения могут становиться объектом санкций. Термин «санкции» не употребляется в Уставе ООН. Он стал использоваться для обозначения военных и невоенных мер, применяемых к государству по решению Совета Безопасности, хотя это не совсем точное употребление слова «санкции», обычно оно употребляется для обозначения наказания, что невозможно в международном праве. Во время обсуждения в Комиссии международного права Дж. Кроуфорд отметил, что Совет Безопасности не налагает санкции в строгом смысле этого слова, поскольку его полномочия по Уставу ООН не предусмотрены как реакция на нарушение международного права, но осуществляются в ситуации, которую он сам характеризует как угрозу миру или нарушение мира[19]. Деятельность Совета Безопасности по введению санкций резко усилилась после окончания «холодной войны». Если почти за 50 лет своего существования, до 1990-х годов, Совет принял только два решения о введении санкций (против Родезии в 1966 г.[16] и Южной Африки в 1977 г.[17]), то после этого санкции применялись намного чаще. Вначале санкции казались очень действенным инструментом воздействия на государства, грубо нарушающие международное право, но с течением времени выявились проблемы, связанные с их применением, прежде всего неблагоприятное воздействие на население государства, подвергшегося санкциям. На первый взгляд наиболее эффективными представляются санкции самого всеобъемлющего характера. Практика показывает, что это не так. Надежды на то, что страдания народа заставят правительство изменить свою политику, не оправдались[20,4]. Более того, жесткие санкции могут привести к противоположному результату и породить государство-изгой – прибежище террористов, создать еще более серьезную угрозу миру. Многие из государств, поставленных в положение изгоя, такие, как Югославия, Гаити и Сьерра-Леоне, испытали серьезные экономические трудности в результате наложения экономических санкций. Все это не привело к изменениям в политике этих государств, иными словами, всеобъемлющие санкции не панацея, а более точно рассчитанные меры могут быть полезнее. Одним из важных критериев, по которым должны оцениваться санкции Совета Безопасности – это основные нормы, касающиеся прав человека. То есть санкции не должны вести к такой ситуации, когда нарушались бы фундаментальные права человека, “которые не могут быть приостановлены даже в режиме чрезвычайного положения, и, прежде всего – право на жизнь, право на свободу от голода и право на эффективную медицинскую помощь и медицинское обслуживание для всех… Режим санкций должен соответствовать положениям международного гуманитарного права и международным нормам о правах человека”[21, 15]. К сожалению, в деятельности Совета Безопасности раньше не так много внимания уделялось правам человека, однако в 1999 г. Председатель Совета Безопасности заявил: “Совет подчеркивает необходимость в полной мере соблюдать и исполнять принципы и положения Устава… и нормы международного права… Совет также подтверждает необходимость уважения к правам человека и к господству праваˮ[22]. Нынешняя практика Совета Безопасности показывает стремление Совета учитывать общепризнанные стандарты прав человека при принятии решений о санкциях. Так, в Резолюции 1333 от 19 декабря 2000 г. об Афганистане прямо признано, что “санкции должны применяться таким образом, чтобы избежать неблагоприятных гуманитарных последствий”[23]. Этот подход применялся и при разработке программы “Нефть в обмен на продовольствиеˮ. Эти же соображения остановили Совет от применения жестких санкций к Судану[24,124]. Таким образом, практика ООН по урегулированию конфликтов показывает, что Институт санкций Совета Безопасности является важнейшим элементом обеспечения международного правопорядка. Однако он будет действенным лишь в тех случаях, когда применяемые санкции не будут нарушать фундаментальные права человека, то есть режим санкций должен соответствовать положениям международного гуманитарного права и международным нормам о правах человека. Лишь в этом случае санкции Совета Безопасности ООН будут содействовать не наказанию государства и его населения, а к устранению ситуации, чреватой угрозой миру.
2.2. Виды и содержание санкций Совета Безопасности ООН
Практика применения санкций
за более чем полувековую историю
существования ООН создала