Тенденции развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в освещении уровня развития внешней торговли в Российской Федерации и подготовке рекомендаций по ее эффективному развитию.

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

     Удельный  вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос  на 0,4 процентных пункта. Основными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являлись Китай, США, Япония и Республика Корея, на долю которых приходилось более 85,3% внешнеторгового оборота с данной группой стран. Товарооборот со странами  АТЭС  снизился на 35,0%, экспорт - на 24,7%, импорт - на 41,9 процента. 

Рис. 1.4. Структура внешнеторгового  оборота России по группам стран  в 2009 году (в 2008 году), в процентах /34/

     Незначительно увеличилась доля стран СНГ. Удельный вес стран ЕврАзЭС  вырос с 8,2% до 8,7 процента.

     Динамика  торговли со странами СНГ  почти сравнялась  с  динамикой торговли со  странами дальнего зарубежья (падение на -36,3%  против -35,5% соответственно).

     Сокращение  внешнего спроса и падение цен  на мировых товарных рынках в 2009 г. отразилось на динамике российского экспорта. Экспорт товаров в 2009 г. относительно 2008 г. снизился на 35,5% и составил 301,6 млрд. долларов США.

     Наиболее  существенно уменьшился экспорт  в страны ЕС на 39,6% (экспорт в Германию сократился на 43,6%, Италию – на 40,3%, Нидерланды – на 36,3 процента). Снизился экспорт в основные страны  АТЭС: в США - на 31%, Японию - на 29,7%, Китай - на 21,2 процента ( Рис.1.5).

     Основу российского экспорта в 2010 году по-прежнему составляли топливно-энергетические товары, доля которых сократилась на 2,1 процентных пункта к уровню 2009 года. Снизился также удельный вес металлов и изделий из них и продукции химической промышленности. Одновременно возросла доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), машин, оборудования и транспортных средств [28].

     С Россией поддерживают экономические  отношения все страны-члены ЕС, но в основном, как уже отмечалось выше, это Германия, Италия, Нидерланды. Они импортируют из России энергоносители – нефть, нефтепродукты, природный газ, в крупных количествах закупаются также различные виды сырья, в том числе необработанные алмазы. 

 

Рис. 1.5. Основные торговые партнеры России

среди стран дальнего зарубежья, млрд долл. США /29/

          Большое значение имеют российско-германские экономические связи. С учётом уменьшения хозяйственных контактов внутри стран СНГ Германия стала важнейшим торговым партнёром России на мировой арене и занимает первое место в общем объёме российской внешней торговле. Германские капиталы активно участвуют в инвестициях в российскую экономику.

       Данные итальянской таможенной  статистики свидетельствуют о  росте двустороннего товарооборота  между Россией и Италией. Итальянский  импорт из нашей страны имеет  традиционную энерго-сырьевую направленность. В структуре итальянского экспорта в России в последние годы возросло значение потребительских товаров (до 30%). Но ведущая роль (до 45%) продолжала оставаться за поставками машин и оборудования (станки, водонагревательное оборудование, инструменты, средства связи и др.). [30, с. 348].

           Торгово-экономические отношения  России с Соединёнными Штатами  Америки не соответствуют потенциальным  возможностям сотрудничества. Учитывая  тарифные и нетарифные барьеры,  российский рынок представляется для американских поставщиков достаточно сложным. Если США для России являются одним из основных торговых партнёров, то в списке контрагентов США Россия находится лишь в четвёртом десятке. Ситуацию осложняют проблемы стандартизации, маркировки, сертификации продукции, импортируемой из США. И всё же в последнее время российско-американское экономическое сотрудничество развивается в основном успешно. Динамика российско-американской торговли определяется в основном масштабами инвестиционного сотрудничества между США и Россией. Приоритетными отраслями являются проекты в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, а также телекоммуникации [29, с. 39].

     Россия  и Китай, располагая богатыми природными и человеческими ресурсами, являются крупнейшими мировыми государствами-соседями. На протяжении всего своего существования они рассматривали и рассматривают друг друга в качестве выгодных торговых партнёров. Последние годы отмечены укреплением торгово-экономической составляющей российско-китайских отношений. Россия является восьмым по объёму торговым партнёром Китая и вторым из числа государств Европы, Китай для России – 4 торговый партнёр в мире и 1 – в Азии.

     Мировой экономический кризис нанес наиболее сильный удар по российско-китайской торговле. Произошло значительное снижение объема российско-китайской внешней торговли – с 56,8 млрд долл. в 2008 г. до 38,8 млрд долл. в 2009 г. (падение на 31,8%). За этот период экспорт из КНР в Россию уменьшился на 47,1%, а импорт из России в КНР – на 10,7%. В результате падения объема внешней торговли между РФ и КНР доля торговли РФ и КНР в объеме внешнеторгового оборота КНР снизилась с 2,2% до 1,7% и стоит ожидать, что в ближайшее время будет в лучшем случае оставаться на этом уровне. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, потребление которых резко возросло в последние годы, а также новейшая военная техника по линии “Рособоронэкспорта”. Из КНР в Россию в основном поставляются потребительские товары и продукты питания, при нынешнем состоянии российской экономики районы Дальнего Востока и Сибири не могут без этого обойтись [31].

     Одной из основных задач развития российской экономики является более активное развитие азиатских территорий России – Дальнего Востока и Восточной Сибири. Для выполнения этих задач важное значение имеет подписанное в октябре 2009 г. председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао “Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.”. Реализация этой программы сотрудничества, особенно в сфере энергетики и транспорта, позволит России в максимальной степени использовать преимущества своего обширного пространства на азиатской части территории страны [31].

      Развитие торгово-экономического  сотрудничества в ближайшую и  среднесрочную перспективу было  бы целесообразно сосредоточить  на следующих направлениях:

  1. значительное увеличение российско-китайских проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое предполагает переход к финансово-экономической кооперации России и Китая;
  2. разработка оригинальных проектов, отражающих потребности транспортного и энергетического сотрудничества;
  3. использование наработанного опыта для экономического взаимодействия двух стран в области авиации, космоса;
  4. традиционная торговля и техническое сотрудничество [32, с. 61-70].

         Япония и Россия являются дружественными  странами-соседями со 150-летней историей взаимных связей. Трудности, которые переживает экономика Японии в последние годы, усиливают значение её связей с Россией. Но их масштабы нельзя признать достаточными. Хотя Япония является одним из ведущих торгово-экономических партнёров России среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но объём российско-японской внешней торговли, по оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, составляет всего 7,4 млрд. долл., а исходя из потенциалов этих стран, нормальный объём должен быть не менее 100 млрд. долл. Российский экспорт в Японию носит ярко выраженную сырьевую направленность: это цветные и драгоценные металлы, рыба и морепродукты, лес и лесоматериалы, уголь, а также чёрные металлы и мазут. Импорт представлен продукцией машиностроения и бытовой электроники, металлопродукцией, а также химическими и текстильными товарами.

       Возможности для развития экономических  контактов между Россией и  Японией существуют огромные. Прежде  всего они заключены в энергоресурсах  Сибири и Дальнего Востока.  Основным препятствием в развитии экономических связей между этими странами является проблема Курильских островов [30, с. 328].

    Российско-индийские экономические  отношения имеют давние традиции. В настоящее время доля 4-х главных  групп – чёрных и цветных металлов, минеральных удобрений, газетной бумаги, а также машин и оборудования составляет более 2/3 всех поставок российского экспорта. На машины и оборудование в целом приходится 9 – 12%. В экспорте Индии в нашу страну доминируют сельскохозяйственные товары и продовольствие: чай, табак, кофе, перец, рис, а также текстильные изделия. Доля России в индийском экспорте чая составляет около 40%, табака – 24%, кофе – 18%, риса – 13%, медикаментов – 11%. В настоящее время на долю Индии приходится около 1/3 суммарного объёма российского экспорта военной продукции.

        Основными торговыми партнёрами  России среди стран СНГ продолжают  оставаться Белоруссия, Украина,  Казахстан и Узбекистан, на долю  которых приходится 90% от общего  объёма товарооборота с этими  государствами. Причём по объёму товарооборота Белоруссия в настоящее время занимает 2 место, после Германии, среди государств дальнего и ближнего зарубежья, а Украина входит в первую десятку торговых партнёров России( Рис. 1.6). Сейчас наступил период, когда отношения с Украиной налаживаются, торговля будет расширяться.

  

Рис. 1.6. Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ

в 2009 г. , млрд долл. /29/

     В структуре импорта России из стран  СНГ в 2009 г. увеличились удельные веса продовольственных товаров и сырья для их производства; продукции химической промышленности; текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля машин, оборудования и транспортных средств; металлов и изделий из них и минеральных продуктов.

     Важным  шагом в развитии интеграционного взаимодействия стал запуск 1 января 2010 г.  формируемого Россией, Белоруссией и Казахстаном таможенного союза, предполагающего создание единой таможенной территории и применение единого таможенного тарифа. Следующим этапом станет формирование с 1 января 2012 г. единого экономического пространства.

       Таким образом, основным направлением  внешней торговли России остаётся  Европейский континент. Благотворное  влияние на объёмы и характер  торговли России и ЕС будет  оказывать дальнейшее развитие  рыночной экономики в нашей стране, рост открытости российского хозяйства и его включение в мировую экономику. Важным условием для роста экономического сотрудничества является укрепление международных политических отношений и преодоление негативного влияния мирового финансово-экономического положения. По мнению автора, нашей стране нужно развивать сотрудничество на постсоветском пространстве, создавая условия для появления взаимного интереса к такому сотрудничеству у стран СНГ.  Вот важнейший вектор нашего внешнеэкономического развития. Основанием служит тот факт, что за последние годы на пространстве СНГ сформировался ряд организаций «по интересам», решающих конкретные задачи взаимного экономического и научно-технического сотрудничества между членами этих группировок. Среди них Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество 5 стран (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана)

        

3. Заключение

 

      Теории  международной торговли объясняют  причины и условия ее возникновения. Кроме раннего направления меркантилистов, выводивших внешнюю торговлю из задачи увеличения запасов золота и драгоценностей в стране, все основные концепции видят причину торговли между народами в экономических преимуществах и выгодах международного разделения труда. А. Смит и Д. Рикардо обосновали и сформулировали положение об абсолютных и относительных преимуществах стран, связанных с различием издержек производства, затрат труда.

      Дальнейшее  развитие теории основано на применении учения о факторах производства, главные из которых - земля, капитал и труд - определяют для страны возможные преимущества в международном обмене. Современные концепции (Б. Олин, Э. Хекшер) уточняют такой подход, подчеркивая неоднородность основных факторов, роль цен, спроса и предложения. В итоге каждая страна должна использовать имеющиеся преимущества (в затратах труда, по А. Смиту и Д. Рикардо, или в факторах производства), вывозя те товары, по которым они есть, и ввозя те, где их нет.

      Все эти теории, за исключением первой, отстаивают принцип свободы торговли. Теория жизненного цикла товара предполагает производство многих готовых изделий сначала в странах нововведения с последующим развитием экспорта в другие страны, а затем переход к импорту данных товаров из последних. Жизненный цикл товара с учетом международного обмена удлиняется, а принцип ЖЦТ влияет на позицию страны в международной торговле.

      Особо следует отметить значительный вклад в развитие теории международной торговли М. Портера - автора теории международной конкуренции. Большое внимание в ней уделяется формированию национальной макросреды в процессе взаимодействия основных детерминантов, определяющих конкурентные преимущества ведущих отраслей и фирм на мировом рынке. Теория конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в международную торговлю с условиями конкуренции, преимуществами в конкурентоспособности своих товаров, поступающих на внешний рынок. Доктрина подобия стран объясняет преимущественное развитие международной торговли между одинаковыми странами, в том числе передовыми, большей взаимоприспособленностью их рынков. Она имеет практическое значение и для разработки внешнеэкономической стратегии России.

      Все эти теории вполне подходят развитым странам. Однако они не подходят для  создания равных возможностей участия в международной торговле развивающихся стран. На конференции ВТО в Канкуне (2003 г.) развивающиеся страны впервые консолидированно выступили как противовес политике ведущих развитых стран. Теория и практика либерализации международной торговли нуждается в корректировке с учетом интересов развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Информация о работе Тенденции развития внешней торговли России