Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа
Цель исследования заключается в уяснении современных тенденций развития экономики и внешнеэкономических связей Канады, ее торговой политики, а также в определении возможностей и перспектив расширения экономического сотрудничества стран ЕС и Канады для решения стоящих перед странами сложных задач по повышению конкурентоспособности экономики и диверсификации экспорта, оптимизации внешнеэкономической деятельности.
В то же время экономика
относительно менее богатых ресурсами,
но имеющих развитый обрабатывающий
сектор провинций (среди них крупнейшие
по численности населения и
Скачок в ценах нефть в конце февраля 2011 г. вызвал опасения относительно возможности резкого торможения в росте экономики США и даже новой глобальной рецессии. По оценкам канадских экспертов, подобная угроза возникнет только в случае серьезных проблем с поставками нефти из Саудовской Аравии и подъема цен на нефть за пределы 120 долл. за баррель в течение продолжительного периода[9].
1.2 Приоритеты бюджетной и налоговой политики
В выступлениях премьер-министра С. Харпера и министра финансов Дж. Флаерти в начале 2011 г. была сформулирована следующая позиция. Необходимо «сконцентрировать расходы на приоритетных направлениях и держать их рост под строгим контролем, а растущая экономика обеспечит пополнение доходов, необходимых для достижения сбалансированности бюджета»[10].
По опубликованным в начале марта предварительным оценкам параметров федерального бюджета на 2011–2012 фин. г., федеральные расходы должны уменьшиться примерно на 6% – до 250,8 млрд. долл. (267,3 млрд. долл. годом ранее). Из общей суммы расходов в новом фин. г. примерно 60% (около 151,5 млрд. долл.) будет приходиться на трансферты гражданам – различного рода пенсии, пособия, гранты – и трансферты другим уровням власти, главным образом на нужды здравоохранения и образования. Текущие и капитальные расходы федеральных министерств и ведомств составляют порядка 28% (69 млрд. долл.). Остальные 12% (30,3 млрд. долл.) должны быть затрачены на выплаты по госдолгу.
Правительство рассчитывает,
что «сжатие» расходов произойдет главным
образом благодаря свертыванию
антикризисных мер. Предполагается,
что ассигнования на группу статей
«программы отраслевой, региональной
и научно-технологической
Помимо этого, планируется уменьшить расходы на текущую деятельность большинства федеральных министерств и ведомств – за счет некоторого сокращения штатов, экономии средств на командировки, проведение конференций и семинаров, учебных курсов для сотрудников. Ежегодная индексация заработной платы на 1,5%, полагающаяся федеральным служащим, должна быть осуществлена за счет «изыскания внутренних резервов»[26].
Из всех выделенных в документе министерства финансов «расходных групп» рост ассигнований предусмотрен только на программы «обеспечения общественной безопасности» (на 21%) и на модернизацию систем охраны государственных границ (на 14%).
Вместе с тем, до публикации
этого документа и без
В феврале-марте 2011 г. правительством была развернута беспрецедентная по масштабам и затратам бюджетных средств кампания по информированию граждан о «выгодах и позитивных эффектах» экономических инициатив правительства, реализованных за все пять лет пребывания Консервативной партии у власти. Особое внимание уделено материалам, призванным подтвердить наличие прямой связи между дальнейшим снижением налогов на крупный бизнес и ростом занятости. Близкие к правящей партии, но формально независимые исследовательские центры публикуют расчеты, согласно которым намеченные реформы обеспечат создание как минимум 100 тыс. новых рабочих мест, а отказ от реформ может привести к потере в ближайшие несколько лет более 230 тыс. рабочих мест и более 40 млрд. «недополученных» инвестиций [12].
Представители региональных властей, как и наиболее авторитетные экономические эксперты, настаивают на том, что необходимо срочно начать серьезные обсуждения этих вопросов в иной плоскости. Не только в связи с задачами ликвидации бюджетного дефицита в ближайшие годы, но и на основе учета долгосрочных процессов и тенденций – демографических и социально-экономических, внутренних и глобальных. В частности, к началу 2014 г. истекает срок действия 10-летнего соглашения между федеральным правительством и властями провинций по вопросам участия и взаимодействия уровней власти в сфере организации и финансирования основных социальных программ – здравоохранения, образования, социального обеспечения. В существенно изменившихся с 2003 г. условиях требуется выработка и согласование не только новых формул для расчета трансфертов, но и новых принципов организации и финансирования самих программ.
Справедливости ради, следует учитывать и иное важное обстоятельство. Если на федеральном уровне вопрос с проведением в 2011 г. парламентских выборов еще не решен, то в семи из десяти канадских провинций они будут проводиться обязательно. В результате к власти в регионах в этом году могут прийти другие партии и другие лидеры, и именно им предстоит вести трудные переговоры между отдельными провинциями и между региональными и федеральными властями [24].
В целом, с расчетом на увеличение притока налоговых поступлений в условиях восстановления хозяйственного роста, оценки министерства финансов на 2012 - 2012 фин. г. предполагают, что дефицит федерального бюджета уменьшится до 29,8 млрд. долл., а к середине десятилетия баланс бюджета станет положительным. Однако по оценкам независимых аналитиков, эта цель вряд ли будет достигнута в намеченные сроки. Так, эксперты регионального бюро МВФ считают, что уже реализованные и планируемые решения в сфере бюджетно-налоговой политики закладывают основу для образования структурных дисбалансов, для устранения которых недостаточно только «здорового роста экономики» и сокращения текущих расходов федеральных министерств и ведомств. Аналогичных позиций придерживается и парламентский комитет по бюджету. По оценке экспертов комитета, дефицит федерального бюджета в 2015–16 фин. г., вероятнее всего, составит не менее 9–10 млрд. долл. Сумма дефицитов, накопленных после 2010 г., достигнет примерно 140 млрд. долл., в результате чего размер государственного долга увеличится за последующие 5 лет примерно на 25%[13].
РАЗДЕЛ 2.РОЛЬ КАНАДЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
2.1 Общие тенденции внешней торговли Канады.
Внешнеторговый режим Канады базируется на общепризнанных нормах и правилах ведения международной торговли, выработанных в рамках международных и региональных организаций, а также положениях внутреннего законодательства страны (законодательных актах, нормативных документах государственных органов) (табл. 2.1).
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
млн. долл. | ||||||
Экспорт |
399,122.1 |
429,005.8 |
450,149.9 |
453,732.4 |
463,051.4 |
489,856.8 |
США * |
328,983.3 |
350,576.3 |
368,414.7 |
361,440.4 |
356,094.2 |
369,891.1 |
Япония |
9,799.5 |
9,846.4 |
10,168.2 |
10,279.2 |
9,989.2 |
11,872.0 |
Великобритания ** |
7,695.3 |
9,364.0 |
9,355.4 |
11,281.2 |
14,154.8 |
14,206.9 |
Другие страны ЕС |
16,423.4 |
17,533.8 |
18,630.6 |
20,900.2 |
24,187.0 |
25,390.4 |
Другие страны ОЭСР *** |
12,754.1 |
14,189.1 |
14,528.0 |
16,773.9 |
19,690.5 |
21,078.7 |
Другие страны **** |
23,466.4 |
27,496.2 |
29,052.9 |
33,057.6 |
38,935.8 |
47,417.7 |
Импорт |
342,709.5 |
363,157.8 |
387,804.0 |
404,252.6 |
415,005.7 |
442,987.9 |
США * |
240,356.3 |
250,038.3 |
259,348.2 |
265,023.0 |
269,752.5 |
280,773.1 |
Япония |
10,645.5 |
10,094.5 |
11,210.8 |
11,858.3 |
11,972.3 |
11,669.4 |
Великобритания ** |
9,183.0 |
9,460.0 |
9,061.2 |
9,549.2 |
9,894.3 |
11,321.2 |
Другие страны ЕС |
26,001.0 |
27,007.0 |
29,457.0 |
32,529.8 |
32,402.9 |
35,377.9 |
Другие страны ОЭСР *** |
19,696.9 |
22,283.6 |
24,304.5 |
23,673.3 |
25,034.2 |
27,406.9 |
Другие страны **** |
36,826.8 |
44,274.4 |
54,422.3 |
61,618.9 |
65,949.4 |
76,439.5 |
Баланс |
56,412.6 |
65,848.0 |
62,345.9 |
49,479.8 |
48,045.7 |
46,868.9 |
США * |
88,627.0 |
100,538.0 |
109,066.5 |
96,417.4 |
86,341.7 |
89,118.0 |
Япония |
-846.0 |
-248.1 |
-1,042.6 |
-1,579.1 |
-1,983.1 |
202.6 |
Великобритания * |
-1,487.7 |
-96.0 |
294.2 |
1,732.0 |
4,260.5 |
2,885.7 |
Другие страны ЕС |
-9,577.6 |
-9,473.2 |
-10,826.4 |
-11,629.6 |
-8,215.9 |
-9,987.5 |
Другие страны ОЭСР *** |
-6,942.8 |
-8,094.5 |
-9,776.5 |
-6,899.4 |
-5,343.7 |
-6,328.2 |
Другие страны **** |
-13,360.4 |
-16,778.2 |
-25,369.4 |
-28,561.3 |
-27,013.6 |
-29,021.8 |
* включая Пуэрто-Рико и Виргинские о-ва | ||||||
** С 2005 года Великобритания не выделяется из стран ЕС | ||||||
*** ОЭСР, исключая США, Японию, Великобританию и другие страны ЕС | ||||||
**** страны, не включенные в ЕС или ОЭСР | ||||||
Источник: Statistics Canada, CANSIM. |
Внешнеэкономические связи
всегда играли очень важную роль в
хозяйственном развитии Канады. В
последние несколько лет
Экономика Канады в 2008 г. носила нестабильный характер. Начало 2008 г. для Канады стало временем экономического роста страны, однако, нестабильность на мировых финансовых рынках и мировой экономический кризис стали причиной ослабления экономической активности страны к концу года[27].
Экспорт товаров и услуг вырос на 5,2% и составил 557,9 млрд.долл., из которых на экспорт товаров приходится 489,9 млрд. долл., а на экспорт услуг – 68 млрд.долл. Импорт товаров и услуг вырос на 6,3% до 533,3 млрд.долл. из которых импорт товаров достиг 442,7 млрд. долл., а импорт услуг - 90,5 млрд.долл.
В целом, в 2008 г. объемы торговли Канады, в стоимостном выражении, между основными странами экспорта (США, Великобритания, Япония, Китай) и странами импорта (США, Китай, Мексика, Япония) увеличились, кроме импорта из Японии.
За последние пять лет географическое направление торговли Канады несколько диверсифицировалось. Доля США в товарообороте Канады снизилась до 67,8%, в то время как их доля в 2004 г. составляла 78,5%. Доля Японии почти не изменилась - 2,5%, в то время как европейские страны, их доля в 2008 г. составила 10,5%, укрепляют свои позиции, ежегодно увеличивая объемы двусторонней торговли с Канадой.
Повышение цен на товары отразилось на торговле товарами с сырьевой составляющей - энергоресурсами, промышленными товарами и материалами, такими как руды, продукты химии, пластмассы, удобрения, сплавы.
Экспорт энергоресурсов вырос на 37,2%, достигнув общих экспортных объемов в 125,7 млрд. долл. Растущий спрос на уголь в странах Азии повлек за собой рост экспорта энергоресурсов в этот регион. США по-прежнему остаются главными потребителями канадских энергоресурсов.
Устойчивый рост отмечен
в поставках
Лидирующую позицию занимают промышленные товары и материалы. Объем экспорта промышленных товаров и материалов достиг в 2008 году 111,3 млрд. долл. Порядка 2/3 экспорта пришлось на продукты химии, пластмассы, удобрения и сплавы. Увеличился экспорт углекислого калия в США, Индию, Бразилию, Китай и Малайзию.
Экспорт машин и оборудования упал на 0,5% до 92,9 млрд. долл. Небольшое падение экспорта этой группы товаров обусловлено снижением поставок самолетов и транспортного оборудования.
Экспорт продукции лесной отрасли сократился на 12,3% до 25,7 млрд. долл. Более 95% снижения пришлось на пиломатериалы (рис. 2.1).
Рис 2.1. Динамика импорта и экспорта Канады
Импорт в Канаду вырос почти по всем товарным группам. Основной причиной роста стало в совокупности повышение цен на продукты и увеличение поставок, в основном, имевшие место в первой половине 2008 г.
Импорт энергоресурсов вырос на 44,9% до 53 млрд. долл., промышленных товаров и материалов – на 7,6%, сельскохозяйственной и рыбной продукции – 11,8%, металлов – 13,3%, химической продукции и пластмасс – 4,6%.
Ввоз потребительских товаров также увеличился, за счет повышения спроса на одежду и обувь.
Сократились поставки продукции
лесного сектора и
В 2008 г. общий товарный экспорт Канады в США увеличился на 5,7% до 376,3 млрд. долл. Основной причиной прироста стало повышение цен в первой половине 2008 г.
Главными позициями экспорта в США по-прежнему оставались минеральное топливо и нефть, автомобили и комплектующие к ним, промышленное оборудование. Значительное увеличение наблюдается в экспорте энергоресурсов, в частности, сырой нефти, объемы поставок которых увеличились на 62%, природного газа - на 18,2%. Спад отмечен в экспорте автомобильной промышленности. Поставки грузовиков упали на 63,8%, легковых автомобилей на 14,9%, их комплектующих на 22% [29].
Товары из США по-прежнему занимают лидирующую позицию в общем импорте Канады. Товарный импорт из США увеличился на 2,9% до 226,9 млрд. долл. Высокие цены в первой половине 2008 года обеспечили увеличение, в стоимостном выражении, импорта энергоносителей, из которых импорт нефти увеличился на 1,8 млрд. долл., природного газа – 1,2 млрд. долл., сырой нефти - 1,2 млрд.долл. Значительно сократился импорт продукции автомобильной промышленности (на 12,2%) из которого импорт комплектующих упал на 3 млрд.долл., грузовиков – на 2 млрд. долл. и легковых машин – на 1.2 млрд. долл.
Среди стран ЕС Великобритания - основной торговый партнер Канады. Канадский товарный экспорт в 2008 г. в Великобританию увеличился на 2,0% до 13,1 млрд. долл. При этом экспорт золота возрос на 52,5%, прежде всего, в результате роста цен на этот металл, более, чем в 2 раза по стоимости увеличились поставки алмазов - до 1,4 млрд. долл.
Импорт из Великобритании увеличился на 9,4% до 12,6 млрд.долл. Значительный рост отмечен в закупках сырой нефти (на 812,5 млн.долл.), бензина и другого топлива (на 169,3 млн.долл.).
Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады