Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 03:54, курсовая работа
СНГ объединяет практически все государства постсоветского пространства (за исключением стран Балтии) и, следовательно, представляет собой обширный регион со значительным потенциалом. Однако достижения и перспективы данной интеграционной группировки эксперты оценивают весьма критически. И действительно, за весь период ее существования не было достигнуто крупных достижений на пути интеграции. Государства-члены СНГ продемонстрировали неспособность решать конкретные задачи на многосторонней основе, отсутствие воли к выполнению заявленных целей.
Введение……………………………………………………….…3-4
Исходные условия возникновения…………………………..….5-6
Этапы формирования………………………………………….…7
3.1.ЕС……………………………………………………….……..7-11
Зона свободной торговли
Таможенный союз
Общий рынок
Экономический и валютный союз
Политическое слияние
3.2. СНГ…………………………………………………………...12-15
Современное состояние и перспективы развития……………...16
4.1. ЕС……………………………………………………………...16-18
4.2. СНГ……………………………………………………………19-21
В своем интеграционном развитии Европейское Сообщество прошло ряд эволюционных этапов, основой которых была либерализация экономики. Развитие сотрудничества в ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства к снятию многих барьеров, которые не давали расшириться торговли между ними, а также проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Был создан Таможенный союз. В период 1958-1969 годов формировался общий рынок. Таможенная пошлина в совместной торговле государств-членов постепенно уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы количественные ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали применять с 1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.
В
этот же период в рамках "Общего рынка"
происходил процесс формирования общей
сельскохозяйственной политики, принятой
по инициативе Франции, заинтересованной
в расширении сбыта своей
Общая
таможенная политика сделала создание
в 1970-х годах собственных
Важным элементом интеграции стало создание Европейской валютной системы (ЕВС), которая начала действовать с марта 1979 года, и перед которой были поставлены следующие задачи:
1) достижение
валютной стабильности в
2) упрощение конвергенции процессов экономического развития;
3) обеспечение
стратегии увеличения в
4) стабилизация
международных валютных и
Базовым элементом ЕВС было введение расчетной валютной единицы ЭКЮ.
Поэтому, странам ЕС удалось побороть кризис начала 80-х годов. После преодоления инфляции в 80-е годы были сняты ограничения в финансовых операциях, и в 1990 году был введен режим свободного движения капиталов.
В 1985 году была подписана программа дальнейшего развития Европейского Сообщества и изменено его наименование на Европейский Союз ("Европа без границ"). Эта программа вступила в силу с 1987 года как Единый Европейский акт, а в 1992 году был заключен Маастрихтский договор о создании экономического и валютного союза.
С 1 ноября 1993 года Европейское Сообщество перешло на новую стадию экономической интеграции решением государств-членов, и стало называться Европейским Союзом. В рамках ЕС планируется переход и к политической интеграции - создание нового надгосударства конфедеративного типа. Постепенно ЕС принимает черты единой государственности, контуры которой проступают в экономике, политике и в социальной сфере.
Целью ЕС есть создание условий свободного перемещения в его границах товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1999 году был создан Европейский центральный банк, создана единая валюта - евро (которая с 1999 года ходила в чеках, банковских счетах, а наличным способом - с 1 января 2002 года), создается организационный и правовой механизмы совместной внешней политики угрозы государств-членов ЕС. А вообще введение евро означает, что впервые после полувека господства американского доллара появилась на международно-финансовых рынках единая европейская валюта, которая, будем надеяться, сможет противостоять ему, и США ожидает одно из наиболее серьезных в ее истории потрясений.
Таким
образом, базируясь на мировом опыте,
отдельно, на опыте ЕС, можно выделить
5 уровней интеграционного
1) зона свободной торговли, в рамках которой ликвидируются таможенные и количественные ограничения между государствами-членами интеграции;
2) таможенный
союз, в рамках которого
3) общий
рынок, где наряду с товарными
ликвидируются еще ограничения
перемещения факторов
4) экономический
союз как форма общего рынка,
которая базируется на
5) валютный
союз и экономическую
3.2. СНГ
Источник: официальный сайт Исполнительного Комитета СНГ: (см. список литературы)
8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
21 декабря
1991 года в Алма-Ате главы
В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.
Указанными
Соглашением и Протоколом взамен
действовавшего в СНГ до настоящего
времени двустороннего режима свободной
торговли вводится многосторонний. Теперь
при осуществлении
Зона свободной торговли представляет собой первый этап в построении Экономического союза стран СНГ. Но и при ее формировании предстоит пройти несколько этапов, взаимодействуя по следующим направлениям. Это:
Конкретизация мероприятий по созданию зоны свободной торговли содержится в Плане-графике реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, одобренных Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 года, и в Плане мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ 20 июня 2000 г.
В первом из этих документов определены первоочередные мероприятия по формированию зоны свободной торговли, которые предусматривают выполнение внутригосударственных процедур по введению в действие подписанных основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли; подготовку конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли; информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.
Во втором документе, имеющем среднесрочный характер, предусматривается:
Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.
4.Современное состояние и перспективы развития
4.1. ЕС
ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).
Информация о работе Сравнительный анализ процессов интеграции в Евросоюзе и СНГ