Сравнительный анализ процессов интеграции в Евросоюзе и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 03:54, курсовая работа

Описание

СНГ объединяет практически все государства постсоветского пространства (за исключением стран Балтии) и, следовательно, представляет собой обширный регион со значительным потенциалом. Однако достижения и перспективы данной интеграционной группировки эксперты оценивают весьма критически. И действительно, за весь период ее существования не было достигнуто крупных достижений на пути интеграции. Государства-члены СНГ продемонстрировали неспособность решать конкретные задачи на многосторонней основе, отсутствие воли к выполнению заявленных целей.

Содержание

Введение……………………………………………………….…3-4
Исходные условия возникновения…………………………..….5-6
Этапы формирования………………………………………….…7
3.1.ЕС……………………………………………………….……..7-11

Зона свободной торговли

Таможенный союз

Общий рынок

Экономический и валютный союз

Политическое слияние

3.2. СНГ…………………………………………………………...12-15

Современное состояние и перспективы развития……………...16
4.1. ЕС……………………………………………………………...16-18

4.2. СНГ……………………………………………………………19-21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать документ)

         В своем интеграционном развитии Европейское  Сообщество прошло ряд эволюционных этапов, основой которых была либерализация  экономики. Развитие сотрудничества в  ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства  к снятию многих барьеров, которые  не давали расшириться торговли между ними, а также проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Был создан Таможенный союз. В период 1958-1969 годов формировался общий рынок. Таможенная пошлина в совместной торговле государств-членов постепенно уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы количественные ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали применять с 1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.

         В этот же период в рамках "Общего рынка" происходил процесс формирования общей  сельскохозяйственной политики, принятой по инициативе Франции, заинтересованной в расширении сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а также сформирован  механизм торговли (протекционистский) с третьими странами.

         Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах собственных фондов Сообщества, главным образом за счет прихода от таможенных выплат и компенсационных  сборов, которые взимались при  импорте товаров с третьих стран.

         Важным  элементом интеграции стало создание Европейской валютной системы (ЕВС), которая начала действовать с  марта 1979 года, и перед которой  были поставлены следующие задачи:

   1) достижение  валютной стабильности в рамках  ЕС;

   2) упрощение конвергенции процессов экономического развития;

   3) обеспечение  стратегии увеличения в условиях  стабильности;    

   4) стабилизация  международных валютных и экономических  взаимоотношений.

         Базовым элементом ЕВС было введение расчетной  валютной единицы ЭКЮ.

         Поэтому, странам ЕС удалось побороть кризис начала 80-х годов. После преодоления  инфляции в 80-е годы были сняты ограничения  в финансовых операциях, и в 1990 году был введен режим свободного движения капиталов.

         В 1985 году была подписана программа  дальнейшего развития Европейского Сообщества и изменено его наименование на Европейский Союз ("Европа без границ"). Эта программа вступила в силу с 1987 года как Единый Европейский акт, а в 1992 году был заключен Маастрихтский договор о создании экономического и валютного союза.

         С 1 ноября 1993 года Европейское Сообщество перешло на новую стадию экономической  интеграции решением государств-членов, и стало называться Европейским  Союзом. В рамках ЕС планируется  переход и к политической интеграции - создание нового надгосударства конфедеративного типа. Постепенно ЕС принимает черты единой государственности, контуры которой проступают в экономике, политике и в социальной сфере.

         Целью ЕС есть создание условий свободного перемещения в его границах товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1999 году был создан Европейский центральный банк, создана единая валюта - евро (которая с 1999 года ходила в чеках, банковских счетах, а наличным способом - с 1 января  2002 года), создается организационный и правовой механизмы совместной внешней политики угрозы государств-членов ЕС. А вообще введение евро означает, что впервые после полувека господства американского доллара появилась на международно-финансовых рынках единая европейская валюта, которая, будем надеяться, сможет противостоять ему, и США ожидает одно из наиболее серьезных в ее истории потрясений.

   Таким образом, базируясь на мировом опыте, отдельно, на опыте ЕС, можно выделить 5 уровней интеграционного процесса:

   1) зона  свободной торговли, в рамках  которой ликвидируются таможенные и количественные ограничения между государствами-членами интеграции;

   2) таможенный  союз, в рамках которого ликвидируются  различные дискриминации в сфере  перемещения товаров внутри союза  и формируется общая таможенная  политика в отношении государств-членов;

   3) общий  рынок, где наряду с товарными  ликвидируются еще ограничения  перемещения факторов изготовления;

   4) экономический  союз как форма общего рынка,  которая базируется на гармонизации  национальных экономических политик  для ликвидации дискриминации в сфере свободного передвижения товаров;

   5) валютный  союз и экономическую интеграцию, которая образована на унификации  монетарной, фискальной, социальной  и антицикличной политики и  создание наднациональных органов,  уполномоченных принимать за  государства-члены обязательные решения.

 

    3.2. СНГ 

   

Источник: официальный  сайт Исполнительного Комитета СНГ: (см. список литературы)

   8 декабря  1991 года в Вискулях - резиденции  Белорусского правительства в  Беловежской пуще - руководители  Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

   21 декабря  1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати  суверенных государств (кроме прибалтийских  государств и Грузии) подписали  Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика , Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

   В сентябре 1993 года главы государств Содружества  Независимых Государств подписали  Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция  трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых  Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

   В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

   Указанными  Соглашением и Протоколом взамен действовавшего в СНГ до настоящего времени двустороннего режима свободной  торговли вводится многосторонний. Теперь при осуществлении внешнеторговых операций на таможенных территориях стран, вошедших в зону свободной торговли, будут действовать унифицированные правила, что создает благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, роста взаимной торговли, развития взаимовыгодных кооперационных связей. Открывается перспектива формирования общего рынка СНГ.

   Зона  свободной торговли представляет собой  первый этап в построении Экономического союза стран СНГ. Но и при ее формировании предстоит пройти несколько  этапов, взаимодействуя по следующим  направлениям. Это:

  • устранение препятствий для свободного движения товаров и услуг (отмена таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, количественных ограничений и других препятствий);
  • создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
  • сотрудничество в проведении торгово-экономической политики для достижения целей Соглашения о свободной торговле в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции и т.д.;
  • содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
  • гармонизация и унификация законодательства участвующих в Соглашении стран в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

   Конкретизация мероприятий по созданию зоны свободной  торговли содержится в Плане-графике  реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, одобренных Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 года, и в Плане мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ 20 июня 2000 г.

   В первом из этих документов определены первоочередные мероприятия по формированию зоны свободной  торговли, которые предусматривают  выполнение внутригосударственных  процедур по введению в действие подписанных  основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли; подготовку конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли; информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.

   Во  втором документе, имеющем среднесрочный  характер, предусматривается:

  • подготовка и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, капиталов, рабочей силы, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров;
  • формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли - частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества;
  • развитие рынков отдельных видов продукции;
  • совместное участие в реализации крупных экономических проектов;
  • повышение конкурентоспособности продукции и др.

   Необходимо  учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

 

4.Современное состояние  и перспективы развития

   4.1. ЕС

   ЕС  является одним из трех основных и  наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами  Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

Информация о работе Сравнительный анализ процессов интеграции в Евросоюзе и СНГ