Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:23, доклад
Общеевропейская стратегия развития отношений со странами Центральной Азии была первоначально принята на заседании министров иностранных дел Евросоюза в Люксембурге 23 апреля. Этот документ охватывает период до 2013 года и предусматривает два уровня сотрудничества: межгосударственный и региональный.
Стратегия
сотрудничества Евросоюза со странами
Центральной Азии
Состоявшийся
здесь 21-23 июня саммит глав государств
и правительств ЕС утвердил стратегию
Евросоюза по сотрудничеству с Центральной
Азией. Об этом говорится в полученном
ИТАР- ТАСС итоговом документе саммита.
Общеевропейская
стратегия развития отношений со
странами Центральной Азии была первоначально
принята на заседании министров
иностранных дел Евросоюза в
Люксембурге 23 апреля. Этот документ охватывает
период до 2013 года и предусматривает
два уровня сотрудничества: межгосударственный
и региональный.
Среди
основных векторов выделяются такие
направления, как укрепление демократических
институтов, законности и соблюдение
прав человека, сотрудничество в сфере
образования, экологии, транспорта и
энергетики, борьба с вызовами безопасности,
включая содействие в охране границ,
противодействие преступности и
наркомафии, и передача опыта регионального
сотрудничества. Составной частью стратегии
является пакет целевой помощи странам
региона в размере 750 млн евро.
Ранее
комментируя ИТАР-ТАСС этот документ,
верховный представитель ЕС по внешней
политике и безопасности Хавьер Солана
подчеркивал, что Брюссель нацелен
на сотрудничество с РФ в Центральной
Азии. "ЕС не рассматривает международную
политику как поле для конкуренции.
Мы настроены на взаимодействие и
верим, что у нас есть множество
направлений, измерений и возможностей
для сотрудничества с Россией
в этом регионе", – сказал Солана.
Программа
не задает принципиально новых
Стратегия
предусматривает два уровня сотрудничества
Евросоюза с государствами
В
итоговом заявлении по сотрудничеству
со странами региона Совет ЕС, состоявшийся
в апреле, приветствовал "хорошие
результаты, достигнутые в ходе встречи
28 марта в Астане "тройки" ЕС с министрами
иностранных дел пяти государств Центральной
Азии: Казахстана, Киргизии, Узбекистана,
Таджикистана и Туркменистана". Главы
МИД 27 стран ЕС подчеркнули, что встреча
в Астане стала "новой вехой на пути
развития отношений европейского сообщества
с государствами региона".
Новая
стратегия ЕС включает в себя такие
направления, как энергетическое партнерство,
"содействие развитию демократии и
гражданского общества", сотрудничество
в сфере образования и передача
странам Центральной Азии европейского
опыта регионального
Что
касается вопросов укрепления демократических
институтов в странах Центральной
Азии и развития там гражданского
общества, то в Брюсселе указывают
на два мотива для активной работы
в этом направлении. Во-первых, ЕС рассматривает
распространение демократии как
один из основных приоритетов своей
внешней политики. Чем больше стран
будут разделять европейские
либеральные ценности, тем более
понятным и безопасным станет остальной
мир для стран Евросоюза, уверены
в ЕС. Во-вторых, руководство ЕС считает,
что создание "жизнеспособной демократической
системы" в странах Центральной
Азии значительно снизит риск распространения
в этих государствах экстремистских
неоисламистских идеологий. Сотрудничество
в сфере образования служит, в
сущности, той же цели – расширению
европейской системы ценностей.
Сегодня
взаимоотношения ЕС со странами Центральной
Азии выстраиваются в рамках единой
европейской внешней политики. В
качестве главных задач в Брюсселе
называют поддержание нормальных политических
отношений с каждым из государств
этого региона, содействие их экономическому
развитию и процветанию, направленному
на обеспечение мира и стабильности
в регионе, стимулирование демократических
преобразований, включая укрепление
гражданского общества, свободы прессы,
независимости судебной власти.
Один
из основных инструментов – программа
технического сотрудничества ТАСИС (Tacis).
Получателями помощи являются 12 бывших
республик СССР (за исключением государств
Прибалтики, которые входят в состав
ЕС с 2004 года). Эта же программа некоторое
время финансировала отдельные
проекты на территории Монголии. Всего
в период с 1991 по 1999 год ее бюджет
составил 4,2 млрд. евро, а бюджет на 2001-2006
годы – 3,1 млрд. евро.
В
СМИ нередко высказывается
ТАСИС
направлена на целевые проекты. В
качестве примера можно назвать
финансирование мер по повышению
безопасности ядерных объектов, развитие
трансграничного и
Несмотря
на финансовую мощь Евросоюза, лишних
денег у него нет – все "лишние"
ресурсы оттягивает помощь проблемным
регионам. Это, в частности, Экваториальная
Африка, Афганистан, Палестина. В экономическом
смысле ЕС не только не готов, но и не
способен заменить РФ в Центральной
Азии. Поэтому помощь ЕС странам
Центральной Азии направлена в первую
очередь на программы, выгодные самому
Евросоюзу, – снижение риска социальных
взрывов и эскалации
Если
же говорить о таких актуальных для
ЕС темах, как продвижение демократии
и поставки энергоресурсов, то на них
следует остановиться подробнее. Стоит
начать разговор с любым европейским
чиновником на темы демократии и прав
человека, как его речь внезапно
наполняется огромным количеством
клише и заготовленных фраз, что
является первым признаком идеологизированного,
возможно, неосознанно, подхода к
проблеме.
Сегодня
в массовом сознании европейской
элиты "демократический" – это
синоним слова "хороший" применительно
к государственному устройству. С
другой стороны, признавая наличие
национальных особенностей в устройстве
любого государства, в Европе, эти
особенности воспринимают скорее как
некие "помехи" на пути к "истинной
универсальной и высокой
Европеец
способен признать, что общество может
быть "не вполне готово" к функционированию
такой системы, но как человек
действия он сразу начнет продумывать
пути ускоренной подготовки к этому.
Сегодня "прогрессивный европеец"
уверен, что такие особенности
отдельных обществ, как традиция
коррупции, клановости в госуправлении,
политической пассивности, или укоренившееся
в общественном мнении убеждение
о невозможности для "простого
человека" что-либо изменить во власти,
– это явления, которые можно преодолеть
за 10-15 лет (то есть за одно поколение) при
помощи простого изменения системы обучения,
свободного обсуждения проблем и международного
контроля за справедливостью выборов.
Этим
объясняется настойчивость, с которой
Евросоюз стремится подтолкнуть
все зарубежные страны, включая государства
Центральной Азии, к проведению ускоренных
демократических реформ. С точки
зрения ЕС, демократия способствует стабильности,
более понятной внешней политике
государства, снижению социальной напряженности.
Хотя события в Ливане, Палестинской
автономии, Афганистане и Ираке,
где разными методами Евросоюз и
США пытаются ускоренными темпами
создать демократические
При
этом, конечно, не следует забывать
и о том, что Евросоюз нередко
использует риторику борьбы "за демократию
и права человека в мире "в
качестве прикрытия для обеспечения
собственных интересов в
–
ЕС зависел, зависит и будет зависеть
во все возрастающей степени от внешних
поставок энергоресурсов;
–
чтобы смягчить эту зависимость,
в краткосрочной перспективе
необходимо максимально диверсифицировать
источники поставок энергоресурсов
и пути их доставки;
–
для этого в среднесрочной
перспективе необходимо расширить
инвестиции в энергетическую и транспортную
отрасли стран-производителей и
транзитных государств;
–
для реализации этой концепции ЕС
нуждается в согласованных
–
ЕС должен развивать новые технологии
производства энергии и ее сбережения;
–
странам ЕС стоит вновь задуматься
о будущем непопулярной в ЕС ядерной
энергетики.
Таким
образом, страны Центральной Азии автоматически
становятся фигурантами энергетической
внешней политики ЕС. К примеру, в
Казахстане помимо запасов углеводородов
большой интерес у Евросоюза
вызывают запасы урана.
Между
тем все вопросы, касающиеся экспорта
углеводородов из Центральной Азии
в ЕС, упираются в транзит. В
большинстве случаев
Информация о работе Стратегия сотрудничества Евросоюза со странами Центральной Азии