Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:30, курсовая работа
Значительную роль в международном экономическом сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.
По состоянию 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.
Какова же ситуация в РФ со свободными экономическими зонами?
Каков механизм создания и функционирования СЭЗ в РФ? Каково их значение в экономике России и как оценивается функционирование СЭЗ?
Эти вопросы я буду рассматривать в данной работе.
Введение 2
1. Сущность и характерные черты СЭЗ 3
2. Этапы создания свободных экономических зон в России 6
3. Типы российских СЭЗ 9
3.1. Зоны свободной торговли 9
3.2. Экспортно-производственные зоны 10
3.3. Технико-внедренческие зоны 13
3.4. Сервисные зоны 13
3.5. Комплексные СЭЗ 15
3.6. Международные СЭЗ 17
4. Основные проблемы функционирования свободных экономических
зон в России 18
Заключение 20
Список литературы 21
Особой формой сервисных зон являются оффшорные зоны.
Под термином «оффшорная зона» понимают территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.
Как правило, оффшорные центры располагаются на территориях с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.
В России в 1990-е гг. стали возникать такие сервисные зоны, как банковские оффшорные центры и эколого-экономические зоны.
Первая оффшорная зона была создана в Калмыкии в 1994 г., затем в Ингушетии была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. В российских оффшорных зонах действуют значительные налоговые льготы. Например, в Калмыкии компании-нерезиденты освобождены от уплаты:
Кроме
того, органы исполнительной власти Калмыкии
имеют право освобождать
Компании, желающие получить право на льготы должны ежеквартально платить суммы, эквивалентные 1250 евро по курсу Центрального Банка РФ на день оплаты. Число российских фирм, регистрирующихся в оффшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 – уже более 5000.
Новым
явлением в российской практике создания
СЭЗ стали туристско-
В
России первой эколого-экономической
зоной мог стать эколого-
Крупной
эколого-экономической зоной могут стать
Кавказские минеральные воды в Ставропольском
крае, которые специализируются на развитии
туризма, рекреационной сферы и создании
экологически чистой курортной зоны. В
1999 г. в Санкт-Петербурге принято решение
о создании туристско-рекреационных зон,
которые будут вкдючать туристические
комплексы г. Пушкин, Петродворца и Курортного
района. Эти зоны получат различные льготы,
которые могут привести к расширению туризма
в регионе, увеличению валютных поступлений
в местный бюджет.
На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны.
Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.
К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная Постановление Верховного Совета РСВСР в январе 1991 г. на территории Калининградской области.
Цели создания зоны трактовались так
Для реализации данных целей у зоны были хорошие предпосылки. Калининградская область – западный анклав России, обладающий незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной воды. На нее приходится 10% общероссийского лова рыбы и морепродуктов. Область обладает богатым лечебно-курортным потенциалом.
Историко-географические факторы сделали СЭЗ «Янтарь» особенно привлекательной для предпринимателей из Западной Европы, в первую очередь из Германии. СЭЗ «Янтарь» были предоставлены значительные экономические льготы.
Можно
отметить определенные позитивные результаты
ее деятельности. Так, за 1999-2003 гг. инвестиции
в основной капитал выросли на 406% (в среднем
по России – на 154%), а объем промышленного
производства увеличился на 195% (в РФ –
на 137%). В отрасли выросли новые отрасли
– автомобильная (из импортных комплектующих
собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер»)
и мебельная, сборочные производства бытовых
приборов и электроники, холодильного
оборудования, видеокассет, картриджей
для бытовых фильтров для очистки воды.
Сформировался значительный сектор малого
предпринимательства, существенно возросла
роль сферы услуг, повысилась роль области
в обслуживании внешнеторговых связей
России. Одновременно в СЭЗ «Янтарь2 сохраняются
зависимость от дотаций центра, высокие
базовые ставки, введенные управлением
литовских железных дорог на перевозки
товаров из Калининградской области транзитом
через Литву, низкий объем иностранных
инвестиций на душу населения, огромный
торговый дефицит, рост теневой экономики.
3.6. Международные СЭЗ
Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, формирование которых занимает особое место во внешнеэкономической политике России. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.
Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбаньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья. Главная цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и повышение благосостояния населения путем привлечения инвестиций и развития внутренней и транзитной торговли. Предполагается, что в ближайшие 20 лет в экономическое развитие региона будет инвестировано около 30 млрд долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В СЭЗ будет построен порт, а также будут построены промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу.
Участие России в реализации этой программы позволит ей:
4. Проблемы российских СЭЗ
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов признана неэффективной.
Экспертная
оценка практики функционирования свободных
экономических зон в России, проведенная
Международной ассоциацией
При
этом специалисты говорят о
- Программно-целевые проблемы:
Рассмотрев основные проблемы функционирования СЭЗ в России, очевидно, что первоочередной задачей является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.
Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.
Современная ситуация в сфере свободных экономических зон требует изменений.
Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.
Создание
у нас СЭЗ может стать, как
и во многих странах мира, одним
из эффективных способов привлечения
иностранных инвестиций, катализатором
развития внешнеэкономических связей
и экономики страны в целом. Но для
этого политика их формирования должна
быть продуманной и последовательной.
Заключение
В своей работе я рассмотрела характерные черты свободных экономических зон, этапы создания и цели, типы СЭЗ, существующие в нашей стране и основные проблемы функционирования.
Анализ деятельности свободных экономических зон свидетельствует, к сожалению, о том, что пока они не выполняют основной своей роли – служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Их вклад в хозяйственное развитие страны чрезвычайно мал. Но это вовсе не говорит о том, что функционирование свободных экономических зон в нашей стране не имеет перспективы. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений властей, я уверена, могут обеспечить, в конечном счете, положительный результат.