Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Введение.
Глава I: Элементы международной торговли.
1.1Торговцы, агенты и конфирмационные дома.
1.2Классическая теория международной торговли.
1.3Роль банков в международной торговле.
1.4Основные факторы, влияющие на предложение и спрос на валюту.
Глава II :Основные этапы в развитии мировой торговли.
2.1Структура и основные товаропотоки мировой торговли.
2.2Виды мировой торговли
Оптовая торговля.
Глава III Проблемы международной торговли.
3.1Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними.
3.2Как организовать торговлю со странами СНГ.
Заключение.
Список литературы.
В то же время только Туркменистан выделился ростом ВНП, в первую очередь, за счет увеличения сельскохозяйственного производства, где наиважнейшей экспортной культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки нефтепродуктов. В общем за период 1990 - 1994 годов сокращение общего объема производства в странах СНГ достигло чуть ли не 50% для России и 60% для Латвии, Литвы, Молдовы и некоторых других бывших республик СССР.
Глубокий кризис в 90-е годы также вызвал резкое падение производства в Украине. Начиная с 1990 года происходило постоянное нарастание кризисных явлений. Пик кризиса пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994 года, когда отметка максимального падения ВНП достигла 45%.
В определенной мере 1994 можно назвать обнадеживающим, поскольку именно в этом году наметилась некоторая производственная и финансовая стабилизация. Если в I квартале 1994 года объем промышленного производства сократился на 44,2%, то потом уже определилось некоторое его нарастание: во II квартале на 10,5%, в третьем - на 11,1%, в IV - 16,8%.
К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением производства в декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Выпуск промышленной продукции в феврале и марте 1995 года практически стабилизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все таки не дают ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. Во-первых, тревогу вызывают низкие темпы осуществления реформ. Таким образом, позитивные тенденции, которые впервые возникли в экономике, пока еще не являются следствием долгоожидаемого перелома в экономическом развитии и не приобрели стойкого характера. В то же время в экономике сохраняются и углубляются кризисные явления, особенно в машиностроительном и других секторах экономики. Эти процессы вызвали значительные обострения социально-экономического положения, увеличения скрытой безработицы.
Согласно материалам Минстата Украины следует, что на конец 1994 года уровень безработицы в целом по стране составил 0,29% населения трудоспособного возраста. В то же время Минстат сообщил, что в условиях неполной занятости на протяжении года в промышленности работал чуть ли не каждый третий. Приведенные цифры свидетельствуют о довольно слабом развитии рыночных отношений на Украине. В ряде стран СНГ, в том числе России, Молдове и прочих, процессы рыночных преобразований приобрели более высокие темпы.
Объем экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1994 году оценивался в 31 трлн. рублей, в том числе экспорт - 14 трлн. рублей. Экспортные операции в 1994 году осуществлялись в основном с Россией, Молдовой, Беларусью, импортные - с Россией и Туркменистаном. Анализ показывает, что негативное влияние падения межреспубликанской торговли наиболее остро проявляется на экономиках небольших стран СНГ, мера зависимости которых от внутрисоюзного рынка была наиболее значительной. В состав экономических, политических и социальных аспектов переходного периода в странах СНГ следует добавить также и тот факт, что техническая помощь и инвестиции из-за границы были значительно ниже чем ожидалось.
В опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов МВФ дается оценка экономического положения в бывших республиках СССР и приводится мнение МВФ о путях дальнейших преобразований в их торговле. "Картина, которая не вызывает оптимизма" ѕ так МВФ оценивает перспективы экономического развития региона. Однако, в исследовании отмечается, что распад СССР создал уникальную возможность для осуществления торговой политики с новыми суверенными странами. По оценкам МВФ уровень инфляции в республиках бывшего СССР составил в 1994 году 457,7%, а в 1995 году ѕ 83,2% (в 1992 - 1993 г. г. этот показатель превышал 1200%) . По мнению экспертов МВФ тогда как большинство стран мира ощутят реальные блага от либерализации торговли, большинство новых независимых государств, особенно Украина и Беларусь, как и раньше, будут ощущать экономические убытки от процесса разрыва экономических связей, который продолжается. В основу своих рекомендаций МВФ ставит процесс либерализации торговли в странах СНГ. На первое место ставится снятие контроля над экспортом. И хотя эта мера связана с необходимостью решения других проблем ѕ либерализации цен и валютного обмена, выработка соответствующей финансовой политики, уже на первой стадии возможным является снятие таможенного контроля в количественном выражении.
Сегодня очевидным фактом стала необходимость возобновления связей с бывшими республиками СССР с целью стабилизации экономической ситуации в каждой из них. Однако ключевой проблемой остается вопрос эквивалентности обмена между ними. Так, расчеты во внешнеторговых ценах, которые приводятся статкомитетом СНГ, показывают, что в рамках перераспределения национального дохода в 1993 году Россия передавала другим республикам 6,6% своего национального дохода, Беларусь ѕ 5,4%. В тоже время другие республики в соответствии с этим получали дотацию к своему произведенному национальному доходу в размере: Казахстан - 28%, Узбекистан - 25%, Украина - 6,7%. Система межреспубликанского разделения труда, которая исторически сложилась в СССР, не может рассматриваться как оптимальная. Поэтому при формировании нового экономического союза необходима разработка новой схемы сотрудничества.
Первые реальные попытки скоординировать экспортно-импортную политику СНГ пока что были безуспешными. Наиболее рационально, на наш взгляд, при разработке торговой политики СНГ взять за основу принципы Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) . Совместимость с нормами ГАТТ придает для стран СНГ еще более важное значение с позиции того, что пять его стран - членов начали процесс вступления в эту международную организацию, а за ними следом могут пойти и другие страны. По определению ГАТТ, зона свободной торговли (ЗСТ) , или то, что хотят создать страны СНГ, это группа из двух или более таможенных территорий, где на товары, произведенные на них не облагаются таможенной пошлиной и прочие таможенные барьеры не имеют действия, что касается практически всей торговли между этими территориями.
Второе важное условие ЗСТ заключается в том, что ее цель должна сводиться к содействию торговле в рамках данной территории и не создавать барьеров в торговле с другими странами за пределами ЗСТ. Третьим важным элементом ГАТТ считает необходимость создания ЗСТ в течение 10 летнего периода относительно с заранее установленными планом и графиком. Согласно требованиями ГАТТ необходимо также разработать конкретную программу, которая согласуется с необходимостью либерализации торговли между странами СНГ. Достаточно важным также является положение ГАТТ о ЗСТ, которое касается свободного регионального транзита, что в принципе должно решить основные проблемы предпринимательского сектора. С этой целью одновременно с реформой структуры грузовых перевозок в СНГ необходимо будет отменить таможенный сбор на транзит. Стало очень актуальным осуществление дополнительных мер в СНГ, которые направлены на улучшение сотрудничества в рамках региона международных конвенций по перевозкам грузов, а также о стимулировании и рационализации экспедирования грузов. В этой связи также требуется решить вопросы о границах деятельности бюро по фрахтованию грузов для организации оборотного фрахта.
Необходимость координации экспорта -импорта в СНГ породило серьезную проблему реэкспорта товаров в третьи страны, из-за которого несут убытки все страны СНГ. Имеется в виду так называемый несанкционированный реэкспорт. С целью его недопущения в СНГ планируется организовать системы информирования партнеров о движении товаров, которые подлежат тарифному лицензированию. В отношении реэкспорта товаров в третьи страны приемлемым решением могла бы быть выплата 50% валютной выручки стране производства товара.
Для того, чтобы либерализация торговли в странах СНГ была эффективной, планируется сменить и административную и предпринимательскую практику осуществления внешнеторговой деятельности. Вместо бартера и других форм централизованной торговли должна прийти самостоятельная торговля между предприятиями стран СНГ. На протяжении согласованного периода времени будет осуществлен постоянный отказ от обязательных и предыдущих перечней товаров с обозначением количества и цены, которые прилагаются к двусторонним соглашениям.
Создание ЗСТ СНГ ни в коей мере не должно стать изолированным процессом. Развитие региональной экономической интеграции должно сопровождаться интегрированием в мировую торговую систему и ее экономические институты. С другой стороны, интегрирование стран СНГ в мировую торговую систему должно стать опорой для их региональной интеграции. Все страны СНГ сейчас пребывают на переходном этапе. Чтобы всем им присоединиться к ГАТТ, нужно определенное время для того, чтобы привести свои правовые и административные системы в соответствие с соглашениями ГАТТ. Значительно вступлению стран СНГ в ГАТТ может помочь техническое содействие международных учреждений системы ООН.
Для того, чтобы ЗСТ СНГ стало действенной достаточно существенным, по нашему мнению, является сотрудничество стран СНГ в деле гармонизации, упрощения процедур торговли, а на поздней стадии ѕ унификация таможенных процедур, формальностей таможенного контроля и документации, а также постепенная ликвидация некоторых из названных элементов взаимной торговли стран СНГ в рамках ЗСТ. Наиболее рациональный путь в этом отношении ѕ придерживаться международной практики и типовых правил и положений, которые содержатся в ряде международных конвенций и соглашений.
Для осуществления более эффективных методов международной торговли и подходов к таможенному контролю в странах СНГ в рамках ЗСТ нужно будет создать интегрированную электронную систему обработки данных и документации, которая охватывала бы все торговые потоки.
Наконец хотелось бы выделить, что в рамках бывшего СССР происходят великие, исторической важности перемены, на которые обращено внимание мирового сообщества. Этот интерес не случаен, поскольку с усилением СНГ ожидается развитие параллельного процесса интегрированности содружества в европейскую и мировую экономику, а это процесс взаимовыгодный. Международный совет в Кишиневе показал, что в деле уточнения экономических взаимоотношений между странами СНГ, Балтии, ЕЭС большую позитивную роль могут сыграть различные правительственные и неправительственные организации, банковские структуры, инвестиционные фонды, а также международные организации системы ООН.
Добрая воля стран СНГ, направленная на развитие стабильных торговых отношений между ними, ѕ залог успеха в решении этого жизненно важного для вопроса.
Заключение.
Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.
Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.
Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколь-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.
Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран, как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли: Развитая внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п.. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.
В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.
Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия можно прийти к следующим основным выводам:
Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции. Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более усилится.
Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом.
Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы Маршалла и военной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству.
Следует признать, что доминирующим направлением в отношениях между странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не признающей никаких искусственных преград и препонов торговле.
В работе была сделана попытка рассмотреть особенности нынешней международной торговой политики Украины, внешнеэкономические проблемы и возможные пути их разрешения с максимальной выгодой для нашего государства. В итоге я пришла к выводу, что без наличия соответствующих конкурентных преимуществ Украине нечего и думать о завоевании каких-либо ниш, а тем более о занятии лидирующего положения на мировых рынках.