Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:30, курсовая работа
Значительную роль в международном экономическом сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.
По состоянию 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.
Какова же ситуация в РФ со свободными экономическими зонами?
Каков механизм создания и функционирования СЭЗ в РФ? Каково их значение в экономике России и как оценивается функционирование СЭЗ?
Эти вопросы я буду рассматривать в данной работе.
Введение 2
1. Сущность и характерные черты СЭЗ 3
2. Этапы создания свободных экономических зон в России 6
3. Типы российских СЭЗ 9
3.1. Зоны свободной торговли 9
3.2. Экспортно-производственные зоны 10
3.3. Технико-внедренческие зоны 13
3.4. Сервисные зоны 13
3.5. Комплексные СЭЗ 15
3.6. Международные СЭЗ 17
4. Основные проблемы функционирования свободных экономических
зон в России 18
Заключение 20
Список литературы 21
К началу 90-х гг. государственная концепция свободных экономических зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие , как только в ходе суверенизации союзных республик вопрос о создании СЭЗ был официально перенесен на республиканский уровень. В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР принял предложения одиннадцати региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны были утверждены в Ленинграде, Выборге, Находке, а также в Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, городе Зеленограде, Еврейской автономной области.
В 1990-1991 гг Совет Министров и Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.
С июля 1990 г по июнь 1991 г. статус свободной экономической зоны был официально закреплен за 11 регионам общей площадью более 1 млн. кв. км, что составляет 7% территории России, и населением 18,5 млн. человек, или 135 от всего населения страны.
Третий этап (1992-1994 гг.). Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Проект закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В результате к осени 1994 г. наметились следующие важные особенности российской политики по отношению к СЭЗ:
Четвертый этап начался в 1995 г. К этому времени стало очевидно, что СЭЗ в России создаются в условиях крайне неразвитой законодательной базы и перспективы их развития во многом зависят от формирования эффективного законодательства.
В
1998 г. был разработан проект закона
«О свободных экономических зонах»
3. Типы российских СЭЗ
В
соответствии с классификацией СЭЗ
по виду деятельности СЭЗ России можно
разделить на зоны экспортного производства,
свободные таможенные зоны производственного
и торгового типов, а также особые экономические
зоны, технико-внедренческие зоны, зоны
трансграничного оказания услуг, в том
числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные
зоны.
3.1. Зоны свободной торговли
Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.
ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.
В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.
Первый таможенный склад появился в России в 1980 г. в Бутове накануне олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Режим
таможенных складов установлен для
хранения ввезенных товаров без
взимания таможенных пошлин, а также
для вывозимых товаров с
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме льгот таможенных складов, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные
условия установлены для свобод
Первые свободные таможенные зоны – «Шереметьево», «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» - были созданы в 1993 г. В 1994 г. в отдельных регионах РФ начали создаваться еще несколько зон («Шерризон» в Москве, «Гавань» в Санкт-Петербурге, «Ростов» в Ростове-на-Дону); принято решение о создании СТЗ в Ульяновске. СТЗ стали одними из немногих СЭЗ в России, получивших правовую поддержку в законе «О свободных экономических зонах», который был одобрен государственной Думой 9 июля 2000 г.
Разновидностью
зон свободной торговли являются
и специальные магазины беспошлинной
торговли, которые располагаются в крупнейших
международных аэропортах страны. Эти
магазины наделены правом беспошлинного
ввоза товаров. В настоящее время на территории
РФ существует 42 магазина беспошлинной
торговли, совокупный ежегодный объем
продаж, которых превышает сотни тысяч
долларов.
3.2. Экспортно-производственные зоны
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения происхождения товаров с территории зоны экспортного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.
Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Экспортно-
Наиболее
близка к понятию экспортно-
Главные отличительные черты этой зоны:
Основные цели ее создания – обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и потенциала отечественных предпринимателей для решения задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение ресурсов региона, расширение экспортного производства.
Исходя из намеченных целей решением Правительства России «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» (1994г.) и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные взносы в которые превышали 30%, были установлены следующие льготы:
СЭЗ «Находка» добилась определенных положительных результатов. Основными иностранными инвесторами в середине 1990-х гг. являлись Китай, Япония, США.
Основные показатели социально-экономического развития СЭЗ «Находка» приведены в таблице:
Показатель | 1996 | 1997 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Объем промышленной продукции, млн руб | 1085,0 | 1073,0 | 1833,7 | 4997,5 | 7049,2 | 5077,8 | 5118,5 |
среднегодовая численность занятых,тыс. чел | 86,6 | 81,2 | 73,7 | 73,7 | 71,8 | 71,6 | 71,8 |
Объем промышленной продукции на 1 работника, тыс руб | 12,5 | 13,2 | 24,9 | 67,8 | 98,2 | 69,9 | 71,3 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб | 270,0 | 224,8 | 289,8 | 1082,0 | 1301,7 | 1541,7 | 1739,1 |
иностранные инвестиции, млн руб | 15,6 | 2,8 | 7,4 | 0,6 | 0,3 | 89,3 | 29,6 |
Формирование
СЭЗ «Находка» не завершено. Первые
положительные итоги
3.3. Технико-внедренческие зоны
Специализируются эти зоны на разработке новейших технологий, товаров и материалов, а также на экспериментальном мелкосерийном производстве. Как правило, СТВЗ формируются вокруг сложившихся научных центров. Специфика льготного режима заключается в акценте на поощрение малого венчурного бизнеса. Преференции в данном случае должны обеспечить успех деятельности предприятий на начальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.
В зависимости от того, что преобладает в экономической структуре научно-технической зоны, выделяют 3 их типа:
1. Инновационный центр – это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.
2. Технологический парк. Это структура, обладающая достаточно большой территорией, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).
3.
Исследовательский парк. Это структура,
в рамках которой научно-
В
России наиболее широко представлены
технологические парки (
3.4. Сервисные зоны.
Особым видом свободных экономических зон являются сервисные зоны или зоны услуг. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., к которым относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг – банковских, информационных, туристических и других, чаще всего деловых. К числу сервисных зон относятся финансовые центры, зоны банковских и страховых услуг, а также оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.