Совет Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, реферат

Описание

Совет Европы — старейшая в Европе международная организация. Её основная заявленная цель — построение Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.
Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Работа состоит из  1 файл

совет европы.docx

— 61.54 Кб (Скачать документ)

По итогам рассмотрения доклада  решено продолжить мониторинг ситуации в России.[20]

2003


В январе ПАСЕ приняла резолюцию  об оценке перспектив политического  решения конфликта в Чечне[21], в апреле — о состоянии прав человека в Чечне.[22]

В феврале Комиссар СЕ по правам человека нанёс визит в РФ, в том числе  в Чечню и Ингушетию, о котором  в марте представил доклад.[23]

В июле Европейский комитет по предотвращению пыток сделал публичное заявление  согласно статье 10 ЕКПП по Чечне.[24]

В октябре Европейский суд по правам человека принял решение в  пользу заявителя по делу Сливенко против Латвии, в котором участвовала и Россия, впервые выступив как третья сторона в защиту своей гражданки.[25]

В ноябре ПАСЕ приняла резолюцию  о приговоре по делу Г. Пасько.

2004


В мае Конгресс СЕ принял резолюцию  и рекомендацию по местной и региональной демократии в России.[27]

В июле и сентябре Комиссар СЕ по правам человека нанёс визиты в Pоссию, по итогам которых в 2005 году представил доклад.[28]

В октябре ПАСЕ приняла резолюцию  по правам человека в Чечне[29].

Новая делегация  в ПАСЕ

После выборов в Государственную  Думу была сформирована новая делегация  России в ПАСЕ. Её возглавил Константин Косачёв.

Решение ЕСПЧ по делу Илашку

В июле 2004 г. ЕСПЧ вынес решение по делу «Илашку и другие против Молдавии и России».[30]

Илие Илашку и трое его соратников участвовали в войне в Приднестровье на стороне Молдавского народного фронта и были осуждены приднестровским судом к длительным срокам заключения за убийства и совершение террористических актов. Согласно решению ЕСПЧ, ввиду того, что власти Приднестровья не признаны международным сообществом, его судебные органы не могут считаться беспристрастными и законными. Таким образом, в отношении Илашку было констатировано нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Суд посчитал Молдавию и Россию ответственными за это нарушение (Молдавию — как государство, на чьей территории произошло нарушение, Россию — как государство, контролирующее, по мнению Суда, приднестровский режим) и обязал их выплатить заявителям рекордные компенсации (несколько сотен тысяч евро) и принять все меры к их немедленному освобождению.

По мнению российских властей, это  решение ЕСПЧ является политическим,[31] а с юридической точки зрения не выдерживает критики: Суд проигнорировал то, что нарушения имели место задолго до вступления ЕКПЧ в силу для России, что они совершены на иностранной территории и что сегодня Россия также не осуществляет юрисдикцию в Приднестровье. Ввиду этого Россия, выплатив компенсацию, считает, что выполнила решение ЕСПЧ и что освобождение двух остающихся в заключении членов «группы Илашку» — не в её компетенции.

2005


26 января ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа.[32]

Доклад и резолюция  о выполнении Россией своих обязательств

В июне 2005 г. — впервые с апреля 2002 г. — ПАСЕ обсудила доклад[33] о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы и приняла соответствующую резолюцию[34].

В докладе о соблюдении Россией  своих обязательств перед Советом  Европы, представленном Дэвидом Аткинсоном (Великобритания) и Рудольфом Биндигом (Германия), утверждается, что Россия пока не является «свободным и демократическим государством», поскольку в ней не обеспечены независимость судебной системы, самостоятельность СМИ, нет условий для проведения свободных и справедливых выборов.

Изменение порядка выборов губернаторов российских регионов в докладе расценивается  как нарушение принципов федерализма. При этом становится непонятен статус Совета Федерации, который наполовину формируется губернаторами, назначаемыми президентом. Новый порядок выборов в Госдуму, по мнению докладчика, подрывает перспективы наличия в ней «какой-либо значимой и конкурентоспособной оппозиции» пропрезидентским партиям.

Из достижений России в области  укрепления верховенства закона и демократии в докладе отмечается принятие нового уголовно-процессуального кодекса  и Закона об альтернативной гражданской  службе, подписание Конвенции о передаче осуждённых лиц, ратификация пограничного договора сЛитвой и подписание договора о границах с Эстонией.

В резолюции Россия подвергнута  критике за неисполнение обязательств, принятых при вступлении в организацию (в частности, вывод российских войск  из Молдавии и Грузии и отмена смертной казни).

Резолюция ПАСЕ (носящая рекомендательный характер) также призывает Россию «в том, что касается компенсаций  лицам, ранее депортированным из оккупированных прибалтийских государств, и их потомкам (..) решить данный вопрос в кратчайшие сроки» и «провести  корректировку некоторых недавних политических, законодательных и  административных реформ», которые, по мнению ПАСЕ, нарушают «нормальное  функционирование плюралистической демократии, для которого необходимы проведение свободных и справедливых выборов, обеспечение соответствующих прав оппозиции, подотчетность исполнительной власти и независимость средств массовой информации».[35]

В то же время Россию призвали «обуславливать любую политическую или финансовую помощь правительству Белоруссии соблюдением  прав человека и гражданских свобод народа Белоруссии».[36]

ПАСЕ призвала к скорейшему подписанию и ратификации пограничного договора с Латвией, быстрому разрешению вопросов, связанных с возвратом культурных ценностей и иного имущества, которого требует ряд государств-членов Совета Европы, упрощению порядка доступа к архивам, находящимся в России.[37]

Глава российской делегации на сессии ПАСЕ, председатель комитета Госдумы  по международным делам Константин Косачёв сказал, что «Выход из организации, которая занимается вопросами развития демократии, был бы поражением для России»[38], но отметил, что Ассамблея поддержала ряд поправок, которые остаются для российской стороны «абсолютно неприемлемыми» и заявил: «Я считаю, наши взносы в Совет Европы являются излишними».[39]

Третий саммит Совета Европы

В мае 2005 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров принял участие в Третьем саммите СЕ в Варшаве (из крупнейших стран лишь Германия,Турция, Украина и Польша были представлены на уровне глав государств или правительств[40]).

На саммите была открыта к  подписанию Конвенция о предупреждении терроризма, разработанная при ведущей  роли России.

2006


Консультативный комитет по выполнению РКЗНМ сформулировал своё мнение по второму периодическому докладу России[41]

В феврале Комиссар СЕ по правам человека нанёс визит в Чечню, о котором  в марте представил доклад.[42]

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в мае опубликовала третий периодический доклад по России[43], а в декабре сделала особое заявление по положению лиц грузинского происхождения в РФ[44].

Резолюции об осуждении  преступлений тоталитарных режимов (резолюция 1481)

С идеей осудить преступления тоталитарных режимов на международном уровне ещё в 2003 г. выступил в Совете Европы позднее ставший председателем ПАСЕ Рене ван дер Линден (Нидерланды).

В сентябре 2005 года Йоран Линдблад (Швеция) представил на политкомиссию ПАСЕ доработанный доклад «Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма». По замыслу автора, соответствующая резолюция должна была восстановить историческую справедливость, осудив преступления коммунистических режимов, подобно тому, как в Нюрнберге были осуждены преступления фашизма.

Российские политики восприняли резолюцию  как оскорбление в адрес России и попытку ревизии истории. Зарубежные коммунисты и социалисты также выражали своё негодование тем, что автор по сути стремился подвергнуть осуждению не преступления коммунистических режимов, а саму коммунистическую идеологию. В результате сложных дебатов доклад был частично изменён. В названии предлагаемой резолюции вместо «преступлений коммунизма» появилась формулировка «преступления тоталитарных коммунистических режимов».

Параллельно началась работа над докладами  по осуждению режима Франко в Испании и об опасности возрождения идеологии нацизма (докладчик — Михаил Маргелов).

25 января Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о «необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов» (резолюция 1481).

За резолюцию проголосовали 99 парламентариев, против — 42. Российская делегация в ПАСЕ (КПРФ, «Единая Россия» и «Родина»), несмотря на идеологические разногласия, объединилась в борьбе против принятия резолюции. Единственный член российской делегации, который поддержал резолюцию, — лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Резолюция по режиму Франко была принята  Постоянной комиссией ПАСЕ 17 марта 2006 г., резолюция по недопущению возрождения нацизма — 12 апреля 2006 г. Российские депутаты считают, что таким образом был достигнут баланс: осуждение преступлений коммунистических режимов сопровождалось подтверждением позиции ПАСЕ о недопустимости любых тоталитарных режимов.

Оценка ПАСЕ положения в отдельных регионах России

25 января большинством голосов  (117 против 24) была принята резолюция[45], указывающая на продолжающиеся нарушения прав человека в Чечне. К этой резолюции была добавлена поправка, в которой принятый незадолго до этого российский закон о неправительственных общественных организациях назван не соответствующим критериям Совета Европы. Автор резолюции — Рудольф Биндиг (Германия).

В мае 2006 г. Постоянным комитетом ПАСЕ принята рекомендация «Культурное разнообразие Северного Кавказа». В ней утверждается, что после распада СССР имело место ослабление или полное исчезновение культурных связей между республиками Северного Кавказа и что российские федеральные власти в своей политике в недостаточной степени учитывают многоэтничность этого региона.[46]

В ноябре 2006 г. Постоянный комитет ПАСЕ принял рекомендацию «О положении финно-угорских и самодийских народов», в которой заявила, что «меры, к которым она призывала страны, где проживают уральские языковые меньшинства, в частности Российскую Федерацию, остались в основном нереализованными»[47].

Доклад о правах человека в Вооружённых силах

11 апреля 2006 г. в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) обсуждался доклад «Соблюдение прав человека в армиях стран-членов Совета Европы».[48] Ситуация в российской армии была названа в документе «внушающей особые опасения». В докладе было подчёркнуто, что «дедовщина» по-прежнему широко распространена, а власти неспособны даже оценить масштабы этой проблемы. В докладе также было указано на тяжелейшие условия, в которых проходят службу российские военные.

[править]Российское председательство в Комитете министров СЕ

С 19 мая по 15 ноября 2006 г. Россия выполняла функции председателя Комитета министров Совета Европы (председательство осуществляется странами по очереди в алфавитном порядке).

Девиз российского председательства: «К единой Европе — без разделительных линий». В качестве приоритетов председательства были определены:

  • укрепление национальных средств защиты прав человека, развитие образования в правозащитной сфере, защита прав национальных меньшинств;
  • формирование общего европейского правового пространства в интересах защиты личности от современных вызовов;
  • улучшение условий доступа к социальным правам, защита уязвимых групп населения;
  • совершенствование форм демократии и гражданского общества, внедрение эффективных методов управления;
  • укрепление взаимопонимания и толерантности между людьми путём развития контактов;
  • расширение сотрудничества в сфере культуры и образования, науки и спорта, поощрение молодёжных обменов.[49]

Этот набор приоритетов и  программа председательства были обусловлены  задачей продемонстрировать потенциал  СЕ как механизма сотрудничества по всему спектру общеевропейских  проблем, а не только по правам человека, демократии и верховенству закона, как это предлагается странами ЕС.[источник не указан 380 днейВ рамках председательства проведены более двух десятков мероприятий в различных городах России и за рубежом, в том числе такие крупные, как конференции генеральных прокуроров, председателей конституционных судов, министров спорта европейских стран.

В выступлении в КМСЕ по итогам председательства заместитель Министра иностранных дел России Александр Грушко, в частности, сказал:

…Потенциал Организации  пока востребован недостаточно. Нас  беспокоят попытки ряда государств сузить сферу деятельности СЕ… Ошибочно считать, что свёртывание сотрудничества в деле борьбы с новыми вызовами, сферах социальной сплочённости, культуры, образования, молодёжных обменов поможет  укреплению демократии и прав человека. Наоборот, очевидно, что эти ценности не могут существовать в вакууме, без улучшения качества жизни, прогресса  в областях, связанных с повседневными  заботами и нуждами людей. .. Многие проблемы … являются проблемами общеевропейского масштаба. Это та среда, в которой «функционируют» наши общие ценности. Без её улучшения, без коллективного поиска решения этих проблем будет происходить эрозия ценностей и, соответственно, ослабление значимости Совета Европы… Возврат к делению на старых и новых членов, появлению видимых и невидимых разъединительных линий губителен для будущего Организации.

Информация о работе Совет Европы