Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:23, доклад
Общеевропейская стратегия развития отношений со странами Центральной Азии была первоначально принята на заседании министров иностранных дел Евросоюза в Люксембурге 23 апреля. Этот документ охватывает период до 2013 года и предусматривает два уровня сотрудничества: межгосударственный и региональный.
Примером
проекта "обводного" газопровода
применительно к странам
В
нарушение требований ЕС его инициаторы
сейчас добиваются от Еврокомиссии специального
привилегированного статуса для
этой магистрали, который исключил
бы доступ к ней других поставщиков
газа по фиксированным транзитным тарифам.
Тем самым "Набукко" вступает в
противоречие с жесткими требованиями,
которые сейчас ЕС предъявляет России
в попытке повысить безопасность
энергетического импорта. Как сообщают
европейские источники, данный статус
скорее всего будет предоставлен
"Набукко" на исключительной основе,
исходя из его высокой стратегической
ценности для всего ЕС. Ожидается,
что ЕС станет главным финансовым
гарантом этой магистрали в 3,3 тыс. км.
Стоимость проекта "Набукко" оценивается
в 5,8 млрд. долл. Ближайший срок поступления
газа по трассе – 2012 год. Ее мощность рассчитана
на перекачку 25-31 млрд. кубометров газа
в год. Евросоюз надеется, что по
транскаспийской магистрали в Европу
будет поступать природный газ
из Туркмении, Казахстана, Азербайджана
и России. Западная часть магистрали
пройдет от западной границы Грузии
через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию
в Австрию. Тем не менее, согласно
полученной из ЕК информации, окончательную
схему финансирования транскаспийской
магистрали еще предстоит выработать.
Но начальная дата строительства
уже согласована – это 2008 год.
"Набукко" представляет собой
одну из 4-5 новых магистралей, которые
Евросоюз рассчитывает построить в
ближайшие 20 лет.
Ведущим
партнером ЕС в Центральной Азии
является Казахстан, отношения с
которым развиваются ровно, поступательно
и без эксцессов. Брюссель считает
отношения с Казахстаном
Помимо
СПС между ЕС и Казахстаном
существуют двусторонние соглашения по
торговле сталью (которое в настоящее
время пересматривается), о ядерной
безопасности, о сотрудничестве в
области исследований ядерного синтеза.
В Казахстане открыты посольства
12 стран ЕС, в том числе миссия
ЕК, которая также отвечает за сотрудничество
с Киргизией и Таджикистаном.
Еврокомиссия характеризует Казахстан
следующим образом: это не только
важный экспортер энергоресурсов за
пределами Ближнего Востока, но и
один из гарантов стабильности в Центральной
Азии и потенциальный стратегический
партнер ЕС в регионе. ЕС считает
Казахстан надежным партнером в
деле развития региональной стабильности
и лучшего межгосударственного
сотрудничества в этом регионе.
Казахстан
также является ведущим торговым
партнером ЕС в Центральной Азии.
В 2005 г. торговый оборот составил около
10 млрд. евро (0,3 проц. торгового оборота
ЕС), что превышает суммарный
Основными
странами-инвесторами
Вторым
торговым партнером ЕС в регионе
после Казахстана является Узбекистан.
В 2004-2005 гг. торговый оборот оставался
на уровне 1 млрд. евро. При этом доля
экспорта в ЕС постепенно растет. Узбекистан
экспортирует, в первую очередь, драгоценные
камни, металлы, продукцию сельского
хозяйства и текстильной
Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве
с Узбекистаном было подписано в
1996 году, вступило в силу в 1999 г. Основные
его параметры и задачи сходны
с аналогичными соглашениями, заключенными
с другими странами региона. Согласно
данному документу был создан
ряд механизмов и институтов для
практического сотрудничества между
ЕС и Узбекистаном, включая Совет
сотрудничества Узбекистан – ЕС, исполнительный
комитет по сотрудничеству, подкомитеты
по торговле, юстиции и внутренним
делам, комитет по парламентскому сотрудничеству.
В
2005 году в отношениях Узбекистана
и ЕС возник кризис, вызванный событиями
в Андижане. Евросоюз потребовал от
Узбекистана независимого расследования
этих событий. Отказ Ташкента в проведении
подобного расследования привел
к принятию Советом ЕС против Узбекистана
3 октября 2005 г. ряда санкций. Они заключались
в приостановлении большинства
политических контактов, предусмотренных
Соглашением о партнерстве и
сотрудничестве. ЕС также ввел эмбарго
на поставки вооружений, военного снаряжения
и "средств, которые могут быть
использованы для внутренних репрессий".
Фактически эта мера носила характер
демонстрации, поскольку страны ЕС
и без этого решения не торговали
с Узбекистаном оружием, военным
или полицейским снаряжением. Кроме
того, ЕС определил список из 12 высокопоставленных
чиновников, включая руководителей
силовых структур, которым был
запрещен въезд на территорию Евросоюза.
Санкции не затронули программы
помощи Узбекистану в том числе
и по линии ТАСИС, поскольку Евросоюз
следует принципу разделения политических
разногласий и вопросов оказания
гуманитарной и технической помощи
третьим странам.
Надо
отметить, что ЕС пошел на введение
этих ограничений достаточно неохотно,
о чем, в частности, свидетельствует
временной разрыв в 5 месяцев между
событиями в Андижане и решением
Совета ЕС о введении санкций. Европейские
эксперты признавали, что эти меры
лишь осложнили отношения с
В
мае текущего года министры иностранных
дел 27 стран ЕС продлили санкции
в отношении Узбекистана. Как
сообщили корр. ИТАР- ТАСС в пресс- службе
Совета ЕС, европейское эмбарго на
поставки в Узбекистан "оружия, военной
и полицейской техники, а также
техники двойного назначения" остается
в силе. В итоговой декларации по
Узбекистану Совет ЕС выразил
озабоченность ситуацией с
Эти
консультации были начаты осенью 2006 года,
что стало первым ослаблением
фактического режима политической изоляции
Узбекистана, которую ЕС начал после
того как руководство этой страны
отказалось разрешить проведение международного
расследования мятежа в Андижане.
Совет
ЕС обещает наблюдать за ситуацией
в этой стране. Он не исключает, однако,
возможности досрочной отмены санкций
в отношении Узбекистана в
зависимости от успехов диалога
по правам человека и действий властей
страны. Министерство иностранных дел
Узбекистана считает, что заключение
Совета ЕС "носит необоснованный
и предвзятый характер". Оно "ставит
целью, прикрываясь правозащитной
риторикой, продолжить использование
так называемых санкций ЕС как
средство систематического давления на
Узбекистан", – говорилось заявлении
МИД республики.
В
связи с этим, узбекское внешнеполитическое
ведомство считает "само собой
разумеющимся", что "подобное решение
является контрпродуктивным и не
может способствовать реализации программ
сотрудничества, одинаково отвечающих
интересам как ЕС, так и Узбекистана".
В заявлении МИД
Информация о работе Стратегия сотрудничества Евросоюза со странами Центральной Азии