Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа
Цель работы состоит в освещении уровня развития внешней торговли в Российской Федерации и подготовке рекомендаций по ее эффективному развитию.
ВВЕДЕНИЕ
Одним
из важнейших средств развития международной
экономики является международная
торговля. С её помощью улучшается
и повышается производительность труда,
увеличивается объем
Страны, которые экспортируют свои товары в другие государства, получают хорошую экономическую выгоду за счет развития производств, обладающих более высоким качеством и эффективностью. С другой стороны, свободный обмен товаров и услуг между странами предоставляет потребителям более широкий выбор.
Мировой рынок представляет собой экономическое пространство, на котором все более динамично движутся, пересекая при этом государственные границы, товары и услуги, основные факторы производства - капитал и рабочая сила.
Торговля относится к основным формам внешнеэкономических связей. С её помощью осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и ноу-хау, инжиниринговая продукция.
Понятие внешнеторговой деятельности было сформулировано в федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 следующим образом: «Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них» [1].
Актуальность и острота проблем развития внешней торговли, а также механизмов, влияющих на внешнеэкономические отношения на современном этапе в России, определил выбор темы данной курсовой работы.
Объектом анализа являются внешнеторговые отношения России с зарубежными странами.
Предмет анализа - процесс становления и развития международной экономики в нашей стране.
Цель работы состоит в освещении уровня развития внешней торговли в Российской Федерации и подготовке рекомендаций по ее эффективному развитию.
Теоретическую основу работы составили исследования, проводимые в трудах таких авторов как, Смита А.- Исследование о природе и причинах богатства народов, Портера М. - Конкурентные преимущества наций, Фомичева В.И. - Международная торговля, также интернет ресурсы-
http://www.cbr.ru и http://www.gks.ru, и такие журналы как
Внешнеэкономи-ческий вестник и Вопросы
экономики.
1. Теоретические основы международной торговли
1.1. Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики
Международная торговля является одной из главных форм экономических отношений между странами. Внешний торговый обмен является следствием международного разделения труда. Этот обмен прошел огромный исторический путь от мелких сделок до крупномасштабного экономического сотрудничества.
Внешняя
торговля занимает одно из первых мест
в системе всемирных
Для такого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являются международные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля, международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развивается иностранный туризм и т.д.
Внешняя торговля- это главное звено в огромной системе международных экономических связей. Она объединяет все страны в одну единую экономическую систему.
Современная внешняя торговля- это торговые отношения между странами, предполагающие ввоз и вывоз товаров. В этих отношениях участвуют корпорации, целые государства. С помощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повышать производительность своих же ресурсов, а так же увеличить объем производства. Географические, аналитические и национальные факторы обуславливают экономические и политические риски во внешней торговле. Характер современной внешней торговли очень динамичен.
На устойчивый и стабильный рост внешней торговли влияние оказывает ряд факторов:
-
стабильность
- обновление основного капитала в условиях НТР;
-
деятельность корпораций на
-
принятие международных,
-
деятельность финансово-
- свобода внешней торговли;
-
получение политической
Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. Мировая торговля характеризуется такими основными показателями:
Основные объемы международной торговли приходятся на развитые страны, прежде всего такие, как США, Германия, Япония, Франция. Индустриальные страны обеспечивают почти 70% стоимостного объема мирового экспорта, в то время как на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, приходится треть мирового экспорта.
Активное
участие в международной
Таким образом, сущность международной торговли определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.
1.2.Основные теории международной торговли
В течение нескольких веков
экономисты разных стран
Попытки разработки последовательной экономической концепции, объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизни страны, начали предприниматься при ликвидации феодальной раздробленности европейских стран. Выступая против местничества отдельных феодалов, европейские государи обеспечивали создание централизованного государства с помощью сильной армии и флота; и то, и другое требовало полноценных денег, ассоциировавшихся в тот период с золотом и серебром.
Потребности в денежном металле, в золоте и серебре, определили направленность теоретических разработок меркантилизма — господствовавшего тогда экономического учения.
Меркантилизм – экономическое учение и экономическая политика, отражающие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV—XVIII вв.). Меркантилисты исходили из положения, что источником богатства является сфера обращения, а не сфера производства, богатство же отождествляли с денежным капиталом; они считали, что благосостояние государства зависит от возможно большего накопления в стране денег (золота и серебра), и добивались преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну [4, с. 22-28].
Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Меркантилисты давали рекомендации и в отношении торговой политики, сводившиеся к тому, чтобы стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая взамен своих товаров золото и серебро.
Примером меркантилистской политики была политика министра финансов Франции Ж.Б.Кольбера в XVII в.
Однако подобные действия противоречили развитию капиталистического производства, ориентированного на активный передел мировых рынков, всестороннее расширение международной торговли; требовались новые концепции.
У классиков буржуазной политэкономии (П. Буагильбера, У. Петти, А.Смита, Д. Рикардо появилась идея (теория) «свободы торговли» [5, с. 26-28].
Главной в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда [6, с. 54].
Международное разделение труда, утверждал А. Смит, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом [6, с. 59].
«Путем применения стеклянных рам, парников и теплиц в Шотландии возможно выращивать очень хороший виноград и из него можно также выделывать очень хорошее вино, обходящееся по меньшей мере в тридцать раз дороже такого же количества вина, привозимого из-за границы... Но если очевидной нелепостью было бы обращать к какому-либо занятию в тридцать раз большее количество капитала и промышленного труда страны, чем для того, чтобы купить за границей такое же количество нужных товаров, то также является нелепостью — хотя и не столь же вопиющей, но совершенно такого же рода — обращать к подобному занятию хотя бы на одну тридцатую или одну трехсотую долю больше капитала или промышленного труда» [6, c. 334].
Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда.
Заключение А. Смита противоречило выводам меркантилистов.
Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществ отдельных стран и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщего благосостояния, то отсюда учеными и разрабатывались рекомендации в области внешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядам меркантилистов.
Информация о работе Тенденции развития внешней торговли России