Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:20, курсовая работа
Цель исследования заключается в уяснении современных тенденций развития экономики и внешнеэкономических связей Канады, ее торговой политики, а также в определении возможностей и перспектив расширения экономического сотрудничества стран ЕС и Канады для решения стоящих перед странами сложных задач по повышению конкурентоспособности экономики и диверсификации экспорта, оптимизации внешнеэкономической деятельности.
В 2008 г. канадский товарный экспорт в Японию увеличился на 20,2% до 11,1 млрд. долл.
За счет резкого сокращения поставок угля в Японию из Китая и Австралии, канадский экспорт угля вырос почти вдвое до 2,3 млрд. долл.
Значительное увеличение канадского экспорта в Японию также произошло за счет увеличения поставок пшеницы и канолы, в основном, за счет богатого урожая пшеницы в Канаде и сокращения ввоза этих товаров в Японию от традиционных поставщиков. Экспорт канолы вырос на 56,3% до 1,4 млрд. долл., в то время как экспорт пшеницы увеличился на 76% до 551 млн. долл.
Импорт из Японии в Канаду за год сократился на 1,1% до 15,3 млрд. долл. Наибольший спад отмечен в закупках автокомпонентов - по сравнению с 2007 г. они снизились на 181,3 млн. долл.
В 2008 г. экспорт в Китай увеличился на 9,2% до 10,4 млрд. долл.
Основными товарами по-прежнему остаются: масличные культуры, удобрения, изделия из никеля. Экспорт канолы вырос до 781,9 млн. долл., в то время как экспорт масла канолы сократился на 75,6 млн. долл. до 172,9 млн. долл. Поставки необработанного никеля упали на 322,7 млн. долл. Экспорт серы увеличился в три раза до 819,6 млн. долл.
Импорт из Китая все более значительно опережает экспорт. В 2008 г. он возрос на 11,3% до 42,6 млрд. долл. Большая часть импорта приходится на механическое оборудование, электрические машины и оборудование, игрушки и спортинвентарь [30]
Мексика – это пятый для Канады экспортный рынок и третий по объему источник импорта. В 2008 г. канадский экспорт в Мексику вырос на 17,9% до 5,8 млрд. долл.
Наибольшее увеличение отмечено в поставках в Мексику канолы (на 80,3%) до 365,7 млн. долл., угля - (на 593%) до 127,3 млн. долл.
Товарный импорт из Мексики увеличился на 4,2% до 17,9 млрд. долл.
На 418,7 млн. долл. возросли закупки легковых автомобилей, однако снизились закупки автокомпонентов (на 121,7 млн. долл.) и грузовиков (на 206,1 млн. долл.).
Страна |
2007 |
2008 |
Доля в 2008г., % |
2008/2007 % |
Экспорт, млрд. долл. | ||||
Экспорт во все регионы |
419,3 |
453,6 |
100,0 |
8,2 |
США |
331,1 |
352,2 |
77,6 |
6,3 |
Великобритания |
11,9 |
12,2 |
2,7 |
2,5 |
Япония |
8,6 |
10,4 |
2.3 |
20,9 |
Китай |
8,9 |
9,8 |
2,2 |
10,1 |
Мексика |
4,6 |
5,5 |
1,2 |
19,6 |
Германия |
3,6 |
4,2 |
0,9 |
16,7 |
Южная Корея |
2,8 |
3,6 |
0,8 |
28,6 |
Нидерланды |
3,7 |
3,5 |
0,8 |
- 5,4 |
Бельгия |
2,8 |
3,2 |
0,7 |
14,3 |
Франция |
2,9 |
3,0 |
0,7 |
3,4 |
ЕС-27 |
32,5 |
34,1 |
7,5 |
4,9 |
Импорт, млрд. долл. | ||||
Импорт из всех регионов |
378,7 |
406,6 |
100,0 |
7,4 |
США |
205,2 |
213,0 |
52,4 |
3,8 |
Китай |
35,6 |
40,0 |
9,8 |
12,4 |
Мексика |
16,0 |
16,8 |
4,1 |
5,0 |
Япония |
14,4 |
14,3 |
3,5 |
- 0,7 |
Германия |
10,7 |
11,9 |
2,9 |
11,2 |
Великобритания |
10,7 |
11,8 |
2,9 |
10,3 |
Алжир |
4,7 |
7,2 |
1,8 |
53,2 |
Норвегия |
5,0 |
5,8 |
1,4 |
16,0 |
Южная Корея |
5,0 |
5,63 |
1,4 |
12,6 |
Франция |
4,7 |
5,57 |
1,4 |
18,5 |
ЕС-27 |
45,9 |
50,7 |
12,5 |
10,5 |
Источник: Statistics Canada
Канадский экспорт услуг в 2008 г. увеличился на 1,1% и составил 68,0 млрд. долл., при этом импорт услуг возрос на 4,7% до 90,5 млрд. долл. Таким образом, отрицательное сальдо Канады в торговле услугами достигло 22,5 млрд.долл. – на 3,4 млрд. долл. больше, чем в предыдущем году. Основная причина такого развития – увеличение на 2,6 млрд. долл. отрицательного сальдо в торговле туристическими услугами и на 0,8 млрд. долл. – транспортными услугами. Традиционный дефицит Канады в торговле коммерческими услугами в 2008 г. несколько сократился, а положительное сальдо в торговле государственными услугами, напротив, увеличилось.
Канада имеет дефицит в торговле услугами со всеми основными странами-партнерами, самый крупный, 14,5 млрд. долл. – с США.
«Сильный» канадский доллар стал причиной того, что расходы канадских туристов за рубежом в 2008 г. возросли на 8,2%, в то же время доходы Канады от иностранного туризма снизились на 2,5%. Расходы канадских туристов в США, на которые приходится 57% расходов в мире в целом, увеличились на 8,3%, при этом американцы потратили в Канаде на 7,7% меньше, чем в предыдущем году [28].
Экспорт канадских транспортных услуг возрос на 7,1%, однако импорт увеличился на 8,4%, при этом импорт этих услуг из США увеличился на 12,4%. Канада имела дефицит в торговле услугами водного и воздушного транспорта, при этом по наземному транспорту сальдо было положительным.
В торговле Канады коммерческими услугами доминируют США: на них в 2008 г. приходилось 64,1% экспорта и 67,9% импорта. Канадско-американская торговля коммерческими услугами в 2008 г. возросла – экспорт увеличился на 6,6%, а импорт – на 5,4%, при этом произошло снижение торговли с другими странами: экспорт упал на 9,2%, а импорт – на 8,6%.
Экспорт канадских коммерческих услуг увеличился в 2008 г. на 0,4% (на 130 млн. долл.), при этом экспорт управленческих услуг снизился на 6,9%, прочих финансовых услуг – на 6,6%, доходы от роялти и лицензионные платежи сократились на 5,1%, экспорт услуг связи – на 4,9%, компьютерных и информационных услуг – на 4,0%. Вместе с тем, рост экспорта строительных услуг достиг 64,8%, архитектурных, инженерных и прочих технических – 13,8%, услуг по НИОКР – 9,6%, аудиовизуальных – 7,3%.
Импорт коммерческих услуг также увеличился незначительно – на 0,5%. В импорте этих услуг возросли расходы на роялти и коммерческие платежи (на 9,8%), управленческие услуги (на 5,5%), снизились расходы на финансовые услуги (на 15,1%), компьютерные и информационные (на 11,9%), услуги по НИОКР (на 9,6%) (табл. 2.3).
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
млн. долл. |
|||||||
Экспорт |
399,122.1 |
429,005.8 |
450,149.9 |
453,732.4 |
463,051.4 |
489,856.8 |
323,334.6 |
Импорт |
342,709.5 |
363,157.8 |
387,804.0 |
404,252.6 |
415,005.7 |
442,987.9 |
327,356.3 |
Источник: https://www.cia.gov/library/ |
2.2 Экономическое сотрудничество Канады и ЕС.
В 2006г. исполнилось 30 лет с момента подписания рамочного соглашения о торговом и экономическом сотрудничестве между Канадой и Евросоюзом, которое, наряду с другими канадо-европейскими договоренностями в экономической и научно-технической сфере, формирует правовую базу для многопланового хозяйственного взаимодействия Канады с государствами группировки, нацеливая обе стороны на развитие и диверсификацию таких связей в рамках созданного и эффективно функционирующего механизма регулярных двусторонних консультаций. Крупными вехами в истории двусторонних экономических отношений явились также принятие в 1996г. совместного плана действий (устанавливает приоритетные направления хозяйственного сотрудничества) и запуск в 1998г. канадо-европейской торговой инициативы (фокусирует внимание сторон на продвижении взаимодействия в области регулирования торговли и инвестиций, сферы услуг, гос. закупок, защиты прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, контактов между представителями деловых кругов и т.п.). В последние годы интенсивно развиваются двусторонние контакты по линии ВТО, в ходе которых Канада и ЕС проводят многосторонние торговые переговоры и которые укреплению роли и значения ВТО в системе международной торговли [32].
Продвижение совместного
плана действий и торговой инициативы
наряду с другими вопросами
В промежутках между встречами
лидеров функционируют
Традиционно важное место в ходе любого саммита отводится вопросам торгово-экономических и инвестиционных связей, значение которых постоянно возрастает.
Достаточно сказать, что страны Евросоюза являются вторым по значению (после США) партнером Канады в сфере торговли и инвестиций, аккумулируя порядка 9% канадской внешней торговли и 20% зарубежных капиталовложений. В 2005г. объем двусторонней торговли достиг 56 млрд. долл. (в том числе канадский экспорт – 19 млрд. долл., импорт – 37 млрд.долл.), еще около 18 млрд.долл. приходилось на торговлю услугами. В структуре канадского экспорта в государства ЕС (пять его членов – Великобритания, Германия, Бельгия, Франция и Италия – входят в десятку наиболее крупных торговых партнеров Канады) преобладают машины и оборудование (энергетическое и электротехническое), авиатехника и запасные части к ней, целлюлозно-бумажные товары, металлы и металлопрокат, пиломатериалы, сельскохозяйственные товары и морепродукты. В импорте Канады из европейских стран ведущие позиции занимают машины, оборудование и транспортные средства, мин. сырье, химические продукты [30].
Велика роль стран ЕС и в двустороннем инвестиционном взаимодействии: в 2007г. совокупный объем прямых канадских капиталовложений в государства группировки (в основном в экономику Великобритании, Ирландии и Голландии) составил 63,6 млрд. долл., в то время как приток прямых европейских инвестиций в Канаду достиг 85,4 млрд.долл.
Вместе с тем, несмотря на столь внушительные объемы двусторонней торговли и инвестиций, тесное взаимодействие по всем основным векторам политической и хозяйственной жизни, в торговых отношениях между Канадой и ЕС сохраняется немало проблем, обсуждение и решение которых дается отнюдь не просто и поглощает львиную долю времени на двусторонних переговорах и консультациях всех уровней, включая высший.
Главная проблема, по мнению
канадцев, заключается в том, что
вплоть до настоящего времени Канада
остается в числе немногих стран-членов
ВТО (всего таких государств восемь),
не имеющих преференциального
Прогнозируя такие темпы прироста внешней торговли с государствами Евросоюза, канадцы исходят, прежде всего, из сложившейся к настоящему времени структуры торговли и возможностей ее расширения за счет отмены пошлин на подпадающие под установленные ЕС тарифы 48% товарной номенклатуры канадского экспорта и 52% товарной номенклатуры импорта (облагаемой в Канаде пошлинами в размере от 5 до 25% от стоимости).
Говорится о таких товарах канадского экспорта в ЕС как рыба, креветки и другие морепродукты (подлежат обложению в пределах от 12 до 23% от стоимости; исключение составляют поступающие для дальнейшей переработки в странах Евросоюза креветки в пределах определенной для Канады квоты в
5 тыс. тонн в год, облагаемые «льготной» 6% пошлиной), алюминиевые заготовки (6%), широкая номенклатура промышленных товаров, пошлины на которые хотя и остаются на невысоком уровне (ниже 5%), однако оказываются весьма чувствительными при значительных объемах поставок. В свою очередь, канадцы продолжают сдерживать ввоз европейских продовольственных товаров, текстиля и готовой одежды (импорт шерсти и синтетических волокон подпадает под 16% тамож. пошлину, готовой одежды – под 25%), обуви, продукции судостроения (большинство видов которой облагается 25% ввозной пошлиной). Европейцев беспокоит применяемая канадцами система так называемой «эскалации» таможенных тарифов, предусматривающая последовательное повышение ставок импортных пошлин в зависимости от глубины и степени переработки товара (в отношении канадских партнеров по САЗСТ она не действует), а также широкое распространение практики «тарифного квотирования» (прежде всего в отношении ввозимых из ЕС молочных продуктов, яиц, мяса птицы), когда ввозимые сверх установленной квоты товары подвергаются повышенным, зачастую запретительным ставкам обложения.
Также непросто обстоят дела и в плане применяемых сторонами в отношении друг друга нетарифных барьеров. Европейцев тревожат существующие в Канаде ограничения на доступ иностранного капитала к отдельным отраслям предпринимательской деятельности (в том числе в банковской и финансовой сфере, а также к целому направлению бизнеса, регламентируемому интересами защиты так называемой «национальной культурной самобытности»); практика провинциальных властей по регулированию закупок алкоголя; ограничения в системе государственных закупок (предоставляет весомые преимущества национальным производителям телекоммуникационного и транспортного оборудования, продукции судостроения и связанных с ними услуг); запреты на ввоз свежих овощей и фруктов без наличия твердых заказов со стороны канадских покупателей; ограничение каботажного судоходства и торговли судами, зарегистрированными под канадским флагом [27].
Информация о работе Современное состояние, проблемы и перспективы торгового сотрудничества Канады